Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы демографической политики и социальной поддержки граждан Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы демографической политики и социальной поддержки граждан
В Липецкой области за последние годы создана целостная система социальной поддержки и социального обслуживания населения, направленная на преодоление бедности и улучшение качества жизни населения. Совершенствуются действующие и вводятся новые меры социальной поддержки населения, финансируемые из областного бюджета.
Система социальной защиты населения включает в себя:
- предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством; различных видов государственной социальной помощи для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан;
- предоставление пожилым людям и инвалидам услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на дому;
- улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, опека и попечительство над несовершеннолетними;
- обеспечение интеграции инвалидов в общество.
В области организовано своевременное и в полном объеме исполнение государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, предоставляется более 60 видов выплат различным категориям граждан. В 2022 году меры социальной поддержки получили около 313,2 тыс. областных и федеральных льготников, малоимущих граждан, или 27,8% от общей численности населения Липецкой области. Большинство из них - получатели ежемесячных мер социальной поддержки по категориальному принципу в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Принимаемые Правительством Российской Федерации и руководством области меры по увеличению доходов населения улучшают материальное положение семей и обуславливают снижение численности малоимущих граждан. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2022 г. составила 7,2%, что существенно ниже среднероссийского показателя (9,8% в 2022 г.). За 5 лет (с 2018 г.) значение данного показателя снизилось в регионе с 8,7% до 7,2%.
Достигнуть данных значений показателя позволило активное использование такой меры социальной поддержки малоимущих граждан, как социальный контракт. В рамках социального контракта предоставляется помощь по следующим направлениям: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, преодоление трудной жизненной ситуации. По итогам 2022 года Липецкая область - лидер в ЦФО по количеству предоставленных социальных контрактов. Из 6 382 социальных контрактов 2 490 заключено на поиск работы, 2 632 - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, 312 - ведение личного подсобного хозяйства, 948 - преодоление трудной жизненной ситуации. Мерой поддержки охвачено 17 839 жителей региона (22,2% от общей численности малоимущих граждан), из них 4 897 - из числа многодетных семей. В 2022 году для многодетных семей, получивших соцконтракт на развитие своего дела в сфере сельского хозяйства, введена дополнительная мера поддержки - "региональный соцконтракт" в размере 250 тыс. руб., которой воспользовались 100 многодетных семей. По итогам оценки эффективности реализации 5 267 социальных контрактов (16 801 чел.) 58,9% граждан повысили среднедушевой доход, 34,2% граждан вышли из бедности. В целях оптимизации предоставления меры поддержки в 2022 году в области запущено мобильное приложение "Социальный контракт".
Наиболее востребованным (41% заключенных социальных контрактов) было направление "открытие и ведение ИП". 39% заключенных контрактов было направлено на поиск работы, 15% - на преодоление трудной жизненной ситуации, 5% на ведение личного подсобного хозяйства.
Одним из важных направлений социальной защиты населения является предоставление государственными учреждениями различных видов социальных услуг. Спрос на социальные услуги в области формируют в основном граждане пожилого возраста и инвалиды. К пожилым людям в России относятся лица старше трудоспособного возраста: мужчины от 62 лет и женщины от 57 лет. На 1 января 2022 года в Липецкой области насчитывалось более 301 тысячи пожилых людей - 87 тыс. мужчин и 214,3 тыс. женщин или 27% от общей численности населения. В городах проживает почти 185 тыс. человек, в сельской местности - более 116 тысяч. На тысячу человек трудоспособного возраста приходится 485 пенсионеров.
Общие демографические процессы диктуют необходимость организации различных видов социального обслуживания, направленных на сохранение активного долголетия и возможности самообслуживания пожилых граждан и инвалидов, удовлетворения индивидуальных потребностей в социальных услугах.
Существующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания области включает 6 учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2300 мест. В списке на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания области психоневрологического и общего типа на 01.01.2023 состоят 100 человек. Очередь планируется свести к нулю за счет реализации мероприятий, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, строительства и реконструкции новых жилых корпусов, перевода получателей социальных услуг, получающих социальные услуги в стационарной форме на социальное обслуживание на дому.
