Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 300 "Об утверждении государственной программы "Информационное общество Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Информационное общество Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" дополнить словами "Нижегородской области".
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Информационное общество Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 300.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора |
А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 29.12.2023 N 1163
Изменения,
которые вносятся в государственную программу "Информационное общество Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 300
Государственную программу и приложение к ней изложить в следующей редакции:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "и приложение" имеется в виду "и дополнить приложением"
"Государственная программа
Нижегородской области "Информационное общество Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы Нижегородской области "Информационное общество Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Нижегородской области
В настоящее время Россия переживает качественно новый этап развития, целью которого является достижение технологического суверенитета страны и цифровая трансформация экономики и общества.
Необходимым условием достижения технологического суверенитета является локализация внутри страны всего инновационного цикла - от разработки до серийного производства, что предполагает наличие научных, образовательных и производственных организаций с соответствующими компетенциями.
В свою очередь, основу цифровой экономики составляет повсеместное и эффективное использование информационных технологий всеми участниками экономической системы - от отдельных людей до крупных компаний и государства в целом.
Нижегородская область (далее также - регион) является одним из важнейших научно-промышленных центров России, обладающим высоким интеллектуальным потенциалом, способным внести значительный вклад в обеспечение технологического суверенитета страны.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом продукте Нижегородской области составляет порядка 30%, регион входит в десятку субъектов Российской Федерации по научно-технологическому развитию.
Мощная образовательная база региона создала предпосылки к интенсивному развитию ИТ-отрасли региона.
Нижегородскую область можно считать ИТ-хабом России. В области представлены ведущие российские и зарубежные ИТ-компании. По итогам первого полугодия 2023 года в Нижегородской области работало более 1800 ИТ-компаний, общая численность сотрудников превысила 30 тысяч человек. В регионе зарегистрировано более 2 800 индивидуальных предпринимателей и более 1 200 фрилансеров-программистов, занятых в ИКТ секторе.
Компетенции ИТ-отрасли региона сосредоточены в области машинного обучения, больших данных, информационной безопасности, IoT, AR/VR, компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Именно Нижний Новгород известен как "родина" таких продуктов, как OpenCV и OpenVino.
Основными направлениями разработки являются:
- САПР системы;
- ОС на базе Linux;
- CRM системы;
- геоинформационные системы;
- облачные решения;
- кроссплатформенные офисные пакеты;
- системы поддержки принятия решений;
- ERP системы;
- голосовые помощники.
Разработки нижегородских ИТ-компаний активно используются в медицине, машиностроении, агропроме, оборонной промышленности, энергетике, финтехе, телекоме, ритейле, логистике, госсекторе, образовании, медиа, строительстве и других отраслях.
По итогам 2021 года по объему экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг (194,3 млн долларов США) Нижегородская область заняла 3 место среди субъектов Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга и 1 место среди субъектов Приволжского федерального округа. Данные за 2022 год отсутствуют в связи с тем, что публикация данных Центрального Банка Российской Федерации приостановлена.
В 2022 году Нижегородская область заняла 3 место в рейтинге регионов России по уровню развития индустрии разработки программного обеспечения и 5 место в России по инвестиционной привлекательности (2 место в Приволжском федеральном округе).
По состоянию на начало ноября 2023 года 96 правообладателей программного обеспечения и 223 наименования программного обеспечения из Нижегородской области включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Правительством Нижегородской области реализуется ряд мер финансового и нефинансовой поддержки, направленных на упрочение лидерских позиций и стимулирования дальнейшего развития ИТ-отрасли.
В числе мер нефинансовой поддержки компаний - информирование компаний о различных грантовых конкурсах, проводимых институтами развития на федеральном уровне, предоставление референс для участия в конкурсе.
В целях предоставления финансовой поддержки нижегородским разработчикам программных решений в 2022 году Правительством Нижегородской области проведен конкурсный отбор на предоставление грантов организациям и индивидуальным предпринимателям - разработчикам российских решений в сфере ИТ. Общий объем предоставленной финансовой поддержки разработчикам Нижегородской области составил 91,1 млн рублей. Победителями признаны 12 нижегородских ИТ-компаний, размер грантов составил от 2,4 млн до 16,2 млн рублей.
