Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Комплексное развитие сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2019 г. N 207-ПП.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 29 декабря 2023 г. N 311-ПП
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Комплексное развитие сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2019 г. N 207-ПП
1. Паспорт государственной программы Кабардино-Балкарской Республики, паспорта подпрограмм "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения", "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" государственной программы признать утратившими силу.
2. Раздел "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты государственной программы
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
1) Оценка текущего состояния развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Кабардино-Балкарской Республики
Ускоренное развитие агропромышленного комплекса невозможно без возрастания роли сельских территорий в экономическом потенциале Кабардино-Балкарской Республики, что, в свою очередь, требует динамики развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, повышения уровня и качества жизни сельского населения.
Сельские территории Кабардино-Балкарской Республики обладают большим природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом.
Кабардино-Балкария состоит из 10 муниципальных районов (Баксанского, Зольского, Лескенского, Майского, Прохладненского, Терского, Урванского, Чегемского, Черекского, Эльбрусского и 3 городских округов (Нальчик, Прохладный и Баксан).
Экономика Кабардино-Балкарской Республики представляет собой многоотраслевой хозяйственный комплекс, соответствующий природным, климатическим и демографическим условиям республики.
Кабардино-Балкария - один из ведущих российских и международных центров туризма, альпинизма и горнолыжного спорта. В республике функционируют туристические базы, альплагеря и комфортабельные гостиницы.
Валовый региональный продукт за 2022 год оценен в размере 242,0 млрд рублей, или 103,8% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах. Объем продукции сельхозтоваропроизводителей (сельскохозяйственные крестьянские (фермерские) хозяйства, включая предпринимателей, хозяйства населения) в 2022 году в действующих ценах составил 84,4 млрд рублей, или 110% в сопоставимой оценке к уровню 2021 года. Объем работ, выполненных по направлению "Строительство", в 2022 году составил 35,6 млрд рублей, что на 6,0% выше аналогичного показателя 2021 года.
В сельской местности в 2022 году введено 231,6 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 16,9% превышает уровень 2021 года.
Объем инвестиций в основной капитал составил 57,8 млрд рублей, или 104,5% к уровню 2021 года.
По состоянию на 1 января 2023 г. общая численность населения Кабардино-Балкарской Республики составила 903,3 тыс. человек, в том числе 435,6 тыс. человек сельского населения, или 48,2% от общей численности населения. Трудоспособное сельское население на начало 2023 года насчитывает 532,3 тыс. человек.
Приоритетной составляющей социально ориентированной экономики является финансирование отраслей социальной сферы.
Основным инструментом финансовой государственной поддержки развития сельских территорий Кабардино-Балкарии являются государственные программы.
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Программа) является социально ориентированной и призвана улучшить качество жизни граждан, проживающих на сельских территориях, тем самым предотвратить отток квалифицированных кадров из сельской местности.
В рамках реализации основного мероприятия "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домохозяйств" Программы реализуются мероприятия по предоставлению социальной выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях.
Данное мероприятие обеспечивает сокращение доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышает уровень и количество благоустроенных жилых помещений сельских жителей.
Так, с 2014 года 205 семей граждан, проживающих на сельских территориях, были обеспечены благоустроенным жильем с коммунальной инфраструктурой, в том числе с центральным водоснабжением, водоотведением, газоснабжением.
Улучшение жилищных условий указанной категории граждан с 2020 года стало возможным путем получения ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 2,7 до 3% годовых в рамках Программы.
По данным ПАО "Сбербанк" и АО "Россельхозбанк", в Кабардино-Балкарской Республике льготную сельскую ипотеку получили в:
2020 году - 224 семьи на сумму 489 млн рублей;
2021 году - 499 семей на сумму 998 млн рублей;
2022 году - 68 семей на сумму 187 млн рублей;
2023 году - 137 семей на сумму 462 млн рублей.
Основными целями Программы являются стабилизация численности населения, проживающего на сельских территориях, через повышение уровня благосостояния, ускоренное развитие социальной, инженерной, коммунальной инфраструктуры на сельских территориях.
