Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2020 г. N 192-ПП.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики:
от 2 ноября 2020 г. N 243-ПП "Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики местным бюджетам на выплату грантов на поддержку любительских творческих коллективов Кабардино-Балкарской Республики" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2020, N 43);
от 31 мая 2021 г. N 117-ПП "О внесении изменения в пункт 6 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики местным бюджетам на выплату грантов на поддержку любительских творческих коллективов Кабардино-Балкарской Республики" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2021, N 21).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 29 декабря 2023 г. N 306-ПП
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2020 г. N 192-ПП
1. Паспорт государственной программы и паспорта подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Обеспечение условий реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии", "Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" в Кабардино-Балкарской Республике" признать утратившими силу.
2. Раздел "II. Приоритеты и цели государственной политики" изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии"
I. Оценка текущего состояния сферы культуры в Кабардино-Балкарской Республике
Культура в Кабардино-Балкарской Республике является одной из приоритетных направлений и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Кабардино-Балкарии.
Государственная культурная политика, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
Включение мероприятий в сфере культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики, в частности межведомственные координационные органы. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет в части повышения доступности организаций культуры.
Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2023 году возросла по сравнению с уровнем 2019 года более чем на 20% и составила 6,0 млн посещений. Число посещений организаций культуры в расчете на 1 человека в 2023 году составило в среднем 7 посещений против 5 в 2019 году.
К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 13,5 млн посещений, или в среднем до 15 посещений в расчете на 1 человека в год.
В 2023 году сфера культуры включала 374 государственных и муниципальных учреждения культуры, что превышает уровень 2019 года на 1%. В данных учреждениях работает более 2,5 тыс. человек.
В период с 2019 по 2023 год увеличились бюджетные ассигнования, направляемые на сферу культуры в Кабардино-Балкарии. В абсолютных значениях расходы на культуру увеличились за рассматриваемый период более чем в 1,8 раза - с 1,4 млрд рублей в 2019 году до 2,6 млрд рублей в 2023 году. В расчете на душу населения расходы на культуру возросли с 1625 рублей в 2019 году до 3000 рублей в 2023 году.
В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны обеспечен доступ к Национальной электронной библиотеке, обеспечивающей широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.
В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры.
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:
недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры;
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры;
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, а также специалистов для проведения реставрационных работ в фондах музеев и библиотек.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, в том числе:
Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474);
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
Стратегией социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года, утвержденная распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп.
Государственная культурная политика в Российской Федерации основывается на признании культуры согласно части 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации уникальным наследием многонационального народа России, которое поддерживается и охраняется государством. При реализации государственной культурной политики в соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся в том числе гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. При этом к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Основными целями государственной культурной политики согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также:
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Указом N 474 в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена цель "Возможности для самореализации и развития талантов".
В этой связи на современном этапе развития страны государственная культурная политика будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
продвижение статуса культуры как национального приоритета, укрепление позиций государства в сфере культуры;
сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа России как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
формирование и реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
стимулирование повышения качества и разнообразия культурной жизни в малых, удаленных, сельских населенных пунктах, разработка и реализация программ поддержки их культурной инфраструктуры;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
цифровая трансформация сферы культуры;
формирование имиджа Кабардино-Балкарской Республики в качестве субъекта Российской Федерации с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, использование культурного потенциала Кабардино-Балкарии;
разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного и исторического наследия, предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;
развитие проката произведений российской кинематографии;
развитие гастрольной деятельности учреждений культуры;
расширение спектра возможностей и доступных гражданам услуг в сфере культуры посредством введения и развития новых организационных форм и методов работы (разработка и реализация комплексных культурных программ, предусматривающих вовлечение групп детей, подростков, молодежи и родителей, в том числе культурных олимпиад, добровольческих движений в сфере культуры);
модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
повышение социального статуса работников культуры;
совершенствование системы подготовки кадров в сфере культуры;
совершенствование системы художественного образования;
совершенствование системы контроля за полнотой и качеством статистической информации в сфере культуры;
обеспечение межведомственного и межуровневого взаимодействия в реализации государственной культурной политики.
