Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 29 декабря 2023 года N 528
Государственная программа
"Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе"
Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе"
1. Оценка текущего состояния сферы охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования в Чукотском автономном округе
Чукотский автономный округ - уникальный субъект, полностью расположенный в Арктической зоне Российской Федерации, с самыми низкими показателями в Дальневосточном Федеральном округе по плотности населения - 0,07 чел/кв. км (для примера: 0,32 чел/кв. км в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области; 0,7 чел/кв. км в Камчатском крае; 0,72 чел/кв. км в Ямало-Ненецком автономном округе; 1,20 чел/кв. км в Красноярском крае; 3,18 чел/кв. км в Ханты-Мансийском автономном округе).
На территории Чукотского автономного округа отсутствуют крупные городские агломерации.
В регионе проживает всего 47 840 человек (по состоянию на 01.01.2023), из которых в городском округе Анадырь - 13 368 человек, г. Билибино - 5 409 человек, г. Певеке - 4 230 человек. В округе отсутствует развитая наземная транспортная инфраструктура между окружными и районными центрами, плотность дорог с твёрдым покрытием составляет 2,5 км на 1000 кв. км.
Экологическая обстановка в регионе остается стабильной. Высокую нагрузку на окружающую среду региона оказывают использование угля и дизельного топлива в энергетике, а также комплекс экологических проблем, созданный за годы деятельности горнорудной промышленности (заброшенные и законсервированные рудники, нерекультивированные карьеры, отвалы и отстойники).
На территории Чукотского автономного округа находятся три основных объекта накопленного вреда окружающей среде прошлых лет (наиболее опасные объекты):
Иультинский олово-вольфрамовый горно-обогатительный комбинат;
Певекский горно-обогатительный комбинат рудника "Валькумей";
Бочкотара на территории Чукотского муниципального района, Провиденского городского округа, городского округа Эгвекинот, Анадырского муниципального района.
Поскольку объекты весьма специфичны, а также учитывая специфику округа (удаленность округа от центральных районов страны, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, сети постоянно действующих автомобильных дорог, сообщение между населенными пунктами осуществляется преимущественно авиационным транспортом или по временным автозимникам, суровые природно-климатические условия), работа по их инвентаризации или научно-техническим обследованиям требует наличия потенциального исполнителя и приложения значительных финансовых усилий субъекта.
Для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология" в июле 2021 года Минприроды России одобрена заявка Чукотского автономного округа на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на рекультивацию санкционированной свалки твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) городского округа Анадырь. Работы по рекультивации свалки запланированы на 2022 - 2025 годы.
В рамках реализации Государственной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе", ежегодно предусмотрена субсидия на возмещение затрат по перевозке 3 000 тонн отходов лома чёрных металлов в размере 5,0 млн. рублей. За счёт средств регионального бюджета в период 2017 - 2021 годов было собрано и отправлено на утилизацию в г. Владивосток более 17 тыс. тонн лома чёрных металлов.
В 2021 году до Чукотского автономного округа доведены показатели федерального проекта "Генеральная уборка", которыми до 2024 года предусматривалась утилизация находящихся в акватории Анадырского лимана в районе косы Святого Александра двух несамоходных барж и буксира "Михаил Мандриков", создающих препятствия к развитию туристической деятельности. Поскольку затопленными судами сформирован затон для укрытия флота от ледохода и отстоя в зимний период, а также предотвращения навала ледовых масс на сооружение пассажирского причала N 7 их утилизация будет производиться после или во время непосредственного строительства полноценного защитного сооружения, используемого в вышеуказанных целях.
В части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2021 году выполнены работы по разработке проектов:
"Расчистка озера Соболек с. Анюйск Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа";
"Расчистка пруда с. Рыркайпий городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа".
Проведён мониторинг водного объекта реки Анадырь в границах села Усть-Белая.
В 2022 году проведен мониторинг водного объекта реки Майн в границах села Ваеги, а также работы по реализации проекта "Расчистка озера Соболек с. Анюйск Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа".
