Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 28.12.2023 N 415
Государственная программа
Карачаево-Черкесской Республики "Реализация государственной национальной, конфессиональной, информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2024-2030 годы" (далее - государственная программа)
Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния реализации государственной национальной, конфессиональной, информационной политики
В сфере реализации государственной национальной и конфессиональной политики.
Карачаево-Черкесская Республика - регион Северо-Кавказского федерального округа с относительно стабильным демографическим составом, в котором сельское население (58,6%) преобладает над городским (41,4%).
Численность постоянного населения Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 1 января 2023 года составляет 468 444 человек и по отношению к 2010 году сократилась на 1,97%, или 9 415 человек.
Карачаево-Черкесская Республика является многонациональным, поликонфессиональным субъектом Российской Федерации.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории Карачаево-Черкесской Республики проживают представители 88 этнических групп, каждая из которых обладает своими особенностями материальной и духовной культуры. 43,75% жителей республики составляют карачаевцы, русские - 27,17%, черкесы - 12,53%, абазины - 8,02%, ногайцы - 3,70%, другие национальности - 4,83%.
В конфессиональном пространстве доминируют ислам и православное христианство.
Многовековое соседство разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, сформировало уникальную культуру межэтнического и межконфессионального диалога, основанную на взаимопонимании и взаимоуважении обычаев и традиций друг друга.
Результаты проведенного в 2023 году исследования "Мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений в Карачаево-Черкесской Республике" свидетельствуют об относительно стабильной ситуации, сложившейся в Карачаево-Черкесии в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Основные показатели, свидетельствующие о декларируемой толерантности населения к иным, "несвоим" группам (национальным и религиозным), находятся на высоком уровне.
В сфере профилактики терроризма и экстремизма. Государственная программа определяет цель и задачи, основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму и экстремизму, в Карачаево-Черкесской Республике.
Возникновение и распространение терроризма в Карачаево-Черкесской Республике имеют некоторые предпосылки, которые связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, этноконфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего российского сообщества, террористическими угрозами.
Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Карачаево-Черкесской Республике либо способствующими ему причинами и условиями, являются:
межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;
наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;
ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в информационном пространстве.
Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, являются:
попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы Российской Федерации;
наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;
финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;
распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;
заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;
отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.
В сфере реализации государственной информационной политики.
В Карачаево-Черкесии функционируют 49 СМИ (28 печатных изданий, 9 радиоканалов, 3 телеканала, 1 телепрограмма, 1 электронное периодическое издание, 7 сетевых изданий), из них на 4 государственных языках республики (абазинском, карачаевском, ногайском и черкесском) - 19 СМИ: 12 печатных изданий, 2 радиоканала, 3 телеканала, 2 сетевых издания.
Из 12 печатных СМИ на национальных языках - 5 являются государственными и выходят с периодичностью 2-3 раза в неделю. Это газеты "Абазашта", "День республики", "Къарачай", "Ногай давысы", "Черкес хэку".
При государственной поддержке в Карачаево-Черкесской Республике издаются также 5 детских журналов на языках субъектообразующих народов региона (абазинском, карачаевском, ногайском, русском, черкесском).
2. Описание приоритетов и целей государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
В сфере реализации государственной национальной и конфессиональной политики.
Приоритеты и цели государственной национальной политики Российской Федерации в Карачаево-Черкесской Республике определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики:
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;
Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505;
национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенные Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532;
План мероприятий по реализации в 2022-2024 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденный распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.11.2021 N 50-р.
Приоритетами государственной национальной политики в Карачаево-Черкесской Республике являются:
укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение этнокультурной самобытности народов, проживающих на территории республики;
сохранение этнокультурного и языкового многообразия на территории республики;
сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
сохранение и развитие национальных языков субъектообразующих народов Карачаево-Черкесской Республики;
гармонизация этноконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
создание дополнительных политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан.
