Решение Верховного Суда РФ от 28 ноября 2023 г. N АКПИ23-903
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Кузьмичева С.И.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчаренко Александра Сергеевича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Овчаренко Анастасии Александровны, Овчаренко Павла Александровича, о признании недействующими подпункта "м" пункта 41, абзацев второго и четвертого пункта 42 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 (далее также - Постановление N 2330) утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее также - Правила).
Подпунктом "м" пункта 41 Правил предусмотрено, что решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия принимается органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в случае расторжения брака получателем ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, если место жительства (проживания) ребенка, на которого производится выплата ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, по решению суда определено совместно с другим родителем (законным представителем) ребенка, которому не производится выплата ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет.
Согласно пункту 42 Правил орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе осуществлять проверку наступления обстоятельств, указанных в пункте 41 Правил (абзац первый).
При наступлении у получателя ежемесячного пособия указанных обстоятельств органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, выплата ежемесячного пособия прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором органу, осуществляющему назначение и выплату ежемесячного пособия, стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств (абзац второй).
В таком случае, если ранее заявление о назначении ежемесячного пособия подано через единый портал, органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, через единый портал направляется соответствующее уведомление получателю ежемесячного пособия (абзац третий).
Выплата ежемесячного пособия может быть возобновлена с месяца ее прекращения в случае обращения заявителя или другого законного представителя ребенка с заявлением о назначении ежемесячного пособия (абзац четвертый).
Овчаренко А.С, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Овчаренко А.А. и Овчаренко П.А., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта "м" пункта 41, абзацев второго и четвертого пункта 42 Правил, ссылаясь на то, что указанные нормы противоречат положениям статей 7, 15, 17, 19, 27, 38, 39 Конституции Российской Федерации, статей 1, 60, 63-66 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также - СК РФ), статей 1, 3, 9, 9 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), а также не отвечают принципу правовой определенности, допускают неоднозначное толкование в правоприменительной практике. Полагает, что подпункт "м" пункта 41 Правил в нарушение приведенных нормативных положений не учитывает равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, необоснованно ставя право на получение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее также - ежемесячное пособие) в зависимость от того, проживает ли один из родителей совместно с ребенком или отдельно от него, а также устанавливает не предусмотренные законом ограничения выплаты пособия в связи с наступлением определенных условий. Абзацы второй и четвертый пункта 42 Правил, допускающие возможность сокращения определенного законом периода выплаты ежемесячного пособия, по мнению административного истца, не соответствуют части пятой статьи 9 1 Федерального закона N 81-ФЗ.
В обоснование заявленных требований Овчаренко А.С. указал, что решением органа, осуществляющего назначение и выплату ежемесячного пособия, ему было отказано в назначении ежемесячного пособия в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных, поскольку место жительства его несовершеннолетних детей решением суда определено с матерью. Однако фактически с матерью проживает только один из детей (Овчаренко П.А.), второй ребенок (Овчаренко А.А.) проживает с ним.
Административный ответчик - Правительство Российской Федерации поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 20 октября 2023 г. N 12705-П45-ТГ), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Принимавший участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи административный истец Овчаренко А.С. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Ерохина Ю.В. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с частью второй статьи 3 Федерального закона N 81-ФЗ порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной данным федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия, и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 2330 утвердило Правила. Нормативный правовой акт размещен 19 декабря 2022 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru), опубликован 26 декабря 2022 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 52, ст. 9602.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Постановления N 2330 соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Доводы административного истца об отсутствии у Правительства Российской Федерации полномочий на установление оснований для досрочного прекращения выплаты ежемесячного пособия основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку такие основания, не будучи установленными федеральным законом, относятся к порядку и условиям назначения и выплаты ежемесячного пособия.
Федеральный закон N 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства (преамбула); виды гарантированных государством пособий гражданам, имеющих детей, а также круг лиц, имеющих право на их получение (статьи 1, 3).
К числу государственных пособий гражданам, имеющих детей, данный федеральный закон относит в том числе ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации (статьи 1, 3, 9).
