В целях приведения нормативных правовых актов Правительства Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014-2024 годы" следующие изменения:
в наименовании и пункте 1 слова "на 2014-2024 годы" исключить;
в преамбуле после слова "использования" дополнить словом "компримированного";
пункт 2 признать утратившим силу;
в государственной программе Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014-2024 годы (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2014-2024 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты Государственной программы
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Государственной программы
Российская Федерация занимает 1-е место в мире по запасам природного газа. В условиях прогнозируемого сокращения спроса на природный газ в странах Европейского союза большое значение приобретает расширение внутреннего рынка, перспективным сегментом которого является природный газ, используемый в качестве моторного топлива, в компримированном и сжиженном виде.
Основным потребителем такого топлива является автомобильный транспорт.
В Самарской области газозаправочная инфраструктура на 01.01.2024 будет представлена сетью из 12 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС), реализующих компримированный природный газ (далее - КПГ), в таких городах, как Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, в п. Курумоч и с. Белозерки муниципального района Красноярский, а также 1 многотопливной заправочной станцией с модулем КПГ в г. Похвистнево.
Развитие рынка КПГ характеризуют два ключевых показателя: увеличение объёма потребления КПГ на транспорте через региональную заправочную сеть и рост количества транспортных средств, использующих КПГ в качестве моторного топлива. Так, объём потребления КПГ на транспорте с 2014 года вырос в 6 раз и составил на начало 2023 года 29,98 млн. куб. м. Количество транспортных средств, использующих КПГ в качестве моторного топлива, в Самарской области, по данным ежегодной отчетности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД МВД России), выросло с 2014 года более чем в 4 раза и составило на начало 2023 года 3516 единиц. Однако доля транспорта на КПГ при этом в общем количестве транспорта в Самарской области невелика - 0,26% на начало 2023 года.
Согласно оценке ООО "Газпром газомоторное топливо" по итогам 2022 года Самарская область занимает 17-е место по объёму потребления КПГ на транспорте среди 72 оцениваемых субъектов Российской Федерации. К 2026 году планируется увеличение данного показателя с 29,98 до 34,0 млн. куб. м.
Компримированный природный газ в качестве моторного топлива используют в основном для заправки городских и пригородных автобусов, легковых и грузовых малотоннажных автомобилей, коммунальной техники, имеющих незначительный радиус обслуживания и возможность дозаправки в течение рабочего дня на АГНКС.
Данные виды транспорта, работающие на традиционных видах топлива, являются основным источником выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, объем которых, по данным Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, за 2022 год составил 69,59 тыс. тонн, в том числе выбросы от автотранспорта - 68,59 тыс. тонн. Внедрение газомоторной техники способствует уменьшению негативного влияния транспорта на состояние окружающей среды.
Основными факторами, сдерживающими развитие рынка КПГ, являются:
недостаточное количество заправочных станций КПГ, расположенных в зоне оптимальной транспортной доступности;
отсутствие или незначительные объемы производства техники, использующей КПГ в качестве моторного топлива, а также более высокая покупная цена такой техники по сравнению с ценой техники, использующей традиционные виды топлива;
низкие темпы переоборудования автотранспортных средств для использования КПГ в качестве моторного топлива;
возникновение у организаций, эксплуатирующих технику, использующую КПГ в качестве моторного топлива, дополнительных расходов на модернизацию производственной базы и подготовку персонала;
недостаточное количество сертифицированных центров, предлагающих услуги по переоборудованию техники для использования КПГ в качестве моторного топлива, ее обслуживанию и ремонту;
недостаточная информированность бизнеса о преимуществах использования КПГ в качестве моторного топлива.
Основными факторами, сдерживающими развитие заправочной инфраструктуры КПГ в Самарской области, являются:
длительный срок реализации проектов строительства газозаправочных объектов по причинам долгого поиска земельных участков для их размещения и приведения таких объектов в соответствие нормативно-техническим требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
низкий уровень загрузки существующих объектов газозаправочной инфраструктуры, что делает экономически невыгодным дальнейшее развитие сети газозаправочной инфраструктуры для компаний-инвесторов.
Основными факторами, влияющими на темпы переоборудования транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива в Самарской области, являются:
ограниченные возможности перевода существующей техники на использование КПГ из-за конструктивных особенностей или длительного срока эксплуатации;
недостаточная информированность физических и юридических лиц о возможностях переоборудования транспортных средств на использование КПГ в качестве моторного топлива в Самарской области (о технических особенностях эксплуатации таких автомобилей, возможности государственной финансовой поддержки переоборудования, маркетинговых программах компаний, эксплуатирующих объекты газозаправочной инфраструктуры);
необходимость получения заключения предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства перед проведением работ по установке газобалонного оборудования и последующей регистрации установки газобалонного оборудования в ГИБДД МВД России.