В 2020 - 2022 годах в рамках реализации федерального проекта "Современной облик сельских территорий" реализованы 5 проектов, включающих следующие мероприятия:
в г.п. Майский построены канализационные очистные сооружения и проведено уличное водоснабжение;
в с.п. Пролетарское осуществлены капитальный ремонт здания школы, реконструкция уличного освещения и строительство новой водозаборной скважины;
в с.п. ст. Солдатская построены водозаборная скважина и дошкольное образовательное учреждение на 140 мест, введенное в эксплуатацию в 2023 году;
в г.п. Кашхатау капитально отремонтированы детский сад и здание районного дома культуры, также приобретено 2 автобуса для нужд дома культуры;
в с.п. Благовещенка проведены капитальный ремонт здания спортивного комплекса и реконструкция водопровода.
На указанные мероприятия в 2020 - 2022 годах всего направлено 433,1 млн рублей.
В 2023 году в рамках Программы реализуются 6 проектов в 5 муниципальных районах республики: Баксанском, Прохладненском, Чегемском, Черекском и Эльбрусском.
Ведется капитальный ремонт дошкольных учреждений и учреждений культуры, на завершающей стадии находится реконструкция сетей водоснабжения, также строятся новые социальные объекты: 3 дома культуры, футбольное поле и 2 спортивных комплекса (из них 5 объектов, переходящих на 2024 год).
В рамках реализации мероприятий федерального проекта "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" осуществлены следующие мероприятия: в 2020 году введено в эксплуатацию 2,832 км автодорог в 6 населенных пунктах;
в 2021 году проведена реконструкция автодороги с мостом в с.п. Кенделен протяженностью 120 метров;
в 2022 году построено и реконструировано 10 дорог в 9 сельских поселениях общей протяженностью 16,77 км;
в 2023 году реконструирована автодорога в с.п. ст. Солдатская протяженностью 3,96 км.
С 2020 по 2022 год было введено в эксплуатацию 27,3 км автомобильных дорог регионального и местного значения в границах 17 сельских населенных пунктов Кабардино-Балкарии Республики за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в объеме свыше 647,0 млн руб.
В 2021 - 2022 годах в рамках реализации регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения (Кабардино-Балкарская Республика)" в целях развития сферы здравоохранения на сельских территориях введены в эксплуатацию в части строительства, реконструкции и капитального ремонта 9 объектов здравоохранения, закуплено и поставлено 84 единицы медицинского оборудования и 37 единиц автотранспорта.
В 2023 году в рамках указанного проекта закуплено и поставлено 62 единицы медицинского оборудования и 19 единиц автотранспорта. Планируется введение в эксплуатацию в части строительства, реконструкции и капитального ремонта 10 объектов здравоохранения.
Активно проводится работа по совершенствованию инфраструктуры и улучшению материально-технической базы общеобразовательных организаций, в том числе в сельской местности.
В рамках реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" с 2019 по 2023 годы реализованы следующие мероприятия:
обновлена материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей путем создания центров образования "Точка роста" в 181 общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности и малых городах;
в соответствии с проектом "Цифровая образовательная среда" обновлена материально-техническая база в 166 общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в сельской местности. Данные образовательные организации обеспечены современным компьютерным и мультимедийным оборудованием.
В рамках реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" создано 32334 новых человеко-мест и дополнительного образования детей технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой и спортивной направленностей в 125 образовательных учреждениях республики, которые расположены в сельской местности и малых городах с населением до 50 тыс. человек.
В целях вовлечения детей в систему научно-технического творчества, обеспечения возможности равного доступа обучающихся к инновационным ресурсам и педагогическим технологиям в 2020 году в республике создан мобильный технопарк "Кванториум" по следующим направлениям: "Виртуальная и дополненная реальность", "Геоинформационные технологии", "Аэротехнологии", "Промышленная робототехника", "Промышленный дизайн", "Хайтек".
С начала функционирования мобильного технопарка "Кванториум" обучением охвачены 3345 школьников, проживающих в сельской местности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Кроме того, в целях создания условий для занятия физической культурой и спортом с 2019 года в общеобразовательных организациях, находящихся в сельской местности и малых городах, произведен ремонт 77 спортивных залов, оснащены 10 плоскостных сооружений.
Также государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" предусмотрено мероприятие по благоустройству зданий общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, в рамках реализации которого в 2020 - 2021 годах проведен комплексный капитальный ремонт 4 зданий общеобразовательных организаций в сельской местности, учебные помещения приведены в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, созданы современные условия для качественной организации образовательного процесса.
В рамках реализации мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" с 2019 по 2022 год построено 2 объекта образования общей мощностью 750 мест.
В рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" построено новое здание на 440 мест.
В целях обеспечения доступности, комфортных и безопасных условий для получения дошкольного образования, а также реализации мероприятий федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" в период с 2019 по 2022 г. в сельской местности введены в эксплуатацию 14 объектов образования.
