В соответствии со статьями 3, 11, 38 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", подпунктом 9 пункта 19, подпунктом 1 пункта 27 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10, приказываю:
1. Утвердить Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002 N 347 "Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.01.2003, регистрационный N 4093).
Министр |
К.А. Чуйченко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2023 г.
Регистрационный N 76752
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 28.12.2023 г. N 404
Инструкция
по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ Минюста России, учреждения) в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), других федеральных законов, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующими судебно-экспертную деятельность.
2. В СЭУ Минюста России судебные экспертизы производятся для органов дознания, органов предварительного следствия и судов (далее - орган (лицо), назначивший судебную экспертизу) в соответствии с перечнем родов (видов) судебных экспертиз 1 и территориальной сферой экспертного обслуживания, которые устанавливаются Минюстом России.
В случае невозможности производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы или специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органа (лица), назначившего судебную экспертизу, может быть произведена в СЭУ Минюста России, обслуживающем другую территорию 2.
3. Судебные экспертизы в СЭУ Минюста России производятся государственными судебными экспертами, которые в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 73-ФЗ являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее образование, дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности и аттестованы на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности в соответствии с Положением об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации 3.
Государственные судебные эксперты в своей деятельности руководствуются процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом N 73-ФЗ, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Минюста России (далее - законодательство Российской Федерации) и настоящей Инструкцией.
4. Государственный судебный эксперт (далее - эксперт) предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации 4, дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации 5.
5. Судебная экспертиза производится в помещении СЭУ Минюста России и (или) по месту нахождения объекта исследования (далее - объект) либо в судебном заседании.
6. При условии соответствия требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона N 73-ФЗ, руководитель СЭУ Минюста России, его первый заместитель либо заместитель могут выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной им экспертной квалификацией. В этом случае на них распространяются все обязанности и права экспертов, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
7. Руководитель СЭУ Минюста России вправе передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему первому заместителю либо заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет 6.
II. Порядок организации производства судебных экспертиз
8. Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя 7.
Поступившее в СЭУ Минюста России постановление (определение) о назначении судебной экспертизы (далее - постановление (определение) регистрируется в журнале регистрации экспертиз (при наличии - в электронном журнале). Руководитель СЭУ Минюста России изучает постановление (определение), проверяет правильность оформления материалов экспертизы, а также определяет вид, характер, объем предстоящего исследования и поручает производство экспертизы конкретному эксперту данного учреждения или комиссии при производстве комиссионной или комплексной экспертизы в день регистрации постановления (определения) в СЭУ Минюста России или не позднее следующего рабочего дня.
В случае назначения и проведения экспертизы в судебном заседании постановление (определение) суда регистрируется в журнале регистрации экспертиз (при наличии - в электронном журнале) после его передачи экспертом в СЭУ Минюста России.
9. Руководитель СЭУ Минюста России:
возвращает без исполнения постановление (определение) и объекты органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, с указанием причин возврата в сопроводительном письме при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации (отсутствие в данном учреждении эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения исследований);
уведомляет орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, об обнаружении недостатков в оформлении материалов судебной экспертизы, делающих невозможным ее производство (наличие технических ошибок в постановлении (определении), отсутствие в нем обязательных сведений, указание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации), и предлагает устранить данные недостатки. В случае, если недостатки не устранены в течение 30 календарных дней со дня уведомления, материалы экспертизы возвращаются без производства судебной экспертизы;
оформляет в электронном или письменном виде поручение (резолюцию) эксперту (экспертам) данного учреждения по производству экспертизы, тому же или другому эксперту (другим экспертам) по производству дополнительной экспертизы, другому эксперту или экспертам по производству повторной судебной экспертизы и уведомляет об этом следователя, назначившего судебную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации 8;
определяет сроки производства судебной экспертизы с учетом сроков, установленных органом (лицом), назначившим судебную экспертизу;
разъясняет эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права, предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и получает соответствующую подписку;
информирует орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, о невозможности выполнения экспертизы в установленный им срок и ходатайствует о продлении (согласовании продления) срока производства экспертизы с указанием причин и возможного срока ее выполнения;
