Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Курганской области "Развитие мировой юстиции в Курганской области"
Мировые судьи в Российской Федерации отнесены к судам общей юрисдикции, которые, выступая в качестве фундамента всей судебной системы, рассматривают абсолютное большинство гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях. При этом мировые судьи являются тем основополагающим инструментом государственной системы, который максимально приближен к населению, призван оперативно и доступно обеспечивать реализацию и защиту конституционных прав граждан, поскольку категории и виды рассматриваемых мировыми судьями дел обусловлены и неразрывно связаны именно с повседневной жизнью людей и взаимоотношениями между ними.
Статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" для Курганской области установлены 53 должности мировых судей и соответствующее им количество судебных участков.
Из общего количества дел, рассмотренных судами общей юрисдикции Курганской области за 2022 год, 90% приходится на мировых судей.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации") организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
В Законе Курганской области от 1 августа 2000 года N 356 "О мировых судьях в Курганской области" (далее - Закон Курганской области "О мировых судьях в Курганской области) определено, что организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется специально уполномоченным органом за счет средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Курганской области от 27 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей в Курганской области" установлено, что Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Курганской области (далее - Управление) является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области по обеспечению деятельности мировых судей.
С момента создания мировой юстиции в Курганской области Управлением осуществлен ряд важных мероприятий, способствовавших развитию института мировой юстиции. Современная система обеспечения деятельности мировых судей соответствует действующему законодательству и положениям Соглашения между Правительством Курганской области и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации о порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Курганской области, утвержденного распоряжением Правительства Курганской области от 23 июня 2015 года N 160-р (далее - соглашение). Исполнение соглашения со стороны Правительства Курганской области возложено на Управление.
Планомерное и качественное создание оптимальных условий для осуществления мировыми судьями Курганской области правосудия является главным направлением работы Управления.
Обеспечение мировых судей на территории Курганской области осуществляется в соответствии с нормативами обеспечения деятельности мировых судей в Курганской области, утвержденными постановлением Правительства Курганской области от 12 сентября 2016 года N 285 (далее - нормативы).
Авторитет института мировой юстиции во многом зависит от условий размещения мировых судей и их аппарата. Осуществление мероприятий по проведению ремонтов зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями, повышению уровня технической укрепленности, антитеррористической устойчивости и противопожарной безопасности является по прежнему актуальным. Так, часть имеющихся помещений не отвечает требованиям действующего законодательства в части оборудования и технического состояния систем охранно-пожарной безопасности зданий. Целевое финансирование необходимо также и на решение вопросов материально-технического обеспечения мировых судей, доведения их оснащения до установленных нормативами требований. Необходимо обновлять и поддерживать в актуальном состоянии используемые мировыми судьями компьютерные средства, оргтехнику, продукты программного обеспечения.
Также требует решения вопрос обеспечения мировых судей помещениями в соответствии с нормативами.
На условиях аренды используется 55,5% помещений от общего количества помещений, занимаемых мировыми судьями. В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.
В трех арендуемых служебных помещениях, занимаемых мировыми судьями (20% от общего количества арендуемых помещений), необходим текущий ремонт (город Шадринск, город Далматово, село Кетово).
На правах оперативного управления используется шесть помещений, находящихся в областной собственности (село Шатрово, село Целинное, село Звериноголовское, три помещения в городе Кургане). В помещении судебного участка, занимаемом мировым судьей Целинного судебного района Курганской области, необходим капитальный ремонт. Служебные помещения, занимаемые мировыми судьями судебных участков судебного района города Кургана Курганской области, нуждаются в текущем ремонте.
В целях доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения требуется оборудовать все помещения пандусами и кнопками вызова согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр "Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Кроме того, необходимы дополнительные площади для оборудования архивов судебных участков и конвойных помещений.
Требуется дополнительное укомплектование служебных помещений мебелью и иным оборудованием.
Во исполнение требований Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации) и в целях обеспечения бесперебойной работы государственной автоматизированной системы "Правосудие" требуются модернизация и своевременная замена компьютерной техники в связи с физическим и моральным износом, а также дооснащение мировых судей необходимой оргтехникой.
Помещения, занимаемые мировыми судьями, оборудованы локальными вычислительными сетями, обеспечены средствами электронной связи.
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников аппарата мировых судей и мировых судей является важнейшим аспектом работы мировых судей и их аппарата в условиях нынешнего социального и экономического состояния общества.
Управлением в соответствии со статьей 20-1 Федерального закона от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" ежегодно реализуются полномочия по организации дополнительного профессионального образования мировых судей.
Реализация государственной программы Курганской области "Развитие мировой юстиции в Курганской области" (далее - государственная программа) ориентирована на совершенствование работы аппарата мировых судей, правильную организацию судебного делопроизводства, которое является одним из важнейших условий надлежащей работы мировых судей, соблюдение процессуальных норм, своевременное рассмотрение дел, исполнение судебных актов. Для увеличения эффективности деятельности необходимо создать оптимальные условия для работы. Совершенствование судебного делопроизводства у мирового судьи должно осуществляться путем эффективной организации труда, передовых форм и методов работы с документами, автоматизации и компьютеризации рабочего места, разработки наиболее рациональных форм разделения труда между работниками аппарата мировых судей.
Реализация государственной программы позволит: повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения деятельности мировых судей; повысить эффективность работы мировых судей и сотрудников их аппарата; создать условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.