Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к государственной программе
Липецкой области
Подпрограмма Липецкой области
"Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом"
I. Паспорт подпрограммы Липецкой области "Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом"
Таблица
Дата согласования проекта Подпрограммы Правительством Российской Федерации |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2020 года N 1609-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Липецкой области, ответственный за реализацию Подпрограммы |
Управление социальной политики Липецкой области |
Цель Подпрограммы |
Первый этап (2014 - 2019 годы) Повышение уровня миграции в Липецкой области Второй этап (2020 - 2024 годы) 1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа), на территории Липецкой области. 2. Обеспечение социально-экономического развития Липецкой области путем содействия добровольному переселению квалифицированных кадров из числа соотечественников, являющихся иностранными гражданами, проживающими за рубежом, либо постоянно или временно проживающими на законном основании на территории Российской Федерации, либо прибывшими на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище на территории Российской Федерации. 3. Улучшение демографической ситуации |
Задачи Подпрограммы |
Первый этап (2014 - 2019 годы) 1. Увеличение миграционного притока населения. 2. Сокращение дефицита трудовых ресурсов. Второй этап (2020 - 2024 годы) 1. Создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, включая создание условий для адаптации и интеграции соотечественников в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки с целью их закрепления на территории Липецкой области. 2. Сокращение дефицита квалифицированных кадров. 3. Содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей. 4. Увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы |
Управление здравоохранения Липецкой области Управление социальной политики Липецкой области |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
2014 - 2024 годы Первый этап: 2014 - 2019 годы Второй этап: 2020 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Расходы по финансовому обеспечению Подпрограммы осуществляются за счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составит 153 381,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. - 5 765,0 тыс. руб.; 2015 г. - 18 506,1 тыс. руб.; 2016 г. - 23 345,8 тыс. руб.; 2017 г. - 17 125,6 тыс. руб.; 2018 г. - 13 233,4 тыс. руб.; 2019 г. - 11 392,0 тыс. руб.; 2020 г. - 10 912,0 тыс. руб.; 2021 г. - 8 243,8 тыс. руб.; 2022 г. - 9 034,6 тыс. руб.; 2023 г. - 7 658,1 тыс. руб.; 2024 г. - 8 165,2 тыс. руб. Также на реализацию мероприятий Подпрограммы привлекаются средства из федерального бюджета в виде субсидий областному бюджету на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в государственную программу, предоставляемых на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и администрацией Липецкой области о предоставлении субсидии. Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 234 580,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. - 16 993,5 тыс. руб.; 2015 г. - 10 058,6 тыс. руб.; 2016 г. - 24 095,4 тыс. руб.; 2017 г. - 19 516,9 тыс. руб.; 2018 г. - 24 624,0 тыс. руб.; 2019 г. - 28 008,0 тыс. руб.; 2020 г. - 28 008,0 тыс. руб.; 2021 г. - 21 157,2 тыс. руб.; 2022 г. - 23 036,2 тыс. руб.; 2023 г. - 21 226,9 тыс. руб.; 2024 г. - 17 856,2 тыс. руб. Общий объем финансирования составит 387 962,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. - 22 758,5 тыс. руб.; 2015 г. - 28 564,7 тыс. руб.; 2016 г. - 47 441,2 тыс. руб.; 2017 г. - 36 642,5 тыс. руб.; 2018 г. - 37 857,4 тыс. руб.; 2019 г. - 39 400,0 тыс. руб.; 2020 г. - 38 920,0 тыс. руб.; 2021 г. - 29 401,0 тыс. руб.; 2022 г. - 32 070,8 тыс. руб.; 2023 г. - 28 885,0 тыс. руб.; 2024 г. - 26 021,4 тыс. руб. Объемы финансирования Подпрограммы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном бюджете и областном бюджете на очередной финансовый год |
Основные показатели эффективности Подпрограммы |
Первый этап (2014 - 2019 годы) 1. Количество участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область, человек. 2. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей, предоставлением им временного жилья и оказанием содействия в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий, %. 3. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных при содействии службы занятости населения, от числа обратившихся трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, %. 4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область в трудоспособном возрасте, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %. Второй этап (2020 - 2024 годы) 1. Численность участников Государственной программы, человек. 2. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Липецкую область и поставленных на учет в УМВД России по Липецкой области, человек. 3. Количество информационных материалов в рамках реализации Подпрограммы, ед. 4. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением мер поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий, %. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, %. 6. Доля участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %. 7. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных от числа обратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, %. 8. Доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте до 35 лет от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %. 9. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государственной программы, получающих образование по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, от общего числа поступивших заявлений от указанной категории соотечественников, % |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
Реализация Подпрограммы позволит обеспечить: Первый этап (2014 - 2019 годы) 1. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Липецкой области. 2. Вселение на территорию Липецкой области к концу 2019 года 12 000 участников Государственной программы (далее - УГП) или с членами их семей 28 800 человек (чел.), в том числе по годам: 2014 г. - 2000 УГП, 4800 чел.; 2015 г. - 2000 УГП, 4800 чел.; 2016 г. - 2000 УГП, 4800 чел.; 2017 г. - 2000 УГП, 4800 чел.; 2018 г. - 2000 УГП, 4800 чел.; 2019 г. - 2000 УГП, 4800 чел. 3. Сокращение дефицита трудовых ресурсов. 4. Привлечение в Липецкую область соотечественников в трудоспособном возрасте - ежегодно в количестве не менее 70% от общего числа участников Государственной программы и членов их семей. Второй этап (2020 - 2024 годы) 1. Переселение к концу 2024 года на территорию Липецкой области 7 500 участников Государственной программы (УГП) или с членами их семей 15 000 человек (чел.), в том числе по годам: 2020 г. - 1500 УГП, 3000 чел.; 2021 г. - 1500 УГП, 3000 чел.; 2022 г. - 1500 УГП, 3000 чел.; 2023 г. - 1000 УГП, 2000 чел.; 2024 г. - 1000 УГП, 2000 чел. 2. Количество информационных материалов о Подпрограмме, размещенных в средствах массовой информации, составит 30 единиц, в том числе по годам: в 2020 году - 6 ед.; в 2021 году - 6 ед.; в 2022 году - 6 ед.; в 2023 году - 6 ед.; в 2024 году - 6 ед. 3. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением мер поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий, составит 95%. 4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, составит не менее 50% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте составит не менее 75% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы. 6. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных от числа обратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, к 2024 году будет составлять 80% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы. 7. Доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте до 35 лет от общего числа участников Государственной программы и членов их семей составит не менее 65% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы. 8. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государственной программы, получающих образование по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, от общего числа поступивших заявлений от указанной категории соотечественников составит не менее 95% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы |
II. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы
Выгодное географическое положение Липецкой области (далее - область) и наличие значительного природно-ресурсного потенциала являются факторами, благоприятствующими ее социально-экономическому развитию.