В соответствии с частью первой статьи 9 Федерального закона N 81-ФЗ назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляется одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющемуся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающему на территории Российской Федерации.
Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, выплачивается начиная с месяца рождения ребенка, если обращение о назначении указанного пособия последовало в срок не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанное пособие выплачивается начиная с даты обращения за назначением указанного пособия. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на двенадцать месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет (части вторая и пятая статьи 9 1 Федерального закона N 81-ФЗ).
Правила определяют порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом N 81-ФЗ (пункт 1).
Пунктом 41 Правил определены случаи принятия органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, решения о прекращении выплаты ежемесячного пособия.
В соответствии с пунктом 42 Правил орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе осуществлять проверку наступления обстоятельств, указанных в пункте 41 Правил.
В силу статьи 18 Федерального закона N 81-ФЗ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Правил нормам Семейного кодекса Российской Федерации и нарушении прав ребенка, а также родителя, проживающего после расторжения брака отдельно от ребенка, являются необоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 24 СК РФ при расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети.
Пунктом 3 статьи 65 СК РФ предусмотрено, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Нормативных положений, регулирующих порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, Семейный кодекс Российской Федерации не содержит.
С целью сохранения гарантированного Конституцией Российской Федерации государственного обеспечения для воспитания детей в случае, когда брак между родителями расторгнут и место жительства ребенка определено с родителем, не являющимся получателем ежемесячного пособия на этого ребенка, подпунктом "м" пункта 41 Правил предусмотрено соответствующее основание для принятия решения о прекращении выплаты ежемесячного пособия родителю, с которым ребенок больше не проживает, поскольку право на получение такого пособия неразрывно связано с фактическим осуществлением воспитания и ухода за ребенком.
Сохранение выплаты ежемесячного пособия на ребенка родителю, проживающему после расторжения брака отдельно от ребенка, с учетом положений части третьей статьи 9 Федерального закона N 81-ФЗ влекло бы возникновение ситуации, при которой родитель, проживающий совместно с ребенком на основании судебного акта об определении места жительства ребенка и непосредственно осуществляющий его воспитание и уход за ним, не имел бы возможности получать данную меру социальной поддержки, что, несомненно, нарушало бы права и законные интересы ребенка.
Прекращение выплаты в связи с наличием решения суда об установлении места жительства ребенка с родителем, не являющемся получателем ежемесячного пособия, само по себе не может расцениваться как ограничивающее права получателя такого пособия, назначаемого с учетом адресности социальной поддержки. Кроме того, действующее законодательство допускает возможность изменения установленного решением суда места жительства ребенка при изменении соответствующих обстоятельств.
Абзац второй пункта 42 Правил предусматривает возможность досрочного прекращения выплаты ежемесячного пособия в связи с выявлением обстоятельств, фактически влекущих отпадение оснований для его получения, что не противоречит положениям Федерального закона N 81-ФЗ.
Вместе с тем решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия согласно абзацу четвертому пункта 42 Правил не исключает возможность возобновления его выплаты при наличии к тому достаточных оснований.
Вопреки позиции административного истца оспариваемые нормы направлены на обеспечение реализации указанного федерального закона и каких-либо неясностей, приводящих к их неоднозначному толкованию, не содержат.
Нормативный правовой акт большей юридической силы, который устанавливал бы иные порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, отсутствует.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Конституции Российской Федерации не подлежат рассмотрению, поскольку в силу части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Правительства Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом того, что Правила в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца и его несовершеннолетних детей в упоминаемых им аспектах не нарушают, в удовлетворении заявленного требования следует отказать на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Овчаренко Александра Сергеевича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Овчаренко Анастасии Александровны, Овчаренко Павла Александровича, о признании недействующими подпункта "м" пункта 41, абзацев второго и четвертого пункта 42 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
B.C. Кириллов |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 28 ноября 2023 г. N АКПИ23-903
Опубликование:
-
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 февраля 2024 г. N АПЛ24-2 настоящее решение оставлено без изменения