В целях реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июня 2009 года N 37-ЗАО "О мониторинге правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики в системе исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Порядок).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе при осуществлении мониторинга муниципальных правовых актов и правоприменительной практики руководствоваться приложением к Порядку.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2016 года N 972-П "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики в системе исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа";
пункт 30 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2017 года N 242-П;
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2018 года N 178-П "О внесении изменения в пункт 2.9 методических рекомендаций по проведению мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа";
пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2019 года N 304-П;
пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 августа 2023 года N 605-П.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 29 декабря 2023 года N 1041-П
Порядок
осуществления мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики в системе исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа
1. Порядок осуществления мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики в системе исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа регулирует вопросы, связанные с осуществлением мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики в системе исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Порядок, исполнительные органы автономного округа, автономный окру, нормативный правовой акт, далее также - мониторинг нормативных правовых актов, мониторинг правоприменительной практики, при совместном упоминании, - мониторинг).
2. Мониторинг нормативных правовых актов подразделяется на оперативный, текущий, плановый и внеплановый.
3. Оперативный мониторинг нормативных правовых актов осуществляется в течение первого года действия нормативного правового акта.
4. Плановый и внеплановый мониторинг нормативных правовых актов осуществляется государственно-правовым департаментом автономного округа (далее - государственно-правовой департамент).
5. Плановый и оперативный мониторинг нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с планом проведения мониторинга нормативных правовых актов и правоприменительной практики (далее - план мониторинга), который формируется ежегодно и содержит:
отрасль (подотрасль) законодательства либо группу нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется осуществить;
перечень нормативных правовых актов, подлежащих мониторингу;
вид мониторинга;
сроки проведения мониторинга.
6. Проект плана мониторинга на очередной год разрабатывается государственно-правовым департаментом, основываясь на принципе отраслевого подхода с учетом Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", а также предложений исполнительных органов автономного округа и утверждается приказом государственно-правового департамента до 01 декабря текущего года.
7. Плановый мониторинг нормативных правовых актов осуществляется в сроки, определенные планом мониторинга.
При проведении планового мониторинга нормативных правовых актов государственно-правовым департаментом осуществляется мониторинг правоприменительной практики в отношении нормативных правовых актов, включенных в план мониторинга.
Мониторинг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по проведению мониторинга нормативных правовых актов автономного округа и правоприменительной практики согласно приложению к Порядку (далее - методические рекомендации).
8. Результаты планового мониторинга оформляются в виде заключения, в котором указываются следующие сведения:
а) основания для проведения мониторинга;
б) данные о нормативном правовом акте (отдельных нормативных предписаниях, совокупности нормативных правовых актов), в отношении которых проводился мониторинг;
в) временные и территориальные характеристики мониторинга;
г) перечень показателей, предусмотренных методическими рекомендациями и используемых при проведении мониторинга;
д) информация о наличии/отсутствии выявленных нарушений, суть нарушений и их краткое обоснование;
е) предложения по устранению выявленных нарушений, в том числе коррупциогенного характера;
ж) предложения по оптимизации осуществления государственных полномочий, в том числе по предоставлению государственных услуг, мер поддержки, реализации иных функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами и организациями (при наличии).
9. Заключение направляется исполнительным органам автономного округа согласно компетенции в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока проведения такого мониторинга, установленного планом мониторинга посредством государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - РСЭД).
Заключение подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня поступления в соответствующий исполнительный орган автономного округа.
По результатам рассмотрения заключения исполнительный орган автономного округа направляет в государственно-правовой департамент информацию о принятых мерах по устранению замечаний (по реализации предложений), выявленных (предложенных) в результате осуществления мониторинга, либо мотивированный ответ о несогласии с указанными замечаниями (предложениями) посредством РСЭД.
10. В целях обеспечения информирования общественности информация о результатах планового мониторинга размещается государственно-правовым департаментом в течение 5 рабочих дней со дня окончания подготовки информации о результатах планового мониторинга на официальном сайте государственно-правового департамента.
11. При необходимости государственно-правовым департаментом осуществляется внеплановый мониторинг нормативных правовых актов. Результаты внепланового мониторинга нормативных правовых актов оформляются в виде заключения (проекта нормативного правового акта) и направляются исполнительному органу автономного округа по компетенции посредством РСЭД.
