Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 октября 2021 г. N 293 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 27 октября, N 050020007869; 2023 21 июня N 05002011483).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
А. Абдулмуслимов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 29 декабря 2023 г. N 547
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" в следующей редакции:
"Государственная программа
Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан"
Стратегические приоритеты государственной программы Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан"
1. Оценка текущего состояния в сфере действия государственной программы Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан"
1.1. Оценка текущего состояния в сфере развития зарядной инфраструктуры
На начало 2023 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 20,7 тыс. электромобилей. Это составляет всего 0,05 процента от общего количества легковых автомобилей в стране.
Согласно проведенному анализу, в настоящее время в Республике Дагестан эксплуатируется порядка 500 электромобилей. Предполагается, что к 2025 году их число возрастет до 2,5 тыс., а к 2030 - до 22 тысяч.
На сегодняшний день на территории республики уже функционируют 6 зарядных станций для электромобилей общего пользования. Вместе с тем для обеспечения бесперебойного движения автотранспорта по территории Российской Федерации максимальное расстояние между двумя ближайшими зарядными станциями на дорогах общего назначения не должно превышать 100 километров. В связи с этим предполагается размещение зарядных станций для электромобилей преимущественно на трассах федерального и республиканского значения.
Различными исследованиями было подтверждено, что эффективность использования энергии электромобилями выше, следовательно, они выбрасывают меньше парниковых газов и других вредных веществ, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
На каждые 100 километров работы автомобиля с бензиновым двигателем расходуется 26 МДж для добычи топлива из недр и доставки до бака машины и еще 142 МДж на передвижение. Электромобиль, заряженный электроэнергией, добытой путем сжигания углеводородов, преодолевающий ту же дистанцию, расходует 74 МДж на добычу топлива из недр, выработку и доставку электроэнергии до батарей электрокара и всего 38 МДж на передвижение.
Основной проблемой в сфере зарядной инфраструктуры является отсутствие достаточного количества зарядных станций для электротранспортных средств на территории Республики Дагестан.
Сбалансированный сценарий развития инфраструктуры электрозарядных станций к 2030 году предполагает наличие 144 тыс. зарядных станций и 1,4 млн электромобилей (10 электромобилей на 1 электрозарядную станцию).
Принимая во внимание мировой опыт, упор в развитии зарядной инфраструктуры следует сделать на увеличении доли быстрых зарядных станций. В связи с этим важным аспектом при реализации государственной программы Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" в части развития инфраструктуры является активное содействие государства.
В Российской Федерации предусмотрены меры поддержки развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры в виде предоставления скидки до 25 процентов на покупку экологически чистого автомобиля в любом регионе страны по государственной программе льготного автокредитования.
В ряде регионов России установлены льготы на транспортный налог (в г. Москве и Московской области, Республике Дагестан, г. Калуге и Калужской, Липецкой, Тюменской областях льгота составляет 100 процентов, в Кабардино-Балкарской Республике, Сахалинской области и Камчатском крае - 50 процентов).
Также с 2020 года в ряде регионов России с владельцев электромобилей не взимается плата за пользование городскими платными парковками (Московский, Тюменский, Санкт-Петербургский, Рязанский, Воронежский, Тверской, Ставропольский, Тульский паркинги).
1.2. Оценка текущего состояния в сфере использования природного газа в качестве газомоторного топлива
В республике насчитывается порядка 1 млн автотранспортных средств. Ежегодно их количество увеличивается на 3-5 процентов. При этом имеются предпосылки для строительства сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
По информации Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, количество транспортных средств, использующих газомоторное топливо, на сегодняшний день составляет 2 119 ед. на КПГ (метан) и 152 147 ед. на СУГ (пропан), или порядка 19 процентов от общего количества транспортных средств.
В качестве моторного топлива используют:
бензин - 35 процентов;
дизельное топливо - 32,5 процента;
пропан-бутан - 30 процентов;
метан - 2,5 процента автотранспортных средств в Республике Дагестан.
