Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 27 декабря 2023 г. N 453
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 29 декабря 2018 г. N 421
Государственная программа
Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия"
I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Калмыкия, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы социально-экономического развития
Объем жилищного фонда в Республике Калмыкия по состоянию на 1 января 2023 года составляет 7 130 тыс. кв. м.
Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которой за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2022 году более 97% жилищного фонда Республики Калмыкия. При этом обеспеченность населения жильем в Республике Калмыкия по состоянию на 1 января 2023 года составила 26,9 кв. м. на человека.
За период с 2014 - 2022 годы общий объем ввода жилья составил 942,23 тыс. кв. м.
Для сокращения ограничений, сдерживающих рост объема жилищного строительства, осуществляется комплекс мероприятий. В настоящее время проводится политика по снижению административных барьеров в жилищном строительстве. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Также в рамках мероприятий государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия" (далее - государственная программа) будут осуществляться меры государственной поддержки застройщиков для завершения строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных домов.
Количество семей, состоявших на учете на получение жилья, по данным Астраханьстат, на 1 января 2023 г. достигало 9 332 семей.
На территории Республики Калмыкия реализуется ряд программ государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе основное мероприятие "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Механизм обеспечения жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, а также ряда других категорий граждан реализуется в рамках указанного основного мероприятия.
Так, удалось применить единые принципы и механизмы выполнения государственных обязательств в отношении почти всех установленных категорий граждан на основе выдачи им государственных жилищных сертификатов. Это позволило создать эффективный механизм обеспечения жильем установленных категорий граждан за счет средств федерального бюджета.
Социальные выплаты предусмотрены на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Республики Калмыкия на постоянное место жительства, в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 1876, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 ноября 2022 г. N 446.
В настоящее время обеспечение жильем молодых семей осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялось в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в соответствии с Порядком предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. N 47.
264 человека, относящихся к данной категории граждан, улучшили свои жилищные условия за период с 2020 по 2022 годы.
Установлены новый порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно непосредственное предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия на основании договора найма специализированного жилого помещения во исполнение Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 г. N 404-IV-З "О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" - в части обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.
По данным Министерства образования и науки Республики Калмыкия численность детей-сирот и лиц из их числа, включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на 1 января 2023 г. составляла 529 человек, из них численность детей-сирот и лиц их числа, в отношении которых вступили в силу и не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями - 92 человека.
Реализуются мероприятия по однократному бесплатному предоставлению в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия".
Обеспечение указанных участков необходимой инфраструктурой будет осуществляться на основании:
Порядка предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование затрат по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, в рамках Государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия" и Правил проведения отбора муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, в рамках Государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия" (приложение N 1 к Государственной программе);
Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на период 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 992-р, в рамках государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия" (приложение N 2 к Государственной программе).
Обеспечение увеличения объема ввода жилья в Республике Калмыкия будет осуществляться на основании Порядка предоставления субсидии, из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия на стимулирование программ развития жилищного строительства Республики Калмыкия в рамках регионального проекта "Жилье в Республике Калмыкия" государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия" (приложение N 3 к Государственной программе).
Актуальность проблемы "обманутых дольщиков" в части, касающейся неисполнения обязательств застройщиками перед участниками долевого строительства, резко возросла в республике за последние годы и становится особенно значимой в текущей политической и экономической ситуации.
В связи с высоким уровнем актуальности указанного вопроса рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить с учетом ранее данных поручений своевременную реализацию планов-графиков по решению проблем граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 9 июля 2017 г. N Пр-1329.
В Республике Калмыкия контролирующим органом осуществлялось ведение реестра пострадавших граждан в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
В 2019 году оказывались меры государственной поддержки граждан - участников долевого строительства в соответствии с Порядком предоставления субсидии из республиканского бюджета застройщикам на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с выполнением работ по завершении строительства и вводу в эксплуатацию многоквартирных домов (проблемных объектов), строящихся с привлечением денежных средств граждан", утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2018 г. N 7, и Порядком предоставления мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков на территории Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 4 июня 2018 г. N 174.
Предусмотрено создание фонда субъекта Российской Федерации в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства путем передачи Фонду имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан - участников долевого строительства согласно Федеральному закону "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ).
