Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика формирования благоприятного инвестиционного климата и развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления стратегического развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в Сладковском муниципальном районе на 2024 - 2026 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федеральным законом от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2010 N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре";
- Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области";
- Законом Тюменской 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- Законом Тюменской области от 05.05.2008 N 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области";
- Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2018 N 540-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развития потребительского рынка и защиты прав потребителей";
- Постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов";
- Распоряжением Правительства Тюменской области от 26.01.2015 г. N 40-рп "Об утверждении стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата";
- Уставом Сладковского муниципального района;
- решением Думы Сладковского муниципального района от 26.03.2008 N 26 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе";
- решением Думы Сладковского муниципального района от 30.03.2018 N 113 "Об утверждении Порядка предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 24.05.2018 N 602 "О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства и улучшения инвестиционного климата";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 17.04.2018 N 482 "О поддержке труднодоступных территорий";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 25.06.2013 N 595 "Об отборе для предоставления субсидий на поддержку инвестиционной деятельности в Сладковском районе";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 22.04.2019 N 399 "Об утверждении Порядка определения объёма и предоставления из бюджета Сладковского муниципального района субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 07.10.2020 N 1409 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов в Сладковском муниципальном районе";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 15.06.2021 N 482 "Об утверждении порядка формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ";
- распоряжением администрации Сладковского муниципального района от 12.10.2023 N 199 "О разработке муниципальных программ".
Программа учитывает специфику социально - экономического развития района и направлена на создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата и развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе.
Уполномоченным органом, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе и развитие инвестиционной деятельности является администрация Сладковского муниципального района.
1.2. Состояние, тенденции и динамика развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе
Малое и среднее предпринимательство - неотъемлемая часть экономической системы Сладковского муниципального района. Субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляется деятельность практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сферы, что обусловливает стратегический характер малого и среднего предпринимательства, определяющий устойчивое развитие экономики района. С развитием малого предпринимательства связаны главные направления наращивания экономического потенциала района.
На территории района на 01.01.2023 года по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ зарегистрировано 195 субъектов малого предпринимательства (38 малых предприятий и 157 индивидуальных предпринимателей), увеличилось количество субъектов в сравнении с аналогичным периодом 2022 года на 3,7% (188 субъектов малого предпринимательства, из них: 39 малых предприятий и 149 индивидуальных предпринимателей).
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе сельских поселений
Таблица 1
N |
Сельское поселение |
Количество на 01.01.2022 |
Количество открытых за 2022 год |
Количество закрытых за 2022 год |
Количество на 01.01.2023 |
Отклонение +/- |
|||||
ИП |
П/п |
ИП |
П/п |
ИП |
П/п |
ИП |
П/п |
ИП |
П/п |
||
1 |
Александровское |
9 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
10 |
2 |
+1 |
0 |
2 |
Лопазновское |
9 |
2 |
3 |
0 |
1 |
0 |
11 |
2 |
+2 |
0 |
3 |
Майское |
6 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
7 |
1 |
+1 |
0 |
4 |
Маслянское |
15 |
5 |
4 |
0 |
2 |
0 |
17 |
5 |
+2 |
0 |
5 |
Менжинское |
9 |
4 |
4 |
0 |
6 |
1 |
7 |
3 |
-2 |
-1 |
6 |
Никулинское |
7 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
6 |
0 |
-1 |
0 |
7 |
Новоандреевское |
7 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
9 |
2 |
+2 |
0 |
8 |
Сладковское |
74 |
21 |
13 |
1 |
10 |
1 |
77 |
21 |
+3 |
0 |
9 |
Степновское |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
10 |
Усовское |
10 |
1 |
4 |
0 |
4 |
0 |
10 |
1 |
0 |
0 |
|
Итого |
149 |
39 |
33 |
1 |
25 |
2 |
157 |
38 |
+8 |
-1 |
Сумма налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет Сладковского муниципального района за 2022 год составила 5674,0 тыс. рублей, в 2021 году 5044,8 тыс. рублей, на 12,5% больше, чем в 2021 году.
На территории района на 01.10.2023 года по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 204 субъекта малого предпринимательства (39 малых предприятий и 165 индивидуальных предпринимателей).
С 01 января 2020 года в Тюменской области проводится эксперимент по установлению специального налогового режима. Налог на профессиональный доход - это новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан. В районе количество самозанятых увеличивается, по состоянию на 01.10.2023 года по данным статистики - 383 человека, за соответствующий период прошлого года увеличение на 123 чел. или на 47,3% (260 чел.).
Наиболее привлекательными сферами с точки зрения предпринимателя можно считать:
1. производство;
2. торговля;
3. сельское хозяйство
В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Также привлекательной для субъектов малого предпринимательства является торговля. Эта сфера отличается быстрой оборачиваемостью средств и достаточно низкими капиталовложениями.
По программе "Самозанятость" в 2022 году приняло участие 1 человек, получено 192 тыс. руб. В 2021 году по данной программе приняло участие 2 человека, получено 384 тыс. рублей. По программе "Самозанятость" за 9 месяцев приняло участие 1 человек, получено 192,0 тыс. рублей.