Экономика области характеризуется динамичным поступательным развитием.
Область имеет мощный трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития.
Индекс физического объема валового регионального продукта в 2019 году составил 101,3%. Индекс промышленного производства за 2019 год составил 100,0%. Рост объема промышленного производства Липецкой области по итогам 11 месяцев 2019 года составил 2,4%. По производству продукции обрабатывающих производств на душу населения Липецкая область занимает 2 место в ЦФО и 3 место в РФ.
В области создан благоприятный инвестиционный климат, позволяющий инвесторам найти выгодные для себя возможности для размещения бизнеса.
Инвестиции в основной капитал в 2019 году составили 155,038 млрд руб. (111,8% к уровню 2018 года). Доля инвестиций в ВРП - 23,6% (РФ - 21,6%).
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в декабре 2019 года в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 6,2 млрд рублей, в январе - декабре 2019 года - 135,9 млрд рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства в январе - декабре 2019 года к январю - декабрю 2018 года составил 111,4%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2019 году увеличилась на 9,7% по сравнению с 2018 годом и составила 34 742 руб.
Реальная заработная плата в 2019 году в целом по области составила 104,5% к уровню 2018 года.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 8,7% (2018 год), по Российской Федерации - 12,6%. По данному показателю область занимает 4 место в ЦФО и 9 в Российской Федерации.
По предварительной оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, среднедушевые денежные доходы населения за 2019 год (32 549 руб.) выросли на 8,5% к уровню 2018 года. Пенсии за 2019 год увеличились на 6,1% к 2018 году (14 245 руб.).
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2019 году увеличились на 2,7% по сравнению с 2018 годом.
В области активно возводится социальная инфраструктура.
Практически впервые в России в области создана и успешно реализуется модель конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для отрасли, самих предприятий, региона и страны в целом.
Создание на территории области особых экономических зон федерального и регионального уровня позволило решить проблему преодоления сложившейся моноотраслевой структуры промышленности, ускорить развитие обрабатывающих производств с высокой долей добавленной стоимости, а также способствует организации новых высокотехнологичных рабочих мест.
Приоритетными видами деятельности являются: машиностроение, производство оборудования и компонентов, готовых металлических изделий, неметаллических минеральных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий.
За счет создания новых рабочих мест, в том числе в АО ОЭЗ ППТ "Липецк" (https://sezlipetsk.ru/), ежемесячно в областном банке вакансий содержится не менее 10 тысяч рабочих мест. В этой связи соотечественники имеют возможность трудоустроиться в организациях региона, имеющих вакансии или рабочие места, при соответствии определенным квалификационным требованиям.
По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, численность постоянного населения области на 1 января 2020 года составила 1 139,5 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2018 годом на 4,6 тыс. человек;
на 1 января 2019 года - 1 144,1 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2017 годом на 6,1 тыс. человек;
на 1 января 2018 года - 1 150,2 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2016 годом на 6,0 тыс. человек.
Сокращение численности населения произошло из-за естественной убыли населения: снижение числа родившихся, естественная убыль населения зафиксирована во всех муниципальных образованиях Липецкой области.
В 2019 году число прибывших в Липецкую область составило 40 847 человек и по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 151 человек (0,4%).
Число выбывших составило 39 013 человек, что на 2 394 человека, или на 5,8% меньше, чем в 2018 году.
Миграционный прирост в 2019 году составил 1834 человека, или 16,1 человек на 10 000 населения.
Наибольшее положительное сальдо миграции для Липецкой области наблюдается с зарубежными странами - 3 285 человек, в том числе со странами СНГ - 3 269 человек.
Положительный миграционный прирост в 2019 году обеспечил рост численности населения в Грязинском, Добринском, Краснинском и Липецком муниципальных районах.
В январе - ноябре 2018 года число прибывших в Липецкую область составило 37 722 человека и по сравнению с соответствующим периодом 2017 года увеличилось на 1 378 человек.
Число выбывших из Липецкой области составило 37 866 человек, что на 1 461 человек, или на 4% больше аналогичного периода прошлого года.
Миграционный прирост в январе - ноябре 2018 года составил - 144 человека, или - 1,4 человека на 10 000 населения.
Положительное сальдо миграции для Липецкой области наблюдается только с зарубежными странами - 2 259 человек, в том числе со странами СНГ - 2 210 человек.
Наибольшее число мигрантов прибыло из Украины, Узбекистана, Казахстана и Армении.
В январе - ноябре 2017 года число прибывших в Липецкую область составило 36 344 человека и по сравнению с соответствующим периодом 2016 года уменьшилось на 1 592 человека.
Число выбывших из Липецкой области составило 36 405 человек, что на 2 700 человек, или на 8% больше аналогичного периода прошлого года.
Миграционный прирост в январе - ноябре 2017 года составил 61 человек, или - 0,6 человека на 10 000 населения.
Положительное сальдо миграции для Липецкой области наблюдается только с зарубежными странами - 2 149 человек, в том числе со странами СНГ - 2 058 человек.
Наибольшее число мигрантов прибыло из Украины и Казахстана.
Таким образом, миграционный прирост за 2017 - 2019 годы частично компенсировал естественную убыль населения в Липецкой области.
Благодаря эффективным мерам, принятым законодательно на федеральном уровне и дополненным региональными инициативами, в последние годы были созданы благоприятные условия для улучшения демографической ситуации в области.
Среди прочих мер замедлению процесса убыли населения области может способствовать процедура привлечения соотечественников, проживающих за рубежом.
Численность рабочей силы в декабре 2017 года составила 585,9 тыс. чел., или 50,9% от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,5% рабочей силы.
Численность рабочей силы в декабре 2018 года составила 606,3 тыс. чел., или 52,9% от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,4% рабочей силы.
Численность рабочей силы в декабре 2019 года составила 600,0 тыс. чел., или 52,6% от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,4% рабочей силы.
В 2018 году в области проживало 21,9 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 15 лет. За последние 2 года их численность уменьшилась на 2,5 тыс. чел.
Прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста.
По прогнозу к 2024 году она снизится на 10 тыс. человек, или на 2% относительно уровня 2017 года.
Основные демографические тенденции формирования трудовых ресурсов свидетельствуют о том, что их воспроизводство уже сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи.
Увеличение в составе трудовых ресурсов лиц пенсионного возраста частично компенсирует сокращение трудоспособного населения, но с другой стороны, ухудшает качественный состав персонала на предприятиях. Данная ситуация создает определенную напряженность на рынке труда и может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.
Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации (снижение смертности, увеличение числа родившихся, рост средней продолжительности жизни до 72,46 лет), продолжается сокращение численности населения вследствие естественной убыли.
Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и лишь частично компенсируют естественные потери населения.
Наблюдаемое снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет приведет к сокращению притока в экономику области молодых кадров и, как следствие, к снижению качества потенциала трудовых ресурсов области.
Область остается одним из регионов Российской Федерации с низким уровнем официально зарегистрированной безработицы - 0,4% от экономически активного населения. Вместе с тем, снижается трудовой потенциал, остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий.
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляет около 105 тыс. человек.
За счет объединения усилий федерального бюджета в рамках программы устойчивого развития сельских территорий и областного бюджета сделано много для повышения качества жизни на селе.
Введено 10 домов культуры и Центр культурного развития (пос. Лев Толстой). Построено 18 детских садов.
Сегодня в каждом муниципальном районе (округе) работают плавательные бассейны (22 бассейна), открыто 2 ледовых дворца (г. Задонск и г. Усмань).
Открыты и введены в эксплуатацию 5 модульных фельдшерско-акушерских пункта в Данковском, Добринском районах, Становлянском округе. Построен и введен в эксплуатацию фельдшерско-акушерский пункт в с. Ильино Липецкого района.
Начато строительство офиса врача общей практики в п. Новая Жизнь (Левобережный округ города Липецка). Завершение строительства и ввод в эксплуатацию планируется в 2020 году.
Привлечению и закреплению специалистов в медицинских организациях области способствуют успешно реализуемые в регионе меры социальной поддержки медицинских работников.
Обеспеченность врачами в 2019 году составила 33,2 на 10 тыс. чел. населения (2018 год - 33,1). Доля молодых специалистов в общей численности врачей составила 26,6% (2018 год - 27,0%). Всего в области работает 1 009 молодых специалистов.
Первичная медицинская помощь организована на базе 32 медицинских организаций по 75 врачебным специальностям. Функционируют 32 подразделения неотложной медицинской помощи. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций в 2019 году составила 33,6 тыс. посещений в смену.
Первичная медико-санитарная помощь сельскому населению оказывается на базе 377 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), из которых 2 находятся в г. Липецке, 66 отделений врача общей практики (из них 2 - в г. Липецке) и 22 врачебных амбулаторий.
Число посещений на амбулаторном приеме врачей и фельдшеров в 2019 году составило более 9,7 млн случаев (2018 год - более 9,9 млн случаев), в том числе на дому выполнено более 481 тыс. посещений.
Специализированная медицинская помощь в области организована на базе 38 межмуниципальных центров по наиболее важным медицинским профилям: кардиологическому, хирургическому, травматологическому, акушерско-гинекологическому и др. Высокотехнологичная - на базе 10 медицинских организаций по 17 профилям.
В 2019 году в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи консультации в федеральных и областных медицинских организациях получили 9 960 человек (118,5% к 2018 году), в том числе 600 детей.
В соответствии с действующим законодательством в области гарантированы возможность получения образования, его общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в государственных и муниципальных образовательных организациях.
В Липецкой области все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, доступность - 100%. Доступность дошкольного образования для детей младше 3 лет по области составила 81,3%, в 15 из 20 муниципальных образований обеспечена 100-процентная доступность. По данным региональной базы "Электронный детский сад" в 5 муниципалитетах имеются "актуальные" очередники, число детей, не обеспеченных местами, составило 1519 чел.
Региональная система общего образования представлена 283 образовательными организациями со 109 филиалами.
Кроме того, в области функционируют 10 общеобразовательных организаций (интернатов), из них: 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, 1 - санаторная организация.
В данных организациях создана материально-техническая база, подобраны соответствующие педагогические кадры, позволяющие осуществлять обучение, воспитание, реабилитацию и социализацию обучающихся. Образовательные организации работают в круглосуточном режиме. Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Для обучающихся, не имеющих возможности посещать образовательные организации, обучение организовано в Центре дистанционного образования детей-инвалидов (далее - ЦДО).
Для учащихся организованы автоматизированные рабочие места, которые подключены к сети "Интернет". Обучение детей-инвалидов в ЦДО организовано по индивидуальным учебным планам, согласованным с родителями и учитывающим интересы каждого ребенка.
Сеть образовательных организаций дополнительного образования представлена 63 образовательными организациями дополнительного образования (60 муниципальных и 3 областных), в которых обучается более 70 тысяч детей. Воспитанники образовательных организаций дополнительного образования занимаются различными видами художественного, научно-технического творчества, физической культурой и спортом, краеведением, туризмом и учебно-исследовательской деятельностью.
В области действуют 11 образовательных организаций высшего образования и 31 образовательная организация среднего профессионального образования, которые готовят специалистов по широкому спектру востребованных в регионе профессий и специальностей.
Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
Поэтапная ликвидация второй смены и сокращение степени износа общеобразовательных организаций осуществляется в рамках реализации национального проекта "Образование", участия в федеральных проектах Минпросвещения России, Минстроя России, Минсельхоза России и предоставления субсидий местным бюджетам на капитальные ремонты и реконструкцию общеобразовательных организаций в рамках государственных программ Липецкой области.
Инфраструктура детского отдыха и оздоровления в 2019 году представлена 565 детскими оздоровительными учреждениями, из них 17 загородных детских оздоровительных лагерей; 365 лагерей с дневным пребыванием; 122 палаточных лагеря; 58 лагерей труда и отдыха, включенных в областной реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, и 3 детских санатория.
С помощью государственной поддержки за последние 5 лет более 600 семей улучшили свои условия проживания (из них 74%, или 452 молодые семьи). Построено и приобретено 64 тыс. м2 жилья в сельской местности (46 тыс. м2 молодыми семьями).
