Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета министров
Республики Крым
от 29 октября 2018 года N 528
(в редакции постановления
Совета министров Республики Крым
от 29 декабря 2023 года N 984)
Государственная программа Республики Крым "Управление финансами Республики Крым"
1. Оценка текущего состояния сферы финансов в Республике Крым
Проведение основных направлений единой финансовой, бюджетной политики на территории Республики Крым в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 143, обеспечивает Министерство финансов Республики Крым (далее - Министерство финансов), которое осуществляет разработку и реализацию мероприятий в части реформирования финансов на региональном уровне, повышения эффективности бюджетных расходов в Республике Крым.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Республики Крым.
В 2015 - 2018 годах развитие бюджетной системы Республики Крым осуществлялось в рамках Государственной программы Республики Крым "Модернизация бюджетного учета и отчетности Республики Крым на 2015 - 2018 годы", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года N 704, что обеспечило качественную базу для разработки Государственной программы Республики Крым "Управление финансами Республики Крым", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29 октября 2018 года N 528 (далее - Государственная программа).
В настоящее время постоянно расширяется сфера финансовых услуг, появляются новые и сложные для понимания финансовые инструменты, одним из которых является финансовая грамотность граждан.
Реализуемые программы повышения финансовой грамотности населения постепенно меняли финансовое поведение наших граждан, способствовали росту финансовой устойчивости российских семей, воздействовали на экономику страны, социальные процессы.
Работа созданного в 2018 году Координационного совета по повышению финансовой грамотности направлена на повышение финансовой грамотности населения Республики Крым, расширение форм и методов финансового образования и защиты прав потребителей финансовых услуг, консолидацию работы всех заинтересованных органов.
На базе Крымского республиканского института постдипломного образования функционирует региональный центр по финансовой грамотности.
Совместно с Отделением по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации реализуется дорожная карта по повышению уровня финансовой грамотности населения Республики Крым.
Повышение открытости и прозрачности финансовой информации о бюджетном процессе Республики Крым, вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс Республики Крым, а также развитие механизмов инициативного бюджетирования при определении приоритетных направлений расходования бюджетных средств осуществляются за счет:
- проведения публичных слушаний (общественного обсуждения) по проекту бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период и годовому отчету об исполнении бюджета Республики Крым;
- публикации проекта бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период, годового отчета об исполнении бюджета за отчетный период в доступной для граждан и общественности форме в виде брошюры и в электронной версии "Бюджет для граждан";
- расширения и дальнейшего развития инструментов вовлечения граждан в бюджетный процесс Республики Крым, в том числе посредством развития и реализации практик инициативного бюджетирования;
- проведения ежегодного открытого публичного конкурса проектов по представлению "Бюджет для граждан" среди физических и юридических лиц, а также обеспечения участия победителей регионального конкурса в ежегодном Всероссийском конкурсе проектов "Бюджет для граждан".
Использование на практике механизмов инициативного бюджетирования способствует повышению уровня доверия граждан к власти, улучшает коммуникацию в системе "общество - органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым", побуждает граждан к ответственному поведению как налогоплательщиков.
На заседании Рабочей группы по развитию инициативного бюджетирования в Республике Крым, созданной распоряжением Главы Республики Крым от 27 мая 2019 года N 238-рг, подведены итоги двух лет реализации проектов инициативного бюджетирования на уровне Республики Крым. Признано, что инициативное бюджетирование подлинно повышает вовлеченность жителей в бюджетный процесс Республики Крым, порождает сопричастность жителей Республики Крым к решению вопросов жизнеобеспечения, позволяет каждому желающему принять участие в изменении облика своего населенного пункта.
Организатором конкурсного отбора является Министерство финансов согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 23 июня 2020 года N 851-р "Об уполномоченном органе в сфере инициативного бюджетирования в Республике Крым".
