Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы рынка труда Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы рынка труда Липецкой области
В целом ситуация на рынке труда Липецкой области является стабильной. Среднегодовая численность занятых в 2022 году составила 549,5 тыс. чел., или 48,8% от общей численности населения Липецкой области. К уровню 2021 года (559,4 тыс. чел.) среднегодовая численность занятых в экономике сократилась на 9,9 тыс. человек, или на 1,8%. Данная тенденция объясняется негативной динамикой демографических показателей Липецкой области.
В 2020 году распространение коронавируса и введение ограничительных мероприятий повлияло на ситуацию на рынке труда, наблюдался рост уровня безработицы (по методологии МОТ) до 4,3%. В 2022 году значение данного показателя приблизилось к значению 2019 года и составило 3,7%.
На регистрируемом рынке труда на начало 2023 года число вакансий (13,1 тыс.) в 3,5 раза превышало численность незанятого населения.
На протяжении последних 15 лет средняя номинальная заработная плата региона имела устойчивую тенденцию к росту. В 2022 году данный показатель составил 46 711 рублей с темпом роста к уровню 2021 году 116,2%. По уровню номинальной заработной платы Липецкая область занимает 7 место в ЦФО и 47 место в России.
Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, рынки труда городов и районов, муниципальных округов характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации как в отдельных районах, муниципальных округах, так и в области.
Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Потребность в иностранных работниках на 2030 год определена в количестве 9,1 тыс. человек.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере рынка труда и содействия занятости, сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования области в сфере рынка труда
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Липецкой области "Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области" (далее - Государственная программа) определены:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ (далее - Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года).
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" направлена Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, в рамках которой определены следующие цели, предусматривающие развитие рынка труда и содействие занятости населения:
Липецкая область - 2030 - регион приоритетного развития глобально конкурентоспособной промышленности, технологий и экологичного сельского хозяйства, обеспечивший условия достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства;
рынок труда Липецкой области - сбалансированный, обеспечивающий потребности экономики в высококвалифицированных кадрах, предоставляющий населению возможности для профессионального развития и трудовой мобильности;
Липецкая область - безопасный регион для проживания населения и развития бизнеса с высоким уровнем природной, техногенной и общественной безопасности, обеспечивающий высокий уровень безопасности труда.
Липецкая область - регион, обеспечивающий высокий уровень безопасности труда.
Приоритетами государственной политики в сфере рынка труда и содействия занятости населения являются:
- создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду;
- повышение гибкости рынка труда;
- развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
- создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
- создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;
- создание условий для обеспечения добровольного переселения в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом (подпрограмма Липецкой области "Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом" представлена в приложении к государственной программе).
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана в соответствии с:
Государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 298, в рамках которой предусмотрены мероприятия по сокращению уровня безработицы и формирование культуры безопасного труда;
Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года N 637, в рамках которой предусмотрено стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 298, планируется достижение следующих целей:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года N 637, установлены 3 цели:
стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
содействие социально-экономическому развитию регионов;
решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.
К концу реализации Государственной программы прогнозируется достижение следующих целей:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 0,4 процента;
улучшение демографической ситуации в регионе за счет увеличения миграционного прироста;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
1.4. Задачи государственного управления в сфере рынка труда, способы их эффективного решения
В рамках Государственной программы предусматривается решение следующих задач:
- снижение напряженности на рынке труда;
- развитие инфраструктуры занятости и внедрение организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения;
- регулирование регистрируемого рынка труда Липецкой области;
- создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, включая создание условий для адаптации и интеграции соотечественников в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки с целью их закрепления на территории Липецкой области;
- обеспечение социально-экономического развития Липецкой области путем содействия добровольному переселению квалифицированных кадров из числа соотечественников, являющихся иностранными гражданами, проживающими за рубежом, либо постоянно или временно проживающими на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшими на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище на территории Российской Федерации;
- сокращение дефицита квалифицированных кадров;
- содействие занятости участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселившихся в Липецкую область;
- увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
- улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Липецкой области, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Основные направления Государственной программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте Государственной программы.
На динамику достижения целевых показателей Государственной программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.