Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы "Эффективное государственное управление и развитие муниципальной службы Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы социально-экономического развития
В Липецкой области сохраняется высокий темп реализации мероприятий, направленных на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
По состоянию на 31 декабря 2022 года областным бюджетным учреждением "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области" (далее - УМФЦ) заключено 69 соглашений, из которых: с федеральными органами власти - 12, с региональными - 17, с муниципальными - 21, с организациями в сфере поддержки МСП - 11, со сторонними организациями и организациями, оказывающими услуги маломобильным группам населения, - 8.
В 2022 году в структурные подразделения УМФЦ поступило порядка 1,5 млн обращений граждан.
В УМФЦ организовано предоставление исчерпывающего перечня федеральных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями".
Реализована возможность получения государственных услуг в 25 мобильных офисах. Специализированные автомобили оснащены необходимым оборудованием и обеспечивают "шаговую доступность" получения государственных и муниципальных услуг маломобильным категориям граждан по заявкам в удаленных и труднодоступных населенных пунктах области. Организуются выездные приемы в стационарных учреждениях социального обслуживания населения.
За 12 месяцев 2022 года сотрудниками мобильных офисов осуществлено 1 277 выездов, в том числе: 332 - в сельские администрации, 526 - на дом, 36 - в стационарные учреждения, 383 выезда на возмездной основе.
За 2022 год было зарегистрировано более 102 тыс. обращений предпринимателей, в том числе за услугами Корпорации МСП - 3 730.
С 15 апреля 2022 года во всех центрах УМФЦ организовано оказание государственных услуг органов ЗАГС Липецкой области по:
государственной регистрации заключения брака (в части приема заявления о предоставлении государственной услуги);
государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей (в части приема заявления о предоставлении государственной услуги);
приему заявления о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, и их выдача.
С 1 июля 2022 года организовано оказание государственных услуг по регистрации рождения и регистрации смерти.
Всего за услугами органов ЗАГС в 2022 году в центры УМФЦ обратилось свыше 14 тысяч заявителей.
В июне 2022 года в городе Липецке прошла двухдневная всероссийская конференция "Стратегия трансформации государственных услуг в формате "24/7", УМФЦ: практика и новые подходы", объединившая более 300 участников из 78 субъектов страны. Основной темой мероприятия стали вопросы цифровизации государственных услуг и предоставления их гражданам в формате 24/7, а также клиентоориентированность в подходе к оказанию услуг.
23 июня 2022 года на базе крупнейшего структурного подразделения УМФЦ - Липецкого центрального отдела открыли МФЦ-экспресс. Он представляет собой оборудованную комфортную зону для работы заявителей при подаче документов в электронном виде через Единый портал государственных услуг Российской Федерации, воспользоваться которой можно ежедневно без предварительной записи, ожидания и выходных. Сама зона отличается высоким уровнем технической оснащенности, наличием наглядных материалов и постоянным сопровождением сотрудников, готовых решить любую проблему.
С февраля 2022 года на площадке УМФЦ реализуется проект "Бесплатная юридическая консультация". Консультации оказывают адвокаты, юристы, нотариусы, судебные приставы-исполнители, государственная инспекция труда. Специалисты отвечают на интересующие вопросы, разъясняют требования действующего законодательства, направляют в орган или организацию, оценивают перспективу судебного спора.
В августе 2022 года стартовал проект "Суперсервис" при смене собственника по приему единого заявления для поставщиков коммунальных услуг о смене собственников жилых помещений и смене количества зарегистрированных лиц в жилых помещениях, расположенных на территории Липецкой области, по принципу "одного окна" с участием таких ресурсоснабжающих организаций, как ООО "Газпром межрегионгаз Липецк", ООО "РВК-Липецк", ООО "ЭкоПром Липецк", ООО "НовитЭн", АО "ЛЭСК", ПАО "Квадра - Липецкая генерация", ООО "Чистый город", ООО "ТЭКО-Сервис", МУП "Краснинский водоканал", МУП "Задонский водоканал".
Услуга оказывается посредством электронного взаимодействия по защищенным каналам связи. Получить услугу можно в любом центре УМФЦ в независимости от местонахождения жилого помещения.
В 2022 году на базе центров УМФЦ Липецкой области был разработан тренинг по бережливым технологиям - "Фабрика процессов". Также УМФЦ стало одной из 4 организаций в регионе, достигнувшей федеральный уровень качества бережливого образца, став флагманом применения бережливых технологий в своей деятельности.