ходатайствует перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о привлечении к производству экспертизы лиц, не работающих в данном СЭУ Минюста России, специальные знания которых необходимы для дачи заключения;
организует участие в производстве комплексных или комиссионных экспертиз экспертов других судебно-экспертных учреждений, и (или) иных экспертов, указанных в постановлении (определении);
обеспечивает условия, необходимые для проведения исследований (наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов и материалов дела);
организует судебно-экспертную деятельность по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно-техническом уровне на основании единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации;
обеспечивает условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
по окончании проведенных экспертом исследований направляет в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу, заключение эксперта и возвращает объекты, документы и материалы дела, представленные для ее проведения;
направляет сообщение о невозможности дать заключение (далее - СНДЗ) в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу, и возвращает объекты, документы и материалы дела, представленные для ее проведения;
обеспечивает контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, или продленных по согласованию с ним, а также полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
определяет необходимость реализации иных мероприятий и исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Получив материалы для производства судебной экспертизы, эксперт:
дает подписку об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации 9;
знакомится с постановлением (определением) и изучает состояние упаковки объектов (целостность, наличие признаков повторной упаковки, возможность доступа к объектам без нарушения упаковки);
устанавливает соответствие представленных объектов перечню (описанию), приведенному в постановлении (определении), и оценивает их достаточность для решения поставленных вопросов;
обеспечивает сохранность представленных объектов и материалов дела;
ходатайствует перед руководителем СЭУ Минюста России о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
проводит полное исследование объектов и материалов дела. При проведении экспертизы эксперт применяет экспертные методики и имеющиеся в распоряжении технические средства для полного, объективного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов. В приоритетном порядке экспертом применяются методики, не связанные с видоизменением, разрушением или расходованием объектов;
готовит на основании проведенных исследований и с учетом их результатов обоснованное, объективное письменное заключение и подписывает его;
уведомляет орган (лицо), назначивший экспертизу, о непоступлении всех или части объектов и материалов, указанных в постановлении (определении), недостаточности представленных эксперту объектов, материалов, документов для решения поставленных вопросов и (или) отсутствии в постановлении (определении) разрешения на применение при проведении экспертизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости), а также ходатайствует о представлении ему непоступивших или дополнительных объектов, материалов, документов, разрешения на применение разрушающих методов для исследования. В случае получения отрицательного ответа органа (лица), назначившего экспертизу, или при отсутствии ответа в течение 30 календарных дней со дня уведомления и заявления ходатайства эксперт проводит экспертизу по имеющимся объектам и материалам дела с применением неразрушающих методов с указанием в заключении причин, по которым решение отдельных вопросов в полном объеме невозможно, или готовит мотивированное письменное СНДЗ;
готовит мотивированное письменное СНДЗ, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты и материалы дела непригодны для проведения исследований и дачи заключения, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы 10;
уведомляет руководителя СЭУ Минюста России о необходимости осмотра места происшествия, объекта по месту его нахождения с подготовкой соответствующего ходатайства органу (лицу), назначившему судебную экспертизу. Если ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней со дня его заявления, поставленные вопросы решаются в той мере, в какой позволяют это имеющиеся в распоряжении эксперта материалы;
представляет на подпись руководителю СЭУ Минюста России ходатайство (уведомление) перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о продлении (согласовании продления) срока производства судебной экспертизы с указанием причин, указывающих на невозможность ее выполнения в установленный срок и возможном сроке ее выполнения. Указанное ходатайство эксперта представляется руководителю СЭУ Минюста России на стадии производства экспертизы, но не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения установленного им срока производства судебной экспертизы;
исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
11. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, представляет объекты и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта, а также образцы для сравнительного исследования, документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету судебной экспертизы (бумажные и (или) цифровые копии либо образы, файлы протоколов осмотра, допросов и иных процессуальных действий, справок, выписок, схем места происшествия, фотоснимков, иных документов) 11.
В необходимых случаях эксперт, которому поручено производство судебной экспертизы, принимает участие в получении образцов для исследования. В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в СЭУ Минюста России.
12. В случае, если транспортировка объекта в СЭУ Минюста России невозможна, орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность проведения его исследования 12.
