Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 29.12.2023 N 1179
Стратегические приоритеты
Государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов в Самарской области
За период реализации Государственной программы наблюдается тенденция к снижению общего количества инвалидов в Самарской области, при этом отмечается рост количества детей-инвалидов.
По данным Федерального реестра инвалидов, на 31.12.2022 общая численность инвалидов по Самарской области составляла 205 735 человек, из них 90 934 человек (44,2%) - инвалиды трудоспособного возраста, 114 800 человек (55,8%) - лица пенсионного возраста, 12 674 человека (6,2%) - дети-инвалиды в возрасте от 0 до 17 лет, в том числе 1 500 детей, инвалидность которым установлена впервые. На 01.01.2014 общая численность инвалидов по Самарской области составляла 246 336 человек, из них 9 290 человек - дети-инвалиды.
Доля тяжелых групп инвалидности у лиц из числа впервые признанных инвалидами в 2022 году в сравнении с 2017 годом увеличилась на 4,4 процентных пункта.
Отмечается тенденция к снижению первичного выхода на инвалидность среди взрослого населения у граждан трудоспособного возраста и увеличение данного показателя среди лиц пенсионного возраста.
При этом в структуре причин первичной инвалидности по итогам 2022 года преобладали:
среди взрослого населения - злокачественные новообразования (38,2%), болезни системы кровообращения (21,1%), ВИЧ (7,3%).
среди детского населения - психические расстройства (36,4%), врождённые аномалии (13,9%), болезни эндокринной системы (12,9%).
Учитывая многоплановый характер проблемы социальной адаптации инвалидов, которая включает в себя гарантии занятости и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), получения ими достойного образования, охраны здоровья, социальной и правовой защиты, реабилитации, получения необходимой информации, участия в политической, социальной и культурной жизни, на территории Самарского региона применяется комплексный программный подход к решению проблемы.
Социализация инвалидов в обществе и их успешная реабилитация во многом зависит от возможности их возвращения к трудовой деятельности.
В Самарской области на 01.01.2023 было зарегистрировано 21 924 работающих инвалида (27,5% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста). По состоянию на 01.01.2019 в регионе проживало 19 522 работающих инвалида (28,7% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста).
По состоянию на 01.01.2023 уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся в службу занятости, достиг 61,3%, что на 6,9 процентных пункта выше значения показателя по состоянию на 01.01.2022 и на 19,5 процентных пункта выше значения показателя по состоянию на 01.01.2014.
При этом уровень трудоустройства среди инвалидов молодого возраста (от 18 до 44 лет включительно) составил 63% (обратились 907 человек, из них 571 человек трудоустроен), что на 8 процентных пунктов превышает значение 2021 года (55%), и на 14,2 процентных пункта - значение 2013 года (48,8%).
Специалистами центров занятости на постоянной основе проводится анкетирование 6 700 инвалидов, составляются социальные паспорта (40,7 тыс. паспортов) и реестры граждан, нуждающихся в трудоустройстве, в которые включены 75 тыс. человек.
Реализована возможность самостоятельного трудоустройства инвалидов с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", в том числе раздела "Трудоустройство инвалидов".
Обеспечение занятости людей с ОВЗ - это важная социальная задача, которая дает инвалидам возможность ощущать себя полноправными членами общества, социализироваться и самостоятельно обеспечивать себя.
В целях сохранения рабочих мест для инвалидов предоставляются субсидии за счет средств областного бюджета юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств на выплату заработной платы инвалидам. Так, благодаря данной мере поддержки ООО "Самараавтожгут", учредителем которого является Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", в 2022 году сохранено 141 рабочее место для инвалидов: для них созданы условия и оплата труда наравне с другими работниками.
В Самарской области ведется работа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности и предоставлению инвалидам возможности беспрепятственного перемещения.
Осуществляется обследование и паспортизация социально значимых объектов в таких приоритетных для маломобильных граждан сферах жизнедеятельности как здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт, труд и занятость, культура и образование. Информация о степени доступности приоритетных объектов размещается в геоинформационной системе учета обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Самарской области "Государственная информационная система "Доступная среда".
