Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 28.12.2023 N 537
Государственная программа
Алтайского края "Развитие культуры Алтайского края"
Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Развитие культуры Алтайского края"
1. Оценка текущего состояния сферы культуры
Алтайский край - один из немногих регионов России, располагающий многочисленной и многопрофильной сетью учреждений культуры. По состоянию на 01.01.2023 общая сеть учреждений культуры в Алтайском крае насчитывала 2028 сетевых единиц, из которых: 993 учреждения клубного типа; 945 общедоступных библиотек; 72 музея; 7 театров; 6 концертных организаций; 5 парков. В сфере образования сеть учреждений составляет 122 единицы, структурированные в 94 юридических лица.
Таким образом, в ведении Министерства культуры Алтайского края находится 2150 учреждений в сфере культуры и образования в сфере искусств, а также 1 Государственный архив Алтайского края.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения.
Так, на территории Алтайского края успешно реализуется федеральный проект "Развитие искусства и творчества". За весь период реализации проекта отремонтировано 56 сельских домов культуры, 68 домов культуры обновили материально-техническую базу. Муниципальными и государственными театрами осуществлена постановка 17 спектаклей. Кроме того, театры получили возможность обновить звуковое, световое, сценическое и мультимедийное оборудование, установить новые кресла в зрительные залы, произвести техническое оснащение цехов, приобрести автотранспорт. Всего за 6 лет реализации партийного проекта на поддержку домов культуры и театров направлено более 350 млн. руб.
Значительная поддержка отрасли оказывается в рамках национального проекта "Культура".
За 4 года реализации национального проекта в Алтайском крае отремонтировано 6 домов культуры, 5 детских школ искусств, оснащены 22 детские школы искусств края музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами, открыто 5 модельных библиотек и 7 виртуальных концертных залов, оснащено оборудованием 2 муниципальных музея.
Продолжена практика оказания государственной поддержки учреждениям культуры и их работникам за счет средств краевого бюджета.
Так, для общедоступных библиотек края приобретено более 13,0 тыс. экземпляров книжных изданий, фондовые коллекции краевых государственных музеев пополнились 320 новыми экспонатами, в детские школы искусств поступило 65 музыкальных инструментов. Материально поощряются лучшие работники сферы культуры. По итогам краевого конкурса "Лучший работник культуры года" победителями признаны 50 человек - работников отрасли культуры. Ежегодно стипендиатами краевого смотра "Юные дарования Алтая" становятся 15 учащихся и 10 педагогических работников образовательных учреждений культуры и искусства края. Молодым дарованиям предоставляется возможность участия в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Кроме того, наряду с проектами по улучшению условий оказания услуг существенная работа проводится по реализации творческих проектов, направленных на повышение привлекательности культурных мероприятий.
Как результат реализации указанных мер можно отметить увеличение числа посещений культурных мероприятий по отношению к уровню 2021 года на 27% (или на 6,3 млн. посещений), а по отношению к уровню 2019 года - на 19% (или на 4,7 млн. посещений).
Наблюдается положительная динамика финансового обеспечения отрасли "Культура". По сравнению с 2021 годом объем денежных ресурсов на реализацию мероприятий в 2022 году увеличен на 34%.
В крае на постоянной основе ведется работа по совершенствованию и повышению системы оплаты труда работников учреждений культуры.
По оперативным данным статистического наблюдения средняя заработная плата работников отрасли в Алтайском крае за 2022 год составила 33,2 тыс. руб., или 105,9% к прогнозу среднего дохода от трудовой деятельности в регионе (31,4 тыс. руб.), что на 17% выше уровня предыдущего года.
Несмотря на проводимые меры поддержки, многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:
недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры;
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
На сегодня еще одной важной задачей государства является объединение "русского мира". Укрепление сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом, следует рассматривать как неотъемлемую составляющую обеспечения национальной безопасности.
Практика подтверждает, что проводимая государственная политика в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, в конечном итоге дает результаты. По итогам 2022 года с участием соотечественников состоялось 42 мероприятия в разных форматах: 107 гостей из Республик Казахстан, Киргизия, Турция, Китайской Народной Республики посетили Алтайский край, 21 мероприятие было организовано с приглашением представителей русской диаспоры в онлайн-формате.