Указанное заключение подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня поступления в соответствующий исполнительный орган автономного округа.
По результатам рассмотрения заключения исполнительный орган автономного округа направляет посредством РСЭД в государственно-правовой департамент информацию о принятых мерах по устранению выявленных в рамках внепланового мониторинга замечаний (предложений), либо мотивированный ответ о несогласии с указанными замечаниями (предложениями).
Работа с проектом нормативного правового акта автономного округа осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2011 года N 377-П "О правотворческой деятельности и правовой работе исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа".
12. В ходе проведения мониторинга государственно-правовой департамент при необходимости осуществляет взаимодействие с исполнительными органами автономного округа в следующих формах: запрос информации, сведений, документов, необходимых для проведения мониторинга, консультации, рабочие группы, совещания.
13. Текущий мониторинг нормативных правовых актов осуществляется исполнительными органами автономного округа на постоянной (непрерывной) основе в отношении нормативных правовых актов, разработка и (или) реализация которых относится к компетенции исполнительных органов автономного округа.
Результаты текущего мониторинга нормативных правовых актов при необходимости могут отражаться в служебных записках, аналитических справках, докладах, проектах нормативных правовых актов.
Текущий мониторинг нормативных правовых актов может осуществляться с использованием показателей для мониторинга нормативных правовых актов, указанных в методических рекомендациях.
14. Мониторинг правоприменительной практики осуществляется исполнительными органами автономного округа на постоянной (непрерывной) основе в отношении нормативных правовых актов, реализация которых относится к компетенции исполнительных органов автономного округа.
Результаты мониторинга правоприменительной практики при необходимости могут отражаться в служебных записках, аналитических справках, докладах, проектах нормативных правовых актов.
Мониторинг правоприменительной практики может осуществляться исполнительными органами автономного округа с использованием показателей для мониторинга правоприменительной практики, указанных в методических рекомендациях.
15. По результатам мониторинга при необходимости разрабатываются предложения по совершенствованию правового регулирования, в том числе предложения по заполнению пробелов в правовом регулировании, внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, определяются перспективные направления оптимизации порядков и процедур, принятых во исполнение государственных полномочий в том числе по предоставлению государственных услуг, мер поддержки, реализации иных функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами и организациями.
Приложение
к Порядку осуществления
мониторинга нормативных
правовых актов Ямало-Ненецкого
автономного округа и
правоприменительной практики в
системе исполнительных органов
Ямало-Ненецкого автономного округа
Методические рекомендации
по проведению мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики (далее - методические рекомендации, автономный округ, нормативный правовой акт, далее также - мониторинг нормативных правовых актов, мониторинг правоприменительной практики, при совместном упоминании, - мониторинг) разработаны в целях реализации Закона автономного округа от 08 июня 2009 года N 37-ЗАО "О мониторинге правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе".
2. Понятия, используемые в методических рекомендациях:
объект мониторинга - нормативные правовые акты.
3. Основными задачами мониторинга являются:
обеспечение единства правового пространства;
обеспечение систематизации и инвентаризации законодательства автономного округа;
сокращение количества нормативных правовых актов;
оптимизация реализации исполнительными органами автономного округа государственных полномочий, в том числе по предоставлению государственных услуг;
выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства автономного округа и повышению эффективности правотворческой деятельности.
4. Проведение мониторинга включает в себя следующие стадии:
а) сбор информации об объекте мониторинга, анализ объекта мониторинга и полученной информации о нем;
б) анализ полученных результатов мониторинга;
в) разработка и представление в правотворческие органы предложений по совершенствованию законодательства автономного округа, повышению эффективности правотворческой деятельности.
II. Мониторинг нормативных правовых актов
5. При осуществлении мониторинга нормативных правовых актов объект мониторинга анализируется и оценивается по следующим показателям:
1) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
2) наличие нормативных правовых, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
3) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти автономного округа при издании нормативного правового акта;
4) искажение смысла положений федеральных законов и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов государственной власти, решений Конституционного Суда Российской Федерации, нормативных правовых актов при принятии нормативного правового акта;
5) несоответствие нормативного правового акта федеральному законодательству и законодательству автономного округа;
6) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
7) коллизия норм права;
8) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
9) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
10) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
11) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;
12) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
13) наличие ошибок юридико-технического характера;
14) наличие/отсутствие возможности оптимизации правового регулирования по следующим критериям:
а) возможность объединения однородных нормативных правовых актов Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа;
б) сокращение избыточных процедур, сроков и чрезмерного правового регулирования;
в) исключение дублирующих положений по тексту нормативного правового акта;
г) замена положений нормативного правового акта, дублирующих аналогичные предписания федерального законодательства на нормы отсылочного характера;
д) перевод бумажного взаимодействия участников правоотношений на электронный документооборот;
е) замена процедуры предоставления гражданином документов на межведомственный запрос в органы и организации, располагающие требуемыми документами и информацией;
ж) объединение процедур с одинаковым результатом, но различной категорией получателей в один нормативный правовой акт.
