В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях приведения нормативных правовых актов Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 622 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014-2030 годы" следующие изменения:
в наименовании слова "на 2014-2030 годы" исключить;
в пункте 1 слова "на 2014-2030 годы", "далее - Программа" исключить;
пункт 3 признать утратившим силу;
в государственной программе Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014-2030 годы (далее - Программа):
в наименовании слова "на 2014-2030 годы" исключить, слова "далее - Программа" заменить словами "далее - Государственная программа";
паспорт Программы признать утратившим силу;
текст Программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты
и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Самарская область - один из ведущих индустриальных регионов Российской Федерации, обладающий значительным экономическим, социальным и мощным научно-инновационным потенциалом.
Самарская область входит в Топ-10 регионов по объёму внутреннего регионального продукта (далее - ВРП) в Российской Федерации, который составляет 2,1 трлн рублей (по итогам 2021 года). Это составляет 1,8% от общего объема ВРП субъектов Российской Федерации.
Ключевыми отраслями промышленности региона являются автомобилестроение, аэрокосмическая и нефтехимическая промышленность, а также сельское хозяйство, деятельность которых подкреплена промышленным инжинирингом:
производство 42,4% новых автомобилей в России (по итогам 2022 года);
концентрация полного цикла производства всего спектра аэрокосмической техники, стопроцентное обеспечение пилотируемых запусков в космос;
производство 10% от российского объема топочного мазута, 8% автомобильного бензина, 6% дизельного топлива и 6% первичной переработки нефти.
Самарская область предлагает полный выбор инвестиционных площадок с развитой инфраструктурой и оптимальной доступностью и ценой ресурсов для реализации любых проектов.
На территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Тольятти" (далее - ОЭЗ ППТ "Тольятти") созданы объекты инженерной инфраструктуры и транспортной сети. По состоянию на сентябрь 2023 года резидентами ОЭЗ ППТ "Тольятти" являются 35 компаний, 16 из которых уже осуществляют выпуск продукции. Резидентами инвестировано более 26 млрд. рублей. На предприятиях создано более 2200 новых рабочих мест.
По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, ОЭЗ ППТ "Тольятти" ежегодно входит в группу наиболее эффективных особых экономических зон. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", площадка входит в тройку лучших особых экономических зон, расположенных за пределами московской агломерации.
В регионе действуют три государственных индустриальных парка "Преображенка", "Чапаевск", "Тольятти" и два логистических парка "Новосемейкино" и "Преображенка 2". На текущее время 77 производственных предприятий действующих государственных парков обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой в достаточных объемах. Инвесторами вложено 43,5 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, в том числе в 2022 году - 11 млрд. рублей, создано 9079 рабочих мест (в том числе 1826 рабочих мест в сфере производственной деятельности).
Для привлечения большего количества инвесторов в Самарскую область ведется активная работа по обустройству за счет бюджетных средств инвестиционных площадок объектами инженерной инфраструктуры, в том числе тепло-, газо-, водо-, электроснабжением и водоотведением, а также осуществляется предоставление преференций управляющим компаниям в целях компенсации понесенных ими затрат по формированию и организации земельных участков, обеспечению их инфраструктурой.
В двух моногородах Самарской области - Тольятти и Чапаевске продолжают функционировать территории опережающего развития (далее - ТОР). В реестр резидентов ТОР, создаваемых в моногородах, включены 77 компаний: 65 резидентов ТОР "Тольятти" и 12 резидентов ТОР "Чапаевск". Общая сумма планируемых инвестиций составляет 52,4 млрд. рублей, которые будут направлены на создание 15,3 тыс. рабочих мест. Резидентами ТОР уже запущено более 50 производств, вложено 34,9 млрд. рублей, создано 11062 рабочих места.
Особое внимание уделяется формированию благоприятных условий для привлечения в монопрофильные муниципальные образования (моногорода) инвесторов, создающих новые направления развития территорий и новые рабочие места. Предусмотрено предоставление инвесторам, реализующим инвестиционные проекты монопрофильных городских округов Самарской области Октябрьск, Похвистнево, Чапаевск, субсидий за созданные рабочие места.
Привлечение инвесторов на территорию Самарской области остается определяющим условием успешной модернизации региональной экономики.
Проводится работа по привлечению внебюджетных инвестиций для строительства объектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. По состоянию на октябрь 2023 года в стадии активной реализации находятся 58 проектов общей стоимостью свыше 209,9 млрд. рублей, в том числе по 47 проектам уже осуществляется деятельность, привлечено более 133,28 млрд. рублей инвестиций, создано более 4700 рабочих мест.