Для пожилых людей и инвалидов с выраженными ограничениями способности к самообслуживанию и передвижению, нуждающихся в постоянном уходе, в стационарных учреждениях социального обслуживания открыто 21 отделения милосердия на 554 мест, также созданы реабилитационные отделения для оказания помощи клиентам в своевременной и полной адаптации к жизни в условиях стационарного учреждения и приобретении или восстановлении ими утраченных социальных связей.
Предоставление социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам в нестационарных условиях и на дому в области обеспечивают ОБУ "Центр социальной защиты населения Липецкой области". Помимо государственных бюджетных учреждений, социальные услуги на дому предоставляют 6 негосударственных организаций, которые осуществляют свою деятельность на основании контрактов, заключенных с управлением социальной политики области.
В 2022 году услуги в форме социального обслуживания на дому оказаны 16,3 тыс. гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе в негосударственных организациях - 2 165 человек, социальное обслуживание в стационарных учреждениях области получили 2 340 человек.
Необходима модернизация учреждений системы социальной защиты населения. В целях укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения в Липецкой области ежегодно разрабатывается и утверждается комплекс мероприятий, предусматривающих капитальный и текущий ремонт объектов, приобретение автотранспорта, медицинского, реабилитационного, бытового оборудования, мебели и компьютерной техники.
Социальная поддержка семьи и детства направлена в основном на экономическое стимулирование демографических процессов - на увеличение рождаемости и числа многодетных семей.
Сокращение численности женщин фертильного возраста влечет за собой снижение показателей рождаемости. В 2022 г. в регионе общий коэффициент рождаемости составил - 7,3%, коэффициент естественной убыли населения составил - 8,2 на 1 000 чел. населения.
Согласно прогнозу Росстата, в последующие годы общий коэффициент рождаемости будет иметь тенденцию к снижению как в Липецкой области, так в целом в ЦФО и Российской Федерации, что обусловлено последствиями демографического кризиса 90-х и сокращения числа женщин активного репродуктивного возраста.
Семьям с детьми в Липецкой области в дополнение к социальным гарантиям, установленным на федеральном уровне, предоставляются и региональные меры социальной поддержки. Активно реализуется региональный проект "Социальная поддержка семей при рождении детей".
Одним из направлений системы социальной защиты населения является исполнение государственных социальных обязательств в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выбор формы их устройства, а также осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
В Липецкой области около 25 тысяч детей школьного возраста проживают в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях, с детьми-инвалидами, "семьях риска", которые нуждаются в особой заботе со стороны государства. На учете в органах социальной защиты населения Липецкой области по состоянию на 1 января 2023 года состоит 797 семей "риска", где отсутствует необходимый уход и содержание детей.
На территории Липецкой области функционирует ОБУ "Центр помощи семье и детям "Большая медведица". Его деятельность направлена на оказание не только экстренной социальной помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций, но и на сохранение ребенком семейных связей, социальную реабилитацию воспитанников и их семей, а также профилактику семейного неблагополучия.
Для укрепления здоровья детей, нуждающихся в особой заботе государства, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется организация отдыха и оздоровления по бесплатным социальным путевкам в загородных детских оздоровительных лагерях области.
Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, требует дальнейшего развития сети учреждений, оказывающих непосредственную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, детям и подросткам "группы риска".
Благодаря активной работе и межведомственному сотрудничеству всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из года в год отмечается сокращение неблагополучных семей.
В Липецкой области проживает 90,8 тыс. инвалидов, что составляет 7,97% от всего населения.
В большинстве приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в Липецкой области созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов. Тем не менее, необходима постоянная работа по обеспечению доступности приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально значимые события и различные виды социальной деятельности.
Необходимо расширить участие общественных организаций и объединений в создании адаптивной среды для инвалидов, проведении социально значимых мероприятий и акций. Для реализации этих задач в Липецкой области будет оказываться поддержка негосударственным организациям.
Как показывает практика, решение проблем инвалидов и их эффективная реабилитация возможны только при активной государственной поддержке и в рамках комплексного программного подхода.
Государственная программа "Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области" содержит направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных обязательств и модернизацию сложившейся системы социальной поддержки в целях повышения ее эффективности и результативности.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
Социальными рисками могут являться:
1) ухудшение демографической ситуации, в частности, старение населения и рост инвалидизации населения;
2) снижение уровня доходов населения и увеличение численности малоимущих граждан.