За период реализации программ поддержки соотечественников наметились положительные тенденции улучшения положения российской диаспоры за рубежом.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры
Приоритеты государственной политики в сфере культуры и искусства основываются на следующих основных документах:
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - "Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития");
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 N 608-р "Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года";
закон Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года";
закон Алтайского края от 12.05.2005 N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 10.04.2007 N 22-ЗС "О библиотечном деле в Алтайском крае";
постановление Правительства Алтайского края от 25.05.2021 N 172 "Об утверждении Концепции развития театрального дела в Алтайском крае на период до 2025 года".
Приоритеты государственной политики в отношении соотечественников за рубежом основываются на следующих основных документах:
Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";
Указ Президента Российской Федерации от 11.08.1994 N 1681 "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом";
Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.1994 N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом".
Целью программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности.
Реализация программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
формирование и реализация ценностно-ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
продвижение в культурном пространстве Алтайского края нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение максимальной доступности для населения Алтайского края лучших образцов культуры и искусства;
создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, совершенствование и развитие форм и методов работы по патриотическому воспитанию населения;
обеспечение инновационного развития сферы культуры, усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде;
развитие гастрольной деятельности учреждений культуры, в том числе продвижение культуры Алтайского края за его пределами в форме гастролей, участия в конкурсах, выставках и фестивалях;
повышение социального статуса работников культуры;
совершенствование системы подготовки кадров в сфере культуры;
совершенствование системы художественного образования;
развитие инфраструктуры отрасли, в том числе реконструкция и строительство новых объектов культуры и искусства; капитальный ремонт, техническая и технологическая модернизация учреждений культуры и образовательных организаций в области искусств;
обеспечение комплекса мер, направленных на поддержку общественных объединений соотечественников в области образования, культуры, языка, религии, молодежной и информационной политики.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317.
4. Задачи государственного управления в сфере культуры, способы их эффективного решения
Реализация наиболее актуальных и перспективных направлений государственной политики в сфере культуры и искусства Алтайского края будет осуществляться путем решения следующих задач:
1. Создание дополнительных возможностей для творческого развития и самореализации в современных учреждениях культуры, а также более широкий доступ к культурным ценностям.
2. Обеспечение возможности поддержки творческих инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации: поддержка лучших сельских учреждений культуры и лучших работников сельских учреждений культуры края.
3. Развитие культуры малых городов и сел региона путем модернизации инфраструктуры культуры:
проведение текущего ремонта сельских домов культуры, обновление их материально-технической базы;
усовершенствование региональных и муниципальных театров путем создания новых постановок и технического оснащения.
4. Организационно-техническое и ресурсное обеспечение деятельности учреждений культуры: организационно-техническое и ресурсное обеспечение деятельности путем реконструкции и капитального ремонта объектов культуры государственной и муниципальной собственности, разработки проектной документации на проведение работ.
5. Создание условий для повышения доступности и качества услуг и работ в сфере библиотечного дела и книгоиздательской деятельности: обеспечение деятельность 3 краевых библиотек, подготовка и реализация издательских проектов и другие мероприятия, направленные на создание условий для повышения доступности и качества услуг и работ в сфере библиотечного дела и книгоиздательской деятельности.
6. Создание условий для повышения доступности и качества услуг и работ в сфере библиотечного дела и книгоиздательской деятельности:
обеспечение деятельности 3-х краевых библиотек;
подготовка и реализация издательских проектов и других мероприятий, направленных на создание условий для повышения доступности и качества услуг и работ в сфере библиотечного дела и книгоиздательской деятельности.
7. Обеспечение доступа граждан к информационным ресурсам, в том числе в дистанционном режиме:
приобретение для библиотек Алтайского края периодических изданий, справочной, энциклопедической, художественной, детской, краеведческой литературы, изданий на электронных носителях, подключение к сетевым удаленным ресурсам;
переоснащение муниципальных библиотек по модельному стандарту;
подключение библиотек Алтайского края к федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека".
8. Создание условий для повышения доступности и качества музейных услуг и работ:
организация посещения группами обучающихся образовательных организаций, а также воспитанниками детских домов и благотворительных фондов, оказывающих общественное попечительство, музеев, выставочных залов, планетариев;
закупка оборудования для музеев (фондового, противопожарного, компьютерного, телекоммуникационного, экспозиционного), произведений искусства для пополнения музейных фондов;
обеспечение деятельности краевых музеев;
реализация иных мероприятий, направленных на создание условий для повышения доступности и качества музейных услуг и работ.
9. Обеспечение сохранности культурного и исторического наследия как источника информации о зарождении и развитии культуры:
разработка проектов предметов охраны, границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, организация государственной историко-культурной экспертизы;
текущий и (или) капитальный ремонт, благоустройство территорий объектов культурного наследия - памятников Великой Отечественной войны и другие мероприятия, направленные на сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям.