1.2.1. Торговая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства
Продолжается динамичное развитие торговых сетевых структур. С приходом сетевых компаний на потребительский рынок района появились позитивные моменты: повышается конкуренция, которая становится движущей силой развития местных торговых сетей, предприятий пищевой промышленности, покупатель получает более широкий ассортимент продукции, снижаются цены; формируется новый уровень организации торговли, логистики, требований к качеству и упаковке товаров, обязательств поставщиков товаров. Сетевая торговля представлена на территории района федеральными торговыми сетями: "Магнит", "Монетка", "Красное & Белое", "Магнит-Косметик", "Марафет".
Объекты розничной торговли
Таблица 2
Показатели |
Ед. изм. |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2022 |
отклонение |
|
% |
+,- |
||||
Наличие объектов розничной торговли |
ед. |
89 |
95 |
93,7 |
- 6 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли |
кв. м. |
4758 |
4919 |
96,7 |
- 161 |
По состоянию на 01.01.2023 года в районе функционируют 89 объектов розничной торговли, предоставляющих широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров (продовольственных - 7; непродовольственных - 31; со смешанным ассортиментом товаров - 51), на 01.01.2022 года в районе функционировало 95 объектов розничной торговли, снижение на 6%. По состоянию на 01.01.2023 года в районе действует 15 объектов общественного питания на 1093 посадочных места, из них 1 предприятие общедоступной сети - столовая "Есть Поесть". Общая площадь зала всех предприятий для обслуживания посетителей составляет 1091,3 кв. м.
По состоянию на 01.10.2023 года в районе функционируют 87 объектов розничной торговли (продовольственных - 5; непродовольственных - 30; со смешанным ассортиментом товаров - 52).
Общая торговая площадь на 01.10.2023 составляет 4802,4 кв. м., что выше аналогичного периода прошлого года (4745 кв. м.) на 57,4 кв. м. или 101,2%.
В районном центре с. Сладково еженедельно проводится универсальная ярмарка (по четвергам) с привлечением предпринимателей из городов: Ишима, Называевска, Омска и близлежащих районов. Ярмарочная торговля остаётся востребованной со стороны покупателей, за отчетный период проведено 52 универсальных ярмарки, где фактически используется 35 торговых мест.
Для продвижения продукции местных товаропроизводителей и более полного удовлетворения спроса на сельскохозяйственную продукцию и дополнительного обеспечения населения района потребительскими товарами в районе ежегодно проводится сельскохозяйственная ярмарка "Дары земли Сладковской" в рамках реализации проекта "Покупаем Тюменское!". Широкий круг товаров на ярмарочных мероприятиях представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственные, пищевые и перерабатывающие предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства Сладковского района. В 2022 году на ярмарке приняло участие 46 индивидуальных предпринимателя, граждан ЛПХ, КФХ.
1.2.2. Производство продукции субъектами малого и среднего предпринимательства
За 2022 год объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий района составило 265,005 млн. рублей (ниже соответствующего периода 2021 года на 1,6% (269,208 млн. руб)), из них: объём обрабатывающих производств составил 159,517 млн. рублей или 60,2%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 105,488 млн. рублей или 39,8%.
За 9 месяцев 2023 года объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий района составил 227590,7 тыс. рублей (выше соответствующего периода 2022 года на 3,4%). Объём обрабатывающих производств составил 180828,8 тыс. рублей или 100,6%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 46761,9 тыс. рублей или 20,5% от общего объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий.
Предприятиями района производятся: хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, товарная пищевая рыбная продукция, сыр.
Переработка рыбной продукции составляет 55,5% объемов производства пищевой промышленности. Наиболее крупным предприятием пищевой промышленности в районе является ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство". Рыбоводством и рыболовством занимается также ИП Жуков А.А.
Производство рыбы и рыбной продукции
Таблица N 3
Наименование показателя |
Ед. изм. |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2022 |
Отклонение |
|
% |
+/- |
||||
Улов рыбы |
тонн |
1544,5 |
1589 |
97,2 |
-44,5 |
Товарная пищевая рыбная продукция, в том числе: |
тонн |
407,2 |
429,4 |
94,8 |
-22,2 |
копченая |
тонн |
294,0 |
310,4 |
94,7 |
-16,4 |
вяленая |
тонн |
80,6 |
80,8 |
99,8 |
-0,2 |
соленая |
тонн |
23,6 |
26,6 |
88,7 |
-3,0 |
фарш рыбный |
тонн |
9,0 |
11,6 |
77,6 |
-2,6 |
За 9 месяцев 2023 года произведено основных видов продукции:
- улов рыбы 909,5 тонн или 92,7% к уровню аналогичного периода прошлого года (981,5 тонн), снижение на 72 тонны, в т.ч. ИП Жуковым А.А. за 9 месяцев 2023 года выловлено 38,5 тонн рыбы;
- товарной пищевой рыбной продукции 233,6 тонны или 82% к уровню аналогичного периода прошлого года (284,3 тонн), снижение на 50,7 тонн.