2. Описание приоритетов и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты и цель государственной политики в сфере реализации Государственной программы установлены с учетом национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Ключевыми документами стратегического планирования в сфере развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации являются Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р (далее - Энергетическая стратегия), и государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики").
В соответствии с Энергетической стратегией целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике на период до 2035 года.
Энергетическая стратегия определяет необходимость ускоренного перехода (модернизационного рывка) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Одной из характеристик данного рывка является расширение спектра применения газомоторного топлива.
На территории Самарской области одним из инструментов реализации государственной энергетической политики является Государственная программа.
Целью Государственной программы является расширение использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива в Самарской области.
Данная цель коррелирует со следующими приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации, установленными Энергетической стратегией:
гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности субъектов Российской Федерации, расположенных на геостратегических территориях;
первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;
развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке;
рациональное природопользование и энергетическая эффективность.
Одним из направлений деятельности по достижению цели развития энергетики Российской Федерации, определенной в Энергетической стратегии, является эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса. В рамках развития газовой отрасли необходимо обеспечить увеличение объемов производства и потребления газомоторного топлива.
В качестве механизма решения данной задачи предлагается обеспечение налогового стимулирования инфраструктуры производства и реализации газомоторного топлива, стимулирования производителей транспортной техники к увеличению производства и расширению модельного ряда техники, использующей газомоторное топливо, а также разработка и экспорт соответствующих технологий для расширения рынка использования природного газа как моторного топлива.
Реализация Государственной программы осуществляется также исходя из принципа обеспечения приоритетов социально-экономического развития Самарской области, установленных документами стратегического планирования. Расширение использования транспортных средств на газомоторном топливе является одной из мер по охране атмосферного воздуха от загрязнения стационарными и передвижными источниками, определенных в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441.
3. Сведения о взаимосвязи Государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты и цель Государственной программы взаимосвязаны с целями государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики". Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" направлена на развитие топливно-энергетического комплекса страны в соответствии с приоритетами и целями государственной политики, определенными такими документами стратегического планирования, как Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 N 216, и Энергетическая стратегия.
Реализация Государственной программы способствует достижению следующих целей государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики":
повышение эффективности обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской Федерации соответствующими объемами производства продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса;
уменьшение негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптация их к изменениям климата;
повышение инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса.
Показатель Государственной программы определен как объем потребления компримированного природного газа на транспорте. Данный показатель полностью коррелирует с показателем Энергетической стратегии, а также с показателем государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" "Объем потребления метана на транспорте".
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" реализуется федеральный проект "Чистая энергетика" (далее - Федеральный проект). Задачей данного проекта является кратное увеличение количества заправочных станций, обеспечивающих заправку сжиженным и компримированным газом (не менее чем 1188 единиц к 2024 году и не менее чем 1932 единицы к 2030 году в целом по Российской Федерации).
В рамках реализации Федерального проекта предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат на переоборудование существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, на использование природного газа в качестве топлива, а также на возмещение части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на реализацию мероприятий по строительству объектов заправки транспортных средств компримированным природным газом.
4. Задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы, способы их эффективного решения
Для достижения цели Государственной программы необходимо решить следующие задачи, определенные в комплексе процессных мероприятий "Создание условий для расширения использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива в Самарской области":
развитие заправочной инфраструктуры компримированного природного газа в Самарской области;
содействие в переоборудовании транспортных средств для использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива в Самарской области.
Достижение первой задачи будет обеспечено за счет стимулирования инвесторов на создание и ввод в эксплуатацию объектов газозаправочной инфраструктуры.
Для достижения второй задачи будет обеспечено возмещение недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы по переоборудованию транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива.
Ожидаемыми результатами реализации Государственной программы к концу 2026 года являются:
увеличение количества АГНКС до 15 единиц;
увеличение объема потребления метана на транспорте до 34,0 млн. куб. м;
переоборудование 4 940 единиц условных транспортных средств на использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива;
увеличение количества транспортных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива, до 3821 единицы.";
приложения 1-11 признать утратившими силу.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство промышленности и торговли Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - |
Н.И. Катина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2023 г. N 1191 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014-2024 годы"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 6300202312290057
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 29 декабря 2023 г.
газета "Волжская коммуна" от 12 января 2024 г. N 4