Также распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 февраля 2022 г. N 20-рп утвержден региональный проект Кабардино-Балкарской Республики "Модернизация школьной системы образования в Кабардино-Балкарской Республике", в соответствии с которым в сельской местности в 2022 году осуществлен капитальный ремонт 12 зданий общеобразовательных организаций, в 2023 году - 14 зданий. До конца 2023 года завершатся ремонтные работы еще 10 зданий общеобразовательных организаций в сельской местности.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты и цели государственной политики комплексного развития сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики определены следующими стратегическими документами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;
государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696;
Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп.
К концу реализации Программы прогнозируется достижение следующих целей:
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 75%.
сохранение доли сельского населения в общей численности населения Кабардино-Балкарской Республики на уровне 48,3%;
достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств к уровню 97%.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В целях достижения национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" предусматривается реализация мероприятий:
по созданию, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, за исключением больниц;
по приобретению транспортных средств и оборудования (не бывшего в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих объектов или эксплуатации объектов, создаваемых в рамках проектов комплексного развития сельских территорий (автобусов, санитарного транспорта, мобильных медицинских комплексов).
В целях достижения национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" предусматривается реализация мероприятий по созданию, реконструкции (модернизации), капитального ремонта общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, центров культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел, спортивных сооружений (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий).
В целях достижения национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" предусматривается реализация мероприятий:
по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (социальные выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов);
по развитию транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
В целях достижения национальной цели "Цифровая трансформация" предусматривается реализация мероприятий, направленных на развитие телекоммуникаций, приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий).
На достижение указанных национальных целей направлена Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года.
Дальнейшее развитие сельских территорий планируется базировать на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель. Потребуются дополнительные ресурсы и инвестиции для реализации проектов развития сельских территорий, государственная поддержка развития института самозанятых, микро- и малого бизнеса, развития потребительской и перерабатывающей кооперации.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления
Основными задачами и инструментами государственного управления в сфере реализации комплексного развития сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики являются создание условий для улучшения качества жизни сельского населения, создание и развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях.
Программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696, в рамках которой предусмотрено развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, строительство социальных объектов, оказание услуг в целях обеспечения социально-экономического развития сельских территорий.
Участие в Программе муниципальных образований носит заявительный характер. В основу Программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.".
3. Раздел "Методика оценки эффективности государственной программы" признать утратившим силу.
4. Приложения N 1 - 6 к Программе признать утратившими силу.
5. Дополнить Программу приложениями N 8 и 9 следующего содержания:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 8
к государственной программе
Кабардино-Балкарской Республики
"Комплексное развитие сельских территорий
Кабардино-Балкарской Республики"
Правила
предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджетам муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации проектов развития транспортной инфраструктуры на сельских территориях
1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики (далее - муниципальные образования) при реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры на сельских территориях (далее - субсидии) в рамках федерального проекта "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (далее - государственная программа).
2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:
"сельские территории" - сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских округов (за исключением городского округа Нальчик) и городских поселений. Перечень таких сельских населенных пунктов на территории Кабардино-Балкарской Республики утверждается Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
3. Целью предоставления субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог на сельских территориях (далее - объекты муниципального образования), прошедших отбор в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях, приведенными в приложении N 9 к государственной программе (далее - Правила).
4. Субсидии предоставляются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств в рамках указанного направления, бюджетам муниципальных образований на объекты, предусмотренные пунктом 4 Правил.
5. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период.
6. Реализация мероприятий осуществляется на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и внебюджетных источников.
7. Не менее 5% объема финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 Правил, должно быть обеспечено за счет средств внебюджетных источников (с учетом затрат, понесенных на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы в отношении каждой автомобильной дороги, предлагаемой к строительству (реконструкции) в рамках реализации государственной программы.
8. Отбор объектов муниципальных образований осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с Правилами.
9. Критерием отбора муниципальных образований на получение субсидий является включение Министерством сельского хозяйства Российской Федерации объекта муниципального образования в перечень объектов, отобранных для субсидирования на основании конкурсного отбора.
10. Министерство посредством единой межведомственной системы электронного документооборота Кабардино-Балкарской Республики уведомляет муниципальные образования о приеме предложений муниципальных образований в сроки, определенные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в зависимости от сроков приема заявок на очередной финансовый год для участия в конкурсном отборе проектов субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы.