Снижается производство товарной продукции в связи с повышением спроса населением на свежую и свежемороженую рыбу.
Одной из ведущих отраслей пищевой промышленности является хлебопечение. В районе работают 2 хлебопекарни, принадлежащие субъектам малого предпринимательства, которые в состоянии удовлетворить потребность населения района в хлебе. Поставщиками хлеба и хлебобулочных изделий на продовольственный рынок района являются индивидуальные предприниматели Чернова Н.Г. и Крапивин Е.Н.
Производство хлеба и хлебобулочной продукции
Таблица N 4
Наименование показателя |
Ед. изм. |
На 01.01.2023 |
На 01.01. 2022 |
Отклонение |
|
% |
+/- |
||||
Хлеб и хлебобулочные изделия, в том числе: |
тонн |
491 |
529,8 |
92,7 |
-38,8 |
ИП Чернова Н.Г. |
тонн |
309 |
315 |
98,1 |
-6 |
ИП Крапивин Е.Н. |
тонн |
182 |
214,8 |
84,7 |
-32,8 |
Кондитерские изделия, в том числе: |
тонн |
5,21 |
6,57 |
79,3 |
-1,36 |
ИП Чернова Н.Г. |
тонн |
0,7 |
0,8 |
87,5 |
-0,1 |
ИП Крапивин Е.Н. |
тонн |
4,51 |
5,77 |
78,2 |
-1,26 |
Данными хлебопекарнями выпускаются и обогащенные сорта хлеба с микронутриентами, витаминно-минеральными добавками. За 2022 год произведено 2,7 тонны обогащенного хлеба "Рябинушка", 4,2 тонны обогащенного хлеба "Свежий". Основными потребителями данного вида хлеба являются учреждения социальной сферы. Кроме хлеба "Рябинушка", индивидуальный предприниматель Чернова Н.Г. выпускает и другой обогащенный сорт хлеба, "Полюшко" с отрубями, за 2022 год произведено 4,2 тонны, его поставка осуществляется в розничную торговую сеть.
За 9 месяцев 2023 года произведено
- хлеба и хлебобулочных изделий 337,91 тонны, (90,8% к соответствующему периоду 2022 года);
- кондитерских изделий 2,85 тонны, на 1,06 тонны меньше (72,9% к уровню соответствующего периода 2022 года).
Снижение выпуска хлеба и хлебобулочных изделий связано с присутствием на полках торговых объектах района продукции хлебопекарных предприятий Омской, Курганской областей, города Ишима.
С 2018 года КХ "Роса" начало производство сыра. За 2022 год КХ "Роса" произведена 1,3 тонна сыра, за 9 месяцев 2023 года - 1,2 тонны. Жители и гости нашего района на сегодня имеют возможность приобрести и оценить данную продукцию от КФХ "Роса".
Произведено промышленной продукции (асфальтобетона) за 9 месяцев 2023 г. 7,31 тыс. тонн, ниже аналогичного периода прошлого года на 12,59 (19,9 тыс. тонн) или 36,7%. Произведенный асфальтобетон используется для собственных нужд и реализации сторонним организациям и населению.
Перспективы развития промышленности связаны с сохранением достигнутых позиций, повышением конкурентоспособности, расширением ассортимента выпускаемой продукции и использование для этих целей местного сырья.
1.2.3. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе района
Основой экономики Сладковского муниципального района является агропромышленный комплекс. Важнейшим звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Сельскохозяйственное производство в районе ведут хозяйства всех форм собственности, крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, малые формы хозяйствования.
В районе развито животноводство (молочное, мясное и мясо-молочное направление), растениеводство (выращивание зерновых и зернобобовых культур, технических культур и картофеля).
Сельскохозяйственным производством в Сладковском районе занимаются 6 предприятий, в том числе: наиболее крупные предприятия - СПК "Таволжан", КФХ "Роса" и ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство" и 17 индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских фермерских хозяйств (ИП К (Ф) Х), в том числе наиболее крупные - ИП К (Ф) Х Перепелкин Н.В., ИП К (Ф) Х Сажин А.Г.
Животноводством в районе занимаются 16 сельскохозяйственных предприятий: СПК "Таволжан", КФХ "Роса", ИП К (Ф) Х Перепёлкин Н.В., ИПК (Ф) Х Сажин А.Г., ИП К (Ф) Х Дубинин В.И., ИП К (Ф) Х Ваньков В.В., ИП К (Ф) Х Абдиров Н.С., ИП К (Ф) Х Абдрахманов М.Д., ИП К (Ф) Х Сергеев И.И., ИП К (Ф) Х Куандыков З.К., ИП К (Ф) Х Тумурзин Д.Т., ИП К (Ф) Х Какимова У.У., ИП К (Ф) Х Некрасов Александр Федорович, ИП К (Ф) Х Некрасов Алексей Федорович, ИП К (Ф) Х Беремжанов Э.Т., ИП К (Ф) Х Ширшова С. В.
