Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 сентября 2019 г. N 165-ПП.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 29 декабря 2023 г. N 302-ПП
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 сентября 2019 г. N 165-ПП
1. Паспорт государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики" признать утратившим силу.
2. Раздел "1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере управления государственным имуществом" изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты государственной программы "Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики"
1. Оценка текущего состояния в сфере управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики
По состоянию на 1 декабря 2023 г. в реестре государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики числятся:
3 государственных предприятия;
185 государственных учреждений;
3233 объекта недвижимости общей площадью 1158,6 тыс. кв. м (3594,02 км), балансовой стоимостью 25556,4 млн рублей, остаточной - 15489,3 млн рублей;
1332 земельных участка общей площадью 152610,72 га.
Кроме того, в собственности Кабардино-Балкарской Республики находятся акции 19 акционерных обществ.
На 1 декабря 2023 г. зарегистрированы права собственности Кабардино-Балкарской Республики на 1331 земельный участок общей площадью 152610,71 га, в том числе из земель:
сельскохозяйственного назначения - 151383,51 га;
населенных пунктов - 487,19 га;
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения - 509,57 га;
особо охраняемых территорий и объектов - 229,85 га;
водного фонда - 0,297 га;
категория не установлена - 0,29 га.
Основными направлениями использования государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики являются:
передача в оперативное управление государственным учреждениям;
передача в аренду;
передача в безвозмездное пользование;
передача в собственность, в том числе передача в федеральную собственность и собственность муниципальных образований в соответствии с выполняемыми полномочиями;
передача в собственность иных лиц (приватизация, в том числе внесение имущества в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ);
передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и собственность.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы "Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики"
Стратегической целью в сфере реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Программа) является обеспечение высокой эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики.
Основными целями управления государственным имуществом являются:
увеличение доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на основе эффективного управления республиканской собственностью;
оптимизация структуры государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
вовлечение объектов республиканской собственности в процесс совершенствования управления;
использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Приоритетными направлениями в сфере реализации Программы являются:
совершенствование механизмов эффективности управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами;
эффективное использование земли для удовлетворения потребностей общества и граждан;
формирование оптимального состава и структуры государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
обеспечение регистрации права государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики на объекты недвижимости;
актуализация кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Кабардино-Балкарской Республики, в том числе земельных участков;
авторизация системы управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества учета объектов имущества.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Программа направлена на достижение стратегических приоритетов и целей, указанных в следующих документах:
государственная программа Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148 (цель "Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости");
Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2040 года, утвержденная распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп (приложение N 1 "Индикаторы реализации Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года", показатель "Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики");
Прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), утвержденный распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 сентября 2022 г. N 554-рп (раздел 6 "Использование государственной собственности").
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере управления государственным имуществом
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы в качественном выражении должны стать:
увеличение поступлений в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики доходов от управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики до 55 млн рублей;
сокращение количества хозяйственных обществ с долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале до 19 единиц;
сокращение количества государственных унитарных предприятий Кабардино-Балкарской Республики до 0 единиц (до 2025 года);
увеличение доли государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики и хозяйственных обществ со стопроцентной долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале, в отношении которых проведен анализ эффективности хозяйственной деятельности, по отношению к общему числу государственных предприятий и хозяйственных обществ со стопроцентной долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, до 100%;
увеличение доли государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики, в отношении которых проведена проверка использования имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, по отношению к общему числу предприятий, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, до 100%;
увеличение удельного веса земельных участков, вовлеченных в коммерческий оборот, к общему числу земельных участков, подлежащих вовлечению в коммерческий оборот, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, до 91%;
внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объектов недвижимости в результате проведения комплексных кадастровых работ.