По согласованию с общественными организациями инвалидов сформирован и утвержден перечень приоритетных объектов Самарской области, подлежащих обустройству и приспособлению с учетом доступности для инвалидов всех категорий, в который входят 1345 объектов социальной защиты, здравоохранения, труда и занятости, физической культуры и спорта, культуры, потребительского рынка и услуг, а также 635 объектов образования.
По состоянию на 31.12.2022 с учетом требований доступности для инвалидов оборудовано 782 приоритетных объекта социальной защиты, здравоохранения, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта, потребительского рынка и услуг (58,1% от общего количества приоритетных объектов). Количество частично доступных для инвалидов приоритетных объектов с 2014 года увеличилось на 285 единиц, а их доля в общем количестве приоритетных объектов возросла на 21,1 процентный пункт.
Кроме того, в сфере образования создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и получения детьми-инвалидами качественного образования в более чем 400 дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей.
В Самарской области реализуются программы среднего профессионального образования в 72 государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования и программы начального профессионального образования в 10 государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования. За период реализации программных мероприятий в Самарской области проведена работа по адаптации зданий и помещений, а также оснащению 20 учреждений в целях организации совместного обучения со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ.
Особое внимание в регионе уделяется вопросам ранней помощи и сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Участниками системы ранней помощи в Самарской области являются организации, находящиеся в ведении министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (11 реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ и 13 отделений государственного казенного учреждения Самарской области "Центр диагностики и консультирования"), министерства образования и науки Самарской области (государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр специального образования Самарской области" и 14 территориальных служб ранней помощи), а также детские поликлинические отделения лечебно-профилактических учреждений.
С 2019 года наблюдается тенденция увеличения количества детей, получающих услуги ранней помощи: в 2022 году услуги служб ранней помощи получили 26 888 детей, из них 1 455 детей-инвалидов, в 2019 году численность детей составила 19 299 человек, из них 1 289 детей-инвалидов.
Медицинская реабилитация осуществляется на всех этапах специализированной помощи. Проблемой медицинских учреждений, оказывающих услуги реабилитации, на сегодняшний день является отсутствие современного реабилитационного оборудования, компьютерной техники.
Региональная система инклюзивного образования направлена на обеспечение своевременного (возможно более раннего) выявления и коррекции отклонений в развитии детей, обеспечение доступности образования детей с ОВЗ, в том числе в школах по месту жительства (формирование системы инклюзивного образования).
В 2022 году муниципальные и государственные дошкольные образовательные организации Самарской области посещал 129 291 ребенок, из них 20 078 детей (15,5%) являются детьми с ОВЗ (из них 1 017 детей (5,1%) являются инвалидами). Из 20 078 детей с ОВЗ 9 347 детей посещают группы компенсирующей направленности, 10 320 детей - группы комбинированной направленности.
Из 358 837 обучающихся в общеобразовательных организациях 19 137 человек имеют статус ОВЗ, из них инклюзивно в 2022 году обучались 12 223 ребенка (в том числе 1 664 ребенка имеют статус ребенка-инвалида, инвалида), что на 12,5% больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года (в 2021 году - 10 864 человека).
Комплексная реабилитация инвалидов, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в системе социальной защиты населения Самарской области представлена 17 государственными реабилитационными учреждениями, из них 11 - для детей с ОВЗ (пропускная способность - 665 мест), 6 - для комплексной реабилитации инвалидов старше 18 лет (пропускная способность - 579 мест).
В 2022 году количество детей с ОВЗ, получивших реабилитационные услуги, составило 6 649 человек (в 2018 году - 6 077 человек), в том числе - 3 197 детей-инвалидов (в 2018 году - 2 290 человек), что составляет 26,4% от общей численности детей-инвалидов Самарской области (в 2018 году - 22,97%).
В реабилитационных учреждениях для инвалидов старше 18 лет в 2022 году получили реабилитационные услуги 9 779 человек (в 2018 году - 9 639 человек).
Несмотря на ежегодное увеличение спектра реабилитационных услуг, потребность инвалидов и детей-инвалидов в получении комплексных реабилитационных услуг сохраняется высокой в связи с ростом детской инвалидности и утяжелением групп инвалидности у взрослого населения.
