г. Краснодар |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А53-37207/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Ташу А.Х. без вызова и участия истца - закрытого акционерного общества "Кубаньмежрайгаз" (ИНН 2309065705, ОГРН 1022301433692), ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кубаньмежрайгаз" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по делу N А53-37207/2021, установил следующее.
ЗАО "Кубаньмежрайгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 446 590 рублей 90 копеек пеней за просрочку доставки груза.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 19.01.2022 с ответчика в пользу истца взыскано 446 590 рублей 90 копеек пеней, а также 11 932 рубля расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2022 решение от 19.01.2022 изменено, с железной дороги в пользу общества взыскано 413 962 рубля 48 копеек пеней, а также 11 060 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску. В остальной части в удовлетворении иска отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскано 219 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, с ответчика - 2781 рубль.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение - оставить в силе. По мнению заявителя, по условиям договора перевозки от 24.01.2014 N 97/2014, заключенного ответчиком и ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", срок доставки груза увеличивается только в отношении собственных (арендованных) вагонов. Вагоны, указанные в спорных накладных, не являются собственностью ни грузоотправителя, ни железной дороги. Общество является грузополучателем, никакого отношения к записи в графе "Отметки отправителя" не имеет. Расчет пеней по спорным накладным произведен истцом верно. Ссылка суда апелляционной инстанции на иную судебную практику несостоятельна ввиду установления иных обстоятельств.
В отзыве железная дорога просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, железная дорога осуществляла доставку груза по заявкам общества в соответствии с транспортными железнодорожными накладными N ЭБ777515, ЭВ192454, ЭБ763521, ЭВ421571, ЭА067752, ЭВ173647, ЭА954348, ЭВ093184.
В связи с нарушением грузоперевозчиком сроков доставки груза, истец начислил ответчику пени в размере 446 590 рублей 90 копеек.
Неуплата пеней в добровольном порядке послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями статей 784, 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и Правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Пунктом 15 Правил N 245 установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены данными Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от __ дата __". Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с названными Правилами.
Следовательно, увеличение срока доставки груза возможно по соглашению сторон.
Суд установил и из материалов дела видно, что согласно железнодорожной накладной N ЭВ192454 срок доставки груза истекает 20.08.2021, согласно памятке приемосдатчика вагон прибыл на станцию назначения 25.08.2021, то есть просрочка доставки груза, указанного в накладной, составляет 5 дней, а не 8 дней, как указано в расчете истца. По железнодорожной накладной N ЭВ421571 срок доставки груза истекает 24.08.2021, согласно памятке приемосдатчика вагон прибыл на станцию назначения 25.08.2021, то есть просрочка доставки груза, указанного в накладной, составляет 1 день, а не 4 дня, как отражено в расчете истца.
В указанные железнодорожные накладные железной дорогой внесены сведения о сроке доставки груза, грузоотправитель предъявил груз к перевозке и при этом не возразил до начала таковой против указанного железной дорогой срока доставки.
Таким образом, указанные действия свидетельствуют о согласовании срока доставки груза (статьи 434, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации), что соответствует правомочиям, закрепленным статьей 33 Устава и пунктом 15 Правил N 245.
Довод истца о том, что по условиям договора от 24.01.2014 N 97/2014, заключенного ответчиком и ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" (грузоотправитель), срок доставки вагонов увеличивается в отношении только собственного груза и (или) собственных (арендованных) вагонов, при этом вагоны, указанные в спорных накладных, не являются собственностью ни грузоотправителя, ни ответчика, не принимается судом округа.
Действие данного договора грузоотправитель распространил на спорную перевозку (наличие отметки в разделе накладной "Срок доставки истекает"). С учетом данного волеизъявления грузоотправителя в железнодорожных накладных грузоотправитель и перевозчик установили конкретный срок доставки с учетом договорных суток.
Указанная дата установлена при заключении договора перевозки. Стороны договора перевозки не увеличивали срок доставки в пути следования, не изменяли условия заключенного договора, а установили конкретный срок доставки при заключении договора перевозки. Таким образом, стороны договора перевозки пришли к соглашению о том, что он должен быть исполнен в конкретный срок, указанный в накладной.
Согласно пункту 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 18.06.2003 N 39, в накладной в строке "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза.
Названный срок исполнения обязательств не может быть пересмотрен грузополучателем (истцом) в одностороннем порядке при расчете иска.
При этом в силу пункта 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2022, не требуется согласия грузополучателя, не являющегося законным владельцем вагонов, в которых перевозится груз, на изменение нормативного срока доставки груза на основании договора, заключенного между перевозчиком и грузоотправителем.
Следовательно, истец обязан руководствоваться именно тем сроком доставки, который установлен договором перевозки, то есть тем сроком, который проставлен в графе накладной "Срок доставки истекает".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признал обоснованными требования общества в размере 413 962 рублей 48 копеек.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по делу N А53-37207/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил и из материалов дела видно, что согласно железнодорожной накладной N ЭВ192454 срок доставки груза истекает 20.08.2021, согласно памятке приемосдатчика вагон прибыл на станцию назначения 25.08.2021, то есть просрочка доставки груза, указанного в накладной, составляет 5 дней, а не 8 дней, как указано в расчете истца. По железнодорожной накладной N ЭВ421571 срок доставки груза истекает 24.08.2021, согласно памятке приемосдатчика вагон прибыл на станцию назначения 25.08.2021, то есть просрочка доставки груза, указанного в накладной, составляет 1 день, а не 4 дня, как отражено в расчете истца.
В указанные железнодорожные накладные железной дорогой внесены сведения о сроке доставки груза, грузоотправитель предъявил груз к перевозке и при этом не возразил до начала таковой против указанного железной дорогой срока доставки.
Таким образом, указанные действия свидетельствуют о согласовании срока доставки груза (статьи 434, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации), что соответствует правомочиям, закрепленным статьей 33 Устава и пунктом 15 Правил N 245."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июля 2022 г. N Ф08-4741/22 по делу N А53-37207/2021