В Липецкой области по итогам 2019 года введено 1255,0 тыс. м2 жилья. Населением за счет собственных и заемных средств построено 876,4 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 79,1% от общего объема жилья. Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Липецкой области средняя цена 1 м2 общей площади квартир на рынке жилья по состоянию на IV квартал 2019 года составляет: 42,8 тыс. рублей - вторичный рынок; 44,7 тыс. рублей - первичный рынок.
В Липецкой области по итогам 2018 года введено 910,3 тыс. м2 жилья, что составляет 84% к уровню 2017 года. Населением возведено 657,1 тыс. м2, или 72,2% от общего объема. В расчете на душу населения построено 0,79 м2 жилья.
В 2017 году введено 1 083,6 тыс. м2 жилья, что составляет 100,5% к уровню 2016 года. Населением возведено 811,4 тыс. м2, или 74,9% от общего объема.
Государственная поддержка постоянно проживающих на территории Липецкой области граждан в приобретении и строительстве жилья осуществляется в рамках подпрограмм "Ипотечное жилищное кредитование", "Свой Дом", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ", утвержденной постановлением администрации области от 13 декабря 2013 года N 588, а также подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий в Липецкой области на 2014 - 2017 годы и на период до 2024 года" государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением администрации области от 28 октября 2013 года N 485, и в соответствии с Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 года N 120-ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья".
Участниками жилищных подпрограмм могут стать молодые семьи, молодые специалисты, работники учреждений бюджетной сферы, граждане, проживающие в сельской местности, получившие российское гражданство, и при наличии регистрации по месту жительства.
Кроме того, согласно Закону Липецкой области от 7 сентября 2011 года N 552-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей" гражданам, имеющим трех и более детей, однократно бесплатно предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, огородничества.
Участники жилищных подпрограмм имеют право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья из федерального и областного бюджетов, которые могут использовать для оплаты части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья с учетом общей площади типового жилого помещения, определяемой в зависимости от количества членов семьи. Данная социальная выплата может быть также использована для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство жилья, и оплаты задолженности по ипотечному кредиту (займу). Оставшаяся стоимость жилья оплачивается за счет собственных и/или заемных средств.
Социальные выплаты на приобретение или строительство жилья предоставляются согласно очередности по дате постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признания их участниками подпрограмм, и лимита средств, выделяемых из федерального и областного бюджета на эти цели. Обязательными условиями участия в жилищных подпрограммах является наличие у приобретателя жилья собственных средств для оплаты первоначального взноса, а также необходимой платежеспособности семьи для обеспечения возврата заемных (кредитных) средств.
Кроме того, в целях стимулирования рождаемости участникам всех вышеуказанных подпрограмм за счет средств областного бюджета предоставляется социальная выплата при рождении (усыновлении) одного и каждого следующего ребенка на погашение целевого займа (кредита), полученного на приобретение или строительство жилья после постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и признания участником одной из жилищных подпрограмм, в размере стоимости 18 м2 общей площади жилья.
Вывод: область динамично развивается. Темпы социально-экономического развития по ряду показателей опережают среднероссийские значения. В среднесрочной перспективе они значительно возрастут в связи с производственной деятельностью в особых экономических зонах федерального и регионального уровней, реализацией приоритетных национальных проектов, а также целого ряда крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Все это потребует привлечения значительного количества трудовых ресурсов.
В то же время, существует ряд проблем. Имеется потребность в обеспеченности местами в дошкольных организациях детей до 3 лет. В общеобразовательных организациях 11% детей обучаются во вторую смену, что не соответствует санитарным нормам и уровню безопасности.
Уровень и качество жизни сельских жителей отстают от уровня жизни городского населения. Сохраняются проблемы в развитии инженерной инфраструктуры, улучшении транспортной доступности. Текущая ситуация также свидетельствует о недостатке рабочих высокой квалификации по определенным профессиям: токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля; в строительстве - каменщик, крановщик, машинист строительной техники и др. Не полностью обеспечены врачебными кадрами учреждения здравоохранения.
На протяжении последних лет сохраняется пропорция потребности регионального рынка труда: 83% - рабочие профессии, 17% - специалисты.
Миграционные процессы еще недостаточно влияют на изменение ситуации на рынке труда.
Таким образом, существует реальная необходимость в привлечении дополнительной рабочей силы путем добровольного переселения в область соотечественников, проживающих за рубежом.
Существующая социальная инфраструктура области способна обеспечить им содействие в трудоустройстве и обустройстве на территории области.
Модернизация экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет местных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития области.
Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации как в отдельных районах (округах), так и в области.
Мониторинг процессов, связанных с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства, выявил:
необходимость создания эффективных механизмов для удовлетворения потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда;
возрастающую значимость решения социально-экономических проблем, возникающих при привлечении иностранной рабочей силы;
необходимость усиления контроля за нелегальной миграцией с целью ее минимизации.
Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, включая содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов.
Прогноз изменения численности населения Липецкой области
Таблица 1
|
Единица измерения |
2020 год (факт) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Численность населения на начало года |
тыс. чел. |
1139,5 |
1133,3 |
1127,9 |
1122,6 |
1117,2 |
Численность населения на начало года (с учетом привлечения участников Госпрограммы и членов их семей) |
тыс. чел. |
1136,3 |
1133,9 |
1131,6 |
1129,2 |
В рамках действующего законодательства в Липецкой области предусмотрены мероприятия, направленные на работу с семьями и детьми, повышение рождаемости, социально-экономическую поддержку семей с детьми, профилактику социального сиротства, социальную адаптацию, повышение качества социальной защиты и комплексной реабилитации инвалидов, укрепление материально-технической базы учреждений реабилитационной направленности и совершенствование их деятельности, усиление социальной поддержки лиц старшего поколения и повышение качества их жизни, привлечение внимания общественности к проблемам граждан пожилого возраста, укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания.
В регионе производятся все социальные выплаты, гарантированные федеральным и региональным законодательством.
Основными рисками реализации Подпрограммы являются следующие:
несоответствие имеющейся профессиональной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленной в анкете соотечественника;
жилищная необустроенность соотечественников;
возрастание нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки;
конкуренция в доступе к обеспечению жильем и прочим объектам инфраструктуры с гражданами Российской Федерации;
рост межнациональной напряженности;
выезд участников Государственной программы из территории вселения ранее чем через три года.
Для дальнейшего подъема экономики, повышения инвестиционной привлекательности, развития малого и среднего предпринимательства и промышленного сельскохозяйственного производства область нуждается как в квалифицированных (высококвалифицированных) специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории области инвестиционных проектов.
