Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы здравоохранения
Липецкая область занимает относительно благополучную позицию в ЦФО по соотношению смертности и заболеваемости по отдельным группам болезней и причинам смертности.
В 2022 году по сравнению с 2021 годом в Липецкой области отмечено снижение показателя общей смертности на 28% - до 15,2 случая на 1000 человек населения (в 2021 году - 21,1 случая на 1000 человек населения), число умерших составило 23,6 тыс. человек и уменьшилось на 6,4 тыс. человек.
Структура причин смерти населения области не претерпела значительных изменений: большая часть как в 2022 году, так и в 2021 году приходится на смертность от болезней системы кровообращения - 43,4%, от новообразований - 11,7% и от болезней нервной системы - 8%.
В 2022 году по сравнению с аналогичным периодом 2021 года показатель младенческой смертности снизился на 13,9% (с 3,6 до 3,1 на 1000 родившихся живыми).
В 2022 году, по оценке Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни составила 72,12 года (увеличение на 3,52 года по сравнению с 2021 годом - 68,6 года).
Уровень общей заболеваемости населения Липецкой области, по данным обращаемости в медицинские организации, в 2022 году составил 1525,3 случаев на 1000 человек населения, что на 1,3% выше уровня общей заболеваемости в 2021 году. По многим классам заболеваний, а именно - некоторые инфекционные и паразитарные болезни; болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни мочеполовой системы; врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; COVID-19, уровни заболеваемости ниже среднероссийских.
В структуре общей заболеваемости ведущее место занимают болезни органов дыхания - 23,3% (2021 г. - 24,7%) и болезни системы кровообращения - 19,4% (2021 г. - 19,1%).
Существенное влияние на показатели общественного здоровья в первом полугодии 2022 года оказала санитарно-эпидемиологическая ситуация, вызванная новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), следствием которой стала мобилизация ресурсов здравоохранения для борьбы с COVID-19.
Массовая диспансеризация взрослого населения выбрана в качестве меры для ускорения снижения смертности населения. Диспансеризация относится к мерам стратегии высокого риска снижения преждевременной смертности населения, центральным элементом которой является выявление лиц с повышенным риском развития хронической неинфекционной патологии.
В целях раннего выявления факторов риска развития заболеваний, самих заболеваний, состояний, немедицинского потребления наркотических и психотропных средств проводится профилактический медицинский осмотр.
В 2022 году охват профилактическими осмотрами и диспансеризацией взрослого населения составил 43%.
Доля впервые в жизни установленных неинфекционных заболеваний, выявленных при проведении диспансеризации и профилактическом медицинском осмотре у взрослого населения, от общего числа неинфекционных заболеваний с впервые установленным диагнозом, составила 13,4% (82,72% запланированного количества на 2022 год - в 1 квартале была приостановлена плановая медицинская помощь).
В рамках региональных проектов национального проекта "Здравоохранение" в период с 2019 по 2022 год в рамках укрепления материально-технической базы медицинских организаций в Липецкой области построены и введены в эксплуатацию 26 фельдшерско-акушерских пунктов, в 2019 году детская поликлиника в г. Усмани, 3 отделения общей врачебной практики (семейной медицины), в 2022 году новый поликлинический корпус ГУЗ "Липецкая городская детская больница", в 2022 году здание детской поликлиники и женской консультации в г. Чаплыгине.
В результате гражданам, проживающим в населенных пунктах, стала доступна первичная медико-санитарная помощь посредством охвата фельдшерскими пунктами, фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями, а также медицинская помощь с использованием мобильных комплексов.
Проведены реконструкции:
трехэтажного здания родильного дома в целях создания на первом этаже амбулаторно-диагностического отделения ГУЗ "Липецкая городская больница N 3 "Свободный сокол", по адресу: г. Липецк, ул. Ушинского, д. 10;
здания поликлиники ГУЗ "Липецкая городская больница N 4 "Липецк-Мед" по адресу: г. Липецк, ул. Писарева, д. 2а;
поликлиники ГУЗ "Грязинская центральная районная больница" в целях открытия Центра амбулаторной онкологической помощи.
Также в рамках проекта в 2022 году завершено строительство и оснащение объекта "Операционный блок с отделением анестезиологии и реанимации областного онкологического диспансера в г. Липецке".
Закуплены современное медицинское оборудование и транспорт, проведены капитальные ремонты.
В целях повышения качества оказания медицинских услуг и повышения удовлетворенности населения медицинской помощью необходимо продолжить осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций.
Организационная модель здравоохранения Липецкой области сформирована в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи на основе трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, внедрена во всех поликлиниках и поликлинических отделениях региона в рамках проекта "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь".
В 2022 году в области реализован проект "Бережливая поликлиника" в 35 поликлиниках (поликлинических отделениях), обслуживающих взрослое население и 35 детских поликлиниках (отделениях) области. Основной целью бережливых технологий является повышение доступности медицинской помощи путем оптимизации внутренних процессов работы с минимизацией потерь времени и ресурсов, с которыми ежедневно сталкиваются как посетители, так и медицинский персонал.
В 2022 году в Липецкой области высокими темпами развивалась региональная информационно-аналитическая медицинская система в сфере здравоохранения (далее - РИАМС) и сопутствующая ей инфраструктура.