Поголовье скота в ИП, К (Ф) Х, ИП Глав К (Ф) Х
Таблица N 5
Наименование показателя |
Ед. изм. |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2022 |
Отклонение |
|
% |
+/- |
||||
Крупный рогатый скот, в том числе |
голов |
1668 |
1695 |
98,4 |
-27 |
- коровы |
голов |
675 |
701 |
96,3 |
-26 |
Поголовье специализированного крупного рогатого скота мясного направления |
голов |
928 |
821 |
113 |
107 |
Поголовье крупного рогатого скота в ИП, К (Ф) Х, ИП Глав К (Ф) Х по состоянию на 01.10.2023 г. составляет 1686 голов или 99,1% к уровню аналогичного периода прошлого года (1701 голова), снижение на 15 голов. Поголовье коров составляет 697 голов или 99,6%, также к уровню аналогичного периода прошлого года (700 голов).
Снижение поголовья крупно-рогатого скота произошло по причине закрытия трех индивидуальных предпринимателей Глав крестьянско-фермерских хозяйств.
Разведением специализированного мясного скота породы "герефорд" в районе занимаются: 9 ИП К (Ф) Х, породы абердин-ангусской - 2 ИП К (Ф) Х.
Производство основных видов продукции в ИП, КФХ, ИП КФХ
Таблица N 6
Наименование показателя |
Ед. изм. |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2022 |
Отклонение |
|
% |
+/- |
||||
Скот и птица на убой (в живом весе) |
тонн |
92,5 |
90,7 |
102 |
1,8 |
Молоко |
тонн |
775,9 |
959 |
80,9 |
-183,1 |
Зерно в весе после доработки |
тонн |
2926 |
1291 |
226,6 |
1635 |
За 9 месяцев 2023 года в ИП, К (Ф) Х, ИП Глав К (Ф) Х, произведено: скота на убой (в живом весе) 91,6 тонн, увеличение на 69,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (54 тонны), молока 512 тонн или 75,9% к уровню аналогичного периода прошлого года (674,9 тонн).
Надой на 1 фуражную корову в КХ и ИП К (Ф) Х за 9 мес. 2023 года составил 3439 кг., ниже аналогичного периода прошлого года на 323 кг. (3762 кг.), в связи с переходом ИП К (Ф) Х Сажин А.Г. на мясное поголовье крупного рогатого скота.
По состоянию на 01.10.2023 г. в обслуживании субъектов малых форм хозяйствования задействовано 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива и 1 сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив - СПКК "Капитал", относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Закуп молока ведется во всех товарных дворах частного сектора. Закупом молока от населения в районе занимаются 4 обслуживающих сельскохозяйственных кооператива. По району имеется 33 стационарных пунктов приема молока. Сбор молока от молокоприемных пунктов осуществляет ЗАО "Маслянский маслозавод". Реализацию молока потребительские кооперативы осуществляют по заключенным договорам с ООО "Маслосыркомбинат "Тюкалинский".
Количество сдатчиков молока в кооперативах за 2022 год составило 419 человек, что больше аналогичного периода прошлого года на 40 человек (379 человек).
Всего по району за 2022 год от личных подсобных хозяйств закуплено 2807,1 тонн молока, что на 125,5 тонн меньше, чем за 2021 год (2932,6 тонны), в том числе:
- кооперативами от личных подсобных хозяйств закуплено 2614,5 тонн молока, что на 97,5 тонн меньше, чем за 2021 год (2712,0 тонн).
- ИП Дубинин В.И. за 2022 год закупил 192,6 тонн молока в зачетном весе на сумму 4622,3 тыс. руб., что на 28,0 тонн меньше, чем в 2021 г.
Сельское население получило от реализации молока за 2022 год 63773,8 тыс. рублей, увеличение доходности населения на 4140,3 тыс. рублей к 2021 году (59633,5 тыс. руб.).
Средняя цена молока по району за 2022 год составила 22,72 руб.
Количество сдатчиков молока за 9 месяцев 2023 года составило 362 человека, что меньше аналогичного периода прошлого года на 78 человек (467 человек).
Всего по району за 9 месяцев 2022 года от личных подсобных хозяйств закуплено 2309,1 тонн молока, что на 158,7 тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2467,8 тонн), в том числе:
- кооперативами от личных подсобных хозяйств закуплено 2135,6 тонн молока, что на 171 тонну меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2306,6 тонн).
- ИП Дубинин В.И. за 9 мес. 2023 года закупил 173,5 тонн молока в зачетном весе, что на 12,3 тонны больше, чем за 9 месяцев 2022 г.
Сельское население получило от реализации молока за 9 мес. 2023 года 51044,8 тыс. рублей, снижение доходности населения на 4817,1 тыс. рублей к аналогичному периоду 2022 года (55861,9 тыс. руб.). Снижение доходности населения произошло за счет проведения противолейкозных мероприятий и снижения цены на молоко во втором квартале 2023 года.
Средняя цена молока по району в 9 месяцев 2023 года составила 22,11 руб.
