Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Комитета по контролю (надзору)
Республики Алтай
от "20" декабря 2023 года N 1165
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год в сфере регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год в сфере регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ); Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям". |
Разработчик программы |
Комитет по контролю (надзору) Республики Алтай (далее - Комитет) |
Цели программы |
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения. |
Задачи программы |
а) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Алтай, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; б) устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований; в) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; г) определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; д) повышение квалификации кадрового состава отдела государственного жилищного надзора Комитета; е) создание системы консультирования подконтрольных контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; ж) формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности на территории Республики Алтай. |
Сроки реализации программы |
2024 год |
Источники финансирования |
В рамках текущего финансирования деятельности Комитета по контролю (надзору) Республики Алтай |
Ожидаемые конечные результаты |
а) снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; б) увеличение доли законопослушных контролируемых лиц - развитие системы профилактических мероприятий органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) на территории Республики Алтай; в) внедрение различных способов профилактики; г) разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри контрольного (надзорного) органа; д) разработка образцов эффективного, законопослушного поведения контролируемых лиц; е) обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольного (надзорного) органа; ж) повышение прозрачности деятельности контрольного (надзорного) органа; з) уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц; и) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц; к) обеспечение единообразия понимания предмета контроля контролируемыми лицами; л) мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению. |
I. Анализ оценки текущего состояния подконтрольной сферы
1. Комитет в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 16.12.2021 г. N 388 "Об утверждении положения о Комитете по контролю (надзору) Республики Алтай" осуществляет региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Контроль).
Контролируемыми лицами регионального государственного контроля в сфере регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Алтай являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Объектами контроля являются деятельность, действие (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность но управлению многоквартирных домов на основании лицензии, в том числе:
1) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами и имеющих многоквартирных домов в управлении;
2) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности но управлению многоквартирными домами и не имеющих многоквартирных домов в управлении;
3) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся соискателями лицензии. Количество субъектов определяется в виде количества поступивших от указанных лиц заявлений на получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности но управлению многоквартирными домами.
Объектами надзора являются деятельность, действие (бездействие).
За 10 месяцев 2023 г. проведена 141 поверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан и органов государственной власти.
Всего в ходе проверок за 10 месяцев 2023 г. было выявлено 130 нарушений. Наибольшее количество нарушений связано с нарушением подконтрольными субъектами требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Комитетом за 10 месяцев 2023 г. рассмотрено 23 постановления об административных правонарушениях.
Общая сумма штрафов 2 300,0 тыс. руб.
Для устранения допущенных нарушений обязательных требований подконтрольным лицам было выдано 130 предписаний.
2. Программа профилактики направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц.
3. Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:
1) нарушение обязательных требований в жилищном законодательстве;
2) не устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям;
3) не принятие мер по снижению рисков причинения ущерба жилищному фонду в результате нарушений обязательных требований и ущерба гражданам, причиненного при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.
4. В целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований в социальных сетях Комитета размещены:
1) материалы и сведения, касающиеся осуществляемых контрольным (надзорным) органом мер по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (нарушений обязательных требований), созданы интерактивные сервисы, обеспечивающие взаимодействие с контролируемыми лицами, в том числе размещены электронные формы для обратной связи с контролируемыми лицами;
2) перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;
3) обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности контрольного (надзорного) органа;
4) проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
5) план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контролируемых лиц;
6) информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий, также в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
7) материалы публичных обсуждений с контролируемыми лицами;
8) материалы по результатам вебинаров, проведенных с целью разъяснения контролируемым лицам действующего законодательства, устанавливающего обязательные требования.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона N 248-ФЗ, за 10 месяцев 2023 г. выдано 15 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области государственного контроля.
Для достижения поставленных целей и результатов профилактики нарушений обязательных требований программой профилактики на 2023 г. была установлена система оценки эффективности профилактической деятельности, состоящая из следующих целевых показателей:
1) увеличение доли контролируемых лиц, соблюдающих обязательные требования законодательства в сфере социального обслуживания;
2) повышение качества и доступности, предоставляемых социальных услуг;
3) развитие системы профилактических мероприятий, проводимых Комитетом.