Требования к государственной политике Кабардино-Балкарской Республики в сфере культуры определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере культуры, в том числе Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", федеральными законами "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "О библиотечном деле", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
На уровне Кабардино-Балкарской Республики государственная политика в сфере культуры реализуется в рамках государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии" (далее - Программа) конкретизирует положения и направления развития сферы культуры с учетом специфики условий и доступных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики. При этом обеспечивается согласованность целей, инструментов и механизмов достижения целей с целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры".
III. Задачи государственного управления в сфере культуры, способы их эффективного решения
1. Развитие деятельности организаций культуры включает: обеспечение деятельности организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных и других организаций исполнительских искусств, организаций в области традиционной народной культуры, организаций клубного типа);
развитие гастрольной и выставочной деятельности ведущих федеральных и региональных учреждений культуры в Кабардино-Балкарской Республике;
поддержка деятельности региональных и муниципальных театров, в том числе детских, учреждений культурно-досугового типа и других видов искусств;
государственная поддержка лучших сельских учреждений культуры и лучших работников сельских учреждений культуры;
поддержка непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры для обеспечения организаций культуры высокопрофессиональными кадрами.
2. Повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры (создание условий для реализации творческого потенциала, воспитания на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Кабардино-Балкарской Республики) предусматривает:
продвижение талантливой молодежи в сфере искусства, в том числе проведение детских творческих фестивалей;
поддержку самодеятельного народного творчества посредством проведения фестивалей любительских творческих коллективов;
поддержку реализации проектов, направленных на возрождение духовных традиций и сохранение национального культурного наследия, содействие реализации талантливых и перспективных проектов в области культуры и искусства, воспитание, просвещение и поддержку молодого поколения;
поддержку творческих проектов в области культуры и искусства, в том числе всероссийских и международных проектов в области музыкального, театрального, изобразительного искусства, а также проектов, направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
поддержку развития добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере культуры;
поддержку деятелей российской культуры, художественных коллективов, творческих союзов и организаций;
предоставление поддержки творческим инициативам в сфере театрального, музыкального, современного изобразительного искусства и народного творчества, а также творческим союзам.
3. Развитие инфраструктуры в сфере культуры предусматривает проведение следующих мероприятий:
переоснащение муниципальных библиотек в соответствии с концепцией модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации;
создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. человек;
модернизация и оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств по видам искусств);
реализация проектов по сохранению объектов культурного наследия;
реализация проектов по строительству объектов региональных учреждений культуры.
К концу 2030 года планируется повысить уровень обеспеченности Кабардино-Балкарской Республики организациями культуры до нормативного уровня обеспеченности, увеличить долю зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии.
4. В целях внедрения цифровых технологий в сфере культуры необходимо:
создание виртуальных концертных залов на площадках организаций культуры, в том числе в домах культуры, библиотеках, музеях для трансляции знаковых культурных мероприятий;
развитие портала культурного наследия, традиций народов России "Культура.РФ" и Национальной электронной библиотеки.
К концу 2030 года ожидается увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры.
IV. Задачи, определенные в соответствии с национальной целью
Для достижения целевого показателя "Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года", установленного абзацем седьмым подпункта "б" пункта 2 Указа N 474, реализуются задачи по повышению привлекательности (популярности) культурных мероприятий, использованию современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия в рамках следующих направлений:
развитие сети учреждений культуры, включая меры по укреплению материально-технической базы в учреждениях культуры, реставрацию и сохранение объектов культурного наследия, создание культурно-образовательных и музейных комплексов;
использование новых технологий для сохранения и развития культурного наследия, а также его адаптации к современным реалиям - создание виртуальных концертных залов, мультимедиа-гидов, оцифровка фильмов;
кадровое обеспечение организаций культуры, реализации мер по поддержке сельских учреждений культуры и их работников.
Сроки реализации государственной программы - 2024-2030 годы.
V. Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики
Одним из приоритетов государственной политики в сфере культуры является реализация мероприятий, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики, входящей в состав приоритетных территорий Российской Федерации.
Основными направлениями реализации Программы являются:
реализация целей и задач государственной культурной политики, предусмотренных Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года;
сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства;
создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры в Кабардино-Балкарской Республике.