Закуп скота от населения с последующей его реализацией на ООО "Ишимский мясокомбинат" за 2022 год в районе осуществляли ОСХПК "Степновский", ОСХПК "Менжинский".
От личных подсобных хозяйств за 2022 год закуплено 46 тонн мяса в убойном весе, что на 134,9 тонн меньше, чем в 2021 году (180,9 тонн).
Сельское население получило от реализации мяса за 2022 год - 11337,8 тыс. рублей, что на 29131,1 тыс. рублей меньше по сравнению с 2021 годом (40468,9 тыс. рублей).
Средняя цена мяса по району за 2022 год составила 246,47 рублей.
За 9 месяцев 2023 года от личных подсобных хозяйств закуплено 7 тонн мяса в убойном весе, что на 8,4 тонны меньше, чем за аналогичный период 2022 года (15,4 тонны). Сельское население получило от реализации мяса за 9 месяцев 2023 года 2521,3 тыс. рублей.
Средняя цена мяса по району за 9 месяцев 2023 года составила 357,63 рублей.
Результатом организации работы снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов является охват услугами 10 сельских поселений. Основные виды услуг: вспашка огородов, боронование, кошение, заготовка и вывозка сена, дров, транспортные услуги и другие. За 2022 год кооперативами оказано услуг на сумму 12006 тыс. рублей, что на 2128,8 тыс. рублей больше по сравнению с 2021 г (9877,2 тыс. рублей).За 9 месяцев 2023 года кооперативами оказано услуг на сумму 13113 тыс. руб.
1.2.4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Для стабильного функционирования потребительского рынка, субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается финансовая поддержка.
Грантовая поддержка.
С 2018 года в Сладковском муниципальном районе на конкурсной основе осуществляется грантовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с 2018 по 2022 год 13 субъектов малого предпринимательства получили грантовую поддержку на общую сумму 3,9 млн. рублей.
На средства гранта производилось расширение действующего бизнеса индивидуальных предпринимателей: приобретение специализированного транспорта и оборудования, коптильной установки, создание станций технического обслуживания, организация столовой, открытие салона красоты.
В мае 2023 года администрацией района был объявлен шестой муниципальный конкурс по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и (или) развитие собственного бизнеса. На конкурс было подано 3 заявки от субъектов малого и среднего предпринимательства, 3 субъекта малого предпринимательства получили грантовую поддержку на общую сумму 1,2 млн. рублей.
Поддержка труднодоступных территорий.
На территории Сладковского муниципального района из 46 населенных пунктов 30 пунктов отнесено к категории труднодоступных, в данных пунктах проживает 1,4 тыс. чел. или 13,2 процента населения района.
Отдаленные и труднодоступные территории района характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей, так в 26 труднодоступных населенных пунктах отсутствуют объекты торговли и задача органов местного самоуправления обеспечить население в данных пунктах товарами первой необходимости через оказание помощи предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.
В целях выравнивания условий жизни населения и во исполнение Закона Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления ежегодно наделяются полномочиями по поддержке труднодоступных территорий, в бюджете предусматриваются целевые субвенции на обеспечение населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости и социально значимыми видами бытовых услуг.
В 2022 году 4 индивидуальным предпринимателям были компенсированы расходы по доставке и реализации товаров первой необходимости в труднодоступных населенных пунктах в сумме 483 тыс. рублей, завезено 146,41 тонна хлеба и 9,95 тонн товаров первой необходимости в 21 населенный пункт. За 9 месяцев 2023 года 2 индивидуальным предпринимателям были компенсированы расходы в сумме 337,8 тыс. руб.
1.2.5. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Администрация Сладковского муниципального района оказывает субъектам малого и среднего предпринимательства имущественную поддержку в форме предоставления муниципальной преференции.
На 01.01.2022 действует 32 договора передачи муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, сроком от 11 месяцев до 10 лет, в том числе представлено в аренду 18 объектов недвижимого имущества, общей площадью 658,10 кв. м. и 39 единиц движимого имущества.
В 6 сельских поселениях Сладковского муниципального района утверждены перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в количестве 166 объектов.
Оказание имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется администрацией Сладковского муниципального района в виде предоставления в аренду или безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения торгов.
На 01.10.2023 действует 32 договора передачи муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, сроком от 11 месяцев до 10 лет, в том числе представлено в аренду 18 объектов недвижимого имущества, общей площадью 658,10 кв. м. и 39 единиц движимого имущества.
В Сладковском муниципальном районе и 6 сельских поселениях района утверждены перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в количестве 186 объектов, в том числе количество объектов, предоставленных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", 25 ед.
1.2.6. Осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Заказчиками Сладковского муниципального района исполняются нормы статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25 процентов от совокупного годового объема закупок.
