Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Профилактика терроризма и экстремизма в Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы профилактики терроризма и экстремизма в Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы профилактики терроризма и экстремизма в Липецкой области
Современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации остается напряженной. Анализ оперативной обстановки показывает, что деятельность террористов в последнее время организуется по принципу нанесения точечных ударов по жизненно важным и иным потенциальным объектам на территории Российской Федерации.
Терроризм и экстремизм представляют реальную угрозу общественной безопасности и оказывают негативное влияние на все сферы общественной жизни. Их проявления вызывают социальную и политическую напряженность в обществе.
В 2022 году обстановка на территории Липецкой области в сфере противодействия терроризму формировалась на фоне общего нарастания террористических угроз, связанных с проведением специальной военной операции на территории Украины, введения на территории региона режима (уровень повышенной готовности).
Повысились риски совершения со стороны международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, а также спецорганов и вооруженных формирований Украины диверсионно-террористических актов в отношении расположенных на территории региона объектов Минобороны России, транспортного и топливно-энергетического комплексов. Сохраняется вероятность терактов в местах массового пребывания людей, на объектах критической инфраструктуры и социальной сферы.
Фиксировались угрозообразующие факторы в миграционной сфере, в том числе обусловленные ростом числа беженцев с территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, а также сохраняющимся миграционным потоком из стран Центрально-Азиатского региона и Ближнего Востока.
По состоянию на 2022 год в учреждениях УФСИН России по Липецкой области отбывали наказание 49 (2021 г.: 26) лиц за совершение преступлений террористической направленности.
За нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлечен 2851 (2021 г.: 3315) иностранный гражданин, преимущественно государств центрально-азиатских стран, из них 137 (2021 г.: 125) - выдворены и депортированы в страны исхода.
Зарегистрировано 149 (2021 г.: 145) преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Всего изъято 38 (2021 г.: 31) единиц огнестрельного оружия, 7084 (2021 г.: 14101) боеприпаса к различным видам стрелкового оружия, 7,9 (2021 г.: 15,18) кг взрывчатых веществ.
По выявленным фактам непринятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей УФСБ России по Липецкой области внесено 66 (2021 г.: 45) представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности, в том числе в адрес руководства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - 31 (2021 г.: 36), топливно-энергетического комплекса - 5 (2021 г.: 2), промышленности - 8 (2021 г.: 4), жилищно-коммунального хозяйства - 2 (2021 г.: 2), сельского хозяйства - 3 (2021 г.: 0), социально значимых объектов - 17 (2021 г.: 1).
По учетам ЦПЭ УМВД России по Липецкой области в 2022 году отработаны установочные данные более 2,5 тыс. проверяемых лиц на предмет их причастности к противоправной деятельности, в том числе радикальной направленности. По базам Генерального секретариата Интерпола осуществлена отработка 725 иностранных граждан, представляющих оперативный интерес. Информации о причастности проверенных лиц к террористической деятельности не выявлено. В результате проведенных мероприятий в социальной сети "ВКонтакте" выявлено 59 Интернет-страниц жителей региона, на которых размещены материалы экстремистского характера. В отношении 53 нарушителей административного законодательства в сфере противодействия экстремизму вынесены постановления о привлечении к административной ответственности: 36 - по ст. 20.3 КоАП РФ (из которых 1 в отношении несовершеннолетнего), 1 - по ст. 20.29 КоАП РФ, 3 - по ст. 20.3.1 КоАП РФ, 13 - по ст. 20.3.3 КоАП РФ (из которых 1 в отношении несовершеннолетнего). За 12 месяцев 2022 года выявлено 40 Интернет-ресурсов, на которых распространялась информация экстремистского характера, внесенная в Федеральный список экстремистских материалов, 33 - содержащих недостоверные сведения о проводимой Вооруженными силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины и 5 - о способах изготовления взрывчатых веществ. Установленные сведения направлены в прокуратуру Липецкой области и управление Роскомнадзора по Липецкой области для принятия мер реагирования, в том числе блокировки страниц. Организован непрерывный мониторинг Липецкого сегмента сети "Интернет" в целях выявления сайтов, используемых представителями экстремистских организаций для обмена информацией и пропаганды своей деятельности. Сотрудниками УМВД России по Липецкой области совместно с представителями прокуратур городов и районов области организована и проведена выборочная проверка образовательных учреждений на предмет исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2007 N 1447-р в части, касающейся исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся. Прокуратурами городов и районов руководителям, допустившим нарушения действующего законодательства, вынесено 2 представления об устранении выявленных недостатков. Также по итогам осуществленных совместных проверок сотрудников полиции и районных органов прокуратуры вынесено 8 актов прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления и управляющих компаний, допустивших нарушения действующего законодательства в сфере противодействия экстремизму (наличие нацистской символики и аббревиатуры экстремистских организаций на зданиях и сооружениях).