В уведомлении указывается следующая информация:
наименование и адрес Министерства;
наименование субсидии и порядка ее предоставления, в соответствии с которым осуществляется прием документов;
сроки начала и окончания приема документов от муниципальных образований.
11. Муниципальное образование формирует и в срок, установленный Министерством, представляет заявочную документацию по каждому объекту, включающую следующие документы:
а) сопроводительное письмо за подписью руководителя муниципального образования;
б) копия утвержденной проектной документации и копии иных утвержденных документов, подготавливаемых в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в) копия заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", включающего проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (в случае если такое заключение предусмотрено законодательством Российской Федерации);
г) копия муниципальной программы или иного программного документа, в котором предусмотрена реализация соответствующего объекта;
д) выписка, подтверждающая наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований, либо копия гарантийного письма на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципального образования, а также копия гарантийного письма о софинансировании из внебюджетных источников.
12. Документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, представляются на бумажном носителе и в электронном виде в формате "pdf".
Заявка Кабардино-Балкарской Республики формируется Министерством на основании предложений муниципальных образований с учетом Правил.
13. Министерство в установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации сроки направляет заявку на участие в конкурсном отборе в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
14. Министерство принимает решение об отказе во включении в заявочную документацию от Кабардино-Балкарской Республики при наличии одного из следующих условий:
а) представление заявочной документации позже срока, указанного в уведомлении, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;
б) непредставление муниципальным образованием полного перечня документов, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил;
в) недостоверность информации, содержащейся в заявочной документации.
15. В случае отказа во включении в заявочную документацию Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе направляет в адрес муниципального образования соответствующее уведомление.
Муниципальное образование в течение 5 календарных дней после получения уведомления об отказе вправе повторно направить документы Министерству при условии устранения оснований для отказа.
16. Условиями предоставления субсидий муниципальным образованиям являются:
а) наличие муниципальной программы или иного программного документа, в котором предусмотрена реализация соответствующего объекта;
б) наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований (выписка) либо гарантийное письмо на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых представляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, а также гарантийное письмо о софинансировании из внебюджетных источников;
в) заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
17. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации после подведения итогов конкурсного отбора посредством системы межведомственного электронного документооборота направляет в Федеральное дорожное агентство:
распределение общего объема субсидии на очередной финансовый год и плановый период между муниципальными образованиями;
пообъектный перечень автомобильных дорог, в целях софинансирования строительства (реконструкции), капитального ремонта которых осуществлено распределение общего объема субсидии (далее - перечень объектов).
18. В течение 10 календарных дней после определения перечня автомобильных дорог, отобранных для предоставления субсидии, Министерство разрабатывает и направляет на согласование в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации план реализации, включающий контрольные точки, необходимые для мониторинга хода реализации мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, в отношении автомобильных дорог, отобранных для предоставления субсидии (далее - план реализации), по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации рассматривает план реализации в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня его получения. После указанного согласования планы реализации утверждаются Министерством и представляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство для осуществления контроля за их исполнением.
19. Министерством на основе плана реализации формируется отчет о реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры (далее - отчет).
Форма, сроки и порядок представления отчетов утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
20. Субсидия муниципальному образованию предоставляется на объекты, которые вошли в перечень объектов, утвержденный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с Правилами.
Распределение субсидий муниципальным образованиям утверждается распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
21. Не позднее 30 календарных дней со дня заключения соглашения между Федеральным дорожным агентством и Правительством Кабардино-Балкарской Республики Министерство в соответствии с установленным распределением субсидии заключает с муниципальным образованием соглашение с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
22. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований в территориальных органах Федерального казначейства.
23. Муниципальное образование в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня заключения соглашения, указанного в пункте 21 настоящих Правил, обеспечивает заключение муниципального контракта на выполнение работ по каждому объекту. В случае невозможности заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту в указанный срок муниципальное образование может обратиться в Министерство и по согласованию с ним инициировать внесение изменений в соглашение в части увеличения срока, до которого должен быть заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту, до 150 календарных дней со дня заключения соглашения.
24. Муниципальное образование в течение 2 рабочих дней после завершения выполнения мероприятий по объекту представляет в Министерство заверенные копии документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию (при наличии), приемку законченных работ.
25. Муниципальное образование представляет в Министерство отчеты по форме и в сроки, установленные заключенным соглашением.