Целями государственной программы являются:
укрепление межнационального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие институтов гражданского общества в Карачаево-Черкесской Республике;
укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в Карачаево-Черкесской Республике;
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств;
гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия в Карачаево-Черкесской Республике, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
В сфере профилактики терроризма и экстремизма. Приоритеты и цели государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской Республике определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики:
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации 28.12.2018 N Пр-2665;
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 года N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", утвержденный Президентом Российской Федерации 28.12.2018 N Пр-2665;
План мероприятий Карачаево-Черкесской Республики по реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы;
План работы Антитеррористической комиссии в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденный Президентом Российской Федерации 28.12.2018 N Пр-2665.
Приоритетами государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской Республике являются:
повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма и экстремизма, а также подпавшими под ее влияние;
реализация мер по формированию у населения Карачаево-Черкесской Республики антитеррористического и антиэкстремистского сознания;
совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма и экстремизма;
развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму и экстремизму.
В сфере реализации государственной информационной политики.
Целями и приоритетами государственной информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике являются:
создание условий для распространения оперативной, достоверной, полной, разносторонней информации о политических, социально-экономических и иных событиях, явлениях и процессах, происходящих в республике и за ее пределами;
формирование системы мер по обеспечению конституционных прав граждан на оперативное получение достоверной информации;
формирование законодательной базы, обеспечивающей свободу мысли и слова, политический и идеологический плюрализм, независимость региональных СМИ как неотъемлемый элемент демократического общества;
информирование населения и информационное сопровождение деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, политической и социально-экономической жизни республики;
создание благоприятного имиджа для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу Карачаево-Черкесской Республики;
использование СМИ Карачаево-Черкесской Республики в борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитием теневой экономики, коррупцией, возникновением межнациональной и межконфессиональной розни;
повышение уровня образования и культуры населения Карачаево-Черкесской Республики, распространение информации о культурно-историческом и духовном наследии народов республики.
3. Задачи государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
В сфере реализации государственной национальной и конфессиональной политики.
Государственная программа является ключевым инструментом государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Карачаево-Черкесской Республике и основывается на принципах проектного управления.
Мероприятия государственной программы направлены на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации.
Мероприятия государственной программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на:
развитие институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив;
развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти;
этнокультурное развитие народов, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике;
Повышение эффективности системы координации деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации государственной программы обеспечивается посредством развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности в регионе.
Совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия осуществляется в рамках реализации Программы путем предоставления на конкурсной основе субсидий из республиканского и местных бюджетов некоммерческим организациям на реализацию проектов в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
В целях информационного сопровождения реализации государственной национальной политики в Карачаево-Черкесской Республике предоставляются на конкурсной основе субсидии из республиканского бюджета на реализацию издательских проектов и программ, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений.
Важнейшей задачей развития регионального сегмента государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций является повышение оперативности взаимодействия с органами местного самоуправления региона по предупреждению и локализации предконфликтных ситуаций.
В сфере профилактики терроризма и экстремизма.
Организация борьбы с терроризмом и экстремизмом осуществляется на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности, четкого разграничения функций и зоны ответственности субъектов противодействия терроризму, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования взаимодействия всех заинтересованных субъектов противодействия экстремистской и террористической деятельности и обеспечения указанных субъектов актуальными информационными ресурсами и материалами, включающими современные информационно-аналитические комплексы.
Одно из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом - получение упреждающей информации о планах террористических организаций по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма и ассиметричные меры, направленные на упреждающую профилактику распространения экстремистской идеологии среди всех возрастных групп населения субъекта, в особенности среди молодежи.
В связи с вышеизложенным, определены следующие задачи:
проведение комплексной профилактической работы по нивелированию негативных тенденций зарождения экстремистской идеологии среди молодежи. В том числе проведение методичной профилактической работы с подрастающим поколением, направленное на неприятие идеологии терроризма и экстремизма с использованием потенциала образовательных учреждений от начальной школы до высших учебных заведений;
использование современных информационно-аналитических систем для мониторинга сети - Интернет в целях профилактики распространения деструктивной идеологии, распространяемой посредством современных средств коммуникации (мессенджеры, социальные сети и т.д.);
расширение функционала информационно-аналитических групп специалистов ("кибердружинники"), осуществляющих мониторинг сети Интернет в "ручном режиме" для организации превентивных ответных мер по созданию материалов, направленных на профилактику идеологии экстремизма в сети. Привлечение к работе последних научно-исследовательских учреждений, а также общественных объединения и других институтов гражданского общества;
организация комплексной информационной политики в области противодействия терроризму и экстремизму в средствах массовой информации (газеты, телевидение, информационные ресурсы).