6. Выявление коррупциогенных факторов производится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
7. В отношении нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предоставления государственных услуг, мер поддержки, реализации иных функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами и организациями, дополнительно оценивается эффективность установленных процедур по следующим показателям:
1) отсутствие необходимости для граждан и организаций в целях реализации своих субъективных прав, обязанностей и законных интересов обращаться в многочисленные органы или организации либо получать согласования в многочисленных инстанциях. При этом количество указанных обращений, при их наличии должно быть соизмеримо с содержанием благ (ценностей), которые гражданин или организация имеют намерение приобрести (реализовать);
2) возложение на граждан и организации юридических обязанностей в объеме, не превышающем тот уровень, который необходим для обеспечения надлежащей реализации субъективных прав и свобод либо контроля за их осуществлением;
3) отсутствие необходимости для граждан (организации) представлять документы и информацию, которая может быть получена органом (должностным лицом) самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы и организации, располагающие требуемыми документами и информацией;
4) условия доступа граждан и организаций к оказываемым государственным услугам, мерам поддержки, иным благам (ценностям), в том числе наличие возможности в исключительных случаях получить результаты государственной услуги, меры поддержки, иные блага (ценности) в упрощенном порядке, учитывая, например, стечение тяжелых личных, семейных, финансовых обстоятельств у заявителя;
5) возможность предоставления государственных услуг, мер поддержки, иных благ (ценностей) в электронном виде, через многофункциональные центры предоставления государственных услуг, исключающих личные визиты в органы государственной власти автономного округа и местного самоуправления;
6) наличие административных регламентов предоставления государственных услуг;
7) наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа в удовлетворении заявлений граждан и организаций, а также его доступности и открытости для участников правоотношений;
8) клиентоцентричность (возможность выбора заявителем канала взаимодействия для получения информации о ходе предоставления государственной услуги и результата предоставления государственной услуги; мер поддержки, иных благ (ценностей), наличие обязанности в случае отказа в приеме документов, отказа в предоставлении государственной услуги, мер поддержки, иных благ (ценностей) уведомлять заявителя об основаниях таких отказов с разъяснением в понятной и доступной для заявителя форме причин, послуживших основанием для таких отказов; наличие порядка получения от заявителей обратной связи и сроков проведения процесса оптимизации предоставления государственной услуги, мер поддержки, иных благ (ценностей)).
III. Мониторинг правоприменительной практики
8. При проведении мониторинга правоприменительной практики обобщается и анализируется:
практика применения нормативных правовых актов исполнительными органами автономного округа, иными органами государственной власти автономного округа, государственными органами автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
информация о практике применения нормативных правовых актов, поступившая от территориальных федеральных органов государственной власти в автономном округе, органов прокуратуры, органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
информация, поступившая от организаций, граждан, средств массовой информации, а также из иных источников;
статистическая информация и отраслевая статистическая информация органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований (при наличии).
9. Показатели, используемые при осуществлении мониторинга правоприменительной практики:
1) использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
2) искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;
3) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
4) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти автономного округа, иных государственных органов автономного округа;
5) наличие (отсутствие) единообразной практики применения объекта мониторинга;
6) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения объекта мониторинга;
7) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;
8) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением объекта мониторинга, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;
9) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия объекта мониторинга, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности;
10) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;
11) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта законодательству, в том числе о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
12) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2023 г. N 1041-П "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и правоприменительной практики в системе исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа"
Вступает в силу с 30 декабря 2023 г.
Опубликование:
Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 30 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 января 2024 г. N 8900202401100005
газета "Красный Север" от 5 января 2024 г. спецвыпуск N 1/5