Институциональное сопровождение развития инициативного бюджетирования осуществляет в Крыму созданный на базе Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Центр изучения гражданских инициатив (постановление Совета министров Республики Крым от 16 ноября 2020 года N 703).
Для запуска практики инициативного бюджетирования в Республике Крым разработан логотип и уникальное название "Крым как мы хотим".
Для освещения хода реализации проектов инициативного бюджетирования и подачи заявок на конкурсный отбор функционирует страница "Крым как мы хотим" на портале "Открытый бюджет Республики Крым" (https://budget.rk.ifinmon.ru/).
В стоимостном выражении финансовое обеспечение 207 проектов, ставших победителями в 2021 - 2023 годах, выглядит следующим образом: общая стоимость проектов составила 228,4 млн руб., в том числе: за счет субсидии из бюджета Республики Крым - 179,6 млн руб., средств местных бюджетов - 30,6 млн руб., средств жителей и спонсоров - 18,2 млн руб.
Благодаря реализации практики инициативного бюджетирования за период 2021 - 2023 годов благоустроено 53 общественные территории, 52 детские площадки, облагорожено 29 территорий кладбищ, введено 45 проектов по уличному освещению, построено 28 объектов физической культуры и массового спорта.
В 2023 году внедрена и подлежит развитию новая практика, ориентированная на школьников 8-11 классов сельских школ Республики Крым, - инициативное бюджетирование, основанное на инициативах, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в Республике Крым.
Общая стоимость реализации 197 проектов составила 66,31 млн руб., в том числе: за счет субсидии из бюджета Республики Крым - 59,02 млн руб., средств местных бюджетов - 3,18 млн руб., средств спонсоров - 4,11 млн руб.
Реализация программы инициативного бюджетирования Республики Крым "Крым как мы хотим", кроме прочих положительных эффектов, позволит исполнить перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию местного самоуправления, утвержденный Президентом Российской Федерации от 4 июня 2023 года N Пр-1111.
Реализуемые меры поддержки предпринимательства в Республике Крым способствуют недопущению сокращения количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, оказание предприятиям финансовой поддержки за счет средств бюджета Республики Крым через механизм удешевления кредитов, финансовой аренды (лизинга) является одной из форм государственной поддержки развития бизнеса, порядок и условия оказания которой регламентируются постановлением Совета министров Республики Крым от 11 марта 2015 года N 93 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам из бюджета Республики Крым в целях оказания предприятиям финансовой поддержки через механизм удешевления кредитов, финансовой аренды (лизинга)".
Реализуемая мера поддержки способствует развитию предпринимательства, а именно увеличению среднесписочной численности работников, среднемесячной заработной платы и увеличению величины выручки от реализации товаров (работ, услуг), от чего зависит не только рост и благополучие определённых предприятий, а и экономическое процветание Республики Крым в целом.
В 2023 году 19 предприятиям оказана финансовая поддержка на общую сумму порядка 81 млн руб.
В соответствии с текущими особенностями развития экономики Республики Крым и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации Республикой Крым проводится работа по реализации комплекса мер, направленных на эффективное управление государственным долгом в целях сохранения достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости.
Для обеспечения социально-экономического развития Республики Крым и сбалансированности бюджета Республики Крым осуществляется привлечение необходимых заемных ресурсов при поддержании приемлемых уровней риска и стоимости заимствований.
С целью своевременного и полного исполнения долговых обязательств при минимизации расходов по долгу, поддержания объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение, постановлением Совета министров Республики Крым ежегодно утверждаются основные направления долговой политики Республики Крым на очередной год и на плановый период.
Высокая долговая устойчивость будет обеспечена при поддержании объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Крым на уровне, не превышающем 5% расходов бюджета Республики Крым, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вопросы укрепления финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов остаются приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений.
Одним из инструментов консолидации усилий органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и исполнительных органов Республики Крым на достижение единых целей является продуманная и взвешенная система межбюджетных отношений. Регулирование межбюджетных отношений в Республике Крым осуществляется в соответствии с Законом Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым".