Приняты меры, направленные на установление пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения, снижение ставки по ИТ-ипотеке в дополнение к федеральной мере, возмещение недополученных доходов нижегородским ИТ-компаниям - правообладателям программного обеспечения от предоставления лицензий нижегородского программного обеспечения субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной цене, составляющей 50% стоимости средней рыночной цены (мера поддержки - компенсация 50% стоимости программного обеспечения нижегородским разработчикам). Оборот нижегородских ИТ-компаний вырос на 18% за год и достиг 40 млрд руб. (налоговые отчисления таких предприятий составили 14,11 млрд руб. (+4,2%).
Реализуемая в России модель построения цифровой экономики отводит роль драйвера данного процесса цифровизации госсектора, государственного управления.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей развития России является цифровая трансформация, в рамках которой необходимо обеспечить:
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде до 95%;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 97%;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
Для достижения поставленной цели в регионе реализуются проекты, направленные на реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В рамках проекта "Цифровое государственное управление (Нижегородская область)", направленного на реализацию одноименного федерального проекта, Нижегородская область проводит мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в онлайн формате проактивно с использованием облачной цифровой платформы предоставления государственных (муниципальных) услуг и сервисов.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 6 сентября 2021 г. N 877 утвержден региональный перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, оказываемых на территории региона.
Перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид в Нижегородской области осуществлялся с помощью платформы государственных сервисов и путем интеграции ведомственных информационных систем с Единым порталом государственных услуг (далее - ЕПГУ).
В настоящее время в Нижегородской области обеспечен перевод всех массовых значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
За 2022 год поступило более 140 тыс. заявлений на предоставление массовых социально значимых услуг в электронном виде через ЕПГУ. В 2022 году реализована возможность передачи в личный кабинет заявителя ЕПГУ сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственных и муниципальных услуг вне зависимости от способа обращения заявителя за предоставлением услуги. Данная возможность реализована для всех массовых социально значимых услуг.
С 2020 года Нижегородская область является участником пилотного проекта по внедрению федеральной системы Платформа обратной связи (далее - ПОС), позволяющей гражданам направлять сообщения по различным вопросам и принимать участие в общественных голосованиях.
Участниками внедрения ПОС являются органы исполнительной власти Нижегородской области (далее - ОИВ), органы местного самоуправления Нижегородской области (далее - ОМСУ) и иные публично-значимые организации.
На конец 3 квартала 2023 года к ПОС подключены все ОИВ и ОМСУ, 99% учреждений образования, 63% организаций дополнительного образования для детей, 100% учреждений культуры, 91% учреждений здравоохранения, 100% организаций социального обслуживания.
В 2020 - 2023 годах посредством ПОС поступило 336 134 сообщения. В рейтинге Минцифры России по внедрению и использованию ПОС на сентябрь 2023 года Нижегородская область занимает 21 место среди субъектов Российской Федерации.
В рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" реализуется мероприятие "Обеспечение использования платформы юридически значимого электронного документооборота и ее сервисов в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления". Во исполнение данного мероприятия в Нижегородской области внедрена единая региональная система электронного документооборота (далее - СЭДО) с использованием электронной подписи должностных лиц, объединяющая ОИВ, ОМСУ, подведомственные организации.
На конец 2022 года 100% государственных учреждений, находящихся в собственности Нижегородской области (бюджетных, автономных, казенных) и 100% муниципальных учреждений в Нижегородской области (бюджетных, автономных, казенных) подключены к СЭДО.
Одной из ключевых проблем, значительно влияющих на процесс цифровой трансформации (цифровизации), является дефицит квалифицированных кадров с необходимым уровнем цифровой компетентности и ИТ-специалистов в различных секторах экономики.
В рамках повышения цифровой компетентности представителей органов власти по состоянию на начало сентября 2023 года порядка 3 500 сотрудников ОИВ, ОМСУ, а также подведомственных им организаций Нижегородской области в 2021 - 2022 годах прошли обучение по различным программам цифровой экономики и цифровой трансформации. Из них 451 человек - в рамках регионального проекта "Кадры для цифровой экономики".
В целях решения задачи дефицита ИТ-кадров в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" в 2020 - 2022 годах реализован проект "Цифровые профессии". Проект направлен на обучение по дополнительным профессиональным и общеобразовательным программам различных групп населения. За указанный период более 6500 жителей региона смогли пройти обучение и получить новую специальность по направлениям: "Большие данные", "Искусственный интеллект", "Кибербезопасность и защита данных", "Программирование и создание ИТ-продуктов", "Промышленный дизайн и 3D-моделирование", "Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений", "Разработка мобильных приложений", "Системное администрирование", "Управление цифровой трансформацией", "Цифровой дизайн", "Цифровой маркетинг и медиа".
