г. Краснодар |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А32-49307/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ИНН 2311290803, ОГРН 1192375047622) - Богословской Л.С. (доверенность от 14.10.2021), от ответчика - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Набокова Е.А. (доверенность от 01.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А32-49307/2021, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта энергоснабжения на 2022 год, изложив абзац первый пункта 4.5 контракта в редакции истца и дополнив раздел 4 контракта пунктом 4.9.
Решением от 07.02.2022 в иске отказано. Суд исходил из того, что исполнение обязанности по оплате энергоресурса со стороны истца должно осуществляться в установленные законом сроки и не может быть поставлено в зависимость от осуществления бюджетного финансирования соответствующих расходов истца и предоставления ответчиком платежных документов.
Постановлением апелляционного суда от 22.04.2022 решение от 07.02.2022 отменено; абзац первый пункта 4.5 контракта изложен в редакции ответчика;
в удовлетворении требования о дополнении раздела 4 контракта пунктом 4.9 отказано. Апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал на то, что разрешение судом спора при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке; законом не предусмотрена возможность отказа в иске по спору, возникшему при заключении договора.
В кассационной жалобе и дополнении к ней управление просит отменить судебные акты и изложить абзац первый пункта 4.5 контракта в редакции истца, а также дополнить раздел 4 контракта пунктом 4.9. Заявитель считает, что срок оплаты электрической энергии должен быть поставлен в зависимость от предоставления ответчиком платежных документов, поскольку в силу специфики бюджетного законодательства истец оплачивает электрическую энергию только на основании этих документов; согласование условий контракта в редакции ответчика повлечет необоснованное привлечение истца к гражданско-правовой ответственности в виде начисления неустойки. Заявитель указывает на то, что в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлен приоритет норм данного закона над нормами права, содержащимися в других федеральных законах и регулирующими отношения по исполнению контрактов, входящих в предмет правового регулирования Закона N 44-ФЗ. Положения названного Закона являются специальными с учетом субъектного состава участников данных отношений.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, общество (гарантирующий поставщик) разместило на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проект договора энергоснабжения. Управление (потребитель), подписав проект государственного контракта на 2022 год с протоколом разногласий, направило его в адрес общества.
Наличие разногласий по условиям контракта привело к судебному спору.
В процессе рассмотрения спора стороны урегулировали разногласия по нескольким условиям контракта, однако остались неурегулированными разногласия по абзацу первому пункта 4.5 контракта, а также истец просил дополнить раздел 4 контракта пунктом 4.9.
По мнению управления, предложенный обществом проект контракта не соответствовал положениям статьи 134 Закона N 44-ФЗ, статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11(1) постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"" и пункта 5 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 N 258н.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции, проанализировав условия спорных пунктов контракта, урегулировал возникшие разногласия, определив редакцию спорных пунктов в соответствии с нормами действующего законодательства и с учетом баланса интересов сторон.
Управление считает, что оплата электрической энергии должна производится по факту предоставления ответчиком платежных документов с учетом специального характера норм бюджетного законодательства, определяющих порядок исполнения бюджетных обязательств.
Управление просит изложить абзац первый пункта 4.5 раздела 4 "Порядок расчета за электрическую энергию (мощность)" в следующей редакции (два варианта):
- "ГП ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, выставляет счета, акты об отпуске электроэнергии, счета-фактуры за расчетный период. Окончательный расчет за расчетный период производится до 18 числа месяца, следующего за расчетным месяцем на основании выставляемых ГП счетов, актов об отпуске электроэнергии, счетов-фактур",
- "ГП ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, выставляет счета, акты об отпуске электроэнергии, счета-фактуры за расчетный период. Окончательный расчет за расчетный период производится до 28 числа месяца, следующего за расчетным месяцем на основании выставляемых ГП счетов, актов об отпуске электроэнергии, счетов-фактур".
При этом раздел 4 контракта управление просило дополнить пунктом 4.9 в следующей редакции: "На основании п. 11(1) постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"" стороны дополнительно предусматривают условие о том, что оплата за потребленную электрическую энергию (мощность) осуществляется потребителем в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта"
Ответчик указывал на то, что пункт 4.5 контракта изложен им редакции, соответствующей пункту 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Ссылка управления на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации при оценке соответствия спорного контракта требованиям законодательства несостоятельна.
Как указано в преамбуле Бюджетного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
В силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Данный Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений (часть 2 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), им не регулируются отношения, возникающие в процессе исполнения гражданских договоров, стороной которых являются уполномоченные представители публичных образований.
Таким образом, сферу действия норм бюджетного законодательства составляют отношения между субъектами бюджетных отношений, но не этих субъектов с третьими частными лицами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2020 N 310-ЭС20-6179).
Общество не является субъектом бюджетных отношений и нормы бюджетного законодательства не регулируют отношения с его участием.
Положения Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), носят специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе N 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Из пунктов 3, 4 Закона N 35-ФЗ следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков (Основные положения) в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Основные положения предусматривают правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения.
Руководствуясь статьями 421, 422, 426, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, Основными положениями, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что исполнение обязанности по оплате энергоресурса со стороны истца должно осуществляться в установленные законом сроки и не может быть поставлено в зависимость от осуществления бюджетного финансирования соответствующих расходов истца и предоставления ответчиком платежных документов, апелляционный суд принял пункт 4.5 контракта в редакции, предложенной обществом, как соответствующей пункту 82 Основных положений N 442, при этом отказал в удовлетворении требования о дополнении раздела 4 контракта пунктом 4.9.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом изучения апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Основания для отмены или изменения апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А32-49307/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), носят специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе N 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Из пунктов 3, 4 Закона N 35-ФЗ следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков (Основные положения) в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Основные положения предусматривают правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2022 г. N Ф08-7016/22 по делу N А32-49307/2021