Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Пензенской области
29.12.2023 N 1216-пП
Стратегические приоритеты и оценка технического состояния в сфере реализации государственной программы
Государственная программа Пензенской области "Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Пензенской области" является инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития Пензенской области в следующих направлениях:
Пензенская область - территория опережающего экономического роста;
Пензенская область - территория комфортного проживания;
Пензенская область - регион, привлекательный для развития бизнеса.
Государственная программа направлена на достижение трех основных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программой Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 и Законом Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года":
- повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- повышение доступности жилья;
- устойчивое энергообеспечение населения, бизнеса и бюджетной сферы с учетом их перспективного развития и реализации программ энергосбережения.
Достижение первой цели связано с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры, так как на сегодняшний день проблема состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) является одной из наиболее острых проблем нашего общества.
Переломить эти тенденции и обеспечить решение задач по повышению качества коммунальных услуг и надежности их предоставления планируется реализацией мероприятий посредством:
- строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта и ремонта сетей и сооружений водоотведения и водоснабжения;
- совершенствования систем теплоснабжения;
- перевода многоквартирных домов на индивидуальное газовое отопление и ликвидации нерентабельных котельных;
- установки систем управления, защиты, контроля и учета на сооружениях водоснабжения;
- совершенствования систем наружного освещения;
- закупки коммунальной техники;
- установление экономически обоснованных цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
С учетом приоритетов государственной политики Пензенской области, начиная с 2019 года настоящей государственной программой реализуется региональный проект "Чистая вода".
Состояние объектов и сетей водоснабжения и водоотведения на 01.01.2023.
По состоянию на 01.01.2023 общая численность населения Пензенской области составляет 1246609 человека, из них:
городское население - 857559 человек (68,8%), которые проживают в 3 городских округах и 24 городских поселениях Пензенской области;
сельского населения - 389050 человек (31,2%), которые проживают в 264 сельских поселениях Пензенской области.
Водоснабжение населения Пензенской области осуществляется из источников:
- поверхностных - рек, водохранилищ и каптажей родников;
- подземных - артезианских скважин.
Объем очищаемых вод составляет 71,4% всего водопотребления области. Охват населения централизованным водоснабжением в городах и рабочих поселках - 100%, в сельских населенных пунктах - 70%.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, и результатам мониторинга Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, на территории Пензенской области:
- из 8201,8 км сетей водоснабжения износ 60% и более имеют сети протяженностью 2603,7 км, или 31,8% от общей протяженности;
- из 1445,7 км сетей водоотведения износ 60% и более имеют сети протяженностью 711,1 км, или 49,2% от общей протяженности.
В 2022 году населению отпущено 40241500 куб.м питьевой воды.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФБЗУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области") по Пензенской области, уровень обеспеченности качественной питьевой водой населения в 2022 году составил 97,3%, а доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой, составила 98,8%. Основной проблемой предоставления качественной питьевой воды населению Пензенской области из подземных источников является превышение содержания в воде железа и фтора, в связи с чем приоритетными мерами для улучшения качества питьевого водоснабжения являются строительство систем водоснабжения и водоподготовки. Технические и технологические решения, применяемые при строительстве объектов питьевого водоснабжения, будут определены по единому алгоритму Справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учетом оценки риска здоровью населения. Цель выбора эффективных и оптимальных технологий водоподготовки состоит в обеспечении гарантированного бесперебойного получения потребителями в достаточном количестве качественной питьевой воды. Решение по выбору технологии принимает проектная организация на основании лабораторных изысканий, а также сравнения различных вариантов очистки воды.
Достижение второй цели связано с актуальностью разрешения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства и подчеркивается тем, что приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего.
Жилищная проблема стоит перед большей частью российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.
Для обеспечения жильем населения и снижения стоимости жилья имеется несколько путей: увеличение объемов строительства жилья, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, предоставление субсидий отдельным категориям граждан на строительство и приобретение жилья.
Анализ существующего положения в жилищном строительстве показал, что крупные города и отдельные районные центры Пензенской области подходят к той стадии, когда их ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан. Это требует вовлечения в оборот новых земель из пригородной зоны, как правило, земель сельскохозяйственного назначения.
Выход на освоение площадок в пригородной зоне порождает, прежде всего, инфраструктурные проблемы - необходимо "с чистого листа" решать вопросы подведения к районам застройки магистральных инженерных сетей и автомобильных дорог, на что у органов местного самоуправления нет достаточных ресурсов.
Для оказания помощи муниципалитетам в обеспечении инженерными коммуникациями предусмотрены мероприятия по субсидированию строительства инженерных коммуникаций к районам массовой жилищной застройки.