В сфере реализации государственной информационной политики.
В целях обеспечения эффективной реализации государственной информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике необходимо решить следующие задачи:
создание системы, обеспечивающей распространение достоверной информации;
создание системы информационного сотрудничества, основанной на законе и нормах общечеловеческой морали и профессиональной этики;
поддержка и развитие СМИ Карачаево-Черкесской Республики, способных обеспечить реализацию конституционных прав и свобод граждан;
обеспечение эффективного информирования населения о деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
качественное и оперативное информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение эффективной обратной связи населения республики с органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики посредством печатных и электронных СМИ Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение политического и идеологического плюрализма, свободы мысли, слова и независимости СМИ Карачаево-Черкесской Республики;
поддержание необходимого уровня информированности населения через государственные и муниципальные СМИ на всей территории Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение свободного доступа СМИ к официальной информации о деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
выработка правовых, экономических и организационных мер на региональном уровне, обеспечивающих в деятельности СМИ Карачаево-Черкесской Республики баланс интересов личности, общества и государства;
содействие СМИ Карачаево-Черкесской Республики в установлении обратной связи между населением, общественными институтами и органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
формирование благоприятного имиджа Карачаево-Черкесской Республики в региональных, федеральных и зарубежных СМИ с целью развития туризма и привлечения инвестиций в экономику Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение доступа СМИ к необходимой информации о социально-экономических преобразованиях на территории Карачаево-Черкесской Республики;
создание условий СМИ Карачаево-Черкесской Республики для распространения информации, способствующей привлечению в экономическую жизнь региона современных технологий, проектов, эффективных моделей экономической деятельности и инвестиций;
использование имеющихся и формирование новых информационных ресурсов на различных площадках для повышения деловой активности на территории Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение информирования населения через печатные и электронные СМИ Карачаево-Черкесской Республики о достижениях в области образования и культуры региона;
обеспечение приоритета СМИ в освещении проблем и достижений в сфере образования и культуры региона;
развитие системы дистанционного образования в электронных СМИ Карачаево-Черкесской Республики на базе новейших коммуникационных и компьютерных технологий;
повышение правовой грамотности населения и уровня правосознания граждан.
4. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Для решения поставленных задач государственной программы планируется реализация следующих основных мероприятий:
создание и сопровождение системы мониторинга состояния межнациональных отношений;
предоставление субсидий подведомственным Министерству бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также поддержка иных некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты для детей;
проведение мероприятий (форумов, конференций, семинаров, "круглых столов") по проблемам укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Участие в международных, общероссийских и межрегиональных мероприятиях. Издание периодической и книжной продукции, разработка сайтов;
укрепление единства народов Карачаево-Черкесской Республики, гармонизация межнациональных отношений и содействие этнокультурному развитию народов Карачаево-Черкесской Республики;
содействие этнокультурному развитию казачества, проживающего на территории Карачаево-Черкесской Республики, его участию в укреплении единства российской нации, укрепление гражданского патриотизма;
обеспечение профилактики идеологии терроризма и экстремизма;
предупреждение межнациональных конфликтов, национального и религиозного экстремизма через размещение в федеральных и региональных средствах массовой информации информационных материалов, направленных на профилактику национального и религиозного экстремизма;
предупреждение межнациональных конфликтов, национального и религиозного экстремизма через производство и распространение информационных материалов, направленных на профилактику национального и религиозного экстремизма в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
субсидирование телерадиокомпаний, телеорганизаций и организаций, осуществляющим производство и распространение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также организаций, осуществляющим издание и распространение федеральных и региональных печатных СМИ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 декабря 2023 г. N 415 "О государственной программе Карачаево-Черкесской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.