Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 г. N 320 "Об утверждении государственной программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 слова "Государственную программу" заменить словами "государственную программу Нижегородской области".
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 г. N 320.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора |
А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 декабря 2023 г. N 1149
Изменения
в государственную программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 г. N 320
1. Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Нижегородской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы Нижегородской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Нижегородской области в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области
Государственная программа Нижегородской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Законом Нижегородской области от 28 марта 2002 г. N 16-З "О профилактике наркомании и токсикомании".
При разработке Программы учтены положения Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733 (далее - Стратегия), государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345, Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия развития).
Программа разработана исходя из складывающейся в Нижегородской области (далее также - регион, область) наркоситуации.
Программа ориентирована на развитие и совершенствование целенаправленной скоординированной работы по выполнению приоритетных направлений по реализации Стратегии на территории Нижегородской области согласно Перечню приоритетных направлений по реализации стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на территории Нижегородской области, утвержденному Указом Губернатора Нижегородской области от 23 декабря 2020 г. N 15.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 15" имеется в виду "N 215"
По данным социологических исследований и мониторинга наркоситуации крупные города Российской Федерации (далее - РФ) являются зонами наибольшей концентрации лиц, регулярно потребляющих наркотики без назначения врача. Нижегородская область не является исключением.
Безусловно, грамотная социальная политика Правительства Нижегородской области на протяжении последних лет, направленная на поддержку молодых специалистов, ученых, предпринимателей, формирование кадрового резерва администраций из числа наиболее одаренных и креативных студентов образовательных организаций высшего образования региона, способствует снижению уровня наркотизации среди молодых нижегородцев.
Но распространение наркомании продолжает оставаться одним из проблемных вопросов, который влияет не только на безопасность населения, но и на социальную адаптацию подрастающего поколения, так как наркомания поражает, прежде всего, молодежь.
Анализ основных показателей по результатам 2022 года показал, что наркоситуация в Нижегородской области достаточно стабильна.
За 2022 год сотрудниками правоохранительных органов выявлено 3806 наркопреступлений (2021 год - 3265, +16,6%). Из общего числа зарегистрированных наркопреступлений - 3 050 относятся к категории тяжких и особо тяжких (2021 год - 2405, +26,8%).
За 12 месяцев 2022 года из незаконного оборота на момент возбуждения уголовного дела ОВД изъято 71 кг 041 гр. наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (2021 год - 104 кг 811 гр., - 32,2%).
В Нижегородской области по итогам 2022 года (статистические данные представлены с учетом ЗАТО город Саров) зарегистрировано 7659 лиц (2020 год - 7620, +0,5%), допускающих немедицинское употребление наркотиков.
По данным ГБУЗ НО "Нижегородское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - БСМЭ) в 2022 году в области зарегистрирован 81 летальный исход от отравления наркотиками и психотропными веществами (в 2021 году - 81).
В целях определения масштабов и структуры наркотизации общества, а также определения отношения населения к проблемам распространения незаконного оборота и потребления наркотиков Правительством Нижегородской области инициировано проведение социологическое исследование.
Объем выборочной совокупности составил 2 200 респондентов. Соотношение городского и сельского населения в общей структуре выборки - 82% (1 804 респондентов) городского населения и 18% (396 респондентов) - сельского, что соответствует статистическим показателям по Нижегородской области в целом. Наличие проблемы наркомании в Нижегородской области признают 100% опрошенных респондентов.
По результатам опроса число респондентов, имеющих опыт однократного потребления наркотиков в течение жизни, оценивается в 3,5% (2020 год - 5,4%). Число респондентов, потребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически, существенно снизилось и составило 1,5% или 30 человек (в 2020 году - 2,1% или 46 человек).
Проведенный опрос населения показал, что у 40% респондентов, имеющих хотя бы однократный опыт потребления наркотиков, первая проба пришлась на несовершеннолетний возраст.
Основными причинами, побудившими к потреблению наркотиков, послужили: любопытство (30%), собственная глупость (30%), а также зависимость от мнения сверстников (25%) выступавших в качестве референтной группы.
Факторами, удерживающими от употребления наркотиков, были названы: осознанное отрицательное отношение к их употреблению 85,4%; опасение заболеть ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами 7%; страх преждевременной смерти 6%; и боязнь остаться ненужным обществу 5,9%.
В целом развитие динамики наркоситуации на территории Нижегородской области можно охарактеризовать как "нейтральное" со среднеарифметическим значением 15,3 количества баллов критериев состояния наркоситуации, в том числе, по параметрам оценки наркоситуации.
По показателям оценки наркоситуации Нижегородская область имеет следующие критерии состояния наркоситуации:
- "вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков" - ситуация "сложная" (27,7 количества баллов);
- "уровень вовлеченности несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков" - ситуация "нейтральная" (11,1 количества баллов);
- "криминогенность наркомании" - ситуация "сложная" (28,5 количества баллов);
- "уровень криминогенности наркомании среди несовершеннолетних" - ситуация "нейтральная" (12,5 количества баллов);
- "уровень первичной заболеваемости наркоманией" - ситуация "нейтральная" (18,7 количества баллов);
- "острые отравления наркотиками" - ситуация "нейтральная" (9,4 количества баллов);
- "острые отравления наркотиками среди несовершеннолетних" - ситуация "нейтральная" (4,6 количества баллов);
- "смертность, связанная с острым отравлением наркотиками" - ситуация "нейтральная" (9,8 количества баллов).
Главной ценностью Стратегии развития является человек, создание благоприятных условий для формирования его позитивного социального статуса.
Стратегическая цель Программы - обеспечить высокий уровень благополучия, пространство для всестороннего развития и самореализации каждого жителя региона, базирующееся на традиционных ценностях и современных прогрессивных идеях.
