Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2020 г. N 223-ПП.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 29 декабря 2023 г. N 308-ПП
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2020 г. N 223-ПП
1. Паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм "Развитие промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности Кабардино-Балкарской Республики", "Развитие торговли в Кабардино-Балкарской Республике", "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" признать утратившими силу.
2. Раздел "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике"
1. Оценка состояния промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике
Приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы является переход к наукоемким, инновационно направленным, высокотехнологичным производствам, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках.
Государственная программа направлена на реализацию государственной политики в сфере развития промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики.
Промышленность Кабардино-Балкарской Республики является одним из ключевых бюджетообразующих секторов экономики. В структуре валового регионального продукта на промышленное производство приходится около 9 процентов.
По итогам работы за 2022 год индекс промышленного производства составил 102,1 процента, за январь-октябрь 2023 года - 101,8 процента.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по курируемым видам деятельности за 2022 год составил 22,3 млрд рублей. В 2018 году данный показатель равнялся 10,5 млрд рублей.
В республике стабильно функционирует многоотраслевой промышленный комплекс, в который входит 600 промышленных предприятий, из них 13 средних, 44 малых, 543 микропредприятий (в том числе индивидуальных предпринимателей).
Численность занятых на промышленных предприятиях составляет более 10 тысяч человек.
Предприятия республики являются производителями алмазных инструментов, кабельной продукции широкого диапазона применения, высоковольтных выключателей, элементов систем выхлопа к легковым и грузовым автомобилям, сложной медицинской техники, швейной, бумажной, пластиковой продукции, специальной автомобильной техники и др.
Основными объемообразующими предприятиями республики являются: акционерные общества "Кабельный завод "Кавказкабель ТМ", "Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры", "Терекалмаз", "БТК Групп" (г. Терек), общества с ограниченной ответственностью "Кавказпромкабель", "Севкаврентген-Д", "Сад Сервис", "Чегемский стекольный завод", "Кровля серви#", "Баксан Автозапчасть", "Текстиль-Индустрия", "ВоенТекстильПром", закрытое акционерное общество "Эрпак",.
Несмотря на положительные итоги работы в последние годы в отраслях промышленного комплекса республики сохраняется действие ряда факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие промышленности. Основными из факторов, сдерживающих развитие промышленного комплекса, являются высокая степень износа основных фондов, неустойчивое финансовое положение большинства предприятий промышленного комплекса республики, дефицит высококвалифицированных кадров инженерных специальностей, а также рабочих кадров и специалистов в промышленности, в том числе в оборонно-промышленном комплексе.
Основными задачами промышленного комплекса на прогнозируемый период являются постепенное замещение морально и физически устаревших основных фондов предприятий республики современным высокотехнологичным оборудованием и средствами, позволяющими производить конкурентоспособную продукцию, увеличение объемов производства пользующейся платежеспособным спросом продукции, увеличение инвестиционной активности, развитие инновационной деятельности, активизация взаимодействия с другими регионами Российской Федерации, финансовое оздоровление предприятий, повышение эффективности и рентабельности производства.
Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2023 г. сложился в объеме 190,3 млрд руб., или 109,2% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года.
На сегодняшний день на территории республики функционируют 817 нестационарных и 47 мобильных торговых объектов. Продолжают осуществлять деятельность 7 рынков и 36 ярмарок регулярного проведения. Для реализации гражданами собственной сезонной плодоовощной продукции местными администрациями муниципальных образований выделено 517 специально отведенных мест.
Сельхозпроизводители всех форм собственности имеют возможность реализовать выращенную продукцию без посредников. Активность стихийных форм торговли снижается. На территории рынков и торговых комплексов ведется строительство современных торговых павильонов, что позволяет упорядочить торговлю продовольственными и промышленными товарами, а также способствует повышению антитеррористической защищенности и безопасности данных объектов.
В рамках жесткого санкционного давления со стороны недружественных государств основной проблемой в торговой сфере становится замедление темпов развития многоформатной торговли, а также возникновение угрозы непропорционального размещения торговых объектов на территории республики.