В 2023 году продолжается работа по реализации масштабных инфраструктурных проектов, в том числе по строительству мостового перехода через реку Волгу в районе г.о. Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 "Урал", а также по созданию и эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения деятельности ОЭЗ ППТ "Тольятти".
В рамках реализации заключенного между Правительством Самарской области и ОАО "РЖД" концессионного соглашения о создании (строительстве) и эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения деятельности ОЭЗ ППТ "Тольятти" концессионер обязуется за свой счет создать следующие объекты:
соединительный железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 16,7 км от границы площадки ОЭЗ ППТ "Тольятти", примыкающий к инфраструктуре общего пользования станции "Тольятти" Куйбышевской железной дороги;
внутриплощадочные железнодорожные пути необщего пользования, расположенные на площадке ОЭЗ ППТ "Тольятти", включая объекты таможенной инфраструктуры.
Строительство железной дороги на территории ОЭЗ ППТ "Тольятти" и подведение к ней железнодорожных путей является стратегически важным направлением не только для г.о. Тольятти, но и для Самарской области в целом.
В рамках внедрения системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации созданы специализированные организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. В Самарской области данную функцию по обеспечению благоприятного инвестиционного климата выполняет некоммерческая унитарная организация - фонд "Агентство по привлечению инвестиций Самарской области" (далее - агентство).
Агентство является единым информационным центром для инвесторов, а также оказывает всестороннюю поддержку инициаторам инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Это целый спектр услуг - от подбора площадки для реализации проекта до его выхода на финальную стадию и предоставления необходимой государственной поддержки.
Около половины инвесторов, находящихся в активной стадии реализации инвестиционных проектов, испытывают потребность в привлечении заемных средств. В целях оказания комплексной поддержки инициаторам инвестиционных проектов и повышения доступности кредитных средств областным бюджетом предусмотрено возмещение затрат инвестора на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Затраты организаций на инновации в 2021 году составили 63,7 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2017 годом в 1,5 раза.
Уровень инновационной активности организаций Самарской области по итогам 2022 года составил 17,9%. По данному показателю регион занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) и 3-е место в России, в то время как в 2018 году занимал последнюю позицию в ПФО и 60 строчку по стране.
В 2022 году в Самарской области произведено инновационных товаров, работ и услуг на сумму 210,6 млрд. рублей, что составляет 3,3% инновационной продукции, произведенной в России и 10,3% в ПФО. По данному показателю регион занимает 3-е место в ПФО и 8-е место в России.
В регионе наращиваются масштабы изобретательской деятельности, внедрения новых технологий. В 2022 году организациями и предприятиями Самарской области была разработана 41 передовая производственная технология, что почти в 2 раза превышает показатель 2018 года.
В Самарской области реализованы системные действия по формированию инновационной инфраструктуры как платформы для завершенного инновационного цикла. Для поддержки и продвижения инновационных разработок реализована система инфраструктурных организаций - институтов инновационного развития, создавших платформу для завершенного инновационного цикла, в которую входят Центр инновационного развития и кластерных инициатив, являющийся управляющей компанией технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина", Инновационный фонд Самарской области, Венчурный фонд Самарской области, Региональный центр инноваций и другие.
Основной перспективной задачей является системная работа по формированию и реализации инновационных проектов, продвижению инновационной продукции на отечественном и мировом рынке, развитию сотрудничества в инновационной сфере, обеспечению скоординированной работы созданных институтов инновационного развития.
Реализация Государственной программы необходима в целях развития накопленного инновационного потенциала, повышения инвестиционной привлекательности региона. В результате регион получит современные конкурентоспособные продукты и укрепит свои позиции в сфере разработки и внедрения новых технологий.
Несмотря на наличие многообразных форм государственной поддержки инновационной деятельности, таких как предоставление грантов, субсидий, вхождение в уставный капитал, софинансирование проектов совместно с федеральными институтами, консультационная и организационная поддержка, необходимо продолжить работу по интенсификации инновационной деятельности в Самарской области, совершенствованию институтов развития и использованию новых организационно-финансовых механизмов и управленческих решений.
В Самарской области ведется работа по формированию кластера беспилотных авиационных систем (далее - БАС), включающего в себя полный цикл создания БАС - от разработки, проектирования и проведения летных испытаний до серийного производства, постпродажного обслуживания, сервиса и создания сети потребления.
Самарская область принимает активное участие в реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы". В частности, отдельное внимание уделено созданию в регионе крупного регионального научно-производственного центра испытаний и компетенций в сфере развития БАС, аккредитованного Федеральным агентством воздушного транспорта, где будут сосредоточены все основные виды комплексной поддержки производства БАС.