Реализация Подпрограммы будет способствовать обеспечению экономики области квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также дальнейшему стабильному социально-экономическому развитию и демографической стабилизации.
Подпрограмма носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом или находящихся на законных основаниях на территории области и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, учитывая специфику и потребности области. Подпрограмма является проектом переселения и будет реализована на всей территории области в соответствии с действующим законодательством.
Предметом регулирования Подпрограммы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в область, росту численности постоянного населения.
Управление рисками, появление которых возможно в период реализации Подпрограммы, носит комплексный и системный характер, что характеризует достаточную степень готовности области к приему участников Государственной программы.
Оценка готовности Липецкой области к приему участников Государственной программы в период с 2017 по 2019 годы
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателей |
Год |
Ед. изм. |
Значение показателя по Липецкой области на последнюю отчетную дату (за последний отчетный период) |
1. |
Общая численность населения на 1 января |
2017 |
тыс. чел. |
1150,2 |
2018 |
1144,1 |
|||
2019 |
1 139,5 |
|||
2. |
Естественный(ая) прирост (убыль) населения |
2017 |
чел. |
-5374 |
2018 |
-5757 |
|||
2019 |
-6493 |
|||
3. |
Миграционный(ая) прирост (убыль) населения |
2017 |
чел. |
-646 |
2018 |
-409 |
|||
2019 |
1839 |
|||
4. |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения |
2017 |
% |
52,3 |
2018 |
54,4 |
|||
2019 |
51,8 |
|||
5. |
Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения |
2017 |
% |
94,0 |
2018 |
90,4 |
|||
2019 |
95,5 |
|||
6. |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) |
2017 |
тыс. чел. |
23,1 |
2018 |
22,9 |
|||
2019 |
22,3 |
|||
7. |
Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) |
2017 |
% |
3,9 |
2018 |
3,8 |
|||
2019 |
3,7 |
|||
8. |
Численность граждан, признанных безработными государственными учреждениями службы занятости населения |
2017 |
чел. |
2733 |
2018 |
2459 |
|||
2019 |
2256 |
|||
9. |
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения |
2017 |
% |
0,5 |
2018 |
0,4 |
|||
2019 |
0,4 |
|||
10. |
Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) |
2017 |
чел. |
0,3 |
2018 |
0,3 |
|||
2019 |
0,3 |
|||
11. |
Численность привлеченных иностранных работников |
2017 |
чел. |
10300 |
2018 |
9995 |
|||
2019 |
8550 |
|||
12. |
Прожиточный минимум (в среднем на душу населения) |
2017 |
руб. |
8313 |
2018 |
8720 |
|||
2019 |
9409 |
|||
13. |
Количество жилья в среднем на 1 жителя |
2017 |
м2 |
33,155 |
2018 |
34,175 |
|||
2019 |
35,015 |
|||
14. |
Количество постоянного жилья для приема участников Государственной программы и членов их семей |
2017 |
м2 |
0,0 |
2018 |
0,0 |
|||
2019 |
0,0 |
|||
15. |
Количество временного жилья для приема участников Государственной программы и членов их семей |
2017 |
м2 |
4291,4 |
2018 |
4291,4 |
|||
2019 |
4291,4 |
|||
16. |
Количество мест в дошкольных образовательных организациях на 1 тыс. детей дошкольного возраста |
2017 |
мест |
632 |
2018 |
632 |
|||
2019 |
632 |
III. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Подпрограммы
Первый этап (2014 - 2019 годы).
Целью Подпрограммы является повышение уровня миграции в Липецкой области.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
увеличение миграционного притока населения;
сокращение дефицита трудовых ресурсов.
Индикатор цели - количество участников Государственной программы, переселившихся в Липецкую область (не менее 2000 участников Государственной программы ежегодно).
Степень достижения цели Подпрограммы и решения указанных задач определяется следующими целевыми показателями.
1. Количество участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область, человек.
2. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей, предоставлением им временного жилья и оказанием содействия в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий, %.
3. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных при содействии службы занятости населения, от числа обратившихся трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, %.
4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область в трудоспособном возрасте, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %.
Показатели, характеризующие решение задачи 1 "Увеличение миграционного притока населения":
количество участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область;
доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей, предоставлением им временного жилья и оказанием содействия в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий.
Показатели, характеризующие решение задачи 2 "Сокращение дефицита трудовых ресурсов":
доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных при содействии службы занятости населения, от числа обратившихся трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей;
доля участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область, в трудоспособном возрасте от общего числа участников Государственной программы и членов их семей.
Второй этап (2020 - 2024 годы).
Цели Подпрограммы.
1. Обеспечение реализации Государственной программы на территории Липецкой области.
2. Обеспечение социально-экономического развития Липецкой области путем содействия добровольному переселению квалифицированных кадров из числа соотечественников, являющихся иностранными гражданами, проживающими за рубежом либо постоянно или временно проживающими на законном основании на территории Российской Федерации, либо прибывшими на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанными беженцами на территории Российской Федерации или получившими временное убежище на территории Российской Федерации.
3. Улучшение демографической ситуации.
Задачи Подпрограммы:
1. Создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Липецкой области, включая создание условий для адаптации и интеграции соотечественников в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки с целью их закрепления на территории Липецкой области.
2. Сокращение дефицита квалифицированных кадров.
3. Содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей.
4. Увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Степень достижения целей Подпрограммы и решения указанных задач определяется следующими целевыми показателями.
1. Численность участников Государственной программы, человек.
2. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Липецкую область и поставленных на учет в УМВД России по Липецкой области, человек.
3. Количество информационных материалов в рамках реализации Подпрограммы, ед.
4. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением мер поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий, %.
5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, %.
6. Доля участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %.
7. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных от числа обратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, %.
8. Доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте до 35 лет от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %.
9. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государственной программы, получающих образование по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, от общего числа поступивших заявлений от указанной категории соотечественников, %.
Целевой показатель (индикатор) реализации цели 1 - численность участников Государственной программы (не менее 1500 участников Государственной программы ежегодно).
Показатели, характеризующие решение задачи 1 "Создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Липецкой области, включая создание условий для адаптации и интеграции соотечественников в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки с целью их закрепления на территории Липецкой области":
количество участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Липецкую область и поставленных на учет в УМВД России по Липецкой области;
количество информационных материалов в рамках реализации Подпрограммы;
доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением мер поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий.