В целях решения указанных проблем, а также обеспечения продовольственной безопасности в республике реализуется ряд мероприятий по совершенствованию существующей законодательной базы в сфере торговли, направленных на стимулирование предпринимателей к открытию различных форм торговых предприятий.
В соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 апреля 2021 г. N 120-рп хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в республике, предоставляется возможность гарантированного включения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов по инициативе граждан и юридических лиц, продления правоустанавливающих документов на размещение объектов без проведения торгов, смены специализации действующего нестационарного торгового объекта по инициативе предпринимателя. Кроме того, в правовых актах органов местного самоуправления прописана обязанность предоставления равнозначного торгового места размещения нестационарного торгового объекта в случае необходимости использования территории, на которой установлен объект, для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 2023 г. N 18-ПП "Об особенностях разрешительной деятельности в сфере торговли на территории Кабардино-Балкарской Республики" утверждены порядок и сроки продления действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, разрешений на право организации рынков, договоров и иных разрешительных документов на право организации и проведения ярмарок без проведения торгов.
В целях недопущения диспропорции в размещении торговых объектов на территории республики принято постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 1 августа 2023 г. N 153-ПП "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Кабардино-Балкарской Республики площадью торговых объектов".
Еще одним негативным последствием введения санкций в отношении нашей страны является замещение на потребительском рынке оригинальных товаров промышленного производства контрафактной и фальсифицированной продукцией.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции", а также в целях борьбы с продукцией, представляющей угрозу жизни и здоровью граждан, в республике действует Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, целью которой является организация взаимодействия заинтересованных ведомств в обеспечении населения Кабардино-Балкарской Республики качественными товарами и услугами.
Еще одним важным направлением деятельности в работе по борьбе с контрафактом и фальсификатом, а также в обеспечении качества предоставляемых населению услуг является просвещение населения в сфере защиты прав потребителей и формирование потребительской грамотности.
Основной задачей, стоящей перед Правительством Кабардино-Балкарской Республики, является развитие обрабатывающей промышленности, а также минимизация рисков, формирующихся в условиях нарастающего санкционного давления вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны недружественных государств, ухудшения геополитического фона в целом.
Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться в рамках действующих направлений государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Программа).
2. Описание приоритетов и целей государственной политики. Цели и задачи в сфере реализации Программы
Приоритеты Программы соответствуют основным направлениям деятельности и Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации";
Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р;
Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2024 года, утвержденная распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп";
Прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), утвержденный распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 октября 2022 г. N 554-рп.
Исходя из указанных приоритетов основными целями Программы являются:
создание эффективного и конкурентоспособного промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики;
обеспечение технологического суверенитета и развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;
создание новых передовых технологий и оборудования, необходимых для их применения на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;
создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности;
создание в Кабардино-Балкарской Республике современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения Кабардино-Балкарской Республики площадью торговых объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;
предотвращение нарушений прав потребителей;
создание эффективной системы защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, обеспечение равных условий для их реализации каждым гражданином;
создание высокой степени цифровой зрелости развития в промышленной сфере в целях оказания качественных государственных услуг населению и бизнес-сообществу;
создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных# секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами;
ускорение технологического развития и увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
создание современной торговой инфраструктуры, обеспечивающей равномерное развитие различных форм торговой деятельности и удовлетворение спроса населения на качественные потребительские товары по приемлемым ценам в пределах территориальной доступности.
Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, определены основные показатели факторов, обеспечивающих достижение национальной цели.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Программа в соответствии с системой отраслевых приоритетов ориентирована на решение комплекса задач, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года и стратегиями развития отраслей промышленности, принимаемыми в ее развитие и действующими в пределах сферы реализации Программы.
Приоритеты Программа, определяемые на отраслевом уровне в стратегиях развития отраслей промышленности, как действующих, так и вновь принимаемых, являются основой и используются при формировании и реализации структурных элементов программы.
Эффективное саморазвитие промышленности обеспечивается решением таких задач, как обновление технологической и материальной базы соответствующих отраслей промышленности и обеспечение промышленности средствами производства, координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию с учетом действующих ограничений и необходимости достижения технологического суверенитета.
