В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 года N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", в целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения и своевременного информирования населения Республики Северная Осетия-Алания об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания.
2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 апреля 2021 года N 113 "Об утверждении положения о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания".
Председатель Правительства |
Б. Джанаев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 29 декабря 2023 г. N 635
Положение
о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания
I. Общие положения
1. Настоящие Положение определяет правила создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию и использования систем оповещения населения на территории Республики Северная Осетия-Алания.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
3. Система оповещения населения создается для доведения до населения Республики Северная Осетия-Алания сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. КСЭОН - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения.
6. Создаются следующие системы оповещения населения:
а) система оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания (далее - региональная система оповещения населения) - Правительством Республики Северная Осетия-Алания;
б) муниципальные системы оповещения населения, являющиеся сегментами региональной системы оповещения населения (далее - муниципальная система оповещения населения), - органами местного самоуправления и муниципальных районов Республики Северная Осетия-Алания и городского округа Владикавказ;
в) локальные системы оповещения населения (далее - ЛСОН) - организациями, функционирующими на территории Республики Северная Осетия-Алания, независимо от ведомственной принадлежности, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
7. Границами зон действия систем оповещения населения являются:
а) региональной и муниципальных систем оповещения населения - соответственно административные границы Республики Северная Осетия-Алания и муниципальных образований;
б) локальной системы оповещения населения:
для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, - границы зон воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности;
для организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, - границы территорий, находящихся в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 километров от указанных гидротехнических сооружений.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения, устанавливаемые решением Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
Вопросы оповещения на линейной части магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, определяются стандартами соответствующих организаций.
При размещении в непосредственной близости друг от друга нескольких объектов, на которых требуется создание ЛCO, допускается создание единой ЛСО по совместному решению руководителей организаций, эксплуатирующих данные объекты.
Организации оповещают своих работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
8. Создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию региональной и муниципальных систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Правительством Республики Северная Осетия-Алания, администрациями местного самоуправления муниципальных образований при подготовке к ведению и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и проводятся в порядке, установленном Правилами создания, реконструкции и систем оповещения населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 года N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения" (далее - Правила создания систем оповещения).
9. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям Правил создания систем оповещения, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" от 31 июля 2020 года N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", иных нормативных технических документов.
II. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
10. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.
11. Основной задачей региональной системы оповещения населения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ТП РСЧС Республики Северная Осетия-Алания;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Главное управление МЧС России по РСО-Алания);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
сил ГО и ТП РСЧС Республики Северная Осетия-Алания;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций;
людей, находящихся на территории Республики Северная Осетия-Алания.
12. Основной задачей муниципальной системы оповещения населения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и звена ТП РСЧС муниципального образования;
сил ГО и ТП РСЧС муниципального образования;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
13. Основной задачей локальной системы оповещения населения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, объектового звена ТП РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
14. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
15. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положения о муниципальных и локальных системах оповещения населения разрабатываются согласно установленным требованиям и утверждаются соответственно муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и распорядительными документами организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
16. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их в установленном порядке соответственно Главе Республики Северная Осетия-Алания (Председателю Правительства Республики Северная Осетия-Алания), главам администраций местного самоуправления муниципальных образований, руководителям организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и ТП РСЧС соответствующего уровня.
17. Решение на задействование региональной, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:
Главой Республики Северная Осетия-Алания;
главами администраций местного самоуправления муниципальных образований;
руководителями организаций.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы Республики Северная Осетия-Алания, руководителя органа местного самоуправления, организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
18. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений:
на региональном уровне - оперативным дежурным (или помощником оперативного дежурного) Государственного казённого учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" (далее - ГКУ "Центр") на основании решения Главы Республики Северная Осетия-Алания, доведенного через орган повседневного управления ТП РСЧС (старшего оперативного дежурной смены Центра управления в кризисных ситуациях Главное управление МЧС России по РСО-Алания (далее - СОД ЦУКС Главное управление МЧС России по РСО-Алания), в установленном порядке;
на муниципальном уровне - дежурными единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - дежурные ЕДДС МО) на основании решений глав администраций местного самоуправления муниципальных образований в установленном порядке;
на объектовом уровне - дежурными службами организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на основании решения руководителей организаций в установленном порядке.