Целевой показатель (индикатор) реализации цели 2 - доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование (не менее 50% ежегодно).
Показатель, характеризующий решение задачи 2 "Сокращение дефицита квалифицированных кадров" - доля участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте от общего числа участников Государственной программы и членов их семей.
Показатель, характеризующий решение задачи 3 "Содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей" - доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных от числа обратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей.
Целевой показатель (индикатор) реализации цели 3 - доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте до 35 лет от общего числа участников Государственной программы и членов их семей (не менее 65% ежегодно).
Показатель, характеризующий решение задачи 4 "Увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования" - доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государственной программы, получающих образование по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, от общего числа поступивших заявлений от указанной категории соотечественников.
Целевые показатели (индикаторы) реализации Подпрограммы Липецкой области "Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом" содержатся в Приложении 1.
Ожидаемыми результатами реализации мероприятий Подпрограммы должны стать:
Первый этап (2014 - 2019 годы).
1. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Липецкой области.
2. Вселение на территорию Липецкой области к концу 2019 года 12 000 участников Государственной программы (УГП) или с членами их семей 28 800 человек (чел.),
в том числе по годам:
2014 г. - 2000 УГП, 4800 чел.;
2015 г. - 2000 УГП, 4800 чел.;
2016 г. - 2000 УГП, 4800 чел.;
2017 г. - 2000 УГП, 4800 чел.;
2018 г. - 2000 УГП, 4800 чел.;
2019 г. - 2000 УГП, 4800 чел.
3. Сокращение дефицита трудовых ресурсов.
4. Привлечение в Липецкую область соотечественников в трудоспособном возрасте - ежегодно в количестве не менее 70% от общего числа участников Подпрограммы и членов их семей.
Второй этап (2020 - 2024 годы).
1. Переселение к концу 2024 года на территорию Липецкой области 6 500 участников Государственной программы (УГП) или с членами их семей 13 000 человек (чел.), в том числе по годам:
2020 г. - 1500 УГП, 3000 чел.;
2021 г. - 1500 УГП, 3000 чел.;
2022 г. - 1500 УГП, 3000 чел.;
2023 г. - 1000 УГП, 2000 чел.;
2024 г. - 1000 УГП, 2000 чел.
2. Количество информационных материалов о Подпрограмме, размещенных в средствах массовой информации, составит 30 единиц, в том числе по годам:
в 2020 году - 6 ед.;
в 2021 году - 6 ед.;
в 2022 году - 6 ед.;
в 2023 году - 6 ед.;
в 2024 году - 6 ед.
3. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением мер поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий, составит 95%.
4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, составит не менее 50% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы.
5. Доля участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте составит не менее 75% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы.
6. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных от числа обратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, к 2024 году будет составлять 80% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы.
7. Доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте до 35 лет от общего числа участников Государственной программы и членов их семей составит не менее 65% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы.
8. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государственной программы, получающих образование по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, от общего числа поступивших заявлений от указанной категории соотечественников составит не менее 95% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы.
IV. Основные мероприятия по реализации Подпрограммы
Система основных программных мероприятий направлена на достижение целей Подпрограммы и решение поставленных задач.
Первый этап (2014 - 2019 годы).
Для решения задачи 1 "Увеличение миграционного притока населения" предусмотрено выполнение следующего основного мероприятия - "Меры поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в период до приобретения гражданства Российской Федерации". Механизмом реализации мероприятия является предоставление мер поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в социальной сфере, здравоохранении, занятости.
Для решения задачи 2 "Сокращение дефицита трудовых ресурсов" предусмотрено выполнение следующего основного мероприятия - "Информационно-методическое обеспечение реализации Подпрограммы". Механизмом реализации мероприятия является проведение презентаций, подготовка стендов и информационно-методических материалов путем закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Второй этап (2020 - 2024 годы).
На решение задачи 1 "Создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, включая создание условий для адаптации и интеграции соотечественников в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки с целью их закрепления на территории Липецкой области" направлены следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1:
Оказание услуг здравоохранения участникам Государственной программы и членам их семей в период до приобретения гражданства Российской Федерации.
Механизмом реализации мероприятия 1 является предоставление мер поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в здравоохранении.
Основное мероприятие 2:
Оказание социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в период до приобретения гражданства Российской Федерации.
Механизмом реализации основного мероприятия 2 является:
предоставление мест в областном государственном бюджетном учреждении "Липецкий дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства" - 10% от общего количества мест;
предоставление единовременной материальной помощи в размере 1000 рублей на каждого члена семьи, но не более 3000 рублей на семью;
предоставление путевок детям и семьям с детьми в областное государственное бюджетное учреждение "Реабилитационно-оздоровительный центр "Лесная сказка" в соответствии с действующим законодательством.
Основное мероприятие 2.1:
Принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Подпрограммы.
Механизмом реализации основного мероприятия 2.1 является внесение изменений в постановление администрации Липецкой области от 16 октября 2013 года N 465 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области", принятие нормативного правового акта управления социальной политики Липецкой области, утверждающего Перечень профессий (специальностей), наиболее востребованных на рынке труда Липецкой области.
На решение задачи 2 "Сокращение дефицита квалифицированных кадров" направлено следующее основное мероприятие:
Основное мероприятие 3:
Информационное обеспечение реализации Подпрограммы.
Механизмом реализации основного мероприятия 3 является:
проведение презентаций Подпрограммы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы, подготовка информационно-методических материалов путем закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
мониторинг и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы;
предоставление информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам Государственной программы и членам их семей, включая информацию о возможностях поддержки в осуществлении малого и среднего предпринимательства, в т. ч. создания крестьянских (фермерских) хозяйств.
На решение задачи 3 "Содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей" направлено следующее основное мероприятие:
Основное мероприятие 4:
Оказание услуг службы занятости населения.
Механизм реализации основного мероприятия 4 осуществляется путем:
закупки товаров, работ и услуг, направленных на реализацию мероприятий по содействию в поиске подходящей работы, информированию о положении на рынке труда в Липецкой области, организации профессиональной ориентации, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, содействию самозанятости участникам Государственной программы и членам их семей в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и оказания государственных услуг в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации";
выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения, пособия в период поиска работы участникам Государственной программы и членам их семей.