Необходимость разработки и применения передовых промышленных технологий требует решения задач по обеспечению потребности промышленности в доступных, технологичных и экологичных традиционных и новых материалах.
Для формирования и освоения новых рынков инновационной продукции, развития новых отраслей в рамках реализации мероприятий Программы необходимо решение следующих задач:
расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;
стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью с учетом ограничений Всемирной торговой организации, снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции;
опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития традиционных и новых отраслей промышленности.
Успешное выполнение задач Программы необходимо для достижения долгосрочных целей устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Это позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации российской экономики, снизит ее зависимость от внешней конъюнктуры, в первую очередь от цен на углеводородное сырье. Меры, направленные на решение задач Программы, призваны сделать продукцию российских промышленных предприятий конкурентоспособной и востребованной на российском рынке и обеспечить расширение присутствия на мировых рынках. Реализация Программы будет также иметь значительный мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере промышленности и торговли
Достижение целей Программы обеспечивается путем решения следующих задач:
расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;
опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития традиционных и новых отраслей промышленности;
обеспечение условий для обновления технологической базы, основных производственных фондов;
вывод из эксплуатации старого оборудования, ввод новых мощностей, соответствующих по удельным расходам лучшей мировой практике, модернизация мощностей промышленных предприятий;
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Кабардино-Балкарской Республики;
построение современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения, установленных нормативов обеспеченности населения Кабардино-Балкарской Республики площадью торговых объектов, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения;
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;
формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике;
обеспечение защиты населения Кабардино-Балкарской Республики от недоброкачественных товаров (работ, услуг);
обеспечение доступности информации о технологических и производственных возможностях промышленных предприятий;
модернизация управления производственными процессами в целях повышения производительности труда.
Достижение целей Программы обеспечит реализация следующих мероприятий:
обеспечение необходимого уровня софинансирования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики мероприятий Программы, финансирование которых осуществляется в том числе за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;
обеспечение устойчивого финансового положения промышленности и формирование комплекса мер государственной финансовой поддержки;
реализация межотраслевых проектов, в том числе проектов кластерного характера, обеспечивающих достижение результатов по приоритетным направлениям развития промышленности;
меры по поддержке и координации усилий Кабардино-Балкарской Республики по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков, технопарков, промышленных кластеров и по реализации региональных программ развития промышленности;
действия в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, оказывающие общесистемное воздействие на промышленное производство.
Приоритетными направлениями экономического развития региона является в том числе диверсификация промышленности, ее модернизация, системно-инновационное преобразование всего производственного комплекса, а также формирование перспективных территориально-производственных кластеров.
Весь комплекс задач Программы определяется в соответствии с национальной целью развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" исходя из необходимости достижения целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели к 2030 году.
Задачи Программы по обновлению технологической и материальной базы соответствующих отраслей промышленности и обеспечению промышленности средствами производства, координации программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию, обеспечения потребности промышленности в доступных, технологичных и экологичных традиционных и новых материалах, опережающему созданию инновационной инфраструктуры для развития традиционных и новых отраслей промышленности способствуют обеспечению темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и реальному росту инвестиций в основной капитал предприятий обрабатывающей промышленности не менее 70 процентов (по сравнению с 2020 годом). Решение задач в сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений носит по отношению к данным показателям обеспечивающий характер.
Решение задач по расширению производства современной высокотехнологичной промышленной продукции и стимулированию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью с учетом ограничений Всемирной торговой организации, снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции непосредственно обеспечивает реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров, не менее чем на 70 процентов (по сравнению с 2020 годом).
Кроме того, комплексом задач косвенно обеспечиваются устойчивый рост доходов населения, работающего в сфере обрабатывающей промышленности, и достижение национальной цели развития "Цифровая трансформация" в части показателя "Достижение "Цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.";
3. Раздел "Оценка планируемой эффективности государственной программы".
Пункт изложен в соответствии с официальным источником
4. Приложения N 1 - 6 к государственной программе признать утратившими силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2023 г. N 308-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 30 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 января 2024 г. N 0700202401020016
газета "Официальная Кабардино-Балкария" от 20 января 2024 г. N 2