26. Министерство в соответствии с пунктом 35 Правил направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство документы, подтверждающие ввод автомобильных дорог в эксплуатацию (по автомобильным дорогам, ввод которых в соответствии с соглашением должен быть осуществлен в отчетном году), а также иные документы, подтверждающие завершение работ по мероприятиям, указанным в пункте 4 Правил.
27. В случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б(1)" и "в" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования), возврат средств в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
28. Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 27 Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств:
установление республиканского (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом уполномоченного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и (или) органа местного самоуправления;
установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное правовым актом уполномоченного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;
аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б(1)" и "в" пункта 10 Правил формирования.
29. Ответственность за достоверность представленных Министерству сведений возлагается на муниципальные образования, представившие сведения (документы, отчетность).
30. Контроль за целевым использованием средств осуществляют Министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
31. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 9
к государственной программе
Кабардино-Балкарской Республики
"Комплексное развитие сельских территорий
Кабардино-Балкарской Республики"
Правила
предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджетам муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия, порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджетам муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий (далее - субсидии).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
"сельские территории" - сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских округов (за исключением городского округа Нальчик);
"проект" - комплекс мероприятий по благоустройству на территории одного населенного пункта, расположенного на сельских территориях, направленных на повышение комфортности проживания граждан, улучшение санитарного и эстетического состояния территории и ее инвестиционной привлекательности.
3. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики (далее - муниципальные образования) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) как до получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, на цели, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
4. Субсидии предоставляются на реализацию общественно значимых проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях (далее - проект) по следующим направлениям:
а) создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, площадок для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
б) организация освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, в том числе с использованием энергосберегающих технологий;
в) организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, велосипедных дорожек, тропинок;
г) создание и обустройство мест автомобильных и велосипедных парковок;
д) ремонтно-восстановительные работы улично-дорожной сети и дворовых проездов;
е) организация оформления фасадов (внешнего вида) зданий (административных зданий, объектов социальной сферы, объектов инфраструктуры и др.), находящихся в муниципальной собственности, а также установка (обустройство) ограждений, прилегающих к общественным территориям, газонных и тротуарных ограждений;
ж) обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения;
з) организация ливневых стоков;
и) обустройство общественных колодцев и водоразборных колонок;
к) обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов;
л) сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников;
м) создание и обустройство остановок общественного транспорта;
н) приобретение техники для механизированной уборки и содержания территорий;
о) создание и обустройство пространств для проведения общественных мероприятий;
п) оснащение объектов социальной сферы литературой, спортивным инвентарем и др.;
р) обеспечение общественных территорий доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Размер государственной поддержки, предоставляемой органу местного самоуправления, расположенному на сельской территории Кабардино-Балкарской Республики, на реализацию каждого проекта не превышает 3 млн рублей и составляет не более 70% от общего объема финансового обеспечения реализации проекта.
При этом не менее 30% объема финансирования реализации проекта должно быть обеспечено за счет средств местного бюджета, а также за счет обязательного вклада граждан и (или) юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), общественных, включая волонтерские, организаций в различных формах, в том числе в форме денежных средств, трудового участия, волонтерской деятельности, предоставления помещений и технических средств (далее - средства муниципального образования).
Средства муниципального образования включают в себя 5% средств местного бюджета и 25% из внебюджетных источников или 30% из средств внебюджетных источников. Размеры средств местного бюджета и внебюджетных источников определяются Министерством.
6. Субсидии предоставляются по результатам отбора, проводимого Министерством:
а) согласно перечню проектов, сформированных и отобранных на конкурсной основе в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на очередной финансовый год и плановый период (далее - Методические рекомендации), рекомендуемый образец которого размещается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) при наличии заявки о предоставлении субсидии на очередной финансовый год и плановый период, рекомендуемый образец которой размещается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - заявка).
в) при наличии эскизных планировочных решений.