На решение задачи 4 "Увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования" направлено следующее основное мероприятие:
Основное мероприятие 5:
Содействие временному размещению участников Государственной программы и членов их семей в период до приобретения гражданства Российской Федерации: содержание областного казенного учреждения "Центр временного размещения соотечественников".
Механизм реализации основного мероприятия 5 осуществляется путем закупки товаров, работ и услуг, направленных на реализацию мероприятий по содержанию областного казенного учреждения "Центр временного размещения соотечественников" в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложении 2.
В целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, муниципальными образованиями области, организациями и учреждениями при выполнении мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, распоряжением администрации Липецкой области от 18 сентября 2015 года N 467-р "О комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом" создана межведомственная комиссия по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Комиссия). Комиссия осуществляет общую координацию реализации Подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения.
Состав и положение о Комиссии утверждаются распоряжением администрации Липецкой области. Текущую работу по организации выполнения мероприятий и контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Липецкой области (далее - управление социальной политики Липецкой области).
Основные функции уполномоченного органа:
управление реализацией Подпрограммы;
мониторинг и размещение на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники" информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами Липецкой области, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы и членам их семей;
проведение мониторинга и оценки эффективности результатов реализации мероприятий Подпрограммы и соответствия результатов запланированным значениям показателей ожидаемых результатов реализации программных мероприятий;
общая координация деятельности основных исполнителей мероприятий Подпрограммы в пределах компетенции;
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Липецкой области, органов местного самоуправления в Липецкой области, областного казенного учреждения "Центр занятости населения Липецкой области" (далее - центр занятости) с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
подготовка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Подпрограммы;
осуществление информирования населения и общественности о ходе реализации Подпрограммы в средствах массовой информации.
Формами и методами осуществления контроля за реализацией Подпрограммы являются:
рассмотрение проектов нормативных правовых актов области, необходимых для реализации Подпрограммы, и выработка соответствующих рекомендаций;
рассмотрение вопросов эффективности содействия участникам Государственной программы в обустройстве на территории вселения, трудоустройстве, социальном обеспечении, оказании услуг здравоохранения и образования, их социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество, профессиональном обучении по программам переподготовки и программам повышения квалификации рабочих и служащих;
анализ результатов деятельности исполнителей основных мероприятий Подпрограммы по реализации Подпрограммы и выработка соответствующих рекомендаций;
внесение предложений об уточнении мероприятий Подпрограммы, корректировке показателей и индикаторов Подпрограммы с учетом социально-экономической ситуации и хода реализации Подпрограммы;
заслушивание на заседаниях межведомственной Комиссии информации исполнителей основных мероприятий Подпрограммы;
взаимодействие с печатными и электронными средствами массовой информации, подготовка информационных сообщений о Подпрограмме и ходе ее реализации на территории области;
обобщение и распространение положительного опыта других субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ переселения.
Доклад о ходе реализации Подпрограммы ответственный исполнитель готовит в сроки, установленные постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области".
Реализация основных мероприятий Подпрограммы подлежит ежеквартальному, а по отдельным показателям - ежемесячному мониторингу в соответствии с Государственным и ведомственным статистическими наблюдениями.
Исполнители мероприятий Подпрограммы отчитываются о результатах этой работы ежеквартально перед уполномоченным органом и представляют отчет не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным.
Администрация области включает сведения о реализации Подпрограммы в доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
Общественный контроль осуществляется рабочей группой Общественной палаты области в соответствии с Регламентом Общественной палаты Липецкой области.
Для достижения целей и конечных результатов в случае необходимости Подпрограмма подлежит корректировке с учетом выделяемых на ее реализацию средств и уточнению целевых индикаторов, показателей и затрат по мероприятиям.
Перечень нормативных правовых актов, принимаемых Липецкой областью в целях реализации Подпрограммы за счет средств областного бюджета содержится в приложении 3.
V. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Подпрограммы
Расходы по финансовому обеспечению Подпрограммы осуществляются за счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составит 153 381,6 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2014 г. - 5765,0 тыс. руб.;
2015 г. - 18506,1 тыс. руб.;
2016 г. - 23345,8 тыс. руб.;
2017 г. - 17125,6 тыс. руб.;
2018 г. - 13233,4 тыс. руб.;
2019 г. - 11392,0 тыс. руб.;
2020 г. - 10912,0 тыс. руб.;
2021 г. - 8243,8 тыс. руб.;
2022 г. - 9 034,6 тыс. руб.;
2023 г. - 7 658,1 тыс. руб.;
2024 г. - 8 165,2 тыс. руб.;
Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 234 580,9 тыс. руб.,
2014 г. - 16993,5 тыс. руб.;
2015 г. - 10058,6 тыс. руб.;
2016 г. - 24095,4 тыс. руб.;
2017 г. - 19516,9 тыс. руб.;
2018 г. - 24624,0 тыс. руб.;
2019 г. - 28008,0 тыс. руб.;
2020 г. - 28008,0 тыс. руб.;
2021 г. - 21157,2 тыс. руб.;
2022 г. - 23 036,2 тыс. руб.;
2023 г. - 17 856,2 тыс. руб.;
2024 г. - 17 856,2 тыс. руб.
Общий объем финансирования составит 387 962,5 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2014 г. - 22758,5 тыс. руб.;
2015 г. - 28564,7 тыс. руб.;
2016 г. - 47441,2 тыс. руб.;
2017 г. - 36642,5 тыс. руб.;
2018 г. - 37857,4 тыс. руб.;
2019 г. - 39400,0 тыс. руб.;
2020 г. - 38920,0 тыс. руб.;
2021 г. - 29401,0 тыс. руб.;
2022 г. - 32 070,8 тыс. руб.;
2023 г. - 28 885,0 тыс. руб.;
2024 г. - 26 021,4 тыс. руб.
Объем средств областного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы рассчитан из стоимости предоставления соотечественникам услуг в сфере здравоохранения, в сфере социального обеспечения и службы занятости населения в период до приобретения ими российского гражданства, а также содержания ОКУ "Центр временного размещения соотечественников" (далее - ЦВР), изготовления информационно-методических материалов и размещения их в средствах массовой информации.