Соблюдение требований ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ муниципальными заказчиками Сладковского муниципального района
Таблица N 7
Период |
Процент от совокупного годового объема закупок (норма 25%) |
2018 год |
38,5% |
2019 год |
35,6% |
2020 год |
49,6% |
2021 год |
48,6% |
2022 год |
30,7% |
1.2.7. Развитие инвестиционной деятельности на территории Сладковского муниципального района
Объем инвестиций в основной капитал в значительной мере зависит от реализации инвестиционных проектов на территории района. Все инвестиционные проекты имеют одну общую цель - активное развитие Сладковского муниципального района и его превращение в экономически привлекательную территорию для постоянного и долговременного проживания населения и удержания высококвалифицированных кадров в различных сферах экономики. Инвестиционная привлекательность района может быть сформирована лишь при комплексном подходе к решению задач, то есть только при тесном взаимодействии органов власти и представителей бизнес-среды.
В структуре инвестиций Сладковского района большая доля принадлежит внебюджетным источникам. Наибольший объем инвестиций направляется на развитие рыбоводства, сельского хозяйства и на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, модернизацию отраслей социальной сферы. Часть инвестиций в основной капитал осуществляется за счет привлеченных средств, среди которых средства бюджетов различных уровней. Бюджетные средства из областного и районного бюджетов направляются на финансирование мероприятий, включенных в федеральные, областные и муниципальные целевые программы.
Привлечению инвесторов в экономику района уделяется приоритетное внимание. Администрацией Сладковского муниципального района ведется работа по улучшению инвестиционной привлекательности и созданию комфортных условий для работы бизнеса, позволяющих наиболее полно реализовать конкурентные преимущества района.
Для этого:
- в целях предоставления исчерпывающей информации субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности об инвестиционных возможностях территории муниципального района разработан и размещен на официальном сайте Сладковского минимального района в сети Интернет "Инвестиционный профиль Сладковского муниципального района";
- в целях дальнейшего развития экономического потенциала на территории района, на официальном сайте Сладковского муниципального района в сети Интернет размещен реестр инвестиционных площадок, предлагаемых для реализации инвестиционных проектов инвесторам, в который включено 17 готовых инфраструктурных площадок;
- поддерживается в актуальном состоянии раздел "Инвестиционная политика" на официальном сайте Сладковского муниципального района;
- осуществляется информационная поддержка с использованием интернет ресурса. На официальном сайте Сладковского муниципального района размещена информация о социально-экономическом развитии района, здесь же потенциальный инвестор может найти информацию о мерах государственной и региональной поддержки.
Система поддержки малого и среднего предпринимательства в районе реализуется в соответствии с положениями федерального законодательства и муниципальной программой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными направлениями поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: нормативно-правовое, информационное и организационное обеспечение развития, консультационная, имущественная и финансовая поддержка.
Ключевыми приоритетами в инвестиционной деятельности района являются:
- повышение инвестиционной привлекательности района в целом и территорий сельских поселений;
- активная поддержка эффективных инвестиционных проектов;
- совершенствование механизма привлечения инвестиций;
- развитие инвестиционной инфраструктуры района.
Проведена большая работа по внесению изменений в документы градостроительной деятельности, так как наличие градостроительной документации является одним из первоочередных инструментов для привлечения инвестиций.
Для выполнения долгосрочных задач и достижения стратегических целей схема территориального планирования является основным документом территориального планирования, направленным на создание благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития территории района, сохранение природного и культурного наследия. В документации по территориальному планированию отражены все цели по строительству жизненно необходимых объектов для населения в районе на период до 2040 года. Для обеспечения инвестиционной привлекательности в ней отражены все возможные инвестиционные площадки в различных областях экономики, с целью создания дополнительных рабочих мест, закрепления и привлечения высококвалифицированных специалистов.
На сегодня мы имеем схемы территориального планирования района и генеральные планы с правилами землепользования и застройки по всем сельским поселениям, документы утверждены решением Думы Сладковского муниципального района (все документы размещены на официальном сайте района в разделе "Архитектура и градостроительство").
Активность муниципального района в привлечении инвестиций и эффективность мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, характеризуется показателями областного рейтинга оценки эффективности работы органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности.
По итогам ежегодного областного рейтинга эффективности деятельности органов местного самоуправления Сладковский муниципальный район четвертый год подряд входит в десятку "топ-лидеров муниципалитетов", в 2016 году занял девятое место, в 2017 - 2022 годах - первое.
Основными задачами областного рейтинга деятельности органов местного самоуправления являются:
- оценка состояние инвестиционного и предпринимательского климата и конкурентной среды в муниципальных образованиях Тюменской области;
- выявление лучших практик - действий органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области, которые позволяют добиться наилучших результатов по развитию инвестиционного и предпринимательского климата и конкурентной среды;
- мотивация органов местного самоуправления на принятие действенных мер по увеличению доходов местного бюджета от поступления местных налогов и специальных налоговых режимов, улучшению инвестиционного и предпринимательского климата и состояния конкурентной среды в муниципальных образованиях с применением лучших практик.
Деятельность органов местного самоуправления оценивалась по 11 - ти показателям. Результаты рейтинга формируются с учетом мнения предпринимательского сообщества и членов рейтингового комитета. Предпринимательское сообщество высоко оценивает развития предпринимательского и инвестиционного климата в районе.