Одним из важных факторов качества жизни и условием повышения привлекательности региона является безопасность проживания и ведения хозяйственной деятельности на территории Нижегородской области. Стратегической целью данного фактора является формирование пространства высокого уровня безопасности, способствующего сохранению и развитию человеческих ресурсов.
Стратегией развития в рамках решения задачи противодействия преступности определено активизировать работу с несовершеннолетними гражданами с целью не вовлечения подростков и молодежи в преступные группировки и экстремистскую деятельность, а также по пресечению каналов распространения среди них наркотиков. Именно поэтому одним из ключевых направлений деятельности Правительства Нижегородской области по реализации Стратегии развития является разработка комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности населения.
Приведенные выше статистические данные показывают, что при общей нестабильности экономической ситуации наблюдается тенденция к дальнейшему повышению уровня вовлеченности наркопотребителей в незаконный оборот наркотиков, а также увеличение доли молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, правопорядку, а также безопасности граждан региона.
Также настораживает нарастание диспропорции между отдельными возрастными группами, а именно, сокращение численности подростков и молодежи. В этой связи обществу необходимо консолидировать усилия на то, чтобы сформировать у подрастающего поколения стремление к здоровому образу жизни, достижению социально значимых ценностей.
Также необходимо учитывать, что Нижегородская область является динамично развивающимся и инвестиционно привлекательным регионом, обладающим высоким промышленным и научным потенциалом. А это означает большую заинтересованность наркобизнеса в развитии сети наркоторговли и наркопотребления в богатом ресурсами и обладающим высокоразвитой транспортной инфраструктурой регионе.
Программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков, разрабатываются и реализуются на территории области при координирующей роли антинаркотической комиссии Нижегородской области с 2005 года.
За годы их реализации в регионе сформировалось единое понимание целей и задач антинаркотической профилактической работы, а также достойная база для осуществления такой деятельности.
Среди наиболее значимых мероприятий, выполненных в рамках ранее действовавших программ, можно назвать:
- формирование единого информационного пространства, включение всех средств массовой информации региона в деятельность по профилактике наркомании и наркопреступности;
- создание платформы антинаркотических практик региона в рамках областного антинаркотического конкурса "Мы выбираем жизнь";
- увеличение количества участников мероприятий, направленных на повышение информированности населения о последствиях немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ; привлечение здоровых сил гражданского общества к противодействию наркомании;
- консолидация усилий правоохранительных органов по выявлению, пресечению и раскрытию х преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; перекрытие контрабандных каналов поставки наркотиков.
Таким образом, сформированная в регионе антинаркотическая политика оказывает положительное влияние на экономическую ситуацию, так как способствует улучшению криминогенной обстановки, уменьшению экономических потерь от вовлечения трудоспособного населения в потребление наркотиков, увеличению количества граждан, мотивированных на здоровый образ жизни.
В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией, решаются территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Нижегородской области в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности указанных органов, а также негосударственных организаций и общественных объединений становится непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, формированием перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, их согласование с реальными возможностями областного бюджета.
Использование такого метода позволяет мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:
снижение спроса на наркотики;
снижение предложения наркотиков.
В связи с этим разработана настоящая Программа.
2. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области
Необходимость разработки государственной программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" (далее - государственная программа, Программа), направленной на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также профилактику наркомании и формирование здорового образа жизни, продиктована следующими обстоятельствами:
1. Приоритетное значение профилактики наркомании в формировании здорового образа жизни и стабилизации демографической ситуации в Нижегородской области (далее - область, регион).
2. Создание, с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков.
3. Развитие регионального сегмента национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц, направленного на возвращение лиц, успешно прошедших программы реабилитации, в социум.
4. Совершенствование межведомственного взаимодействия правоохранительных органов и органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области с целью снижения предложения наркотиков.
Основные цели Программы:
профилактика и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков);
совершенствование единой системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ различными категориями населения (совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики);
поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней негативных социальных последствий; сокращение числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:
а) создание и реализация комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Нижегородской области;
б) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
в) развитие региональной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
г) проведение грамотной информационной антинаркотической политики в средствах массовой информации, в том числе направленной на поддержку социально ориентированных негосударственных организаций, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
д) развитие системы подготовки специалистов в области профилактики наркомании, а также повышения квалификации специалистов в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
е) совершенствование национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
ж) повышение эффективности оказания наркологической помощи населению;
з) совершенствование организационного, нормативного правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.
3. Сведения о взаимосвязи Программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Стратегические приоритеты Программы разработаны с учетом положений государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области
Для достижения цели в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области определены следующие задачи государственного управления:
- совершенствование нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности;
- обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности;
- формирование общих методологических оснований системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности;
- создание с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков;
- повышение доступности социальной реабилитации и ресоциализации для наркопотребителей, включая лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства;
- совершенствование правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации.
- уничтожение инфраструктуры незаконных производства, транспортировки и распространения наркотиков;
- существенное сокращение сырьевой базы незаконного производства наркотиков.
Положительная динамика общественной эффективности достигнута за счет увеличения количества выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, увеличения количества несовершеннолетних, получивших услугу отдыха и оздоровления, а также увеличение охвата населения области занятиями физической культурой и спортом.
Включенные в Программу мероприятия решают межведомственные задачи, при этом формирование Программы основывается на единой стратегии и подчиняется законам централизованной координации. Важнейшим основанием оценки эффективности реализации Программы являются налаженные связи и механизмы взаимодействия всех ее участников, разработка и соблюдение соответствующих регламентов. Использование системного подхода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в более короткие сроки.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2023 г. N 1149 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 г. N 320"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 5200202312290011