Задачи Программы будут решаться путем реализации мероприятий:
по организации учета государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики и проведению его технической инвентаризации;
по проведению независимой оценки размера арендной платы, рыночной стоимости государственного республиканского имущества;
по обеспечению сохранности государственного имущества, составляющего казну Кабардино-Балкарской Республики, на период до приватизации или передачи в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду;
по осуществлению учета государственного имущества в автоматизированной системе учета и управления;
по проведению анализа эффективности хозяйственной деятельности государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики и хозяйственных обществ со стопроцентной долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале;
по проведению работ по улучшению землеустройства и землепользования, в том числе по уточнению границ земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, по установлению границ Кабардино-Балкарской Республики и внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости;
по оценке земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
по проведению независимой оценки рыночной стоимости пакетов акций, включенных в План (программу) приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики;
по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объектов недвижимости в результате проведения комплексных кадастровых работ;
по размещению информации о государственном имуществе Кабардино-Балкарской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
по организации и проведению продаж приватизируемого государственного имущества.
Созданная Министерством земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики нормативно-правовая
база позволила решить большинство первоочередных задач, отнесенных к установленной сфере деятельности.
Вместе с тем требуется продолжить работу по преодолению следующих системных проблем:
1) отсутствие технической документации на часть объектов недвижимого имущества Кабардино-Балкарской Республики.
В целях решения данной проблемы Программой предусмотрены мероприятия по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества и оформлению прав на них;
2) неэффективное использование отдельных объектов государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики.
По состоянию на 1 декабря 2023 г. 434 объекта недвижимого имущества, в том числе 25 объектов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, 152 объекта культурного наследия регионального значения, 38 сооружений газоснабжения, находятся в государственной казне Кабардино-Балкарской Республики. Часть данных объектов не используется и в настоящее время не планируется к использованию для нужд Кабардино-Балкарской Республики. В отношении 36 объектов газоснабжения принято решение о приватизации, в отношении остальных объектов требуется принятие решения о передаче в собственность муниципальных образований при необходимости использования их для решения вопросов местного значения;
3) недостаточная эффективность управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами с долей государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики в уставных капиталах, приводящая к неудовлетворительным результатам финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций.
В целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности данных организаций необходимо проводить проверки и осуществлять соответствующий контроль;
4) наличие в структуре государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, не задействованных в исполнении государственных функций.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N Пр-817ГС по итогам состоявшегося 5 апреля 2018 г. заседания Государственного совета Российской Федерации Министерством земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики проводится работа по сокращению количества государственных предприятий и хозяйственных обществ с государственным участием в уставном капитале;
5) в результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственность Кабардино-Балкарской Республики зарегистрированы 623 земельных участка категории "земли сельскохозяйственного назначения" площадью 151383,51 га, из них сдано в аренду 489 земельных участков общей площадью 121669,06 га (в основном из числа земель отгонного животноводства).
Большинство земельных участков, не сданных в аренду, составляют земли отгонного животноводства, расположенные в труднодоступной высокогорной зоне.
Государственный земельный надзор, осуществляемый уполномоченными контролирующими органами, является одним из основных инструментов регулирования земельных отношений.
При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий Кабардино-Балкарской Республики на осуществление государственного земельного надзора на территории республики и невозможностью уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства в республике.
Земельным кодексом Российской Федерации также установлен муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для использования земельных участков не по их целевому назначению, что влечет за собой рост числа правонарушений в земельной сфере (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административное воздействие к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут, так как институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.".
3. Раздел "2. Оценка планируемой эффективности государственной программы" признать утратившим силу.
4. Приложения N 1 - 4 к государственной программе признать утратившими силу.
5. Пункт 5 Правил предоставления субсидии из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджетам муниципальных районов, городских округов на проведение комплексных кадастровых работ, приведенных в приложении N 6 к государственной программе, изложить в следующей редакции:
"Отбор муниципальных образований для предоставления субсидии осуществляется на основе критерия, предусматривающего включение кадастровых кварталов на территории муниципального образования в перечень кадастровых кварталов, в границах которых предполагается проведение комплексных кадастровых работ на территории Кабардино-Балкарской Республики, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - перечень кадастровых кварталов). При этом не менее 40 процентов объектов недвижимости, расположенных на территориях кадастровых кварталов, включенных в перечень кадастровых кварталов, должны составлять земельные участки из земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки для ведения садоводства, огородничества, и земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2023 г. N 302-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 30 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 января 2024 г. N 0700202401020002
газета "Официальная Кабардино-Балкария" от 20 января 2024 г. N 2