Деятельность региональных фондов по завершению строительства проблемных домов финансируется Публично-правовой компанией "Фонд развития территорий", а текущая деятельность - из республиканского бюджета. Также были исключены положения о введении реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также упразднены полномочия контролирующих органов по признанию граждан пострадавшими и ведению такого реестра.
В связи с этим создан Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Республики Калмыкия согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 7 октября 2019 г. N 281.
Финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, по выплате возмещения гражданам - участникам долевого строительства может осуществляться за счет имущества публично-правовой компании "Фонд развития территорий", сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований по статье 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На 1 января 2023 года статус "проблемного объекта" присвоен 5 многоквартирным домам, по которым числится 228 пострадавших граждан. В настоящее время указанный перечень проблемных объектов остается открытым.
Реализация программы предусматривает обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Республики Калмыкия 3 ноября 2011 г. N 296-IV-З "О правовом' регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений".
К категориям граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма, относятся:
1) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности;
2) реабилитированные лица и члены их семей в случае возвращения для проживания в те местности и населенные пункты республики, где они проживали до применения к ним репрессий;
3) больные заразными формами туберкулеза, проживающие в квартирах, в которых, исходя из занимаемой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьи, имеющие ребенка, больного заразной формой туберкулеза.
В настоящее время вынесено 92 судебных решения, вступивших в законную силу, о предоставлении жилых помещений вне очереди гражданам льготной категории по договору социального найма, но не обеспеченных жилым помещением.
За время реализации действующей Схемы территориального планирования Республики Калмыкия существенно изменилось законодательство в сфере территориального планирования. Законодательством установлены новые принципы взаимодействия и взаимовлияния документов территориального и стратегического планирования, в соответствии с которыми разработка схем территориального планирования должна вестись на основании утвержденной стратегии социально-экономического развития республики, региональных (государственных) программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий. На территории Республики Калмыкия реализуются инвестиционные проекты, ведется промышленное и жилищное строительство, принят ряд государственных программ, которым действующая схема территориального планирования республики соответствует не в полной мере.
В соответствии с решением Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в отношении Республики Калмыкия одобрена заявка на получение инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета для реализации проекта "Комплексная застройка микрорайона "Молодежный", город Элиста" на 2022 - 2024 годы (строительство инженерных сетей, автодороги, приобретение автобусов для обслуживания жителей микрорайона).
Инфраструктурное строительство, как подвид строительной отрасли, имеет ярко выраженные особенности, связанные с использованием материалов и технологий, отличных от применяемых в промышленном и жилищном строительстве, а потому представляет собой отдельный рынок. Помимо специфических материалов и технологий (для строительства тоннелей, мостов, автомобильных и железнодорожных дорог и т.п.) этот рынок отличается крайне высокой долей государственного заказа.
II. Описание приоритетов, целей и задач государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты, система целеполагания и задачи государственной политики в сфере реализации государственной программы сформированы на основе Указов Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года", на основе Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2019 г. N 388.
В рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" установлены цели государственной программы, характеризующие достижение национальной цели к 2030 году:
увеличение годового объема ввода жилья до 139 тыс. кв. метров к 2030 году;
улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 тыс. семей.
К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации государственной программы относятся: Республика Калмыкия - регион с высоким уровнем обеспеченности населения комфортным и доступным жильем, конкурентоспособной отраслью строительства и эффективной современной отраслью ЖКХ, предоставляющей населению качественные услуги.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственном программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Комфортная и безопасная среда для жизни" Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р.
IV. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления
Для выполнения целей государственной программы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" выделены следующие ключевые задачи:
Задача 1.1 "Создание арендного жилищного фонда Республики Калмыкия".
Задача будет достигнута за счет обеспечения благоустроенными жилыми помещениями из арендного жилищного фонда 30 граждан и обеспечения ввода арендного жилья 0,99 тыс. кв. м.
Задача 1.2 "Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита".
Задача будет достигнута за счет предоставления 150 гражданам отдельных категорий субсидии на частичную оплату первоначального взноса по ипотечным кредитам в размере 50% от размера первоначального взноса, предусмотренного договором ипотечного кредитования, но не более 150,0 тыс. руб.
Задача 1.3 "Реализация инфраструктурных проектов".
Задача будет достигнута за счет строительства инженерных сетей, автодороги, приобретения автобусов для. обслуживания жителей микрорайона.