Одним из основных инструментов финансового выравнивания муниципальных образований Республики Крым является предоставление из бюджета Республики Крым дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Крым (далее - дотация на выравнивание), позволяющих сокращать разрывы в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями Республики Крым.
В 2022 году предоставлены дотации на выравнивание 257 бюджетам муниципальных образований Республики Крым, в результате чего величина разрыва в уровне бюджетной обеспеченности по городским округам Республики Крым сократилась в 4 раза, муниципальным районам Республики Крым - 2,2 раза, поселениям - 1,7 раза.
Исходя из функционирования системы межбюджетных отношений в Республике Крым в условиях дифференциации налоговой базы, с целью стимулирования социально-экономического развития местных бюджетов Республики Крым из бюджета Республики Крым ежегодно предоставляется дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов Республики Крым (далее - дотация на сбалансированность), которая является дополнительной финансовой поддержкой на осуществление собственных полномочий муниципальных образований Республики Крым.
В 2022 году 126 муниципальным образованиям Республики Крым выделена дотация на сбалансированность в размере 1 млрд руб.
Приоритеты оздоровления бюджетно-финансовой сферы Республики Крым, а также органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым могут быть определены следующим образом:
- проведение эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Крым;
- наращивание собственного экономического (налогового) потенциала и создание стимулов для роста доходного потенциала муниципальных образований Республики Крым;
- проведение работы по сокращению просроченной кредиторской задолженности в случае ее возникновения;
- повышение качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности бюджетных расходов.
Реализация вышеуказанных целей позволит расширить доходную базу местных бюджетов Республики Крым и укрепить их самостоятельность.
Повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, создание финансовой основы для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Крым, оптимизация и автоматизация процессов государственного управления, повышение прозрачности и эффективности работы органов государственной власти Республики Крым, создание эффективной системы управления муниципальными финансами невозможно без внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом Республики Крым.
Формирование единого информационного пространства, объединяющего все этапы бюджетного процесса Республики Крым на региональном и муниципальном уровнях, обеспечивает надежность информации и сокращает временные затраты на ее обработку, повышает оперативность принятия управленческих решений. Этот вектор развития остается приоритетом в организации бюджетного процесса Республики Крым.
Использование Единой системы управления бюджетным процессом Республики Крым, Единой централизованной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета исполнительных органов Республики Крым, государственных (казенных, бюджетных и автономных) учреждений Республики Крым, информационной системы учета начислений и платежей Республики Крым позволило Министерству финансов стать центром развития информационных технологий в бюджетном процессе Республики Крым, обеспечить разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики.
Новые функциональные возможности информационных систем реализовываются на облачных и Web-технологиях с использованием отечественного программного обеспечения. Развитие и создание нового набора инструментов и модернизация существующих инструментов обеспечит актуальную и своевременную техническую поддержку пользователей информационных систем управления финансами Республики Крым, доработку сервиса под регулярно изменяющиеся требования в законодательстве Российской Федерации, а также оптимизацию затрат на сопровождение информационных систем управления финансами Республики Крым.
Дальнейшее развитие информационных систем управления финансами Республики Крым предусматривает внедрение искусственного интеллекта для обработки больших массивов данных, что позволит сократить временные и финансовые затраты при планировании и исполнении бюджета Республики Крым, а также проводить более полную аналитику для формирования более точных прогнозных показателей.
Важным приоритетом остается обеспечение информационной безопасности с одновременным принципом открытости данных. При передаче и обработке конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, используется отечественное программное обеспечение и сертифицированные средства защиты информации, а также реализуются иные меры по защите информации в соответствии с требованиями регулятора в сфере информационной безопасности. В свою очередь, для реализации принципа открытости запущен и постоянно обновляется портал "Открытый бюджет Республики Крым", функционирует официальный сайт Министерства финансов. Также работа Министерства финансов освещается в социальных сетях.