В рамках проекта "Информационная безопасность" решаются задачи по обеспечению информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства на территории Нижегородской области.
В 2022 - 2023 годах организовано обучение 129 должностных лиц, занимающихся организационно-правовыми и организационно-техническими вопросами защиты информации, не отнесенной к государственной тайне, в органах исполнительной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, по программам профессиональной переподготовки, согласованным со ФСТЭК России и (или) ФСБ России, и повышения квалификации в области информационной безопасности.
В рамках приведения информационных систем в соответствие с требованиями по защите информации проводятся мероприятия по миграции операционных систем и баз данных на отечественные сертифицированные программные решения.
Проводятся мероприятия по приведению информационных систем в соответствие с требованиями по защите информации:
- для государственных информационных систем;
- для информационных систем персональных данных;
- для объектов критической информационной инфраструктуры.
Дополнительно в рамках данного направления проводятся мероприятия по анализу защищенности веб-приложений (веб-ресурсов) органов государственной власти, имеющих подключение к сети международного информационного обмена "Интернет".
В рамках защиты информационной инфраструктуры регионального центра обработки данных Правительства Нижегородской области (далее - РЦОД) проводятся следующие мероприятия:
1) расширение штата подразделения информационной безопасности, в т.ч. запланировано создание круглосуточной группы мониторинга;
2) закупка (обновление, расширение) средств защиты информации:
- система мониторинга информационной безопасности;
- система комплексного управления уязвимостями IT-инфраструктуры;
- система динамического анализа защищенности веб-приложений;
- система глубокого анализа сетевого трафика и выявления атак;
- система управления инцидентами и взаимодействия с национальным координационным центром по компьютерным инцидентам;
- система защиты web-приложений;
- система контроля привилегированных пользователей;
3) модернизация инфраструктуры РЦОД.
В целях недопущения успешной реализации целевых компьютерных атак осуществлено техническое подключение РЦОД к региональному центру мониторинга системы "СОПКА" УФСБ России по Нижегородской области с использованием средства обнаружения компьютерных атак "СОПКА" на всех информационных ресурсах, размещенных в РЦОД.
Осуществлен перенос официального сайта Законодательного Собрания Нижегородской области на ресурсы РЦОД, с целью повышения информационной безопасности общедоступных ресурсов Законодательного собрания Нижегородской области и успешного противодействия DDoS-атакам на указанные ресурсы.
Создана и устойчиво функционирует надежная информационно-технологическая и телекоммуникационная инфраструктура, посредством которой обеспечена стабильная работа всех систем и сервисов органов исполнительной власти и муниципальных образований Нижегородской области. Обеспечен необходимый уровень защищенности государственных информационных систем (ГИС) и ресурсов, устойчивость и безопасность функционирования информационной инфраструктуры и сервисов передачи, обработки и хранения данных.
Учитывая изменения, проводимые в Российской Федерации в части перевода услуг в электронный вид, внедрения электронных сервисов и платформ, развития информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры для организации межведомственного электронного взаимодействия и обеспечения доступа граждан и организаций к услугам и сервисам, в Нижегородской области необходимо продолжить работу по реализации требований федерального законодательства на уровне Нижегородской области и муниципальном уровне.
2. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере реализации государственной программы Нижегородской области "Информационное общество Нижегородской области"
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года" и с учетом положений иных документов стратегического планирования определены следующие приоритеты социально-экономического развития Нижегородской области в сфере реализации настоящей государственной программы Нижегородской области "Информационное общество Нижегородской области" (далее - Программа):
- повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан;
- улучшение доступности и качества государственных услуг;
- развитие системы государственного управления за счет использования возможностей информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение цифровой грамотности и цифровой компетентности;
- развитие экономического потенциала путем использования современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий;
- формирование эффективной рыночно ориентированной системы подготовки кадров;
- формирование ведущих научно-исследовательских центров, в том числе в цифровой сфере, и их интеграция в экономику;
- развитие технологического лидерства в сфере информационных технологий;
- развитие и реализация профессионального потенциала жителей региона посредством использования цифровых технологий;
- повышение уровня защищенности личности, информационной безопасности и устойчивости сетей связи общего пользования.
С учетом положений вышеназванных стратегических документов федерального и регионального уровней основными целями Программы являются:
- достижение к 2030 году 100 процентов показателя "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.