Задача 1.4 "Обеспечение земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой в рамках реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющих трех и более детей".
Задача будет достигнута за счет обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
Задача 1.5 "Восстановление нарушенных прав граждан - участников долевого строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков".
Задача будет достигнута путем удовлетворения прав требований граждан - участников долевого строительства ("обманутых дольщиков").
Задача 2.1 "Обеспечение ввода жилья в Республике Калмыкия".
Задача будет достигнута за счет увеличения объема ввода жилья до 139 тыс. кв. метров к 2030 году.
Задача 3.1 "Государственная поддержка отдельных категорий жителей Республики Калмыкия, перед которыми имеются обязательства по обеспечению жильем".
Задача будет достигнута за счет сокращения очередности по обеспечению жильем' отдельных категорий граждан в Республике Калмыкия.
Задача 3.2 "Государственная поддержка жителей г. Херсон и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия".
Задача будет достигнута за счет увеличения жилищных условий с помощью социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.
Задача 4.1 "Формирование финансовых и инвестиционных ресурсов в целях оказания государственной поддержки молодым семьям по строительству (приобретению) жилья".
Задача будет достигнута за счет улучшения жилищных условий 870 молодых семей.
Задача 5.1 "Создание специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений".
Задача будет достигнута за счет приобретения жилых помещений в государственную собственность Республики Калмыкия 4,53 тыс. кв. м.
Задача 5.2 "Приобретение детям-сиротам и детям, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений на основании судебных решений, вынесенных до 1 января 2013 г.".
Задача будет достигнута за счет предоставления 129 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений на основании судебных решений, вынесенных до 1 января 2013 г.
Задача 6.1 "Осуществление актуализации схемы территориального планирования Республики Калмыкия".
Задача будет достигнута за счет актуализации схемы территориального планирования Республики Калмыкия, которая будет способствовать устойчивому развитию территорий Республики Калмыкия, развитию инвестиционных процессов, обеспечит оптимизацию управления территориями и размещенными на них ресурсами.
Задача 6.2 "Оказание услуг в сфере градостроительной деятельности Республики Калмыкия".
Задача будет достигнута Бюджетным учреждением "Центр компетенции и градостроительной деятельности", которое разработает предложения по внедрению прогрессивных решений в сфере благоустройства и формирования комфортной городской среды, также по пространственному, архитектурному, градостроительному развитию Республики Калмыкия.
Задача 6.3 "Создание и эксплуатация государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Калмыкия".
Задача будет достигнута за счет государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Калмыкия, которая будет способствовать развитию территории Республики Калмыкия, развитию инвестиционных процессов, обеспечит автоматизацию технологических процессов.
Задача 6.4 "Реализация проектов "Строим в 1 клик", "Строим умные объекты", указанных в Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Калмыкия".
Задача будет достигнута за счет перевода строительной документации в электронный вид; сокращения времени прохождения рабочей документации по всем этапам жизненного цикла объектов капитального строительства, создания единой среды общих данных.
Задача 6.5 "Установление необходимого набора показателей, расчет которых необходим при разработке градостроительной документации; формирование и реализация в установленном порядке государственной политики в области градостроительства и архитектуры на территории Республики Калмыкия; осуществление строительного контроля и технического надзора за проектированием, строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов".
Задача будет достигнута за счет повышения качества градостроительного проектирования для обеспечения необходимого количества и доступности объектов регионального значения для населения.
Приложение N 1
к Государственной программе
Республики Калмыкия "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
жителей Республики Калмыкия",
утвержденной постановлением
Правительства Республики Калмыкия
от 29 декабря 2018 г. N 421
Порядок
предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование затрат по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, в рамках государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия"
1. Настоящий Порядок устанавливает цели, условия предоставления, распределения и расходования субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование затрат по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, отобранных в установленном порядке (далее - субсидии).
2. Предоставление субсидий осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия, определенный распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 28 марта 2013 года N 96-р (далее - уполномоченный орган).
3. Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению мероприятий по обеспечению необходимой инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям.
4. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год.
5. Условиями предоставления и расходования субсидий являются:
1) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи) бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, указанных в пункте 3, в объеме не менее 50 процентов от общей потребности финансирования данных мероприятий в указанном году;
2) обязательство муниципального образования по достижению значений целевых показателей результативности предоставления субсидии.
6. Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются:
1) минимальная величина затрат на инженерную инфраструктуру в стоимости одного квадратного метра жилья, запланированного к вводу на соответствующем земельном участке;
2) объем средств, предусмотренный в бюджете муниципального образования на реализацию мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям;
3) минимальный срок реализации строительства инженерных сетей;
4) количество земельных участков, подлежащих обустройству инженерной инфраструктурой.
Правила проведения отбора муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, в рамках государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия" определяются в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
7. Решение о распределении средств республиканского бюджета принимается Комиссией, образованной уполномоченным органом.
8. Порядок распределения субсидий между муниципальными образованиями:
1) если сумма заявленных средств по всем участникам равна или меньше ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, лимит распределяется в соответствии с Заявками;
2) если сумма заявленных средств по всем участникам больше ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, лимит распределяется Комиссией пропорционально суммам заявленных средств, указанных в Заявках. При этом Комиссия учитывает предполагаемые показатели непосредственных результатов реализации данных мероприятий в году проведения отбора.
9. Решение о распределении средств республиканского бюджета оформляется протоколом Комиссии и подписывается председателем Комиссии в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения Комиссии. Протокол должен содержать наименование Проекта(ов), заявленного(ых) муниципальным образованием, сведения о стоимости реализации в текущем году Проекта(ов), на выполнение которого(ых) Комиссией одобрено предоставление субсидии, с указанием суммы субсидии, а также видов и стоимости работ в рамках Проекта(ов).
10. После подписания протокола Комиссии о результатах отбора уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта акта Правительства Республики Калмыкия о распределении субсидий по итогам, отбора и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.
11. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения. Форма соглашения утверждается уполномоченным органом.
12. В месячный срок после вступления в силу акта Правительства Республики Калмыкия о распределении субсидий муниципальным образованиям, между уполномоченным органом и муниципальными образованиями заключаются Соглашения о предоставлении субсидий из республиканского бюджета.
Соглашение должно содержать следующие положения, в частности:
1) размер предоставляемой субсидии, цель, порядок и условия предоставления и расходования субсидии;
2) объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на реализацию расходного обязательства по инфраструктурному обустройству земельных участков в целях их софинансирования;
3) значения показателей результативности предоставления субсидии, которые должны обеспечивать достижения целевых показателей Государственной программы;
4) права и обязанности сторон;
5) вид сетей (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), их протяженность и мощность. Количество земельных участков, которые будут обеспечены инженерной инфраструктурой за счет субсидий;
6) обязательство муниципального образования по целевому использованию субсидии;
7) сроки и порядок предоставления муниципальным образованием отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении целевого показателя результативности использования субсидии;
8) порядок осуществления контроля соблюдения муниципальным образованием условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком предоставления субсидий и соглашением;
9) ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения о предоставлении субсидии;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
11) условие о вступлении в силу соглашения;
12) последствий недостижения муниципальным образованием установленных значений показателей результативности использования субсидии;
13) порядка и сроков возврата субсидии в республиканский бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, в соответствии с порядком предоставления субсидии.
13. Порядок оценки результативности предоставления субсидий.
Результативность использования муниципальными образованиями субсидий на софинансирование затрат по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, производится по формуле:
РР = PPi / N, где:
РР - результативность использования субсидий;
N количество показателей результативности использования субсидий по видам сетей;
PPi - результативность использования субсидий по видам сетей, которая рассчитывается по формуле:
PPi = Ti / Si, где:
PPi - результативность использования субсидий по виду сетей;
Ti - фактически достигнутое значение показателя результативности использования субсидии по виду сетей на отчетную дату;
Si - плановое значение показателя результативности использования субсидии по виду сетей, установленное соглашением.
В случае если фактическое значение целевого показателя превышает плановое значение целевого показателя, считать фактическое значение целевого показателя равным плановому значению целевого показателя.
Результативность использования субсидии признается высокой в случае, если значения РР выше либо равно 1,0.
Результативность использования субсидии признается низкой в случае, если значения РР ниже 1,0.
14. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также продление сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидий оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей (индикаторов) государственных программ Республики Калмыкия, а также в случае существенного (более чем на 10 процентов) сокращения размера субсидии.
15. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходных обязательств муниципального образования, софинансирование которых будет осуществляться за счет субсидии, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии.
16. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориального органа Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований.