За 2022 год объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составил 206,2 млн. руб., рост на 26,2%к уровню 2021 года. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, составил 18,9 тыс. руб., вырос на 13,9%.
В настоящее время экономика района имеет стабильный приток инвестиций. Важным условием привлечения инвестиций является формирование земельных участков, сокращение сроков выдачи разрешений на строительство и технических условий на подключение объектов к инженерным сетям.
По состоянию на 01.01.2023 в районе было сформировано 20 инвестиционных площадок, предлагаемых для реализации инвестиционных проектов инвесторам.
По состоянию на 01.01.2023 года на территории Сладковского муниципального района реализуется 5 инвестиционных проектов на общую сумму 137,6 млн. руб., с планируемым созданием 36 рабочих мест.
За 2022 год реализовано 10 инвестиционных проектов на сумму 108,8 млн. руб. с созданием 30 новых рабочих мест.
По состоянию на 01.10.2023 года на территории Сладковского муниципального района реализуется 7 инвестиционных проектов на сумму 395,85 млн. руб. с созданием 62 новых рабочих мест
Реализуемые инвестиционные проекты на 01.10.2023
Таблица 8
N |
Наименование инвестиционного проекта |
Инициатор проекта |
Завершение реализации проекта |
Объем инвестиций |
Количество создаваемых рабочих мест |
1 |
Расширение действующего бизнеса: создание овцеводческой фермы в с. Александровка |
СПК "Таволжан" |
2025 |
300 |
30 |
2 |
Расширение действующего бизнеса: Строительство инкубационно-личиночного цеха по выращиванию рыбопосадочного материала |
ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство" |
2023 |
50 |
15 |
3 |
Модернизация завода замкнутого водоснабжения под выращивание ценных пород рыб |
ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство" |
2024 |
40 |
5 |
4 |
Реконструкция здания под мини-пекарню, обустройство мини-пекарни |
ИП Лучиц Александр Васильевич |
2023 |
1,2 |
3 |
5 |
Расширение действующего бизнеса: приобретение техники и оборудования для оказания ритуальных услуг |
ИП Гордон Дмитрий Викторович |
2028 |
1,95 |
2 |
6 |
Открытие стоматологической клиники |
ООО "Моя стоматология" |
2028 |
1,5 |
4 |
7 |
Открытие ресторана доставки продуктов питания |
ИП Аксенов Денис Олегович |
2028 |
1,2 |
3 |
|
итого |
|
|
395,85 |
62 |
За 9 месяцев 2023 года реализовано 3 инвестиционных проекта на сумму 53,7 млн. руб. с созданием 12 новых рабочих мест.
Реализованные инвестиционные проекты на 01.10.2023
Таблица 9
N |
Наименование инвестиционного проекта |
Инициатор проекта |
Завершение реализации проекта |
Объем инвестиций |
Количество создаваемых рабочих мест |
1 |
Создание нового бизнеса: производство снегоболотоходов |
ООО "Сладковский торговый дом" |
2023 |
5,4 |
5 |
2 |
Расширение действующего бизнеса: Реконструкция 2-х животноводческих ферм отделения Михайловка |
СПК "Таволжан" |
2023 |
40 |
5 |
3 |
Расширение действующего бизнеса: строительство зерносклада, сортировочной площадки под зерно |
ИП Колесников Александр Владимирович |
2023 |
8,3 |
2 |
|
итого |
|
|
53,7 |
12 |
Инвестиционные проекты, реализуемые в настоящее время и планируемые к реализации в долгосрочной перспективе, станут "точками роста" экономики района, создавая спрос на товары, услуги и новые рабочие места.
1.2.8. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Администрация района для повышения уровня правовой и экономической грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства проводит семинары, обучения, совещания. Основные темы мероприятий: развитие малых форм хозяйствования, защита прав предпринимателей, государственная поддержка, налогообложение и др.
Систематически осуществляется информационная поддержка в сфере потребительского рынка и предпринимательства. Информация размещается на официальном сайте Сладковского муниципального района в разделах "Новости" и "Бизнес", а так же в социальных сетях.
Для координации деятельности между органами местного самоуправления и предпринимательскими структурами с 2008 года в Сладковском муниципальном районе работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. В 2022 году состоялось 3 заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, где рассматривались вопросы:
- Инвестиционное послание Главы Сладковского муниципального района на 2022 год;
- Стратегические и краткосрочные планы службы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области;
- Сопровождение инвестиционных проектов в Тюменской области;
- Об итогах оказания субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам имущественной поддержки в 2021 году;
- О внесении дополнений в Перечни муниципального имущества Сладковского муниципального района Тюменской области, Александровского, Менжинского сельских поселений Сладковского муниципального района, об утверждении Перечня муниципального имущества Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.
В состав Совета входят представители администрации района, субъекты малого предпринимательства, организации, занимающиеся развитием малого предпринимательства.