Принимая во внимание затраты на приобретение моторного топлива, которые могут достигать в себестоимости продукции (товаров, услуг) 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива является существенным стимулом повышения устойчивости финансового состояния предприятий и организаций, в том числе бюджетных.
Компримированный природный газ является самым дешевым видом моторного топлива, экономический эффект от его использования достигается за счет разницы затрат на моторное топливо.
Отечественная и зарубежная практики подтверждают его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение загрязняющих выбросов автотранспортных средств, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива. Наряду с ценовыми и экологическими преимуществами отсутствие в компримированном природном газе разрушающих двигатель вредных примесей существенно снижает его износ, отсутствие каталитического нейтрализатора позволяет исключить детонацию в двигателе, уменьшает эксплуатационные шумы на 7-9 децибел.
Несмотря на это, использование компримированного природного газа не получило в Республике Дагестан широкого распространения в силу отсутствия развитой сети АГНКС. Работа по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системного и комплексного характера, практически не затрагивала бюджетные организации.
Оптимальным решением, направленным на стимулирование использования компримированного природного газа, является возможность предоставления субсидии на выполнения работ по переоборудованию автотранспортных средств на использование в качестве моторного топлива метана.
Срок окупаемости автобуса среднего класса, работающего на метане, за счет экономии на топливе ниже срока окупаемости аналогичного автобуса, работающего на дизельном топливе, на 2 года и 4 месяца, при среднегодовом пробеге в 100 тыс. километров.
1.3. Оценка текущего состояния в сфере газификации населенных пунктов республики
Одним из приоритетных направлений улучшения социально-экономической ситуации в Республике Дагестан является дальнейшая газификация населенных пунктов.
Республика Дагестан состоит из 52 муниципальных образований:
10 городских округов, 41 муниципальный район и 1 муниципальный участок. Количество населенных пунктов - 1589, из них населенных пунктов городского типа - 27, сельского типа - 1562. На сегодняшний день газифицированы 750 населенных пунктов.
Уровень газификации составляет 77,6 процента. Система газопроводов состоит из газопроводов высокого, среднего и низкого давления, общая протяженность составляет 16,3 тыс. километров.
Сетевой природный газ используют порядка 607,7 тыс. абонентов - физических лиц и 13,8 тыс. предприятий различных форм собственности. Общее потребление природного газа составляет порядка 4 млрд куб. м ежегодно. Степень износа объектов газовой инфраструктуры в Республике Дагестан составляет порядка 40 процентов.
В настоящее время строительство межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов к населенным пунктам осуществляется в рамках Программы развития газоснабжения и газификации Республики Дагестан на период 2021-2025" годов ПАО "Газпром", в том числе ежегодно утверждаемого Плана-графика синхронизации выполнения указанной программы с учетом мероприятий, реализуемых Единым оператором газификации, а также Республиканской инвестиционной программы.
Реализация мероприятий по газификации населенных пунктов Республики Дагестан, предусмотренных настоящей Программой, позволит улучшить социально-инвестиционный климат и качество жизни населения республики, повысить надежность газоснабжения потребителей.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Применительно к Республике Дагестан основными долгосрочными приоритетами развития зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями являются:
создание на территории Республики Дагестан необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
разработка комплексных городских программ по внедрению электротранспортных средств и развитию зарядной инфраструктуры для них.
Основными долгосрочными приоритетами развития рынка газомоторного топлива в Республике Дагестан являются:
развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
развитие сети специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования;
подготовка и аттестация персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также газобаллонного оборудования;
преференции при приобретении автомобильного транспорта, работающего на газомоторном топливе;
оказание поддержки в переоборудовании существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве моторного топлива.
Наряду с прямыми экономическими и экологическими выгодами переход на газомоторное топливо обеспечивает диверсификацию потребляемых видов топлива, а также частично решает проблему энергосбережения и повышения энергетической эффективности на транспорте.