Задачами реализации Программы являются:
сохранение и развитие многонационального культурного наследия;
обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
реализация мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия и государственному надзору в данной сфере;
развитие и модернизация инфраструктуры учреждений культуры, искусства;
обеспечение доступности культурных благ и услуг для всех групп населения республики, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья;
осуществление мер государственной поддержки организаций культуры, творческих союзов выдающихся деятелей искусства, молодых талантливых исполнителей, работников сферы культуры;
развитие межкультурного взаимодействия, расширение международного и межрегионального культурного сотрудничества, дальнейшая интеграция Кабардино-Балкарской Республики в российское и мировое культурное пространство;
восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Кабардино-Балкарской Республики;
нанесение имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений;
установка на воинских захоронениях мемориальных знаков;
создание условий для обеспечения сохранности документов Архивного фонда Кабардино-Балкарской Республики;
комплектование Архивного фонда Кабардино-Балкарской Республики новыми ценными архивными документами по истории народов Кабардино-Балкарской Республики;
расширение доступа к документам Архивного фонда Кабардино-Балкарской Республики, обеспечение условий для использования архивных документов в научных и практических целях.".
3. Раздел "Методика эффективности государственной программы", приложения N 1-8, 14-16, 18 к государственной программе признать утратившими силу.
4. Дополнить государственную программу приложением N 23 следующего содержания:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 23
к государственной программе
Кабардино-Балкарской Республики
"Культура Кабардино-Балкарии"
Правила
предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики местным бюджетам на выплату грантов на поддержку любительских творческих коллективов Кабардино-Балкарской Республики
1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики местным бюджетам на выплату грантов на поддержку любительских творческих коллективов Кабардино-Балкарской Республики (далее - иные межбюджетные трансферты, коллективы).
2. Иные межбюджетные трансферты выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству культуры Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) на соответствующий финансовый год.
3. Распределение иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании итогов конкурсного отбора коллективов, проводимого Министерством в установленном им порядке.
Иные межбюджетные трансферты могут быть использованы только на укрепление материально-технической базы коллектива.
4. Размер иного межбюджетного трансферта муниципальному образованию рассчитывается по следующей формуле:
Vi=(A/S max)Voбщ,
где:
Vi - размер иного межбюджетного трансферта i-му муниципальному образованию;
А - сумма баллов, набранная i-м коллективом, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования;
S max - максимальная сумма баллов, которую мог набрать коллектив в соответствии с критериями оценки конкурсных программ (выступлений);
Vобщ - общий размер иного межбюджетного трансферта.
5. Иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашений, заключаемых Министерством с местными администрациями муниципальных образований (далее - соглашение), в которых предусматриваются следующие условия:
наличие принятого в установленном порядке муниципального правового акта, определяющего расходные обязательства муниципальных образований по выплате грантов на поддержку коллективов (по предоставлению иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам);
наличие заявки муниципального образования на перечисление иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам по форме и в сроки, установленные соглашением;
обязательства, порядок и сроки предоставления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты;
порядок осуществления контроля за выполнением условий, предусмотренных соглашением при предоставлении иных межбюджетных трансфертов;
ответственность сторон за нарушение условий соглашения, установленных при предоставлении иных межбюджетных трансфертов.
6. Иные межбюджетные трансферты перечисляются на единые счета бюджетов, открытые финансовым органом муниципальных образований в территориальных органах Федерального казначейства.
7. Местные администрации муниципальных образований перечисляют денежные средства на лицевые счета муниципальных учреждений культуры, на базе которых осуществляют деятельность коллективы, в соответствии с присужденными грантами.
8. Местные администрации муниципальных образований до 25 декабря текущего года представляют в Министерство предварительный отчет о произведенных расходах по выплате грантов на поддержку коллективов, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, по форме, установленной Министерством.
9. Местные администрации муниципальных образований до 10 января года, следующего за отчетным, представляют в Министерство окончательный отчет о произведенных расходах по выплате грантов на поддержку коллективов, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, по форме, установленной Министерством.
10. Не использованный на 1 января года, следующего за отчетным, остаток иных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в установленном соглашением порядке.
11. Контроль за использованием иных межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2023 г. N 306-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии" и признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 30 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 января 2024 г. N 0700202401020012
газета "Официальная Кабардино-Балкария" от 20 января 2024 г. N 2