1.2.9. Приоритетные направления поддержки СОНКО
Некоммерческие организации являются основными партнерами органов местного самоуправления в решении стоящих перед обществом социальных проблем.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, является повышение роли сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг, создание благоприятных условий для деятельности СОНКО, осуществляющих свою деятельность на территории Сладковского муниципального района, формирование и развитие механизмов взаимодействия между администрацией, бизнес - сообществом и СОНКО в решении задач социально-экономического развития Сладковского муниципального района.
СОНКО содействуют развитию гражданского общества, благотворительности и добровольчества; осуществляют поддержку людей в трудной жизненной ситуации, вносят вклад в решение проблем образования, экологии, защиты животных, популяризации культуры и здорового образа жизни и др.
К числу приоритетных направлений поддержки СОНКО в муниципальном районе можно отнести:
- обеспечение условий увеличения объемов, расширения ассортимента и повышение качества социальных услуг, предоставляемых СОНКО, включая расширение масштабов инновационных проектов в социальной сфере;
- расширение участия граждан в деятельности СОНКО на добровольной основе и увеличение благотворительных пожертвований частных лиц и организаций;
- развитие системы гражданского участия в формировании муниципальной политики, расширение возможностей влияния СОНКО на принятие решений по вопросам местного значения, развитие общественного участия в принятии решений для повышения их эффективности;
- обеспечение активного участия объединений граждан, проживающих на территории муниципального района, в развитии общественного самоуправления, принятии самостоятельных решений, самостоятельном производстве общественных благ и услуг, расширение деятельности объединений жителей муниципалитета по преобразованию местной среды и местной жизни;
- содействие развитию социального предпринимательства;
- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
- повышение качества жизни людей пожилого возраста.
С 2019 года с целью выполнения муниципальной программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Сладковском муниципальном районе" проводятся конкурсы социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидий из бюджета Сладковского муниципального района. В 2019, 2021 и 2022 году победителем стала Автономная некоммерческая организация дополнительного образования Объединенный центр образования, культуры, физической культуры и спорта "Престиж".
В 2022 - 2023 годах сумма предоставляемой субсидии из бюджета Сладковского муниципального района на реализацию программы составила 343,0 тыс. руб. в год.
Поддержка и развитие СОНКО не являются самоцелью, а рассматриваются как инструмент развития муниципального района, использование которого позволит повысить эффективность решения социально-экономических задач.
1.2.10. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Несмотря на положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства, проблемы, препятствующие развитию бизнеса, остаются. Выявленные проблемы носят обще-федеральный характер.
Сдерживающие факторы в развитии малых предприятий можно распределить на три группы проблем:
1. Финансовые:
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения);
- труднодоступность лизингового механизма;
- отсутствие стартового капитала для обеспечения деятельности СМиСП.
Как правило, начинающие предприниматели не всегда располагают достаточными финансовыми средствами для развития бизнеса, поэтому потребность в денежных средствах является существенной.
Существует два способа решения данной проблемы: использовать личные накопления, либо привлекать заемные средства.
Главными причинами отсутствия возможности получения кредита, предприниматели указывают на высокие процентные ставки и отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банком объемах.
Большое значение для предпринимателей имеет модернизация и технологическое обновление существующего производства, которые необходимо проводить для поддержания своей конкурентоспособности на соответствующем уровне. Однако деятельность субъектов предпринимательства характеризуется низкими темпами обновления основных фондов, что обусловлено двумя факторами: высоким сроком окупаемости инвестиционных вложений в производство (средний срок окупаемости составляет около 5 лет) и высоким процентом закрываемости субъектов малого предпринимательства в первые три года осуществления своей деятельности. В связи с этим, товары местных производителей, не проводивших модернизацию производства, уступают рыночную нишу более технологичным товарам из других регионов и стран.
2. Организационные:
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
- отсутствие специализированных площадей для ведения бизнеса;
- трудности в оформлении разрешений на размещение производственных площадок, подключении их к сетям;
- изношенность и отсутствие оборудования;
- недостаток квалифицированных кадров.
В связи с отсутствием у предпринимателей достаточной информации о ёмкости рынков они начинают вести свою деятельность в уже заполненных нишах, что является одной из причин закрытия предприятий. Наиболее часто новые предприятия возникают в сфере розничной торговли, а также в производстве потребительских товаров, наиболее массовых и устойчивых к изменению спроса видах деятельности. Отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного развития бизнеса. Недостаточный уровень самоорганизации малого и среднего бизнеса, слабая общественная активность предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе.
3. Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- высокий уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых СМиСП;
- низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- низкая предпринимательская активность населения и низкий уровень имиджа и репутации предпринимательской деятельности;
- низкая экспортная активность СМиСП.
Поддержка в продвижении продукции и услуг необходима предприятиям малого и среднего предпринимательства так же, как финансовая и имущественная поддержка. Среди распространенных способов поддержки можно назвать такие, как: проведение конкурсов, выставок, а также оказание финансовой поддержки предприятиям для возможности участия в вышеназванных мероприятиях.
Одним из видов имущественной поддержки СМиСП является предоставление в аренду муниципальных нежилых помещений в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.
Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства, как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.