В целях выявления и устранения причин и условий, способствующих образованию законспирированных террористических групп и ячеек международной террористической организации, предотвращения образования этнических анклавов в Липецкой области и совершенствования адресной профилактической работы осуществлялся мониторинг ситуации, складывающейся в среде национальных диаспор и этнических землячеств. Проведена работа по выявлению идеологов и руководителей радикальных организаций, вовлекающих жителей области в экстремистскую деятельность. В целях недопущения совершения представителями диаспор и этнических образований нарушений действующего законодательства, а также террористических и экстремистских проявлений, в том числе направленных на разжигание межнациональной розни, организовано проведение мероприятий по выявлению радикально настроенных молодежных и этнических групп.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Липецкой области", сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования области в сфере профилактики терроризма и экстремизма
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей развития Российской Федерации является комфортная и безопасная среда для жизни.
Обеспечение безопасности является национальными приоритетами следующих документов стратегического планирования Российской Федерации:
Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремизму";
Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму";
Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года";
Указа Президента РФ от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов объектов безопасности таких мест и объектов (территорий)";
постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года N 410 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";
постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";
постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";
постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";
государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345;
Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 года.
В Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ, предусмотрено достижение стратегической цели "Липецкая область - 2030 - регион комфортной и безопасной среды для жизни, гармоничного пространственного развития, выстроенного баланса Липецко-Елецкой агломерации и сельских территорий", приоритетным направлением достижения которой является безопасность.
Исходя из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года сформулированы цели реализации государственной программы Липецкой области "Профилактика терроризма и экстремизма в Липецкой области":
Увеличение числа объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, соответствующих установленным требованиям антитеррористической защищенности до 84% к 2030 году;
Увеличение доли граждан, подверженных воздействию идеологии терроризма и экстремизма, охваченных мероприятиями по профилактике терроризма и экстремизма до 95% к 2030 году.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Цели и приоритеты государственной программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Липецкой области" взаимосвязаны с целями, стратегическими приоритетами и показателями государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345, целью и приоритетными направлениями реализации которой является противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка.
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере профилактики терроризма и экстремизма
При реализации государственной программы Липецкой области "Профилактика терроризма и экстремизма в Липецкой области" задачами государственного управления выступают:
1. Организация реализации мер в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
2. Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите.
3. Формирование у граждан неприятия идеологии терроризма, проведение разъяснительной работы и иных мероприятий.
4. Осуществление профилактических, в том числе воспитательных и пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
5. Выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма.
6. Обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
7. Противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
8. Обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами.
9. Консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций.
10. Разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.
11. Привлечение институтов гражданского общества к деятельности субъектов противодействия экстремизму при соблюдении принципа невмешательства.
12. Проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет-сообщества в целях противодействия распространению экстремистской идеологии.
13. Информирование граждан о деятельности субъектов противодействия экстремизму.
Решение задач обеспечивается путем:
- организации взаимодействия федеральных, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам предупреждения совершения террористических и экстремистских проявлений, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
- повышения уровня антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите;
- расширения информационно-пропагандистской, просветительской и разъяснительной работы среди населения;
- осуществления иных полномочий по решению вопросов регионального значения по участию в профилактике терроризма.
Ожидаемые конечные результаты:
- повышение эффективности региональной системы профилактики терроризма и экстремистской деятельности;
- повышение уровня антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите;
- формирование у населения нетерпимости ко всем фактам терроризма и экстремистской деятельности, распространение культуры национальной и религиозной терпимости.
Для решения отдельных задач государственной программы Липецкой области "Профилактика терроризма и экстремизма в Липецкой области" планируется вовлечение всех муниципальных образований. Разделом IV государственной программы Липецкой области "Профилактика терроризма и экстремизма в Липецкой области" установлен Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на выполнение требований антитеррористической защищенности образовательных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.