На сегодняшний день под общероссийским брендом "Мои Документы" в регионе функционируют 25 центров и 127 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП), расположенных непосредственно на территории сельских поселений в зданиях сельских администраций и библиотек, 2 УМФЦ для бизнеса и 2 центра оказания услуг для бизнеса (ЦОУ).
В октябре 2022 года в регионе были открыты два центра предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Липецке по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 23 и г. Липецк, ул. Титова, д. 10, на 10 и 12 окон соответственно.
Также в регионе активно ведется работа по совершенствованию систем профессионального развития государственных гражданских служащих, отбора и оценки кадров для государственной гражданской службы, созданию и совершенствованию системы работы с кадровыми резервами Липецкой области.
В 2022 году было организовано и проведено 61 образовательное мероприятие для государственных гражданских служащих Липецкой области и граждан, включенных в кадровые резервы Липецкой области. В их числе 21 курс повышения квалификации, на которых дополнительное профессиональное образование получили 550 государственных гражданских служащих Липецкой области. Для государственных гражданских служащих Липецкой области в течение года проведены 3 открытые лекции, 11 семинаров, 17 тренингов по развитию необходимых компетенций.
На основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование прошли обучение 382 государственных гражданских служащих по темам: "Эмоциональный интеллект", "Проектирование и разработка презентаций", "Английский язык" и получили удостоверение о повышении квалификации.
В рамках работы с молодежью прошел региональный образовательный форум "Вектор развития", который длился 6 дней. В нем участвовали 40 наиболее перспективных и талантливых молодых госслужащих. Целью форума было проведение адаптационных мероприятий, направленных на профессиональное овладение ценностями корпоративной культуры, успешное включение в служебную деятельность в составе коллектива, развитие мотивации для эффективного исполнения государственных задач молодыми госслужащими. В рамках форума участники усовершенствовали свои навыки саморегуляции, познакомились с темой бережливого производства, прошли краеведческий квест и стали участниками деловой игры "Государство", а также узнали, как управлять изменениями, наладить эффективные коммуникации и избежать конфликтов.
В октябре состоялась межрегиональная научно-практическая конференция для специалистов кадровых служб, в которой приняли участие 100 человек. В рамках конференции специалисты из разных регионов обменялись опытом, получили новые знания, прокачали профессиональные навыки и посетили экскурсию.
В целях организации самообразования государственным гражданским служащим Липецкой области предоставлен доступ к электронной библиотеке, насчитывающей 5 076 деловых книг и аудиокниг о менеджменте, лидерстве, личной эффективности, а также видеолекции разнообразной тематики, образовательные курсы и тренажеры для улучшения памяти и внимания. Обучение на дистанционной платформе Правительства Липецкой области прошли 2 804 человека.
В 2022 году для резерва управленческих кадров были организованы и проведены 6 образовательных мероприятий по развитию компетенций: "Эффективное управление конфликтами", "Модель 5F: развитие факторов формирования команд", "Мастерство публичных выступлений", "Принятие решений", "Современные подходы к оптимизации поведения" и "Системное мышление при решении нестандартных организационных проблем".
Итоги реализации Программы за 2022 год характеризуются следующими результатами в сравнении с 2021 годом:
по показателю "Доля государственных гражданских служащих Липецкой области, принявших участие в мероприятиях по профессиональному развитию" 2021 год 86%, 2022 год 87%;
по показателю "Уровень удовлетворенности государственных гражданских служащих, принявших участие в мероприятиях по профессиональному развитию, качеством обучения" 2021 год 89%, 2022 год 90%;
по показателю "Уровень удовлетворенности граждан, состоящих в кадровых резервах Липецкой области, принявших участие в мероприятиях по профессиональному развитию, качеством обучения" 2021 год 85%, 2022 год 86%.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования области в сфере реализации государственной программы "Эффективное государственное управление и развитие муниципальной службы Липецкой области"
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы "Эффективное государственное управление и развитие муниципальной службы Липецкой области" (далее - Государственная программа) определены следующими стратегическими документами Российской Федерации и Липецкой области:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 403 "Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы";
Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
Федеральным законом от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности";
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество";
Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года" (далее - Стратегия).