Достижение указанной цели обеспечивается путем увеличения численности специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии, расходов организаций на внедрение и использование современных цифровых решений в 2 раза по сравнению с базовым значением 2019 года, а также достижения целевого значения к 2030 году в 6 отраслях экономики и социальной сферы Нижегородской области уровня цифровой зрелости;
- достижение к 2030 году доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
Достижение цели обеспечивается путем повышения удовлетворенности граждан при получении услуг в электронном виде и упрощения процедуры их получения, цифровизации деятельности органов власти, включая предоставление государственных услуг, перехода к предоставлению комплексных государственных услуг в целевой форме, а также создания доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах;
- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
Рост таких вложений должен быть обусловлен ростом качества отечественных решений и учетом потребностей участников рынка.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Настоящая Программа разработана в целях достижения стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313.
Настоящая Программа также связана со следующими документами стратегического планирования Российской Федерации:
- Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203;
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами".
Для достижения целей и показателей Программы из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов предусмотрены субсидии на организацию видеонаблюдения и мониторинга ситуаций на территории и объектах муниципального образования Нижегородской области как муниципальной части правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", порядок предоставления и распределения которых установлен в приложении к Программе.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Нижегородской области
Задачами настоящей Программы являются:
- организация единого информационно-коммуникационного пространства Правительства Нижегородской области, обеспечение защиты информации и безопасного взаимодействия при использовании информационно-телекоммуникационных-ресурсов ОИВ и ОМСУ Нижегородской области;
- создание и развитие в Нижегородской области системы единого информационного пространства, соответствующего интересам и потребностям населения области, а также содействие в формировании благоприятного имиджа Нижегородской области посредством проведения целенаправленной информационной политики Правительства Нижегородской области;
- повышение качества жизни граждан Нижегородской области на основе использования возможностей информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе использования информационных технологий;
- обеспечение лидерства Нижегородской области по уровню развития информационного общества среди субъектов Российской Федерации;
- развитие механизмов инновационного развития системы информатизации региона и внедрение прогрессивных и импортозамещающих информационных технологий в процессы государственного управления ОИВ и ОМСУ Нижегородской области;
- организация единого информационно-коммуникационного пространства Правительства Нижегородской области, обеспечение защиты информации и безопасного взаимодействия при использовании информационно-телекоммуникационных ресурсов ОИВ и ОМСУ Нижегородской области.
Для достижения цели "Достижение к 2030 году 100 процентов показателя "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" предусмотрены следующие задачи государственного управления:
реализация программы цифровой трансформации Нижегородской области, включающей проекты ведомственной цифровизации, в том числе направленные на осуществление контроля посетителей и мониторинга загруженности спортивных учреждений Нижегородской области.
содействие обучению населения по программам дополнительного образования для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций;
развитие современной образовательной инфраструктуры и внедрение наиболее передовых методов обучения в сфере ИТ и содействие обеспечению потребности рынка труда в специалистах в сфере информационных технологий и информационной безопасности, а также в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями, прошедших обучение по соответствующим программам высшего и среднего профессионального образования;
поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда в ИТ-отрасли.
Для достижения цели "Достижение к 2030 году доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов" предусмотрены следующие задачи государственного управления:
обеспечение перевода государственных и муниципальных услуг в цифровой формат;
обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
цифровизация процессов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций государственными органами власти;
стимулирование граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Достижение цели "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года обеспечивается путем решения следующих задач государственного управления:
поддержка нижегородских компаний - лидеров рынка информационных технологий, а также стимулирование спроса на их решения;
создание условий для развития стартапов, разрабатывающих решения в сфере информационных технологий;
развитие перспективных высокотехнологичных направлений в сфере информационных технологий.
Для достижения цели "Доля бесперебойно функционирующего оборудования и программного обеспечения инфраструктуры обработки и хранения данных регионального центра обработки данных Нижегородской области" предусмотрены следующие задачи:
обеспечение, модернизация, эксплуатация, развитие, поддержка центра обработки данных Нижегородской области, Центра управления регионом Нижегородской области.
Для достижения цели "Доля исправно функционирующих объектов информационной инфраструктуры и сетей связи" предусмотрены следующие задачи:
Поддержка и развитие ИТ-инфраструктуры и сетей связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к государственной программе
Нижегородской области
"Информационное общество
Нижегородской области"
Порядок
предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов на организацию видеонаблюдения и мониторинга ситуаций на территории и объектах муниципального образования Нижегородской области как муниципальной части правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139, пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 4 марта 2020 г. N 181 (далее - Правила), устанавливает порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджету муниципального округа, городского округа Нижегородской области (далее - муниципальные образования) на организацию видеонаблюдения и мониторинга ситуаций на территории и объектах муниципального образования Нижегородской области как муниципальной части правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - субсидия), содержит критерии отбора муниципальных образований для предоставления им субсидии, требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение.