Важным аспектом комплексной реабилитации является обеспечение инвалидов как за счет средств областного, так и федерального бюджетов техническими средствами реабилитации (далее - TCP), облегчающими их повседневную жизнь и способствующими возвращению человека к активной трудовой деятельности. Ежегодно за счет средств областного бюджета TCP обеспечивается около 2,5 тыс. инвалидов.
В каждом городском округе и муниципальном районе области созданы комнаты социально-бытовой адаптации (далее - КСБА), в которых возможно осуществить подбор необходимых гражданину TCP еще до определения группы инвалидности, обучиться навыкам их использования. На базе КСБА работают школы реабилитации и ухода, основной задачей которых является организация межведомственного взаимодействия в целях осуществления ранней реабилитации и обучения применению реабилитационных методик по восстановлению двигательной активности и социально-бытовых навыков с использованием TCP. Ежегодно услугами школы реабилитации и ухода пользуется около 30 тыс. человек.
Более чем 500 учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности Самарской области оказывают услуги с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. В настоящее время охват инвалидов, детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, вовлеченных данными учреждениями и организациями в занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, составляет 33,6 тысяч человек, из них более 14 тысяч - это дети от 0 до 18 лет.
Более 60% инвалидов, детей-инвалидов и лиц с ОВЗ получают реабилитационные и абилитационные услуги с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в учреждениях и организациях сферы труда и социальной защиты населения и сферы образования.
В Самарской области значение показателя "Доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом" выросло с 16,7% в 2017 году до 23,0% по итогам 2022 года.
Количество инвалидов, детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, занимающихся адаптивными видами спорта в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности, в Самарской области в настоящее время составляет более 6,5 тысяч человек.
В 2022 году в Самарской области численность работников в области адаптивной физической культуры и спорта составляла 500 специалистов, в том числе 88 специалистов в организациях сферы физической культуры и спорта.
Учреждения культуры Самарской области реализуют многочисленные социально-культурные проекты совместно с общественными организациями, а также организациями различной ведомственной принадлежности.
Вместе с тем проблемы реабилитации, и социальной интеграции инвалидов в Самарской области, как и в России в целом, остаются актуальными и требуют дальнейшей проработки, систематизации и комплексного решения.
Значительная часть социально значимых объектов, относящихся к муниципальной собственности, является недоступной для инвалидов.
Актуальной для Самарской области остается проблема трудоустройства инвалидов.
Создание в Самарской области новых производственных структур для трудоустройства инвалидов, чей труд, как правило, является низкопроизводительным, для работодателей является экономически невыгодным. В то же время сохранение уже созданных рабочих мест для инвалидов в Самарской области является одним из приоритетов государственной политики в области социальной защиты данной категории населения и способствует решению важной социальной задачи по трудоустройству людей с ОВЗ.
В сфере физической культуры и спорта важным вопросом остается недостаточность средств муниципальных бюджетов, направленных на повышение уровня доступности объектов спорта муниципальной собственности, введенных в эксплуатацию более 20 лет назад, и на проведение физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в муниципальных образованиях.
Большинство мероприятий учреждений культуры Самарской области также недоступно для отдельных категорий инвалидов, поскольку требуется комплексное дооснащение учреждений культуры техническими средствами адаптации и специальной литературой.
Существует высокая потребность в адаптации зданий и помещений государственных учреждений здравоохранения с целью обеспечения их доступности для инвалидов.
Несмотря на формирование в Самарской области системы инклюзивного образования, количество образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда жизнедеятельности и которые находятся в шаговой доступности от места жительства детей-инвалидов, не удовлетворяет существующей потребности.
Система общественного транспорта нуждается в приобретении низкопольных автобусов, троллейбусов и трамваев, оснащенных специальным оборудованием для перевозки инвалидов (аппарелью для посадки (высадки) и специальными креплениями для инвалидных колясок, визуальными и звуковыми средствами информации). Часть существующего парка общественного транспорта необходимо оборудовать средствами визуального оповещения.
Остается неудовлетворенной высокая потребность инвалидов и детей-инвалидов в получении комплексных реабилитационных и абилитационных мероприятий в центрах реабилитации.
Кроме того, отсутствует система межведомственного информационного обмена данными о потребностях инвалидов, детей-инвалидов, детей с ОВЗ в реабилитационных и абилитационных мероприятиях. Реабилитационные организации нуждаются в обновлении и укреплении материально-технической базы для внедрения современных технологий реабилитации (абилитации) с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов), а также в повышении квалификации специалистов на постоянной основе.
