г. Краснодар |
|
01 августа 2022 г. |
Дело N А32-45198/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - Щербань И.С. (доверенность от 28.12.2021), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Лига"" (ОГРН 1022303384234, ИНН 2308033732), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу N А32-45198/2021, установил следующее.
ООО "Фирма "Лига"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий управления, выразившихся в уклонении от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество; возложении на управление обязанности осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности общества на следующие объекты недвижимости:
1. Насосная, расположенная по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пгт. Ахтырский, ул. Шоссейная, 9-а, кадастровый номер 23:01:0804319:1060;
2. Гараж, расположенный по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пгт. Ахтырский, ул. Шоссейная, 7, кадастровый номер: 23:01:0804319:1072.
Решением от 05.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.05.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя, суды не учли, что управление не является органом, наделенным правом снимать наложенные аресты. Приостанавливая государственную регистрацию, управление предложило заявителю обратиться с заявлением о снятии арестов в уполномоченный орган. Кроме того, здание насосной находится в долевой собственности нескольких лиц, соответственно обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав должны все участники долевой собственности.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установили суды и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2018 по делу N А32-30042/2017 суд признал общество несостоятельным (банкротом) и открыл конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден Волохов Р.Н.
Общество указало, что ему принадлежали следующие объекты недвижимости:
1. Насосная, расположенная по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пгт. Ахтырский, ул. Шоссейная, 9-а, кадастровый номер 23:01:0804319:1060;
2. Гараж, расположенный по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пгт. Ахтырский, ул. Шоссейная, 7, кадастровый номер: 23:01:0804319:1072.
Указанные объекты были снесены и прекратили свое существование; данный факт подтвержден актами обследования от 04.03.2021 кадастрового инженера Зайцевой И.С.
09 апреля 2021 года конкурсный управляющий обратился в филиал управления с целью снять указанные объекты недвижимости с учета в ЕГРН; данный факт подтвержден распиской в получении документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
Конкурсный управляющий сдал следующие документы:
1. Заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 09.04.2021 NPVD-0087/2021-18860-1 и NPVD-0087/2021-18860-2;
2. Акты обследования, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости от 04.03.2021, Зайцева И.С.;
3. Решение суда от 09.08.2018.
По мнению заявителя, наличие арестов не может препятствовать прекращению регистрации права на объекты недвижимости, так как они уничтожены, а субъективное частное право не может существовать без объекта. Если объект вещного права (вещь) прекращает физическое существование, то и право собственности прекращается. В управление сданы все необходимые документы, подтверждающие снос зданий.
Уведомлением от 23.04.2021 N КУВД-001/2021-13876188/1 приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении здания с кадастровым номером 23:01:0804319:1072.
Основанием приостановления регистрации права явилось то, что при проведении правовой экспертизы предоставленных документов выявлено, что в отношении здания с кадастровым номером 23:01:0804319:1072 согласно сведениям ЕГРН имеется запись о запрещении регистрации на основании постановления МОСП по взысканию штрафов специально уполномоченных органов о запрете на совершение действий по регистрации от 24.06.2021 N 1594838380/2388 (запись в ЕГРН от 06.07.2021 N 23:01:0804319:1072-23/249/2021-14).
Государственным регистратором прав сделан запрос в службу судебных приставов Абинского района от 23.04.2021 N 19/34/903, ответ на который не был получен.
Заявителю разъяснено, что он вправе представить документы об отмене запрещений по собственной инициативе.
Уведомлением от 23.04.2021 N КУВД-001/2021-13876222/1 приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении здания с кадастровым номером 23:01:0804319:1060.
Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 23.04.2021 N КУВД-001/2021-13876222/1 вынесено в связи с тем, что при проведении правовой экспертизы предоставленных документов выявлено наличие записи о запрещении регистрации на основании постановления МОСП по взысканию штрафов специально уполномоченных органов о запрете на совершение действий по регистрации от 24.06.2021 N 1594838380/2388 (запись в ЕГРН от 06.07.2021 N 23:01:0804319:1060-23/249/2021-12) в отношении здания с кадастровым номером 23:01:0804319:1060.
Государственным регистратором прав направлен запрос от 23.04.2021 N 19-34/908 в Абинский РОСП УФССП по Краснодарскому краю о том, сохраняются ли обеспечительные меры в виде запрета на указанный объект, ответ не получен.
Кроме того, при проведении правовой экспертизы предоставленных документов выявлено, что здание с кадастровым номером 23:01:0804319:1060 находится в долевой собственности нескольких лиц, соответственно, обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав должны все участники долевой собственности. Однако с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращении права обратились не все участники долевой собственности.
Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и изложенных в уведомлении о приостановлении от 23.04.2021, не были устранены, государственный регистратор вынес уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 23.07.2021.
Общество обратилось в суд с заявлением, ссылаясь на незаконность действий управления и нарушение его прав и законных интересов.
Удовлетворяя требования общества, суды правомерно руководствовались следующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих регистрации, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
На основании статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, среди прочего, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1). Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено данной статьей (часть 2).
Суды установили, что снос спорных объектов подтвержден актами обследования от 04.03.2021 кадастрового инженера Зайцевой И.С., письмами конкурсного управляющего общества Волохова Р.Н. от 14.10.2019, адресованными в филиал ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" (по Абинскому району), уведомлениями конкурсного управляющего общества Волохова Р.Н. от 16.08.2019 о завершении сноса объекта капитального строительства, адресованными главе муниципального образования Абинский район, уведомлением конкурсного управляющего общества Волохова Р.Н. о сносе зданий (строений), адресованным в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Абинский район.
Основанием для принятия управлением решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности на спорные объекты явилось наличие записей о запрещении регистрации на основании постановления МОСП по взысканию штрафов специально уполномоченных органов о запрете на совершение действий по регистрации от 24.06.2021 N 1594838380/2388. Кроме того, здание насосной находится в долевой собственности нескольких лиц, соответственно обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав должны все участники долевой собственности.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив отсутствие сведений о других собственниках объектов и самих объектов, суды пришли к обоснованным выводам о том, что у государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации по заявлению общества (правообладателя); снос строений влечет прекращение существующих прав и обременений в отношении данного имущества; отказ в снятии несуществующих объектов с кадастрового учета и прекращения государственной регистрации приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования, основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу N А32-45198/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
На основании статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, среди прочего, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1). Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено данной статьей (часть 2)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 августа 2022 г. N Ф08-6290/22 по делу N А32-45198/2021