7. Предоставление субсидии бюджету муниципального образования осуществляется при следующих условиях:
а) наличие правового акта муниципального образования, утверждающего перечень и объемы финансирования проектов, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидии;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
8. Для получения субсидии уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования подтверждает потребность в реализации проекта путем направления в Министерство заявки с приложением следующих документов по каждому проекту:
а) заявка на участие в отборе проектов;
б) паспорт проекта (рекомендуемый образец паспорта проекта, заявляемого для участия в софинансировании в соответствующем году, приведен в приложении N 2 к Методическим рекомендациям);
в) копии документов, подтверждающих результаты общественного обсуждения мероприятий проекта, протокольное решение (соглашение, решение схода граждан), подтверждающее совместное участие органов местного самоуправления, органов территориального самоуправления, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации проекта;
г) копии, утвержденных муниципальным заказчиком локальных сметных расчетов в ценах, сложившихся по состоянию на год подачи заявки;
д) результаты проведенного анализа обоснованности представленных в проекте закупочных цен (с приложением подтверждающих документов) в случае приобретения в рамках реализации мероприятий проекта транспортных средств, оборудования и иных товаров, включая сведения о соответствии закупаемых товаров требованиям законодательства Российской Федерации, соблюдение которых необходимо для реализации соответствующих мероприятий проекта;
е) гарантийные письма, подписанные руководителем уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающие выделение из местного бюджета необходимых объемов бюджетных ассигнований в целях софинансирования проекта;
ж) письмо уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающее планируемое участие заинтересованных сторон в софинансировании проекта с приложением копий подтверждающих документов (протоколы собраний, сходов, опросов граждан, общественных слушаний);
з) гарантийные письма, подтверждающие софинансирование расходных обязательств из внебюджетных источников;
и) сведения о численности выгодоприобретателей проекта - жителей, которые получат пользу от проекта, пользователей объектами, созданными (обустроенными) в рамках проекта.
9. Указанные документы заверяются подписью главы местной администрации муниципального образования или уполномоченного лица и печатью претендента.
10. Размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на соответствующий финансовый год (Ci) определяется по следующей формуле:
Ci=SUM (Z1+Z2+_+Zn)0,7,
где:
Z1, Z2...Zn - размер государственной поддержки по каждому направлению, указанному в пункте 4 настоящих Правил, по заявке, представленной органом местного самоуправления муниципального образования на предоставление субсидии на реализацию проектов.
11. Основаниями для отказа в предоставлении субсидий на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, являются:
а) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 8 настоящих Правил;
б) недостоверность информации, представленной муниципальным образованием;
в) несоответствие условиям предоставления, указанным в пункте 7 настоящих Правил.
12. Условия предоставления субсидии, установленные подпунктом "б" пункта 7 настоящих Правил, должны быть исполнены муниципальным образованием в полном объеме до дня заключения соглашения.
13. Уведомление о получении субсидии направляется способом, указанным претендентом в заявке.
14. Министерство заключает с получателем субсидии соглашение, подготовленное (сформированное) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).
15. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований в территориальных органах Федерального казначейства.
16. В случае отсутствия у муниципальных образований потребности в сумме субсидий в текущем финансовом году орган местного самоуправления информирует об этом Министерство через единую межведомственную систему электронного документооборота Кабардино-Балкарской Республики.
17. Министерство после получения информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил производит прием заявок от муниципальных образований на дополнительное предоставление субсидии.
Перераспределение высвободившейся суммы субсидий между бюджетами других муниципальных образований осуществляется в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
18. Расходы на разработку проектно-сметной документации и заключение государственной экспертизы осуществляются за счет средств местного бюджета и (или) внебюджетных источников.
19. Дублирование предоставления субсидий, предусмотренных настоящими Правилами, с аналогичными мерами государственной поддержки, предоставляемыми в рамках реализации иных мероприятий государственной программы, других государственных программ Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства, не допускается.
В целях исключения дублирования предоставления субсидий с иными мерами государственной поддержки муниципальное образование представляет в Министерство документы, подтверждающие отсутствие финансирования соответствующих элементов благоустройства и видов работ посредством иных мер государственной поддержки.
20. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
В случае нецелевого использования субсидии муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
21. Работы, выполняемые в рамках проекта, должны быть завершены до 31 декабря года, в котором получена субсидия.
22. Органы местного самоуправления муниципальных образований не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны представлять в Министерство в порядке, установленном соглашением, отчетность об осуществлении расходов местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результата использования субсидии.
23. Эффективность использования субсидии оценивается Министерством ежегодно на основе достижения значений следующего результата использования субсидии. Значение результата использования субсидии устанавливается соглашением.
24. Органы местного самоуправления муниципальных образований и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством за недостоверность представляемых отчетных сведений и нецелевое использование субсидии.
25. Субсидия в случае ее нецелевого использования и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления подлежит взысканию в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
26. Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется органами местного самоуправления, Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2023 г. N 311-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Комплексное развитие сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 30 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 января 2024 г. N 0700202401020001
газета "Официальная Кабардино-Балкария" от 20 января 2024 г. N 2