В настоящее время в РИАМС работает более 8 тысяч пользователей. Реализуются мероприятия по проекту "Создание единого цифрового контура в здравоохранении". В рамках проекта был существенно обновлен парк компьютерной техники, серверного оборудования, устройств печати.
Интернет в удаленных подразделениях медицинских организаций позволяет более активно применять возможности телемедицины.
Активно развивается дистанционное описание медицинских изображений.
С учетом нехватки квалифицированных кадров в здравоохранении и возрастающей потребности населения в оказании медицинской помощи, развитие телемедицины является однозначным приоритетом.
В настоящее время регион испытывает дефицит медицинских кадров, однако, несмотря на недоукомплектованность специалистами, государственные медицинские организации области оказывают медицинскую помощь в полном объеме.
Основная проблема кадрового обеспечения связана с недостаточным приростом численности врачей, в том числе молодых специалистов, особенно в сельской местности, старением кадров, сохраняющейся диспропорцией в обеспеченности медицинскими кадрами между отдельными территориями, городом и селом, врачами и средним медицинским персоналом, недостаточным уровнем квалификации практикующих специалистов, миграцией медицинских работников в другие субъекты Российской Федерации.
Сегодня система здравоохранения Липецкой области характеризуется достаточно развитой медицинской инфраструктурой, однако дефицит врачебного персонала и уровень смертности свидетельствует о необходимости повышения качества медицинской помощи, в том числе за счет повышения уровня профессионализма медицинского персонала и укрепления материально-технической базы учреждений.
Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться как в рамках государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области", так и в рамках инициатив социально-экономического развития Липецкой области в сфере охраны здоровья.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования в сфере здравоохранения
Приоритеты государственной политики в сфере охраны здоровья граждан определены:
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 3468-р "Об утверждении Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года";
Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года".
Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области" являются:
создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации, лекарственного обеспечения населения;
снижение смертности от болезней системы кровообращения;
снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных);
снижение смертности от туберкулеза;
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий;
снижение младенческой смертности;
формирование здорового образа жизни населения Липецкой области, включая профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;
реализация мер по обеспечению системы здравоохранения Липецкой области квалифицированными медицинскими кадрами;
распространение здорового образа жизни;
внедрение инновационных технологий в здравоохранении.
Исходя из указанных приоритетов, сформулирована следующая основная цель государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области":
качественная и доступная система медицинской помощи, основанная на современной инфраструктуре и высоком профессионализме медицинского персонала, обеспечивающая рост продолжительности жизни к 2030 году до 78 лет.
Целевыми показателями государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области" являются:
снижение смертности населения от всех причин до 12,4 случая на 1000 человек населения к 2030 году;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
рост оценки общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью до 68,5%;
обеспеченность врачами - 34,8 человек на 10 000 населения Липецкой области.
Государственная программа Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области" направлена на достижение стратегической цели области "Липецкая область - 2030 - регион, обеспечивающий сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года".
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Мероприятия государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области" направлены на достижение национальных и стратегических целей, показателей государственных программ Российской Федерации:
национальной цели "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
целей государственной программы Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения":
снижение смертности населения от всех причин;
повышение ожидаемой продолжительности жизни;
повышение удовлетворенности населения медицинской помощью.
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере охраны здоровья граждан и сфере государственного управления
В рамках государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области" предусматривается решение следующих задач:
повышение доступности и качества всех видов медицинской помощи на территории области;
повышение качества первичной медицинской помощи на территории муниципальных образований области;
развитие специализированной медицинской помощи в сфере онкологии, эндокринологии, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии;
развитие мобильных форм оказания медицинской помощи (мобильные медицинские бригады, диспетчеризация);
обновление основных фондов учреждений здравоохранения в соответствии с требованиями санитарных норм;
обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами;
обеспечение отрасли здравоохранения квалифицированным медицинским персоналом;
развитие мер социальной поддержки медицинского персонала;
расширение системы целевой подготовки медицинских работников в организациях высшего и среднего профессионального образования для нужд области.
создание единого цифрового контура здравоохранения области:
создание единой цифровой среды для перехода к централизованному накоплению данных, осуществлению их аналитической обработки и принятия управленческих решений,
интеграция всех участников сферы здравоохранения (управление здравоохранения на единой цифровой платформе),
развитие телемедицинских технологий в формате "врач-врач" и "врач-пациент",
внедрение сервисов поддержки медицинских решений, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта;
совершенствование системы профилактики заболеваемости населения:
формирование эффективной системы профилактики заболеваний, обеспечивающей охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми не реже одного раза в год,
привлечение некоммерческих организаций к решению задач просвещения и распространения ценностей здорового образа жизни,
внедрение корпоративных программ укрепления здоровья,
реализация программ медицинского просвещения на предприятиях области;
повышение качества медицинской помощи в образовательных организациях: повышение качества инфраструктуры медицинских кабинетов в учреждениях общего и профессионального образования;
внедрение муниципальных (комплексных) программ по укреплению общественного здоровья с учетом специфики муниципального образования;
реализация просветительских программ по оказанию первой помощи на базе образовательных организаций общего и профессионального образования.
Эффективное решение поставленных задач обеспечивается мероприятиями, определенными в рамках государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.