В ручном режиме функционирования на основании заключенных соглашений и регламентов информационного взаимодействия по передаче сигналов оповещения включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки осуществляет уполномоченный сотрудник объекта, на территории которого расположено оконечное средство оповещения, по команде дежурного ЕДДС МО на основании решения главы администрации местного самоуправления муниципального образования Республики Северная Осетия-Алания, в установленном порядке.
В соответствии с заключенными соглашениями направление заявок операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется:
на региональном уровне - оперативным дежурным (или помощником оперативного дежурного) ГКУ "Центр" на основании решения Главы Республики Северная Осетия-Алания, доведенного через СОД ЦУКС Главное управление МЧС России по РСО-Алания);
на муниципальном уровне - дежурным ЕДДС МО на основании решения главы администрации местного самоуправления муниципального образования Республики Северная Осетия-Алания.
Задействование громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения осуществляется дежурным ЕДДС МО на основании решения главы администрации местного самоуправления муниципального образования Республики Северная Осетия-Алания Основной режим функционирования региональной и муниципальных систем оповещения населения - автоматизированный.
19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объёмом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест оперативного дежурного ГКУ "Центр", дежурных ЕДДС МО, в установленном порядке.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях заблаговременно, в установленном порядке совместно готовят:
на региональном уровне - Главное управление МЧС России по РСО-Алания (постоянно действующий орган управления РСЧС) и ЦУКС Главное управление МЧС России по РСО-Алания (орган повседневного управления РСЧС);
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (постоянно действующие органы управления РСЧС) при органах местного самоуправления и единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (органы повседневного управления РСЧС);
на объектовом уровне - структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (постоянно действующие органы управления РСЧС) и подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (органы повседневного управления РСЧС).
20. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
21. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) соответствующего уровня.
22. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и документами федеральных органов исполнительной власти, законодательством Республики Северная Осетия-Алания, муниципальными правовыми актами, распорядительными документами организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
23. Органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления ТП РСЧС совместно с органами повседневного управления ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
24. Поддержание региональной, муниципальных и локальных систем оповещения населения в готовности, а также эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания организуется и осуществляется соответственно Правительством Республики Северная Осетия-Алания, администрациями местного самоуправления и организациями, в порядке, установленном федеральным законодательством.
25. Ввод системы оповещения населения в эксплуатацию осуществляется на основании правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, распорядительного документа организации, указанной в пункте 6 настоящего Положения, принятого при условии положительных результатов испытаний системы оповещения населения.
На введенную в эксплуатацию систему оповещения населения оформляются паспорт и положение о соответствующей системе оповещения населения.
Формы и содержание текстовых и графических частей, входящих в паспорта и положения о системах оповещения населения, устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
26. Поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения достигается за счет:
а) наличия актуализированных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию и задействования систем оповещения населения;
б) осуществления обучения уполномоченного на задействование систем оповещения населения дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления ТП РСЧС и организаций, указанных в пункте 6 настоящих Правил;
в) заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
г) наличия технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровня его профессиональной подготовки;
д) регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения системы оповещения населения в соответствии с проектно-технической документацией;
е) своевременного эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
ж) наличия соответствующей проектно-сметной документации на систему оповещения населения техническими средствами оповещения;
з) готовности сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
и) создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания;
к) своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию (реконструкции), систем оповещения населения.
27. Реконструкции (модернизация) систем оповещения населения осуществляется в случаях, установленных Правилами создания систем оповещения населения.
Основанием для реконструкции (модернизации) региональной системы оповещения является нормативный акт Правительства Республики Северная Осетия-Алания, в котором определяются: цель, задачи, этапы, сроки, государственный заказчик, источники финансирования и объемы бюджетных ассигнований на реализацию работ (программы); индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов работ (программы); контроль работ.
28. Контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию региональной и муниципальных систем оповещения населения, КСЭОН и ЛСОН осуществляется в ходе комплексных и технических проверок, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
29. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органом государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления, организациями с принятием соответствующего нормативного правового акта.
30. Требования к системам оповещения населения, в том числе к КСЭОН, должны быть выполнены в ходе планирования и совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения проводится по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
31. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания, средств местных бюджетов, а также средств организаций, указанных в пункте 6 настоящего Положения, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2023 г. N 635 "Об утверждении положения о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2023 г. N 1500202312310006