Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
город Алексин
от 28.12.2023 г. N 2860
Муниципальная программа
"Образование в муниципальном образовании город Алексин"
Стратегические приоритеты муниципальной программы
муниципального образования город Алексин "Образование
в муниципальном образовании город Алексин"
1. Оценка текущего состояния сферы образования
муниципального образования город Алексин
Основополагающим принципом муниципальной образовательной политики является обеспечение равного доступа для всех юных жителей к качественным образовательным услугам, отвечающим интересам ребенка, запросам семьи и требованиям глобальной экономики, формирование индивидуальной образовательной программы и достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и каждой семьи.
Сеть муниципальных образовательных организаций Алексина представлена сегодня 42 учреждениями (из них 17 общеобразовательных учреждений, 19 дошкольных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования детей). На селе созданы образовательные центры обучения и воспитания детей "Школа с дошкольными группами", в которых расширен спектр образовательных услуг, объединены материально-технические ресурсы, интеллектуальный потенциал педагогических коллективов, обеспечено качество психолого-педагогической преемственности уровней образования, а также создание крупных образовательных комплексов на базе общеобразовательных учреждений.
Залогом успешности функционирования и развития муниципальной системы образования является модернизация учебно-методической и материально-технической базы.
Образовательные учреждения города являются участниками проекта Тульской области "Народный бюджет". В рамках данного проекта были отремонтированы образовательные организации благодаря привлечению средств бюджета Тульской области, бюджетов муниципальных образований и собственных средств жителей и благотворителей.
Имеющая сеть общеобразовательных организаций позволяет гарантированно получить общее образование гражданам с различными особенностями здоровья и жизненными обстоятельствами.
6 образовательных организации дополнительного образования детей различной направленности (3 детско-юношеских спортивных школы, 1 дом детского творчества, 1 центр развития творчества, 1 центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи) предоставляют детям города возможности для творческого развития, профессионального самоопределения, рационального развивающего досуга.
В настоящее время полностью решена проблема организации подвоза детей в общеобразовательные учреждения.
Значительные усилия были предприняты по созданию дополнительных мест в ДОУ. Удалось сохранить сеть дошкольных образовательных учреждений, которые отличаются видовым разнообразием, а, следовательно, и спектром предоставляемых услуг. Поэтому сегодня в Алексине нет очереди в детский сад, потребность в получении дошкольного образования детьми в возрасте от трех до семи лет удовлетворена на 100%.
Для привлечения и закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов им в течение первых 3 лет работы оказывается социальная помощь по основному месту работы в форме ежемесячной выплаты. Ежегодно молодые специалисты имеют возможность участвовать в конкурсном отборе лучших педагогов образовательных учреждений города на получение муниципального гранта в размере 10 тысяч рублей.
Кроме того, в целях привлечения в образовательные организации Алексина молодых специалистов гражданам, заключившим договор о целевом обучении в рамках квоты целевого приёма в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого" (далее - ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого"), и зачисленных в число студентов 1 курса очной формы обучения ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого", предоставляются меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 10 тысяч рублей.
Таким образом, наиболее актуальными проблемами и рисками сферы образования муниципального образования город Алексин являются следующие:
необходимость дальнейшей модернизации материально-технических ресурсов образовательных учреждений для обеспечения современных требований к условиям осуществления образовательного процесса;
сохранение тенденции увеличения численности педагогических работников образовательных учреждений пенсионного и предпенсионного возраста;
необходимость создания дополнительных условий для воспитания и социализации молодежи, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие сферы образования с 2019 года обеспечивается реализацией муниципальной программы "Образование в муниципальном образовании город Алексин". Ресурсы Программа направлена на обеспечение функционирования и развитие организаций, находящихся в ведении Управления образования администрации муниципального образования город Алексин.
2. Описание приоритетов и целей муниципальной политики
в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования,
описание основных целей и задач муниципальной программы
Приоритеты и цели реализуемой в Алексине политики в сфере образования сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
- Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. N 1642);
- Указе Президента Российской Федерации от 04.02.2010 г. N Пр-271 "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа");
- Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- национальных проектах "Образование" и "Демография".
Основным направлением государственной политики в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования на период реализации муниципальной программы является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
- качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;
- внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;
- формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;
- омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров;
- поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных учреждений и их сетей;
- существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет).
Важнейшим приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования.
Реализации мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 в части достижения 100-процентной доступности дошкольного образования к 2021 году для детей в возрасте до 3 лет было обеспечено за счет инвентаризации имеющихся площадей дошкольных образовательных учреждений, а также строительства детского сада на 60 мест в г. Алексине.
Целью социальной политики в области дошкольного образования является обеспечение конституционного права каждого ребенка на качественное и доступное образование, в том числе при реализации права родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семье, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в созданных консультационных центрах. В 2021 году на базе 12 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организаций была обеспечена работа консультативных пунктов для родителей детей, воспитывающихся в условиях семьи, в рамках которых была оказана помощь 280 родителям (законным представителям). Эта работа проводится на регулярной основе.
