г. Краснодар |
|
28 июля 2022 г. |
Дело N А53-42279/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Илюшникова С.М. и Резник Ю.О., при участии в судебном заседании от арбитражного управляющего Молчанова Виктора Сергеевича - Чечи В.В. (доверенность от 08.11.2021), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу арбитражного управляющего Молчанова Виктора Сергеевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А53-42279/2021 (Ф08-6341/2022), установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Молчанова В.С. (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
Решением от 07.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.03.2022, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев. Суды исходили из несоответствия действий (бездействия) конкурсного управляющего положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) при осуществлении должностных полномочий. Ранее арбитражный управляющий был привлечен к административной ответственности за аналогичные правонарушения с назначением наказаний в виде предупреждения в рамках дел N А53-33280/2018 и А53-15674/2019.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований управления. По мнению заявителя, вывод судов о наличии правовых оснований для дисквалификации арбитражного управляющего является преждевременным, поскольку допущенные им нарушения являются малозначительными.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель арбитражного управляющего поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административного расследования в отношении арбитражного управляющего управление выявило, что конкурсный управляющий общества нарушил положения Закона о банкротстве. Данные нарушения квалифицированы уполномоченным органом по части 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях.
Административный орган указал, что ранее арбитражный управляющий был привлечен к административной ответственности по названной статье в рамках дел N А53-33280/2018 и А53-15674/2019.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях материалы направлены в суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 223 Кодекса и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Кодекса).
На основании части 5 статьи 205 Кодекса по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
В силу части 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 3.1 той же статьи предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Повторность совершения правонарушения, указанная в части 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, выступает в качестве квалифицирующего признака объективной стороны правонарушения и подлежит доказыванию наряду с иными элементами состава правонарушения. При этом следует учитывать, что повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
В качестве вида наказания санкцией части 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет, которая назначается при доказанности факта повторности независимо от вида и размера ранее назначенного наказания.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункта 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ).
Основополагающим требованием при реализации конкурсным управляющим своих прав и обязанностей, определенных статьями 20.3 и 129 Закона о банкротстве, является добросовестность, своевременность и разумность его действий с учетом интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, на основании принципов объективности, компетентности и профессионализма.
Суды установили, что арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2019 по делу N А53-15674/2019, которое вступило в законную силу 03.07.2019. Правонарушение, допущенное 12.05.2020 (до 03.07.2020) образует состав, ответственность за который предусмотрена пунктом 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, поскольку обладает признаками повторности.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что в ходе исполнения должностных обязанностей арбитражный управляющий допустил нарушения Закона о банкротстве, которые повлеки ущемление прав и законных интересов кредиторов, учитывая ранее имевшиеся факты привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за аналогичные нарушения в рамках дел N А53-33280/2018 и А53-15674/2019, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для его привлечения к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Довод заявителя кассационной жалобы о малозначительности допущенного 12.05.2020 нарушения не принимается во внимание. Суд первой инстанции оценил указанное нарушение срока проведения собрания кредиторов в совокупности с иными обстоятельствами дела и не усмотрел оснований для признания его малозначительным.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. Абзацем 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А53-42279/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что в ходе исполнения должностных обязанностей арбитражный управляющий допустил нарушения Закона о банкротстве, которые повлеки ущемление прав и законных интересов кредиторов, учитывая ранее имевшиеся факты привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за аналогичные нарушения в рамках дел N А53-33280/2018 и А53-15674/2019, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для его привлечения к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
...
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. Абзацем 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2022 г. N Ф08-6341/22 по делу N А53-42279/2021