10. Обеспечение сохранности, пополнения и использования архивных фондов: обеспечение деятельности КГКУ "Государственный архив Алтайского края".
11. Создание условий для сохранения и развития исполнительских искусств, поддержка народного творчества и театрального дела:
участие краевых театров, концертных организаций, а также коллективов самодеятельного творчества и отдельных исполнителей, мастеров-ремесленников, композиторов, делегаций в конкурсах, фестивалях, выставках, акциях различного уровня;
обеспечение деятельности краевых государственных театров, концертных организаций, методических центров в сфере культуры и искусства;
приобретение ценных подарков для творческих коллективов;
организация посещения группами обучающихся образовательных организаций, а также воспитанниками детских домов и благотворительных фондов спектаклей, концертов и других публичных мероприятий;
реализация иных мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и развития исполнительских искусств, поддержка народного творчества и театрального дела.
12. Выявление, продвижение и поощрение талантливой молодежи, приобщение детей к искусству:
обеспечение деятельности краевых образовательных организаций в области искусств и КГБУ "Алтайский краевой учебно-методический центр по художественному образованию";
реализация Концепции развития системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае;
участие молодых дарований из числа студентов и учащихся, педагогических работников образовательных организаций в области искусств в краевых, межрегиональных, российских и международных смотрах, конкурсах, фестивалях и мастер-классах;
выплата стипендий победителям краевого смотра "Юные дарования Алтая", преподавателям и концертмейстерам образовательных организаций в области искусств;
оснащение музыкальными инструментами детских школ искусств и другие мероприятия, направленные на модернизацию системы художественного образования, подготовку и поддержку кадров, молодых дарований в сфере культуры и искусства;
реализация иных мероприятий, направленных на модернизацию системы художественного образования, подготовку и поддержку кадров, молодых дарований в сфере культуры и искусства.
13. Создание современных условий для увеличения разнообразия видов услуг в сфере культуры, развития новых форм культурно-образовательных и дополнительных услуг:
оказание государственной поддержки для развития и популяризации региональной киноиндустрии;
организация и проведение краевых конкурсов, вручение денежных выплат и приобретение ценных подарков для победителей;
присуждение премии в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества;
предоставление грантов Губернатора Алтайского края и другие мероприятия в рамках реализации культурной политики края.
14. Обеспечение учреждений культуры и искусства высококвалифицированными профессиональными кадрами, повышение престижа профессии:
повышение квалификации работников учреждений отрасли;
проведение независимой оценки качества условий оказания услуг;
повышение уровня пожарной безопасности учреждений, укрепление их материально-технической базы;
освещение мероприятий, направленных на сохранение и развитие культуры и искусства края;
организация лечения работников учреждений культуры в санаторно-курортных учреждениях;
реализация иных мероприятий, направленных на создание современных условий для реализации культурной политики края.
15. Укрепление международных связей и создание в Алтайском крае системы мер по реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом:
налаживание деловых связей и международного сотрудничества с организациями соотечественников за рубежом;
организация мероприятий по сохранению и популяризации русской культуры и традиций за рубежом;
проведение мероприятий в области образования и поддержки русского языка за рубежом;
поддержка деятельности молодых соотечественников и их объединений за рубежом;
информационное обеспечение деятельности организаций соотечественников за рубежом.
В программе предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение региональных и муниципальных учреждений культуры, искусства и художественного образования специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, библиотечным фондом, в том числе за счет межбюджетных трансфертов на реализацию муниципальных программ.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, искусства и художественного образования приведены в приложении 1 к программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на поддержку отрасли культуры приведены в приложении 2 к программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек приведены в приложении 3 к программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек приведены в приложении 4 к программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с капитальным ремонтом или капитальными вложениями в объекты капитального строительства (объекты культуры) муниципальной собственности, приведены в приложении 5 к программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам городских и муниципальных районов на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров приведены в приложении 6 к программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам городских и муниципальных районов на текущий и (или) капитальный ремонт, благоустройство территорий объектов культурного наследия - памятников Великой Отечественной войны приведены в приложении 7 к программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на техническое оснащение муниципальных музеев приведены в приложении 8 к программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на развитие сети учреждений культурно-досугового типа представлены в приложении 9.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных музеев представлены в приложении 10.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на создание модельных муниципальных библиотек представлены в приложении 11.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на создание виртуальных концертных залов в городах Российской Федерации представлены в приложении 12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.