г. Краснодар |
|
03 августа 2022 г. |
Дело N А63-14367/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ассиновский агрокомбинат" (ИНН 2031000815, ОГРН 1152036004471), заинтересованного лица - Северо-Кавказской электронной таможни (ИНН 2630049714, ОГРН 1182651012653), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказской электронной таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А63-14367/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ассиновский агрокомбинат" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказской электронной таможни (далее - таможня) от 17.08.2021 N 10805000-331/2021 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.05.2022, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между компанией "MAX TRADE INTERNATIONAL DOO" (продавец) и обществом (покупатель) заключен контракт от 25.10.2020 N 251-20 на поставку молодых саженцев плодовых деревьев в количестве и по цене, указанным в инвойсе.
Обществом в целях помещения товара, прибывшего во исполнение указанного контракта, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Северо-Кавказский таможенный пост (Центр электронного декларирования) подана электронная декларация на товары (далее - ЭДТ) N 10805010/010421/0009809, в которой заявлен товар "саженцы деревьев яблони для открытого грунта (MALUS DOMESTICD BROKH), приносящие съедобные плоды 1.1-го класса, подвой m-9, без ветвей (0+branches), высота 130 см и более, привитые, яблони целые, чистосортные, связаны в пучки, укоренные, с открытой корневой системой, производитель: MAX TRADE INTERNATIONAL DOO, в количестве 38 500 шт., сорт GOLDEN DELICIOUS, код ЕТН ВЭД ЕАЭС 0602202000".
В связи с отсутствием в представленном CMR от 24.03.2021 N 0499703 оттиска штампа уполномоченного должностного лица Россельхознадзора "Выпуск разрешен", подтверждающего соблюдение требований Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможней запрошены данные по оформлению обществом фитосанитарного акта в отношении товара.
На основании поступившей от контролирующего органа по фитосанитарному надзору информации таможней установлено, что общество обратилось за оформлением фитосанитарного акта 02.04.2021, отметки согласно штампу контролирующего органа получены 05.04.2021, в связи с чем обществом не оформлены результаты осуществления фитосанитарного контроля путем проставления штампов соответствующих органов по месту доставки на фитосанитарном сертификате от 24.03.2021 N 350077, документы, подтверждающие прохождение подкарантинным товаром фитосанитарного контроля (надзора) у общества на момент подачи ЭДТ (01.04.2021) отсутствовали.
Несоблюдение обществом требований действующего законодательства послужило основанием для вынесения постановления от 17.08.2021 N 10805000-331/2021 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса в виде 50 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением таможни, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды сослались на положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" и сделали вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса, поскольку на дату выпуска товара отметка о фитосанитарном контроле товара имелась.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары подлежат указанию сведения: о заявляемой таможенной процедуре; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в декларации на товары указываются сведения о товарах, в частности наименование, описание, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, происхождение товаров, наименование страны отправления и страны назначения, описание упаковок, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 108 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
Судами установлено и не оспаривается заявителем, что 01.04.2021 общество представило в Северо-Кавказскую электронную таможню декларацию на товары N 10805010/010421/0009809 без прохождения карантинного фитосанитарного контроля; карантинный фитосанитарный контроль осуществлен только 05.04.2021, о чем свидетельствует отметка штампа Россельхознадзора в акте карантинного фитосанитарного контроля.
Отсутствие документа о прохождении карантинного фитосанитарного контроля до подачи декларации на данный товар, свидетельствует о несоблюдении обществом установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" ограничений и запретов, что является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 Кодекса.
Ввоз товара на таможенную территорию Таможенного союза представляет собой длящуюся во времени процедуру, которая начинается с пересечения товаром таможенной границы и заканчивается его выпуском таможенными органами.
Вместе с тем изложенное не означает, что документы, подтверждающие соблюдение лицом, осуществляющим ввоз товара, установленных запретов и ограничений, могут быть представлены в таможенный орган в любой момент в течение временного периода ввоза товаров.
Исходя из этого, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза, должны быть представлены одновременно с таможенной декларацией, в которой данный товар был заявлен к таможенному оформлению.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции, поддержанной Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2018 N 305-АД18-13645.
При указанных обстоятельствах является обоснованным вывод таможенного органа о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 Кодекса, в связи с чем спорное постановление является правомерным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А63-14367/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ввоз товара на таможенную территорию Таможенного союза представляет собой длящуюся во времени процедуру, которая начинается с пересечения товаром таможенной границы и заканчивается его выпуском таможенными органами.
Вместе с тем изложенное не означает, что документы, подтверждающие соблюдение лицом, осуществляющим ввоз товара, установленных запретов и ограничений, могут быть представлены в таможенный орган в любой момент в течение временного периода ввоза товаров.
Исходя из этого, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза, должны быть представлены одновременно с таможенной декларацией, в которой данный товар был заявлен к таможенному оформлению.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции, поддержанной Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2018 N 305-АД18-13645.
При указанных обстоятельствах является обоснованным вывод таможенного органа о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 Кодекса, в связи с чем спорное постановление является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2022 г. N Ф08-6989/22 по делу N А63-14367/2021