1.2. Субсидия предоставляется местным бюджетам в рамках реализации государственной программы Нижегородской области "Информационное общество Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 300 (далее - государственная программа), в целях софинансирования Нижегородской областью расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления, Администрация) полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных пунктами 5, 7.1, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", связанных с реализацией включенных в муниципальные программы мероприятий по организации видеонаблюдения и мониторинга ситуаций на территории и объектах муниципального образования Нижегородской области как муниципальной части правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
1.3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - Закон Нижегородской области об областном бюджете), сводной бюджетной росписью областного бюджета, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке министерством финансов Нижегородской области на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка.
Министерство цифрового развития и связи Нижегородской области (далее - Министерство), до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, является главным распорядителем бюджетных средств.
1.4. Источником финансового обеспечения субсидий являются средства областного бюджета.
1.5. Субсидия направляется на реализацию мероприятий по организации видеонаблюдения и мониторинга ситуаций на территории и объектах муниципального образования Нижегородской области как муниципальной части правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - мероприятия).
1.6. Критериями отбора муниципального образования для предоставления субсидии (далее - отбор) являются:
наличие у муниципального образования разработанных и согласованных с Управлением ФСБ России по Нижегородской области, ГУ МВД России по Нижегородской области и государственным автономным учреждением Нижегородской области "Центр координации проектов цифровой экономики" (далее - согласующие органы и организации) технических требований к организуемому (создаваемому) или получаемому в виде услуги по видеонаблюдению на территории и объектах муниципального образования Нижегородской области как к муниципальной части правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
готовность муниципального образования исполнять расходное обязательство, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, за счет средств местного бюджета, в размере не менее 10% от общей суммы расходного обязательства.
Отбор осуществляется Министерством одновременно при рассмотрении заявки о предоставлении субсидии, предусмотренной пунктом 2.2 настоящего Порядка, в порядке, установленном в пункте 2.4 настоящего Порядка.
2. Условия и порядок предоставления субсидии
2.1. Субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:
1) наличие в муниципальном образовании утвержденной муниципальным правовым актом муниципальной программы, направленной на достижение целей, соответствующих государственной программе;
2) заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение о предоставлении субсидии).
2.2. Для получения субсидии и подтверждения соответствия муниципального образования критериям отбора, установленным пунктом 1.6 настоящего Порядка, и выполнения условия предоставления субсидии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка, Администрация представляет в Министерство следующие документы:
заявку о предоставлении субсидии в произвольной форме с приложением обоснования необходимости реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1.5 настоящего Порядка, расчета и обоснования затрат на реализацию мероприятий в разрезе по годам, технических требований к организуемому (создаваемому) или получаемому в виде услуги по видеонаблюдению на территории и объектах муниципального образования как к муниципальной части правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", согласованных надлежащим образом;
выписку из муниципальной программы, утвержденной в установленном порядке и содержащей мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и сроки их реализации;
гарантийное письмо, подписанное главой муниципального образования либо уполномоченным им должностным лицом, с обязательством предусмотреть в местном бюджете на соответствующий финансовый год (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в размере не менее 10%.
2.3. Заявка и прилагаемые к ней документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка, представляются в Министерство и регистрируются с использованием автоматизированной системы электронного документооборота (далее - СЭДО) с использованием электронной подписи в порядке, установленном постановлением Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2018 г. N 912 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Нижегородской области и их структурных подразделениях".
2.4. В течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов Министерство проверяет представленные документы и принимает одно из следующих решений:
а) о предоставлении бюджету муниципального образования субсидии и заключении с Администрацией соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Нижегородской области с учетом требований, установленных пунктом 11 Правил;
б) об отказе в предоставлении субсидии по основаниям, указанным в пункте 2.5 настоящего Порядка.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство в течение 3 рабочих дней направляет администрации муниципального образования уведомление с указанием причины отказа в предоставлении субсидии.
2.5. Основания для отказа в предоставлении субсидии:
1) несоответствие критериям отбора, установленным пунктом 1.6 настоящего Порядка, и (или) условию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка;
2) несоответствие требованиям комплектности, содержания и оформления документов, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка;
3) недостоверность информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.