Реализация данных рисков может вызвать в условиях бюджетных ограничений снижение объемов и доступности услуг.
Финансово-экономические риски могут возникнуть вследствие недостаточного финансирования из бюджетных источников и непривлекательности сферы социального обслуживания для частных инвесторов. Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий по социально незащищенным статьям бюджетных расходов.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере демографической политики и социальной поддержки граждан, сведения о взаимосвязи со стратегически приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования области в сфере социальной демографической политики и социальной поддержки граждан
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Липецкой области "Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области" (далее - Государственная программа) определены:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ (далее - Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года).
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Для достижения национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года установлены стратегические цели, направленные:
Липецкая область - 2030 - регион, обеспечивающий сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
Сфера социального обеспечения Липецкой области - проактивная, персонифицированная система, способствующая повышению уровня и качества жизни населения, снижению бедности.
Приоритетами государственной политики в сфере социальной демографической политики и социальной поддержки граждан являются:
- создание условий для осуществления мер по повышению степени социальной защищенности населения;
- сохранение и укрепление здоровья граждан пожилого возраста, улучшение условий их жизни;
- привлечение общественного внимания к проблемам людей старшего поколения;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных семейных отношений;
- установление и сохранение связей с обществом;
- повышение рождаемости;
- снижение смертности;
- регулирование внутренней и внешней миграции;
- улучшение качества жизни граждан, рост ее продолжительности.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана в соответствии с:
Государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 296, направленной на повышение уровня социального обеспечения граждан и сохранения доступности социального обслуживания населения на уровне 100%, обеспечения социальной поддержки семей при рождении детей;
Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 года N 363, направленной на формирование безбарьерной среды в Российской Федерации для инвалидов и маломобильных групп, повышение качества жизни инвалидов.
Государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 296, планируется достижение следующих целей:
повышения уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости;
повышения доступности социального обслуживания населения и сохранение на уровне 100% до 2030 года;
обеспечения социальной поддержкой семей при рождении детей.
Цели, установленные государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 296 будут достигнуты путем достижения следующих показателей государственной программы Российской Федерации, которые нашли отражение в данной государственной программе Липецкой области:
доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;
доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов;
доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старшего трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе;
удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) и лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, и ветхих зданий в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) и лиц без определенного места жительства и занятий;
доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан;
доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;
доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта.
Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 года N 363 установлены следующие цели:
формирование безбарьерной среды в Российской Федерации посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 процента к 2030 году и обеспечения трансляции не менее 16 тысяч часов ежегодно скрытых субтитров телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для глухих и слабослышащих граждан;
повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году.
Цели, установленные государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 года N 363 будут достигнуты путем достижения показателя государственной программы Российской Федерации, который нашел отражение в данной государственной программе Липецкой области:
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Липецкой области.
Достижение целей, установленных государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 года N 363 требует вовлечение всех муниципальных образований в реализацию Государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, содержащих мероприятия по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях приведен в разделе ХIII.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, содержащих мероприятия по созданию в образовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащения общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом приведен в разделе XIV.
К концу реализации Государственной программы прогнозируется достижение следующих целей:
повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости;
повышение доступности социального обслуживания населения и сохранения на уровне 100% до 2030 года;
обеспечение социальной поддержки семей при рождении детей;
создание условий для интеграции инвалидов в общество.
1.4. Задачи государственного управления в сфере демографической политики и социальной поддержки граждан, способы их эффективного решения
В рамках Государственной программы предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение финансовой поддержки семей при рождении детей;
- развитие системы долговременного ухода;
- повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в целях улучшения обслуживания пожилых людей и инвалидов;
- оказание мер социальной поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и малоимущим гражданам;
- повышение доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов согласно установленным стандартам социального обслуживания населения;
- оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе малоимущим семьям;
- повышение эффективности профилактической, правозащитной и реабилитационной деятельности в сфере предупреждения семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание помощи женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- ликвидация накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
- формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Липецкой области;
- формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Липецкой области.
Основные направления Государственной программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте Государственной программы.
Подпрограмма "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Липецкой области", изложенная в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 875 "Об утверждении методики разработки и реабилитации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)", в соответствии с требованием государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 года N 363, отражена в приложении к Госпрограмме.
На динамику достижения целевых показателей Государственной программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.