17. Уполномоченный орган муниципального образования ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчет о расходовании субсидий по форме, устанавливаемой уполномоченным органом.
18. Перераспределение средств республиканского бюджета осуществляется на основании акта Правительства Республики Калмыкия в случае:
1) невыполнения органами местного самоуправления требований, установленных подпунктом 1 пункта 5 настоящего Порядка;
2) отсутствия заключенного соглашения о предоставлении средств республиканского бюджета;
3) неисполнения договорных обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении средств республиканского бюджета.
19. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 настоящего Порядка, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в республиканский бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (V возврата) рассчитывается по формуле:
V возврата = (Vсубсидии х D) х 0,1,
где:
Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в республиканский бюджет, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования (Vсубсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов республиканского бюджета, осуществляющим администрирование доходов республиканского бюджета от возврата остатков субсидий (далее - главный администратор доходов республиканского бюджета);
D - индекс, отражающий уровень недостижения показателя результативности использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения показателя результативности использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения показателя результативности использования субсидии, определяется:
D = 1 - РР,
где:
РР - результативность использования субсидий.
20. Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов муниципальных образований в республиканский бюджет, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов республиканского бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
21. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидии к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
22. Контроль соблюдения муниципальными образованиями условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется уполномоченным органом и Республиканской службой финансово-бюджетного контроля.
Проверки соблюдения муниципальным образованием условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются соответствующим главным распорядителем средств республиканского бюджета и органом, уполномоченным на осуществление финансово-бюджетного контроля в соответствии с действующим законодательством.
23. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход республиканского бюджета, он подлежит взысканию в доход республиканского бюджета в порядке, предусмотренном Министерством финансов Республики Калмыкия, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Приложение
к Порядку предоставления и расходования
субсидий из республиканского бюджета
местным бюджетам на софинансирование
затрат по инфраструктурному обустройству
земельных участков, предназначенных для
бесплатного предоставления в собственность
многодетным, семьям, в рамках государственной
программы Республики Калмыкия "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
жителей Республики Калмыкия"
Правила
проведения отбора муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, в рамках государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия"
1. Отбор муниципальных образований Республики Калмыкия (далее - муниципальные образования) проводится с целью предоставления им субсидий на софинансирование затрат по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям.
2. Организатором отбора муниципальных образований является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Организатор).
3. Организатор:
утверждает Положение о комиссии по отбору муниципальных образований (далее - Комиссия) и ее состав;
рассылает извещение о сроках, месте приема заявок не позднее чем за 15 календарных дней до дня его проведения, а также обеспечивает прием, учет и хранение поступивших от муниципальных образований документов;
предоставляет муниципальным образованиям разъяснения по вопросам проведения отбора;
информирует муниципальные образования о ходе проведения отбора;
выполняет иные функции, определенные настоящими Правилами.
4. Информация о начале проведения отбора муниципальных образований размещается на официальном сайте Организатора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и доводится Организатором до сведения муниципальных образований не менее чем за 14 календарных дней до даты окончания приема документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, и должна содержать следующие сведения:
1) дата, время (начала, окончания) и место приема документов;
2) перечень документов;
3) контактная информация об организаторе отбора.
5. Заявка на участие в отборе представляется на бумажном носителе органом местного самоуправления, уполномоченным представлять интересы соответствующего муниципального образования.
6. Ответственность за полноту и достоверность представленных в составе заявки на участие в отборе информации и документов несет уполномоченное должностное лицо, подписавшее заявление на предоставление субсидий, в соответствии с действующим законодательством.
7. Оригинал заявки на участие в отборе должен быть сброшюрован в одну или несколько папок в последовательности, указанной в пункте 9 настоящих Правил, Первым листом заявки должен быть перечень документов с указанием наименований документов, содержащихся в заявке, и номеров страниц, на которых находятся указанные документы.
8. На первой странице папки указываются:
наименование муниципального образования;
адрес органа местного самоуправления;
необходимая контактная информация.
