Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Курганской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Курганской области"
Необходимость подготовки и реализации государственной программы Курганской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Курганской области" (далее - Программа) вызвана тем, что, несмотря на предпринимаемые усилия, современная ситуация в регионе характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, отрицательно влияет на социально-экономическую ситуацию и правопорядок в Курганской области.
Среди целого комплекса экономических, внешнеполитических и иных факторов, оказывающих влияние на наркотическую ситуацию в Курганской области, основными являются:
протяженный участок государственной границы с Республикой Казахстан;
разветвленная сеть автомобильных и железнодорожных магистралей, связывающих Курганскую область с регионами Уральского федерального округа, а также с государствами Средней Азии;
упрощенное пересечение физическими лицами и транспортными средствами (грузами) внутренних границ государств-участников Евразийского экономического союза;
близкое расположение крупных экономически развитых областей Уральского федерального округа (Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский (Югра) автономные округа) как наиболее привлекательных регионов с точки зрения сбыта крупных партий наркотических средств из Центральной Азии;
интенсивные миграционные процессы, в том числе из регионов Кыргызстана и Таджикистана, по территориям которых пролегают основные маршруты перемещения наркотиков;
наличие на территории Курганской области и в приграничных районах Казахстана национально-этнических общин, отдельные представители которых являются поставщиками и распространителями наркотиков на территорию Курганской области и сопредельные с ней регионы.
По обобщенным данным правоохранительных органов, в 2022 году на территории Курганской области зарегистрировано 1357 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе 1183 тяжких и особо тяжких составов. Раскрыто 1128 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе 971 тяжкое и особо тяжкое. Из незаконного оборота изъято 67,2 кг наркотиков.
Удельный вес преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в общем количестве преступлений составляет 10,0%, что выше среднего показателя по России (8,8%).
Со стороны наркоторговцев активизирована работа по распространению наркотиков, формированию спроса на них с использованием цифровых технологий (реализация наркотиков через интернет-магазины, оплата наркотиков потребителями через систему "электронных кошельков", бесконтактные формы передачи наркотиков покупателям с использованием тайниковых операций - закладок). Одновременно фиксируется замещение традиционных наркотиков синтетическими. При этом выявляются факты незаконного производства синтетических наркотиков в подпольных химических лабораториях на территории Курганской области.
Из общего количества преступлений, связанных со сбытом наркотиков, 859 были совершены с использованием цифровых технологий, из них раскрыто 800 преступлений. К уголовной ответственности за сбыт наркотиков привлечено 111 лиц, из них 90 лиц - участники сбыта наркотиков через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). За пропаганду наркомании в сети "Интернет" к административной ответственности привлечено 11 лиц.
По данным Департамента здравоохранения Курганской области, в 2022 году на территории региона отмечается снижение на 14,3% общего числа лиц, зарегистрированных с диагнозом "синдром зависимости от наркотических средств (наркомания)", - 2122 человека (в 2021 году - 2477 человек).
На 13,7% снизилось число лиц, зарегистрированных с диагнозом "пагубное употребление наркотических средств", - 1275 человек (в 2021 году - 1479 человек).
Вместе с тем при оценке объективности этих количественных показателей следует учитывать, что официальная медицинская статистика не дает полной картины распространенности наркомании и злоупотребления наркотиками. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание лиц, потребляющих наркотики, добровольно вставать на учет в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля, а также необходимостью прохождения длительного курса медико-социальной реабилитации.
Эффективным способом решения проблем снижения уровня немедицинского потребления наркотиков и сокращения объема их незаконного оборота является программно-целевой метод.
В соответствии с пунктом 22 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733 (далее - Стратегия государственной антинаркотической политики), мероприятия по ее реализации на региональном уровне включаются в государственные программы субъектов Российской Федерации.
Следуя положениям Стратегии государственной антинаркотической политики, исходя из анализа складывающейся ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков и прогноза ее развития на ближайшую перспективу, становится очевидной необходимость реализации Программы, предусматривающей комплекс скоординированных мероприятий социального, медицинского, правового и организационного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.