Департаментом природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа за счёт средств субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области водных отношений в 2022 году выполнены мероприятия, по закреплению на местности границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы, специальными информационными знаками на реке Омолон в границах села Омолон Билибинского муниципального района. Стоимость работ - 350,00 тыс. рублей.
На территории Чукотского автономного округа по состоянию на 01.01.2023 действует 28 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) различного уровня:
государственный природный заповедник "Остров Врангеля";
национальный парк "Берингия";
три государственных природных (охотничьих) заказника регионального значения "Автоткууль", "Усть-Танюрерский", "Чаунская губа";
два государственных природных заказника регионального значения "Озеро Эльгыгытгын" и "Лебединый";
21 памятник природы регионального значения.
Общая площадь, занятая ООПТ в Чукотском автономном округе - 7,4 процента, в том числе: заповедник - 3,1 процент, национальный парк - 2,5 процента, заказники - 1,8 процентов, памятники природы - 0,04 процента.
Площадь ООПТ федерального значения составляет 5,6 процентов, регионального - 1,8 процентов.
Увеличение общей площади ООПТ регионального значения связано с созданием путем преобразования государственного природного заказника федерального значения "Лебединый" в государственный природный заказник регионального значения "Лебединый" (Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 26 ноября 2015 года N 564 "О создании особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник "Лебединый").
На территории Чукотского автономного округа находятся два объекта особо охраняемых природных территорий федерального значения: Федеральное государственное бюджетное учреждение государственный природный заповедник "Остров Врангеля" и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Берингия".
На территории Чукотского автономного округа эксплуатируется 30 объектов размещения отходов, включенных в установленном порядке в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Отходы производства и потребления образуются в основном в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятий золотодобывающей отрасли (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов) горнодобывающих предприятий (вскрышные породы), предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (золошлаковая смесь от сжигания углей), а также твердые коммунальные (далее - ТКО) образующиеся в результате жизнедеятельности населения, деятельности учреждений и организаций.
В 2022 году согласно данным формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" на территории Чукотского автономного округа всего образовано 34 307 365 тонн отходов I - V классов опасности, из них ТКО - 26 910, 18 тонн.
В столице Чукотского автономного округа в городе Анадырь эксплуатируется один объект размещения отходов - "Полигон твердых бытовых отходов в г. Анадырь Чукотского АО", включенный в ГРОРО под номером 87-00018-З-00294-020818 в 2018 году (введен в эксплуатацию в 2019 году), проектная мощность которого составляет 109 862 м 3, остаточная емкость объекта по состоянию на 1 января 2023 года составляет 93 299,125 м 3. Полигон оборудован установками по обезвреживанию отходов, работающих методом термической обработки отходов по принципу замкнутого цикла, исключающего попадание вредных веществ в почву (Инсинератор ИКН-7 Роси, инсинератор ИУ-4000, Brener ЭКО-Б, суммарная мощность 11 000 тонн в год).
На территории Чукотского автономного округа осуществляют деятельность девять региональных операторов по обращению с ТКО в 21 зоне деятельности.
В области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих угодий.
Территория Чукотского автономного округа, являющаяся средой обитания охотничьих ресурсов, включая ООПТ и территории, непригодные для ведения охотничьего хозяйства, составляет 72 146,06 тыс. га. Территории, отнесённые к охотничьим угодьям, подразделяются на закрепленные охотничьи угодья и общедоступные (не закрепленные) охотничьи угодья.
К закрепленным охотничьим угодьям относятся участки, переданные во временное пользование юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на основании охотхозяйственного соглашения на пользование объектами животного мира, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Площадь закрепленных охотничьих угодий на территории Чукотского автономного округа составляет 3223,7 тыс. га. Все закрепленные охотничьи угодья расположены на территории Анадырского района.
Общедоступные угодья на территории Чукотского автономного округа занимают 63635,7 тыс. га.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения расположены в границах Анадырского, Иультинского, Провиденского, Чаунского, Чукотского районов и занимают территорию площадью 5 242,23 тыс. га. Земли заповедника "Остров Врангеля" (795,593 га), заповедных и особо охраняемых зон национального парка "Берингия" общей площадью 1367,1 тыс. га из охотпользования исключены. Охота в национальном парке "Берингия" разрешается только в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории рекреационной зоны, зоны традиционного природопользования и зоны хозяйственного назначения на площади 1248,0 тыс. га.