В целях преодоления социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов требуется проведение масштабных просветительских кампаний, направленных на акцентирование внимания общественности на преимуществах, которые она получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни региона.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Государственной программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также создание и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Кроме того, одной из приоритетных задач Государственной программы является создание безбарьерной образовательной среды для детей-инвалидов.
Основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя:
создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами;
сопровождение инвалидов при предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, социального обслуживания, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь;
обеспечение информационной доступности в части адаптации телевизионных программ для инвалидов по слуху;
формирование комплексных реабилитационных и абилитационных мероприятий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реализация которых позволит решать вопросы медицинского и социального характера с учетом их индивидуальной потребности;
создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
содействие трудовой занятости инвалидов.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации.
Государственная программа реализуется в соответствии с целями и задачами государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
В рамках Государственной программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и ее целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Продолжительность жизни - один из важнейших индикаторов качества жизни людей.
Меры по повышению ожидаемой продолжительности жизни в рамках Государственной программы сконцентрированы на оказании адресной поддержки лиц с ОВЗ, включая их обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета Самарской области, развитие безбарьерной среды, создание условий для профессионального развития, а также развитие адаптивной физической культуры и спорта.
Стратегические приоритеты Государственной программы определены также Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441, Планом мероприятий ("дорожной картой") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Самарской области на 2015-2030 годы, утвержденным распоряжением Правительства Самарской области от 01.09.2015 N 706-р.
4. Задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы, способы их эффективного решения.
Целями Государственной программы являются:
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, содействие трудовой занятости инвалидов и других маломобильных групп населения в Самарской области;
повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также повышение уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Самарской области.
Для достижения цели "Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, содействие трудовой занятости инвалидов и других маломобильных групп населения в Самарской области" решаются следующие задачи:
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг, развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Самарской области, совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
сохранение специальных рабочих мест для инвалидов в Самарской области;
информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Самарской области;
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Самарской области.
Для достижения цели "Повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также повышение уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Самарской области" решаются следующие задачи:
формирование условия для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Самарской области;
обеспечение равного доступа для инвалидов и детей-инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая создание условий обучения инвалидов в образовательных организациях;
формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Самарской области;
повышение доступности и качества реабилитационных и абилитационных мероприятий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Самарской области.
В качестве одного из элементов комплексной реабилитации инвалидов рассматривается сопровождаемое проживание инвалидов, включая трудовую (социальную) занятость и трудовую деятельность, в основе которого лежит необходимость формирования у инвалидов реабилитационных и абилитационных навыков (с помощью других лиц) задолго до того, как наступает самостоятельное проживание.
Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
Реализация мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, правильно организованный реабилитационный процесс будут способствовать достижению национальных целей развития в части повышения ожидаемой продолжительности жизни, которые лежат в основе национальных проектов в сфере демографического развития, входящих в их состав федеральных проектов, а также решению поставленных задач, в частности, по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, созданию условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом.
Важной составляющей в оказании помощи инвалидам является своевременное обеспечение качественными техническими средствами реабилитации и их обновление.
Реализация мероприятий Государственной программы направлена на достижение следующих результатов к 2030 году:
увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 100%;
увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов до 70%;
повышение качества и доступности оказания реабилитационных (абилитационных) услуг на территории Самарской области;
увеличение количества реабилитационных организаций, включенных в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Самарской области;
увеличение доли трудоустроенных инвалидов в Самарской области;
увеличение доли детей целевой группы и семей, получивших услуги ранней помощи и удовлетворенных качеством услуг ранней помощи;
увеличение доли специалистов в Самарской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов;
сохранение рабочих мест для инвалидов на предприятиях, производящих электрическое и электронное оборудование для автотранспортных средств.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на обустройство и приспособление приоритетных объектов с целью обеспечения их доступности для инвалидов приведен в приложении 5 к Государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов (в том числе на приобретение оборудования, создание универсальной безбарьерной среды, разработку проектно-сметной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию) приведен в приложении 13 к Государственной программе.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2023 г. N 1179 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.