Приоритетами государственной политики являются:
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Липецкой области и органов местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области;
создание социально-управленческой инновации, призванной упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении государственных услуг посредством внедрения и развития принципа "одного окна".
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация", показателем данной цели является "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления", определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
На достижение целей, определенных в Стратегии направлена реализации Государственной программы.
На основании целей Стратегии определена цель Государственной программы:
"Повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Липецкой области и органов местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области до уровня 90% к концу 2030 года".
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями Государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313, в рамках которой предусмотрены стратегические приоритеты: улучшение доступности и качества государственных услуг, обеспечение прав граждан на доступ к информации и установлены следующие цели:
к 2030 году уровень "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления достигнет 100 процентов. Достижение указанной цели обеспечивается путем увеличения численности специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии, расходов организаций на внедрение и использование современных цифровых решений в 2 раза по сравнению с базовым значением 2019 года, а также достижения целевого значения к 2030 году в 11 отраслях экономики и социальной сферы уровня цифровой зрелости;
к 2030 году обеспечено увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов. Достижение цели обеспечивается путем повышения удовлетворенности граждан при получении услуг в электронном виде и упрощения процедуры их получения, цифровизации деятельности органов власти, включая предоставление государственных услуг, перехода к предоставлению комплексных государственных услуг в целевой форме, а также создания доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети "Интернет", до 97 процентов в 2030 году. Достижение данной цели способствует обеспечению жителей равными возможностями доступа к сети "Интернет", электронным государственным услугам.
К концу реализации Государственной программы прогнозируется достижение следующих целей:
доля государственных гражданских служащих области, принявших участие в мероприятиях по профессиональному развитию в год, к концу реализации составит 90%;
уровень удовлетворенности населения Липецкой области качеством предоставления государственных, муниципальных и дополнительных услуг, к концу реализации составит 90%;
прирост населенных пунктов, имеющих доступ к сети "Интернет" в сельской местности по технологии GPON, нарастающим итогом к 2021 г., к концу реализации составит 66000 ед.;
доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к концу реализации составит 70%.
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей сфере государственного управления
Создание эффективно работающей системы Государственное управление 3.0 Липецкой области, основанной на принципах клиентоцентричности и ориентированной на человека и устойчивый рост качества жизни населения, в том числе посредством цифровых технологий.
Наиболее важными задачами в сфере реализации Государственной программы, решение которых в первую очередь позволит обеспечить достижение ее целей, Стратегией предусмотрено решение ряда задач:
повышение эффективности системы государственного управления (трансформация системы государственного управления, реализация преимуществ цифровизации и управления на основе данных, внедрение бережливых технологий, преодоление коммуникационных барьеров взаимодействия "по вертикали" и "по горизонтали", развитие практик работы с экспертным сообществом и т.д.);
совершенствование взаимодействия государственного и муниципального уровней управления, развитие межмуниципального сотрудничества;
расширение применения и развитие форм институтов государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
стимулирование повышения качества человеческого капитала (и его конвертация в источник экономического роста), в том числе среди государственных и муниципальных служащих;
внедрение инноваций и прорывных технологий в системе государственного управления в целях повышения доступности государственных сервисов для населения и участия населения в управлении развитием Липецкой области (проактивное оказание государственных услуг, развитие системы УМФЦ и т.д.);
обеспечение достаточности и качества инфраструктуры для реализации государственных и муниципальных функций и полномочий;
повышение привлекательности юрисдикции Липецкой области для предпринимателей;
повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на основе передовых цифровых технологий и платформенных решений.
В целях решения поставленных задач Государственной программой предусмотрены различные мероприятия, которые нашли свое отражение в ведомственном проекте и в комплексах процессных мероприятий.
Мероприятия, указанные в структурных элементах настоящей Государственной программы, объединены в блоки, взаимоувязанные с соответствующими целями и задачами. Такой подход позволяет создать узконаправленное действие для решения вопросов государственного управления.
В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на развитие системы эффективного государственного управления, необходимо обеспечить вовлечение всех муниципальных образований в реализацию Государственной программы.
В Государственной программе предусмотрено оказание поддержки муниципальным образованиям Липецкой области в рамках предоставления субсидий местным бюджетам на:
совершенствование муниципального управления в порядке, предусмотренном разделом VII Государственной программы;
проведение комплексных кадастровых работ в порядке, предусмотренном разделом VIII Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.