2.6. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного Министерством с Администрацией согласно пункту 2.6 настоящего Порядка.
Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета местному бюджету заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Нижегородской области, с учетом требований, установленных пунктом 11 Правил.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых индикаторов государственной программы.
Для заключения соглашения Администрация представляет в Министерство выписку из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающую наличие в местном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в году предоставления субсидий в объеме, необходимом для их реализации, включая размер планируемой к предоставлению субсидии.
В случае непредставления документа, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, соглашение о предоставлении субсидии не заключается.
2.7. Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями:
Размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии муниципальному образованию (С) определяется по формуле:
С = V x K, где:
V - объем затрат на реализацию мероприятия;
К - уровень софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства муниципального образования в размере 90%.
2.8. Распределение субсидии местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
2.9. Увеличение размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, не влечет обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии.
2.10. Перечисление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на основании соглашения о предоставления субсидии в порядке финансового обеспечения расходов муниципального образования в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам муниципального образования (под фактическую потребность), после представления в Министерство копий документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.
2.11. Перечисление субсидии осуществляется Министерством в срок, установленный соглашением о предоставления субсидии, с лицевого счета Министерства, открытого в управлении областного казначейства министерства финансов Нижегородской области, на лицевой счет Администрации.
2.12. Администрация обеспечивает расходование средств субсидии по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Порядка и осуществляет в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", закупку следующих услуг:
по организации видеонаблюдения на точках/объектах видеонаблюдения с применением поставщиком услуг вновь устанавливаемого оборудования и (или) ранее установленного оборудования;
по организации хранения видеоданных на ресурсах поставщика услуг с точек (объектов) видеонаблюдения;
по организации передачи поставщиком услуг видеопотоков с объектов видеонаблюдения в АПК "Безопасный город" Нижегородской области, а также в пункты мониторинга;
по организации на ресурсах поставщика услуг обработки видеопотоков; детектирования и идентификация лиц в видеопотоках (биометрическая видеоидентификация), передаваемых с объектов видеонаблюдения; сопоставление и поиск по детектированным изображениям лиц в базах данных заинтересованных органов и организаций; детектирования (распознавания) государственных регистрационных знаков автомобилей в видеопотоках, передаваемых с объектов видеонаблюдения; детектирования массового скопления граждан в видеопотоках, передаваемых с объектов видеонаблюдения; организации передачи видеоинформации, хранящейся на оборудовании поставщика услуг, с объектов видеонаблюдения в заинтересованные органы и организации.
2.13. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством по итогам года, в котором запланировано достижение значения показателя результативности в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, на основе анализа отчетности муниципального образования о достижении значения показателя результативности использования субсидии, представленной в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Порядка, путем сравнения фактически достигнутого значения показателя результативности использования субсидии за соответствующий год со значением показателя результативности использования субсидии, предусмотренным соглашением о предоставлении субсидии.
2.14. Показателем результативности использования субсидии является обеспечение функционирования в муниципальном образовании системы видеонаблюдения и мониторинга ситуаций.
Значения показателя результативности использования субсидии устанавливаются в соглашении о предоставлении субсидии.
3. Требование к отчетности
3.1. Администрация ежеквартально, начиная с квартала, в котором Министерством осуществлено перечисление субсидии, не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была перечислена субсидия, представляет в Министерство отчетность о расходах местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, не позднее 20 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена субсидия, отчетность о достижении значения показателя результативности использования субсидии из областного бюджета по формам, установленным соглашением о предоставлении субсидии.
3.2. Министерство вправе устанавливать в соглашении о предоставлении субсидии сроки и формы представления муниципальным образованием дополнительной отчетности.
3.3. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субсидии, возлагается на главу муниципального образования.
4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение
4.1. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляют Министерство и органы государственного финансового контроля в пределах своих полномочий.
4.2. В случае, если муниципальным образованием допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе по обеспечению финансирования за счет средств местного бюджета расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, и (или) по достижению значения показателя результативности использования субсидии, средства субсидии, предоставленной за счет средств областного бюджета, подлежат возврату в объеме, рассчитанном в соответствии с Правилами.
4.3. В случае нецелевого использования субсидии муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
4.4. Неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии подлежит возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.
4.5. В случае, если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход областного бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2023 г. N 1163 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 300"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 5200202312290022