13. В случаях временного отсутствия на рабочем месте эксперта, имеющего в производстве экспертизу (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность, исполнение государственных или общественных обязанностей, иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации), загруженности эксперта по производству ранее поступивших судебных экспертиз, истечения срока действия аттестации эксперта руководитель СЭУ Минюста России вправе поручить производство судебной экспертизы другому эксперту с уведомлением об этом органа (лица), назначившего судебную экспертизу.
III. Сроки производства судебной экспертизы
14. Срок производства судебной экспертизы устанавливается руководителем СЭУ Минюста России с учетом срока, указанного в постановлении (определении), в пределах 30 календарных дней со дня его регистрации в СЭУ Минюста России и до дня подписания заключения экспертом либо с учетом срока, установленного органом (лицом), назначившим судебную экспертизу.
15. При установлении срока производства судебной экспертизы учитываются объем (исследование значительного объема материалов), сложность предстоящих исследований, нормативные затраты времени (применение длительных по времени методик исследования), загруженность эксперта и иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.
16. Срок производства комиссионной или комплексной судебной экспертизы устанавливается руководителем учреждения, на которое органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, возложена организация работы комиссии, по согласованию с руководителями других учреждений с учетом срока, указанного в постановлении (определении) в пределах 30 календарных дней со дня его регистрации в учреждении и до дня подписания заключения экспертом или комиссией экспертов либо с учетом срока, установленного органом (лицом), назначившим судебную экспертизу.
В случае, если органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, не указано учреждение, которому поручается организация работы комиссии, то ее работа организовывается учреждением, указанным первым в постановлении (определении).
17. В случае производства по одним и тем же объектам разных видов судебных экспертиз сроки устанавливаются руководителем СЭУ Минюста России с учетом времени, фактически затрачиваемого на производство судебной экспертизы каждого вида.
IV. Заключение эксперта или сообщение о невозможности дать заключение
18. На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт или комиссия экспертов готовят заключение эксперта.
Заключение эксперта составляется в виде письменного документа на продольном бланке СЭУ Минюста России, постранично подписывается экспертом в нижней части страницы и заверяется оттиском круглой печати СЭУ Минюста России "Для заключений" на всех страницах, либо в форме электронного документа. В случае, если заключение эксперта сшивается в единый документ, экспертом подписывается и заверяется оттиском круглой печати СЭУ Минюста России "Для заключений" только страница, содержащая выводы эксперта. При производстве судебной экспертизы несколькими экспертами каждый эксперт подписывает свою и общие части заключения эксперта. Заключение эксперта с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ Минюста России, направляется в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу. Бумажная или электронная копия заключения эксперта помещается в наблюдательное производство.
19. Заключение эксперта состоит из следующих частей:
вводная;
исследовательская;
выводы.
20. Во вводной части заключения эксперта указываются:
наименование (уголовное, гражданское или иное) дела либо материала проверки, по которому произведена судебная экспертиза, и их реквизиты;
дата подписания и регистрационный номер заключения эксперта;
место производства судебной экспертизы;
сведения об аккредитации СЭУ Минюста России или экспертного подразделения по проводимому виду экспертизы (при наличии): номер аттестата аккредитации и электронный адрес сайта органа по аккредитации, на котором приведена область аккредитации;
время и даты начала и окончания судебной экспертизы;
дата поступления в СЭУ Минюста России материалов дела и объектов для проведения судебной экспертизы;
основание производства судебной экспертизы (постановление или определение, когда и кем назначена судебная экспертиза);
перечень объектов, образцов для сравнения и материалов дела, представленных судебному эксперту для производства судебной экспертизы, в соответствии с постановлением (определением), дата и способ их доставки, вид и состояние упаковки;
род (вид) судебной экспертизы, ее тип (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);
сведения об эксперте, которому поручено производство судебной экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, место работы, образование, специальность по образованию, дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности, аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы (дата), стаж работы по экспертной специальности, ученая степень (ученое звание), иные сведения, подтверждающие квалификацию эксперта). В случае производства комиссионной или комплексной судебной экспертизы сведения указываются о каждом эксперте;
сведения о разъяснении прав и обязанностей, о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, об ответственности за разглашение данных предварительного расследования по статье 310 Уголовного кодекса Российской Федерации с указанием даты предупреждения или об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов, которые приводятся в формулировке, указанной в постановлении (определении). В случае, если в постановлении (определении) вопросы сформулированы неоднозначно, то эксперт после дословного их приведения может указать в заключении, как он понимает их содержание. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения исследований;