Оценка эффективности реализации программы по итогам года осуществляется по следующему показателю:
N |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого показателя по итогам года |
1. |
Доля выполненных мероприятий, предусмотренных программой для реализации, от общего количества программных мероприятий |
% |
100 |
Таким образом, контрольным (надзорным) органом выполнены все мероприятия, предусмотренные программой профилактики на 2023 г., что способствовало повышению информативности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях и снижению рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Риски субъектов. К основным рискам при надзоре (контроле) относятся несоблюдение подконтрольными субъектам обязательных требований, приводящие к нарушению:
1) механической безопасности строительных конструкций многоквартирных домов с нарушением риска причинения вреда или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, в том числе:
а) разрушение (частичное разрушение) строительных конструкций жилого здания;
б) обрушение (частичное обрушение) внешних элементов фасада, кровли, ограждающих конструкций, водосточных труб и др.
2) безаварийной и бесперебойной работе инженерных систем и сетей, эксплуатация, которых связана с риском причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, такие как:
а) лифты и лифтовое хозяйство (в том числе падение, разрушение или повреждение, отказ систем управления и блокировки систем лифтового хозяйства);
б) автоматические системы пожаротушения и дымоудаления (не работоспособность указанных систем);
в) индивидуальные тепловые пункты (в том числе невыполнение требований по подготовке данного оборудования к отопительному сезону);
г) вентиляционные и дымовые каналы (в том числе их не работоспособность);
д) мусоропроводы и системы мусороудаления;
е) вводно-распределительные щиты и электроустановки (в том числе несоответствие установленным обязательным требованиям по содержанию электроустановок).
3) безаварийной и бесперебойной работе инженерных систем и сетей, эксплуатация которых связана с предоставлением коммунальных услуг гражданам, такие как:
а) системы и сети холодного водоснабжения;
б) сети электроснабжения;
в) системы и сети отопления;
г) системы и сети канализации.
4) надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, в том числе:
а) отсутствие угрозы падения снега и (или) наледи на крышах, гололеда на территориях, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома;
б) нарушение правил безопасности при проведении строительных или ремонтных работ, которые могут повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан;
в) отсутствие дезинфекции подъездов и других мест общего пользования, связанных с прохождением людей (в период неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, сроки которого установлены Правительством Республики Алтай).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Риски объектов. К основным рискам при осуществлении надзора в отношении поднадзорных объектов относятся несоблюдение их собственниками помещений в многоквартирном доме обязательных требований приводящим к:
1) самовольным перепланировкам и переустройству жилых помещений с наступлением риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, а также нарушению законных прав и интересов граждан;
2) перепланировке общего имущества многоквартирного дома с наступлением риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, а также нарушению законных прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме;
3) использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не по назначению;
4) отчуждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
7. Риски подконтрольных субъектов, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническом диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, связаны с оказанием работ и услуг ненадлежащего качества с наступлением риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
III. Цели и задачи реализации программы профилактики
8. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами.
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение контрольным (надзорным) органом профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
1) разъяснение контролируемым лицам обязательных требований;
2) выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
3) принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраняемых законом ценностей комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет контроля;
4) установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемого лица, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
5) повышение квалификации кадрового состава контрольного (надзорного) органа, принимающего участие в проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
6) создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
7) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
Целевые показатели программы в рамках осуществления государственного жилищного контроля на 2024 год:
N п/п |
Наименование показателей |
Базовый показатель (2023 год), % |
2024 год, % |
1 |
Доля проведенных профилактических мероприятий от запланированных:
К ПМ=ПМ ф/ПМ п*100%
ПМ ф - фактическое количество профилактических мероприятий; ПМ П - плановое количество профилактических мероприятий |
100 |
100 |
2 |
Опубликование на официальном сайте нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (НПА):
К НПА=НПА раз/НПА ут*100%
НПА раз - количество НПА, содержащих обязательные требования, размещенных на официальном сайте; НПА ут - общее количество утвержденных НПА, содержащих обязательные требования |
100 |
100 |
3 |
Доля выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований:
К Пр=Пред/С п*100%
Пред - количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; С п - количество поступивших сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений |
10 |
15 |
4 |
Снижение количества проведения внеплановых КНМ:
К П=П тг/П бг*100%
П тг - количество проведенных внеплановых КНМ в текущем году; П бг - количество проведенных внеплановых КНМ в предшествующем году |
75 (*) |
80 (**) |
5 |
Повышение степени исполнительности контролируемых лиц/устранение причин и условий выявленных нарушений обязательных требований:
n=Пред и+П и/N*100%
П и - количество исполненных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований в ходе проведения проверок; Пред и - количество исполненных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; N - общее количество выданных предписаний и предостережений |
98 |
100 |
(**) Целевой показатель на 2024 год указан по отношению к базовому показателю на 2023 год.
IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
9. Перечень профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Реализация программы осуществляется путем исполнения профилактических мероприятий в соответствии с планом-графиком проведения мероприятий (приложение N 1).
Информирование
10. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований проводится в соответствии со ст. 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Контрольный (надзорный) орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" следующую информацию:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
8) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
12) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
13) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
14) доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
15) информацию о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами;
16) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Обобщение правоприменительной практики
11. Обобщение правоприменительной практики проводится в соответствии со ст. 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" - ежегодно не позднее 15 марта.
Объявление предостережения
12. Объявление предостережения проводится в соответствии со ст. 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Комитет осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
Консультирование
13. Консультирование проводится в соответствии со ст. 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется следующими способами: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется должностным лицом по следующим вопросам:
1) организация и осуществление контроля;
2) порядок проведения профилактических мероприятий;
3) предмет контроля.
Профилактический визит
14. Профилактический визит проводится в соответствии со ст. 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся должностным лицом в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере управления многоквартирными домами на основании лицензии.
Сроки проведения профилактического визита (в том числе обязательного) не реже одного раза в год. Профилактический визит проводится в I-IV кварталах. Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать 1 рабочий день.
V. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
15. Эффективность реализации программы профилактики оценивается:
1) повышением эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований;
2) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах контролируемых лиц в ходе проверки;
3) снижением количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности;
4) понятностью обязательных требований, обеспечивающей их однозначное толкование контролируемыми лицами и Комитетом;
5) вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с Комитетом.
16. Основными механизмами оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются анализ статистических показателей контрольной (надзорной) деятельности и оценка удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий, которые осуществляются, в том числе методами социологических исследований.
17. Ключевыми направления социологических исследований являются:
1) информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, правах контролируемых лиц в ходе проверки;
2) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование контролируемыми лицами и Комитетом;
3) вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с Комитетом.
18. Оценка эффективности реализации Программы профилактики рассчитывается ежегодно (но итогам календарного года).
Отклонение фактического значения показателя от планового значения показателя профилактических мероприятий определяется но формуле:
В i=Ф i/П i*100%, где:
i - номер показателя;
В i - отклонение фактического значения i-го показателя от планового значения i-го показателя;
Ф i - фактическое значение i-го показателя профилактических мероприятий;
П i - плановое значение i-го показателя профилактических мероприятий.
В случае подсчета "понижаемого" показателя отклонения фактического значения показателя от планового значения показателя профилактических мероприятий отклонение определяется по формуле:
В i=Ф i/П i*100%, где при Ф i=0%, то В i=100%.
Оценка эффективности реализации программы профилактики рассчитывается по следующей формуле:
, где
П эф - итоговая оценка эффективности реализации программы профилактики;
- сумма отклонений фактических значений показателей программы профилактики от плановых значений по итогам календарного года;
N - общее количество показателей программы профилактики.
В случае, если оценка эффективности реализации программы профилактики более 100%, то считать П эф равным 100%.
По итогам оценки эффективности реализации Программы определяется уровень профилактической работы контрольного (надзорного) органа.
Итоговая оценка эффективности реализации программы профилактики |
Выполнено менее 50% профилактических мероприятий |
Выполнено от 51% до 80% профилактических мероприятий |
Выполнено от 81% до 90% профилактических мероприятий |
Выполнено от 91% до 100°% профилактических мероприятий |
Уровень результативности Профилактической работы Комитета |
Недопустимый уровень |
Низкий уровень |
Плановый уровень |
Уровень лидерства |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.