Услуги в сфере социального обеспечения предоставляются в рамках имеющихся бюджетных средств, выделяемых на меры социальной поддержки гражданам области, определенные действующим законодательством. Средства на оказание услуг в сфере
Услуги компенсационного пакета: здравоохранения, социальной защиты населения, службы занятости, образования предоставляются участникам Государственной программы и членам их семей, прибывшим из-за рубежа, в период до получения ими российского гражданства, но не более 6 месяцев со дня постановки на учет в территориальном органе МВД России, а соотечественникам, проживающим на территории Липецкой области и получившим свидетельство участника Государственной программы, а также членам их семей, в период до получения ими российского гражданства, но не более 6 месяцев со дня получения свидетельства участника Государственной программы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р "Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Подпрограммы осуществляется на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и администрацией Липецкой области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Липецкой области на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу.
Объемы финансирования Подпрограммы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном бюджете и областном бюджете на очередной финансовый год.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы представлено в приложении 4 к настоящей Подпрограмме.
VI. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Подпрограммы
Оценку эффективности реализации Подпрограммы осуществляет Уполномоченный орган путем соотнесения фактически достигнутых значений показателей реализации мероприятий и значений запланированных индикаторов, установленных Подпрограммой.
Планируемая эффективность реализации Подпрограммы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
где
En - планируемая эффективность хода реализации отдельного мероприятия Подпрограммы (процентов), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
Tfn - фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию Подпрограммы;
Tpn - плановое значение n-го индикатора (показателя);
n - номер индикатора (показателя) Подпрограммы.
Интегральная оценка эффективности реализации Подпрограммы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
где
Е - эффективность реализации Подпрограммы (процентов);
N - количество индикаторов Подпрограммы.
При реализации мероприятий Подпрограммы могут возникнуть риски, в том числе связанные с:
несоответствием имеющейся профессиональной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленной в анкете соотечественника;
жилищной необустроенностью соотечественников;
возрастанием нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей;
конкуренцией в доступе к обеспечению жильем и прочим объектам инфраструктуры с гражданами Российской Федерации;
ростом межнациональной напряженности;
выездом участников Государственной программы из территории вселения ранее, чем через три года.
Возможные риски и мероприятия по их снижению (нейтрализации, предотвращению) представлены в таблице 3.
Риски, связанные со срывом планируемого трудоустройства, и мероприятия по их снижению
Таблица 3
Перечень возможных рисков |
Мероприятия по снижению возможных рисков |
Ответственные за реализацию |
1 |
2 |
3 |
Риски, связанные со срывом планируемого трудоустройства | ||
1. Несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленной в анкете соотечественника |
Предложение других имеющихся вариантов трудоустройства с учетом анализа ситуации на рынке труда области |
Управление социальной политики Липецкой области |
Риски, связанные со временным размещением и обустройством соотечественников | ||
1. Жилищная необустроенность соотечественников |
Содействие соотечественникам в участии в иных государственных программах, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования жилья |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов |
2. Возрастание нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки |
Ежегодное уточнение расходов на финансирование мероприятий подпрограммы при формировании областного бюджета |
Управление социальной политики Липецкой области Управление здравоохранения Липецкой области |
Риски, связанные с интеграцией соотечественников в социальную структуру территории вселения | ||
1. Конкуренция в доступе к обеспечению жильем и прочим объектам инфраструктуры с гражданами Российской Федерации |
Организация разъяснительной работы по целям и задачам подпрограммы переселения; организация мероприятий по содействию обустройству соотечественников в режимах, наименее затрудняющих доступ постоянного населения к таким услугам |
Управление социальной политики Липецкой области |
2. Рост межнациональной напряженности |
Содействие социальной и культурной адаптации и интеграции соотечественников, в том числе при участии общественных организаций и диаспор |
Управление внутренней политики Липецкой области Управление социальной политики Липецкой области |
3. Выезд участников Государственной программы из территории вселения ранее, чем через три года |
Организация разъяснительной работы о целях и задачах программы для формирования толерантного отношения к соотечественникам; организация работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации |
Управление социальной политики Липецкой области |
В целях снижения возможных рисков в ходе реализации Подпрограммы устанавливаются требования к соотечественникам, участвующим в реализации Подпрограммы.
Помимо требований, установленных Государственной программой, соотечественник, подавший заявление об участии в Подпрограмме, должен соответствовать следующим требованиям:
находиться в трудоспособном возрасте (до 60 лет - для женщин, до 65 лет - для мужчин);
иметь разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Липецкой области в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" либо быть лицом, признанным беженцем на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации (при подаче соотечественником заявления на территории Липецкой области).
Несоответствие соотечественника одному из указанных выше требований является для управления социальной политики Липецкой области основанием для отказа в согласовании его заявления об участии в Государственной программе.
Учитывая необходимость снижения при реализации Подпрограммы рисков необеспечения трудоустройства и занятости участников Госпрограммы, также устанавливаются требования к соотечественникам, участвующим в реализации Подпрограммы.
В связи с этим соотечественники, претендующие на участие в Подпрограмме, должны также соответствовать одному из следующих требований:
иметь образование и (или) квалификацию, подтвержденные соответствующими документами об образовании и (или) о квалификации, по профессиям, специальностям или направлениям подготовки, наиболее востребованным на рынке труда Липецкой области, и документально подтвержденный опыт работы не менее шести месяцев, достаточный для осуществления трудовой деятельности по указанным профессиям, специальностям или направлениям подготовки;
являться молодыми специалистами, находящимися в возрасте до 35 лет, имеющими полученное по очной форме обучения высшее образование или среднее профессиональное образование, что подтверждено соответствующими документами об образовании и о квалификации, по наиболее востребованным на рынке труда Липецкой области профессиям и специальностям;
обучаться по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность на территории Липецкой области, по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.
При рассмотрении управлением социальной политики Липецкой области вопроса о согласовании заявлений соотечественников об участии в Государственной программе в случае их соответствия установленным выше требованиям, преимущественное право на участие в Подпрограмме имеют соотечественники при наличии у них близких родственников (супруг, родители, дети), имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на территории Липецкой области, и (или) согласия супруга (супруги) на совместное участие в Подпрограмме с несовершеннолетними детьми (при их наличии), а также при наличии в собственности жилого помещения, соответствующего социальным нормам площади жилья, установленного в Липецкой области, либо земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства на территории Липецкой области.
Указанные в настоящем разделе требования к участникам Государственной программы не применяются к соотечественникам:
прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации;
постоянно проживающим на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, прибывшим на территорию Российской Федерации и признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации;
постоянно проживающим на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц, перечень которых определен Правительством Российской Федерации, подавшим заявление об участии в Государственной программе в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания (пребывания) или гражданской принадлежности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.