На территории региональных заказников охота запрещена за исключением: охоты в зимнее время, охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности.
Доля охотников в составе населения Чукотского автономного округ составляет 12,6 процента, что значительно выше среднего показателя по Российской Федерации. На одного охотника приходится 11,56 тыс. га охотничьих угодий, в том числе общедоступных - 10,57 тыс. га.
Видовой состав млекопитающих на территории Чукотского автономного округа достаточно бедный из-за суровых климатических условий. Широкое распространение горных ландшафтов с арктическими пустынями также не способствует обогащению фауны млекопитающих. Из 22 видов животных (не учитывая водоплавающую и водно-болотную дичь), отнесенных к объектам охоты, из-за низкой экономической эффективности охоты охотниками округа не добываются восемь видов (36,4 процента): норка американская, горностай, ласка, ондатра, белка обыкновенная, белка летяга, бурундук, суслик длиннохвостый.
Песец, лисица обыкновенная, рысь и каменный глухарь добываются попутно при охоте на востребованные виды. Недоосваиваются ресурсы бурого медведя и волка. Ресурсы белой и тундряной куропаток также недоиспользуются. Наиболее полно используются ресурсы лося, дикого северного оленя, снежного барана.
Причины недоосвоения охотничьих ресурсов: нестабильность и неопределенность величины расходов на заготовку и последующих рыночных цен на полученную продукцию, удаленность угодий, слабо развитая транспортная инфраструктура. Также сказываются низкая платежеспособность и плотность населения. В сравнении с серединой XX века уровень освоения охотничьих ресурсов снизился не менее чем в два раза.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе"
Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечение рационального природопользования являются решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В сфере обращения с отходами - предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, развитие инфраструктуры обработки, обезвреживания, размещения отходов; введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов; создание инфраструктуры по экологически безопасному размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе".
Основными задачами государственного управления Чукотского автономного округа в области охраны окружающей среды являются:
Для достижения цели по ликвидации несанкционированной свалки в границах городов предусматриваются следующие задачи государственного управления:
недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде;
ликвидация несанкционированных свалок в границах городов;
комплекс работ по контролю в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Для достижения цели по исключению негативного воздействия на окружающую среду и очистке акваторий Чукотского автономного округа от затонувшего имущества:
подъём и утилизация затонувших судов в прибрежных зонах.
Для достижения цели по развитию государственного управления системой особо охраняемых природных территорий регионального значения:
внесение в Единый государственный реестр недвижимости охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Для достижения цели по мониторингу водных объектов:
мониторинг поверхностных водных объектов, в том числе развитие наблюдательной сети (определение состояния дна, берегов и водоохранных зон на реках) к количеству водных объектов, на которых требуется осуществление мониторинга водных объектов.
Для достижения цели по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений:
обеспечение охраны водных объектов или их частей;
обеспечение защищённости населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Для достижения цели по реализации комплекса мероприятий по обращению с отходами:
совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по обращению с ТКО;
создание эффективной системы управления в области обращения с ТКО;
развитие инфраструктуры обработки, обезвреживания, размещения отходов;
обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТКО;
внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО;
совершенствование ценообразования при обращении с ТКО;
развитие системы экологического и санитарно-эпидемиологического образования, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО;
введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов.
Для достижения цели в области охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов:
реализация переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем;
в экономической сфере - развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также создание эффективных механизмов государственного управления;
в социальной сфере - повышение доступности охоты для населения;
в экологической сфере - обеспечение и поддержание видового разнообразия охотничьих животных в экологических системах наряду с увеличением численности охотничьих животных;
обеспечение сохранения и развития традиционных видов охоты, сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учёт их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
4. Задачи Государственной программы, определённые в соответствии с национальными целями
Государственная программа направлена на достижение следующих целевых показателей:
доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон;
доля во
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.