сведения о заявленных экспертом ходатайствах, результаты их рассмотрения, в том числе о разрешении на применение (отказе в применении) разрушающих методов исследования;
обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения эксперта;
сведения о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение), в порядке реализации их прав;
сведения о ранее проведенной судебной экспертизе (экспертизах): фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта, должность, экспертная специальность, стаж работы, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения эксперта, выводы, а также основание назначения судебной экспертизы, содержащиеся в постановлении (определении) (при производстве дополнительной или повторной судебной экспертизы);
иные сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. В исследовательской части заключения эксперта указываются:
список литературы, использованной в ходе проведения исследования, с указанием полных сведений о публикации и перечень использованных программных средств;
результаты осмотра объектов, действия, проводившиеся с ними (разборка, сборка и другое);
результаты следственных действий (осмотров, экспериментов), если они использовались в качестве исходных данных при производстве экспертизы;
процесс исследования (раздельно по каждому этапу) и его результаты, перечень объектов и документов, которые в процессе производства судебной экспертизы были повреждены или использованы (уничтожены);
наименование криминалистического оборудования (при использовании), его серийный (заводской) номер и данные о поверке (при наличии);
примененные методы, методики и программные средства для производства судебной экспертизы. В случае использования экспертных методик и схем экспертного исследования, изложенных в методических изданиях, а также применения автоматизированных программ или программных комплексов на них делается ссылка в списке литературы;
цель и условия выполнения экспертного эксперимента (при необходимости его проведения), получения экспериментальных образцов;
ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним;
описание обнаруженных признаков, которое должно быть обоснованно и приводить к логическим выводам. Оценка результатов исследований дается в конце каждого исследования с развернутой мотивировкой суждений, обосновывающих вывод по решаемому вопросу;
причины расхождения выводов с выводами ранее проведенной судебной экспертизы, если таковые имели место, либо их отсутствие (при производстве повторной судебной экспертизы).
22. Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости проведения совместного исследования по нескольким тесно связанным между собой вопросам содержание исследований излагается в одном разделе.
23. Исследовательская часть заключения эксперта может содержать синтезирующий раздел, в котором излагаются обобщенные результаты, полученные при проведении различных исследований.
24. При производстве дополнительной судебной экспертизы эксперт в исследовательской части заключения вправе сослаться на ранее проведенное исследование.
25. При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и после исследования эксперты совместно анализируют полученные результаты, которые указывают в исследовательской части заключения.
26. При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В исследовательской части заключения отдельно указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт (эксперты). Общая оценка результатов исследований дается в конце исследовательской части заключения (синтезирующий раздел) с развернутой мотивировкой суждений, обосновывающих вывод по решаемому вопросу.
27. В выводах заключения эксперта указываются вопросы, поставленные перед экспертом (экспертами), и содержатся ответы на них. На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу или указывается на невозможность его разрешения. В случае, если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможным дать ответы, эксперт указывает причины этого.
Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследований, излагаются в конце части.
В случае, если эксперт не может сформулировать вывод без подробного описания результатов исследований, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.
28. При производстве комиссионной судебной экспертизы эксперты, придя к общему мнению, составляют совместное заключение эксперта или СНДЗ. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение эксперта.
29. При производстве комплексной судебной экспертизы общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода (выводов). В случае, если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими судебными экспертами, это указывается в заключении эксперта. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение эксперта.
30. При производстве комиссионной или комплексной судебной экспертизы экспертами нескольких экспертных учреждений заключение эксперта оформляется на бланке учреждения и подписи экспертов заверяются печатью того экспертного учреждения, на которое возложена организация работы комиссии.
31. В случае, если эксперт в процессе исследований выявит обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, он вправе отразить их в заключении эксперта или незамедлительно сообщает об этом руководителю СЭУ Минюста России.
32. Приложения к заключению эксперта (фотоснимки, рисунки, схемы и иные материалы, иллюстрирующие заключение эксперта) подписываются экспертом, проводившим исследования, заверяются оттиском круглой печати СЭУ Минюста России "для заключений", прилагаются к заключению эксперта и служат его составной частью.
33. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в СЭУ Минюста России в наблюдательном производстве. По требованию органа (лица), назначившего судебную экспертизу, указанные документы представляются для приобщения к делу.
34. В случае производства судебной экспертизы совместно с экспертами иных учреждений заключение эксперта и приложения к нему изготавливаются в количестве экземпляров с учетом необходимости направления органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, и хранения каждым учреждением, участвовавшим в производстве судебной экспертизы.
35. В случае расхождения выводов повторной и предыдущей судебных экспертиз копии заключения повторной судебной экспертизы рассылаются в СЭУ Минюста России, проводившее предшествующую судебную экспертизу (экспертизы), и в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
По завершении повторной судебной экспертизы составляется учетная карточка в двух экземплярах, одна из которых направляется в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, другая - помещается в наблюдательное производство.
36. В случае если заключение эксперта дается в ходе судебного заседания, оно составляется, оформляется, подписывается экспертом в соответствии с положениями настоящей Инструкции и после оглашения передается суду для приобщения к материалам дела. Бумажная или электронная копия заключения эксперта вместе с постановлением (определением) суда о назначении экспертизы помещается в наблюдательное производство.
37. В случае, если по одним вопросам эксперт дает ответы, а по другим имеются основания для СНДЗ, составляется единый документ - "Заключение эксперта".
38. СНДЗ составляется в виде письменного документа на продольном бланке СЭУ Минюста России. СНДЗ с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ Минюста России, направляется в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу. СНДЗ может быть составлено в форме электронного документа. В наблюдательное производство помещается бумажная или электронная копия СНДЗ.
В случае, если СНДЗ делается в ходе судебного заседания, оно составляется, оформляется, подписывается экспертом в соответствии с положениями настоящей Инструкции и передается в суд для приобщения к материалам дела. Бумажная или электронная копия СНДЗ вместе с постановлением (определением) суда о назначении экспертизы помещаются в наблюдательное производство.
39. СНДЗ состоит из следующих частей:
вводная;
мотивировочная;
заключительная.
40. Во вводной части СНДЗ указываются сведения, предусмотренные пунктом 20 настоящей Инструкции; в мотивировочной - обосновываются причины невозможности дать заключение; в заключительной - сообщается о невозможности дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом или комиссией экспертов, со ссылкой на причины, изложенные в мотивировочной части.
41. По окончании производства судебной экспертизы эксперт лично готовит объекты (их остатки), представленные на исследование (упаковывает, опечатывает, подготавливает пояснительную надпись), для отправки органу (лицу), назначившему судебную экспертизу.
42. По окончании производства судебной экспертизы эксперт лично формирует наблюдательное производство.
43. Наблюдательное производство хранится в бумажном или электронном виде, исключающем его утрату, несанкционированные доступ, рассылку, уничтожение или искажение имеющейся информации.
Допускается формирование смешанного наблюдательного производства, в котором одна часть документов хранится в бумажном виде, а другая - в электронном.
------------------------------
1Приказ Минюста России от 20.04.2023 N 72 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" (зарегистрирован Минюстом России 24.04.2023, регистрационный N 73133).
2Часть восьмая статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ.
3Приказ Минюста России от 27.01.2023 N 11 "Об утверждении Положения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.02.2023, регистрационный N 72218).
4Часть первая статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ.
5Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, статья 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6Часть первая статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ.
7Часть первая статьи 19 Федерального закона N 73-ФЗ.
8Часть вторая статьи 199 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
9Часть первая статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ.
10Абзац второй части первой статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть пятая статьи 199 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, часть 7 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзац четвертый части первой статьи 16 Федерального закона N 73-ФЗ.
11Часть вторая и третья статьи 19 Федерального закона N 73-ФЗ.
12Часть пятая статьи 10 Федерального закона N 73-ФЗ.
Утвержден новый порядок проведения судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста.
Помимо прочего, определены правила оформления заключения. Урегулированы вопросы хранения наблюдательного производства, формируемого экспертом по окончании производства судебной экспертизы.
Прежний порядок признан утратившим силу.
Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2023 г. N 404 "Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2023 г.
Регистрационный N 76752
Вступает в силу с 9 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 0001202312290075