Основным долгосрочным приоритетом Программы также является повышение уровня газификации Республики Дагестан до 2030 года с учетом технической возможности и особенностей регионального топливно-энергетического баланса.
Программа направлена на внедрение модели социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения.
Конечные результаты настоящей Программы характеризуются повышением уровня газификации, что положительно повлияет на улучшение бытовых условий проживания населения, повышение надежности и безопасности газоснабжения потребителей и привлекательности жизни в сельских территориях.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация Программы направлена на достижение стратегических целей, обозначенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", и решение задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года", предусматривающих дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, в частности системы газоснабжения региона, производства и использования электрического автомобильного транспорта, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива.
Основными документами стратегического планирования в сфере реализации Программы, в соответствии с которыми сформированы приоритетные направления государственной политики, а также цели и показатели в сфере топливно-энергетического комплекса, являются:
в сфере развития производства и использования электрического автомобильного транспорта - Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года и План мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р;
в сфере развития транспорта и расширения использования природного газа в качестве моторного топлива - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 767-р, реализация - которого направлен на разработку комплекса правовых, экономических и организационных мер государственной поддержки производства, ввода в оборот и оборота транспортных средств и сельскохозяйственной техники, работающих на природном газе, создание дорожной заправочной и сервисной инфраструктуры, системы статистического учета и технического регулирования при использовании природного газа в качестве моторного топлива, а также подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики";
в сфере газификации - Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", поручение Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации регионов, от 31 мая 2020 г. N Пр-907 и Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан
С учетом долгосрочных приоритетов государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса целью настоящей Программы является увеличение количества зарядных станций для электрического автомобильного транспорта на территории Республики Дагестан, развитие использования электрического автомобильного транспорта, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, а также развитие газоснабжения республики.
Достижение цели настоящей Программы обеспечивается путем решения следующих задач:
в сфере развития зарядной инфраструктуры: предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из республиканского бюджета Республики Дагестан, в том числе с источником финансирования является федеральный бюджет, на компенсацию части затрат в связи с ранее осуществленными ими инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта и технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта к электрическим сетям;
популяризация использования в Республике Дагестан транспортных средств с электродвигателями;
в сфере использования природного газа в качестве газомоторного топлива: предоставление из республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы по переоборудованию транспортных средств для использования природного газа (метана) в качестве моторного топлива, в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением такими лицами скидки владельцам транспортных средств на указанные работы;
на возмещение недополученных доходов от переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива;
аттестация персонала, занятого эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе;
информирование субъектов экономической деятельности о развитии газомоторной инфраструктуры, преимуществах использования газомоторной техники и возможности предоставления субсидий на переоборудование транспорта для использования природного газа в качестве моторного топлива;
в сфере газификации населенных пунктов республики:
создание механизма, обеспечивающего устойчивое наращивание темпов газификации с учетом максимальной загрузки действующих газопроводов-отводов, расширение газовых сетей и систем газоснабжения для обеспечения 100-процентной газификации населенных пунктов республики природным газом (эффективная реализация мероприятий, включенных в программы газификации, при их достаточном и своевременном финансировании);
создание условий для использования потребителями сетевого природного газа;
синхронизация строительства межпоселковых газопроводов, строительство которых осуществляется за счет инвестиций ПАО "Газпром", и внутрипоселковых газораспределительных сетей в рамках обязательств Республики Дагестан.
Поставленные задачи задают долгосрочный ориентир. Их успешное решение обеспечит развитие топливно-энергетического комплекса, а также улучшит уровень жизни населения за счет доступности инженерной инфраструктуры, повысит инвестиционную привлекательность региона и сократит выброс отработанных газов от использования автотранспортных средств на двигателях внутреннего сгорания.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2023 г. N 547 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 30 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 января 2024 г. N 0500202401030013