Так ООО "Агентство ипотечного кредитования Пензенской области" с 2018 года по 2023 годы реализовывало льготную ипотечную программу на территории региона. За период реализации программы Агентством выдано свыше 2 тысяч займов на сумму порядка 7,0 млрд. рублей. За высокие показатели Агентство неоднократно отмечено дипломами АО "ДОМ.РФ". По результатам деятельности за 2022 год ООО "АИК" занял 4 место в Российской Федерации среди партнёров АО "ДОМ. РФ". За успешную работу и достигнутые показатели АО "Банк ДОМ.РФ" снизило процентную ставку компенсации недополученных доходов для ООО "Агентство ипотечного кредитования Пензенской области" с 10,3% до 5,1%. Так в 2022 году было выдано 344 ипотечных займа.
С 2019 года реализуется региональный проект "Жилье".
В 2022 году в рамках реализации программы "Стимул" федерального проекта "Жилье" были предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство 5 объектов инженерной инфраструктуры на территории г. Пензы. Введены в эксплуатацию 4 объекта.
Очевидно, что вышеуказанные цели невозможно достигнуть без поддержания ЖКХ в удовлетворительном техническом состоянии, без развития жилищного строительства и улучшения архитектурного и градостроительного облика городских и сельских поселений области.
Для достижения целей государственной программы необходимо решить следующие задачи:
- улучшение качества предоставления коммунальных услуг, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения;
- обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья с формированием условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий, создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
Комплексный характер целей и задач государственной программы обуславливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач, целом по государственной программе.
Предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области на софинансирование мероприятий программы осуществляется в порядках и правилах, предусмотренных государственной программой.
Реализация мероприятий органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области внесет вклад в достижение целевых значений индикаторов и показателей.
Предусматривается создание условий для развития государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений, для модернизации коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций, снижения аварийности, роста качества жизни.
Региональная энергетическая политика направлена на устойчивое энергообеспечение населения, бизнеса и бюджетной сферы с учетом их перспективного развития и реализации программ энергосбережения.
Основными проблемами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на решение которых направлены цели и задачи государственной программы, являются:
- дефицит инфраструктуры в основных территориях роста (г. Пенза, г. Кузнецк);
- избыток подключенной и неиспользуемой мощности в сельской местности;
- физический и моральный износ сетей электро- и теплопередачи;
- низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, обусловленная высокой долей устаревшего оборудования, изношенных инженерных сетей, ветхих жилых и общественных зданий.
Несмотря на износ сетей электро- и теплопередачи, систематические плановые ремонты, реализация мероприятий в рамках инвестиционных и производственных программ, а также программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности ресурсоснабжающими организациями с использованием энергоэффективных технологий и материалов оказывает положительное влияние на снижение потерь энергетических ресурсов при их передаче.
Также наблюдается положительный эффект от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках капитального ремонта многоквартирных домов (модернизация инженерных систем, утепление ограждающих конструкций, установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов и т.д.). Совокупность вышеуказанных мероприятий позволяет эффективно использовать энергоресурсы в жилищном секторе и поспособствует снижению финансовой нагрузки на население.
Целью государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности является создание условий для повышения энергетической эффективности региональной экономики и бюджетной сферы.
Основные задачи в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Пензенской области:
- преодоление наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса;
- реализация мероприятий энергосбережения в реальном секторе экономики и бюджетной сфере, стимулирование перехода предприятий всех отраслей экономики на энергосберегающие технологии;
- минимизация потерь в электрических и тепловых сетях за счет внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного оборудования;
- строительство и модернизация источников тепла и тепловых сетей для жилого фонда и объектов соцкультбыта;
- развитие регионального распределительного электросетевого комплекса.
Основными направлениями по достижению вышеуказанных задач являются:
- повышение эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет внедрения энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
- повышение эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет внедрения энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в государственном секторе;
- повышение эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет внедрения энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов в жилищном фонде;
- реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в отраслях экономики (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, транспорт, промышленность);
- пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
В результате предполагается достичь следующих показателей:
- снижение энергоемкости валового регионального продукта Пензенской области до 10,74 т. ут/млн руб. к 2027 году;
- сокращение удельного расхода электрической энергии на снабжение исполнительных органов Пензенской области и государственных учреждений Пензенской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади) до 39,21 кВт*ч/кв.м к 2027 году;
- сокращение удельного расхода холодной воды на снабжение исполнительных органов Пензенской области и государственных учреждений Пензенской области (в расчете на 1 человека) до 39,3 куб.м/чел к 2027 году;
- снижение доли потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии до 10,64% к 2027 году;
- снижение доли потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии до 22,77% к 2027 году.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Пензенской области от 29 декабря 2023 г. N 1216-пП "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.