В целях поддержки экспортно ориентированных предприятий в регионе, в том числе для преодоления барьеров, препятствующих запуску и расширению экспортной деятельности в Самарской области, осуществляет свою деятельность Центр поддержки экспорта Самарской области. Кроме того, для взаимодействия бизнеса в рамках обмена опытом по ведению экспортной деятельности с 2021 года функционирует автономная некоммерческая организация "Клуб экспортеров Самарской области". Для развития Самарской области в данном направлении организовываются бизнес-миссии, осуществляется участие в выставочных международных мероприятиях, проводятся консультации для экспортеров региона.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Основной целью Государственной программы является создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей инвестиционную и инновационную активность в Самарской области.
Основная цель Государственной программы связана с национальной целью развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", предусмотренной Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р (далее - Единый план).
Показатель Государственной программы "Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" напрямую связан с показателем, характеризующим достижение национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года в соответствии с Единым планом.
Основными целями инвестиционной политики Самарской области являются:
обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики Самарской области;
улучшение качества жизни населения Самарской области;
создание условий для опережающего инвестиционного развития Самарской области;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
стимулирование инвестиционной деятельности в Самарской области с использованием финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций, в рамках которых реализуются структурные элементы, связанные с комплексной поддержкой инвестиционных проектов и их сопровождением;
развитие инструментов привлечения инвестиций;
распространение информации об инвестиционных возможностях Самарской области.
Основными целями инновационной политики в сфере реализации Государственной программы является повышение конкурентоспособности инновационной системы и развитие новых перспективных секторов, в том числе:
формирование единой региональной системы по коммерциализации инноваций;
стимулирование инновационной активности компаний;
реформирование механизмов управления региональной инновационной системой;
содействие реализации инновационных проектов, нацеленных на формирование приоритетных для Самарской области рынков в рамках реализации Национальной технологической инициативы.
Целью экспортной политики Самарской области является определение приоритетных направлений, барьеров, рисков и инструментов для создания благоприятных условий ведения экспортной деятельности в регионе:
содействие реализации на территории Самарской области мероприятий национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в целях формирования в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов;
внедрение Регионального экспортного стандарта 2.0, утвержденного протоколом заочного голосования членов проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 02.09.2022 N 5.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритетные направления Государственной программы соответствуют приоритетам и целям государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
Стратегические направления, основные цели и задачи инвестиционной и инновационной политики Самарской области, наиболее приоритетные направления инвестирования определены Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 (далее - Стратегия).
Основным макроэкономическим показателем, характеризующим результат поставленных целей, является достижение до 2030 года не менее 70% реального роста инвестиций в основной капитал по сравнению с показателем 2020 года в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Стратегические показатели, характеризующие приоритеты региональной инвестиционной и инновационной политики, соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
Основным приоритетом развития экспортной деятельности является участие региона в реализации на территории Самарской области мероприятий национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в целях формирования в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов. Региональная составляющая национального проекта связана с государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Мероприятия Государственной программы направлены на достижение целей обеспечения устойчивого развития экономики Самарской области посредством создания условий для повышения конкурентоспособности и экономического роста в соответствии с положениями Стратегии.
В целях поддержания устойчивого экономического развития Самарской области определены следующие ключевые задачи:
обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал, доступности долгосрочного кредитования, защиты и поощрения капиталовложений, стимулирование использования внутренних источников инвестиций;
повышение производительности труда путем модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта и создания высокотехнологичных рабочих мест;
обеспечение доступа к профессиональным кадрам и финансовым ресурсам;
создание на территории региона благоприятной деловой среды;
развитие международных деловых контактов и расширение рынков сбыта российской продукции.
Результатами реализации Государственной программы станут рост индекса физического объема инвестиций в основной капитал к 2030 году (по отношению к уровню 2020 года), до 149,2%, повышение уровня привлеченного финансирования на реализацию инновационных проектов Самарской области до 215%.
Реализация указанных задач будет осуществляться путем выполнения мероприятий региональных составляющих национальных проектов, мероприятий региональных проектов, не входящих в состав национальных проектов и комплексов процессных мероприятий Государственной программы.";
приложения 1-4, 5.1-5.5, 6, 7, 9, 12 к Программе признать утратившими силу.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - |
Н.И. Катина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2023 г. N 1192 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 622 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014-2030 годы"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 6300202312290055
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 29 декабря 2023 г.
газета "Волжская коммуна" от 12 января 2024 г. N 4