Реализация всех приоритетов приведет к созданию безопасной единой информационной среды, позволяющей реализовать сквозной бюджетный процесс Республики Крым от планирования бюджета Республики Крым в отдельном государственном или муниципальном учреждении до исполнения консолидированного бюджета Республики Крым.
Реализация Государственной программы вызвана необходимостью совершенствования текущей бюджетной политики на территории Республики Крым, развития стимулирующих факторов, открытости и прозрачности, вовлечения граждан в бюджетный процесс Республики Крым, более широкого применения экономических методов управления, повышения эффективности бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений и управления государственным долгом Республики Крым. Кроме того, современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
Государственная программа является "обеспечивающей", то есть, ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса Республики Крым, в том числе исполнительных органов Республики Крым, реализующих другие государственные программы, условий и механизмов их реализации.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Основные приоритеты и цели социально-экономического развития Республики Крым определены Указом Президента Российской Фёдерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года" (далее - Стратегия).
В соответствии со Стратегией основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:
- повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, создание финансовой основы для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Крым;
- внедрение информационной системы проектного управления в органах государственной власти Республики Крым;
- повышение уровня самообеспеченности муниципальных образований Республики Крым. Создание эффективной системы управления муниципальными финансами;
- реализация программ по повышению финансовой грамотности для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Система целеполагания Государственной программы включает в себя следующие цели:
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Крым и бюджетных и автономных учреждений Республики Крым в части расходов на оплату труда, уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам, а также обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, выплаты на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- исполнение расходной части консолидированного бюджета Республики Крым не менее 95%;
- увеличение количества муниципальных образований Республики Крым с долей инициативных платежей, превышающих 5% в объеме расходов местных бюджетов;
- сохранение достигнутого высокого уровня долговой устойчивости Республики Крым;
- создание системы и инфраструктуры непрерывного образования и просвещения населения в сфере финансовой грамотности.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа не взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Для достижения цели Государственной программы "Отсутствие просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Крым и бюджетных и автономных учреждений Республики Крым в части расходов на оплату труда, уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам, а также обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, выплаты на обязательное медицинское страхование неработающего населения" предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Крым, государственных учреждений Республики Крым;
- обслуживание государственного долга Республики Крым;
- информационно-техническое сопровождение систем управления финансами Республики Крым;
- финансовое обеспечение исполнения расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым при недостаточности собственных доходов, вызванных изменениями объективных факторов (обстоятельств), существенно влияющих на объемы расходных обязательств и доходных возможностей.
Для достижения цели Государственной программы "Исполнение расходной части консолидированного бюджета Республики Крым не менее 95%" предусмотрено решение следующих задач:
- развитие деятельности предприятий;
- обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Крым, государственных учреждений Республики Крым;
- обслуживание государственного долга Республики Крым;
- информационно-техническое сопровождение систем управления финансами Республики Крым;
- финансовое обеспечение исполнения расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым при недостаточности собственных доходов, вызванных изменениями объективных факторов (обстоятельств), существенно влияющих на объемы расходных обязательств и доходных возможностей.
Для достижения цели Государственной программы "Увеличение количества муниципальных образований Республики Крым с долей инициативных платежей, превышающих 5% в объеме расходов местных бюджетов" предусмотрено решение следующей задачи:
- развитие механизма инициативного бюджетирования как одного из важнейших общественно-государственных механизмов в системе управления общественными финансами.
Для достижения цели Государственной программы "Сохранение достигнутого высокого уровня долговой устойчивости Республики Крым" предусмотрено решение следующей задачи:
- обслуживание государственного долга Республики Крым.
Для достижения цели Государственной программы "Создание системы и инфраструктуры непрерывного образования и просвещения населения в сфере финансовой грамотности" предусмотрено решение следующей задачи:
- разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Республики Крым.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2023 г. N 984 "О внесении изменений в постановление Совета министров... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.