В общем образовании приоритетом реализации Программы является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех российских школах современных условий обучения.
Данная задача должна быть решена как за счет мероприятий по текущему и капитальному ремонту зданий, закупке современного оборудования, так и путем реализации региональных программ формирования эффективных территориальных сетей образования и социализации, предусматривающих кооперацию и интеграцию учреждений различной ведомственной принадлежности, развитие системы дистанционного обучения.
Существующие различия по уровню доступности образовательных услуг и развитию инфраструктуры потребуют использования инструментов выравнивания в сочетании с мерами стимулирования развития и усиления организационно-управленческого потенциала. В совокупности это должно обеспечить единство образовательного пространства, при котором в любом месте проживания ребенок имеет равные возможности доступа к образовательным ресурсам.
Наряду с созданием базовых условий обучения, должна последовательно разворачиваться работа по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).
Другим приоритетом в сфере общего образования станет обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Для этого должна быть создана система поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории учащихся (дети в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов), сформирован прозрачный механизм приема в школы с повышенным уровнем обучения.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации.
Для снижения дифференциации в качестве образования между группами школ должны быть реализованы адресные программы перевода в эффективный режим работы школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты.
Стратегическим приоритетом государственной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования.
Необходимо обеспечить комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, задающего принципиально новые требования к образовательным результатам. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты открывает возможности для распространения деятельностных (проектных, исследовательских) методов, позволяющих поддерживать у школьников интерес к учению на всем протяжении обучения, формирующих инициативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты старшей школы должны обеспечить для каждого школьника возможность выбора профиля, соответствующего склонностям и жизненным планам подростков не менее чем из 5 профилей обучения.
Параллельно введению федеральных государственных образовательных стандартов следует продолжить работу по поиску, разработке и распространению новых эффективных средств и форм организации образовательного процесса на базе школ - инновационных площадок и их сетей.
Приоритетной задачей развития сферы дополнительного образования детей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.
В государственной политике в сфере общего образования и дополнительного образования детей должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Его реализация будет обеспечиваться через введение соответствующих элементов федеральных государственных образовательных стандартов, развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные программы социализации детей в каникулярный период.
Достижение нового качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей предполагает в качестве приоритетной задачи обновление состава и компетенций педагогических кадров. Для этого уже реализовывается комплекс мер, включающий доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней по экономике субъекта Российской Федерации;
- доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации;
- доведение заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования, квалификация которых сопоставима с квалификацией педагогических работников общеобразовательной школы, до уровня зарплаты педагогических работников общеобразовательных учреждений;
- введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей образовательных учреждений и основанных на данных стандартах систем оплаты труда и аттестации;
- формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития;
- развитие механизмов привлечения на работу в учреждения общего образования и дополнительного образования детей лучших выпускников вузов (в том числе - непедагогических) и талантливых специалистов.
Долгосрочная стратегия развития образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации.
Необходимо преодолеть существующее отставание в масштабе сектора сопровождения раннего развития детей и поддержки семейного воспитания (центры диагностики и консультирования, информационно-просветительские сервисы для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и др.).
Должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных учреждениях и их сетях, в формах семейного образования, самообразования. Это потребует выхода на новый уровень развития дистанционного образования, распространение тьюторства и информационно-консультационных сервисов (навигаторов).
В ситуации появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира школа утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Ответом на данный вызов должно стать включение в сферу государственной образовательной политики неформального (вне учреждений дополнительного образования) и информального образования (сеть Интернет, кино, телевидение), в том числе - поддержка медийно-социальных просветительских проектов, индустрии товаров и услуг для детей.
Целью муниципальной программы "Образование в муниципальном образовании город Алексин" являются повышение качества и доступности образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям граждан Алексина.
3. Задачи муниципального управления, способы их
эффективного решения в сфере дошкольного, общего и дополнительного
образования в муниципальном образовании город Алексин.
Достижение цели муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач:
1. Совершенствование содержания и технологий общего образования.
2. Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации всех категорий обучающихся образовательных учреждений общего образования.
3. Создание дополнительных мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
4. Повышение уровня оплаты труда работников образовательных учреждений.
5. Обеспечение качественных условий обучения.
Достижение цели и задач муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач в рамках соответствующих структурных элементов муниципальной программы. Также в целях эффективного решения задач в сфере образования в Алексине не первый год реализуются региональные проекты "Цифровая образовательная среда", "Современная школа", "Успех каждого ребенка", входящие в состав национального проекта "Образование".
На данном этапе Программы основные ресурсы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования город Алексин Тульской области от 28 декабря 2023 г. N 2860 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.