9. Заявка на участие в отборе (далее также - заявка) должна содержать:
1) заявку, с указанием размера запрашиваемой субсидии по форме согласно Приложению N 1;
2) информационную карту участника отбора по форме согласно Приложению N 2;
3) утвержденный план мероприятий ("дорожная карта") по подготовке земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям;
4) выписку из решения представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на соответствующий финансовый год, в части включения расходов на реализацию мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям;
5) документы, подтверждающие отсутствие нецелевого использования субсидий из республиканского бюджета;
6) заверенные в установленном порядке копии:
муниципальной программы, в рамках которой в установленном порядке утверждены мероприятия по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям;
актов об утверждении уполномоченным органом местного самоуправления проектной документации с указанием стоимости и основных характеристик объектов;
положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;
сводных сметных расчетов на строительство объекта(ов) инженерной инфраструктуры;
7) титульные списки вновь начинаемых и строящихся объектов в текущем финансовом году, утвержденные государственным заказчиком;
8) краткое описание планируемых к строительству Объектов с указанием их основных параметров, точек присоединения к существующим сетям инженерной инфраструктуры и необходимых для присоединения к сетям инженерных сооружений, размеров требуемой поддержки за счет средств республиканского бюджета на соответствующих площадках, расчет необходимых финансовых средств из республиканского бюджета, исходя из потребности в земельных участках.
10. В случае если муниципальное образование, представленное для участия в отборе, участвовало в предшествующем году, дополнительно представляются документы, подтверждающие выполнение принятых обязательств по Государственной программе по состоянию на 31 декабря предшествующего года - справку об освоении выделенных средств с информацией об объемах выполненных работ в предшествующем году.
11. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением заявки на участие в отборе, несут органы местного самоуправления, уполномоченные представлять интересы соответствующего муниципального образования.
12. При принятии заявки Организатором делается отметка, подтверждающая прием документов, с указанием даты и времени.
13. Организатор, в случае необходимости, переносит окончательную дату приема заявок на более поздний срок, оповестив об этом муниципальные образования, участвующие в отборе.
14. По истечении установленного Организатором срока подачи заявок внесение изменений в заявки не допускается.
15. Муниципальные образования, не представившие в полном объеме документацию в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, к участию в отборе не допускаются.
16. Муниципальное образование может внести изменения в свою заявку или отозвать ее при условии, что Организатор получил соответствующее оформленное письменное уведомление до истечения установленного срока подачи заявок. Изменения документов, входящих в заявку, оформляются аналогично основной заявке и являются ее неотъемлемой частью.
17. Заявки не рассматриваются в случае их получения по истечении срока приема, указанного Организатором.
18. У муниципальных образований могут быть запрошены разъяснения и необходимые пояснения по вопросам, являющимся предметом отбора.
19. В случае если по окончании срока подачи заявок не подана ни одна заявка, отбор муниципальных образований признается несостоявшимся.
20. В случае если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, то она рассматривается в соответствии с настоящими Правилами.
В случае если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренных настоящими Правилами, Комиссия после рассмотрения и оценки заявки принимает решение о предоставлении муниципальному образованию права на получение субсидии из республиканского бюджета.
21. Отбор муниципальных образований осуществляется на основании документов, определенных в пункте 9 настоящих Правил.
22. Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий определяются в соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование затрат по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, в рамках государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия" (приложение N 1 к Государственной программе).
23. Муниципальное образование, не представившее или не полностью представившее документы и информацию, указанные в пункте 9 настоящих Правил, признается не прошедшим отбор.
Основанием для отказа в приеме заявок к рассмотрению является несоответствие заявок и прилагаемых к ним документов установленным требованиям.
24. Количество победителей отбора определяется исходя из общего объема средств, предусмотренных в текущем году в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утвержденных в установленном порядке.
25. Комиссия может привлекать к работе независимых экспертов.
26. По результатам отбора, на основании решения Комиссии, Организатор разрабатывает и вносит в установленном порядке проект акта Правительства Республики Калмыкия о предоставлении субсидий муниципальным образованиям.
27. Акт Правительства Республики Калмыкия о предоставлении субсидий муниципальным образованиям, не позднее чем в пятидневный срок после его подписания, публикуется на официальном сайте Организатора.
28. Организатор, не позднее чем в недельный срок, направляет муниципальным образованиям в письменной форме уведомление о результатах отбора.
29. Организатор проводит дополнительный отбор муниципальных образований в соответствии с настоящими Правилами в случае:
1) если по итогам проведенного отбора часть выделяемых средств оказалась муниципальными образованиями невостребованной;
2) увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на соответствующий год на софинансирование затрат по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям.
Приложение N 1
к Правилам проведения отбора
муниципальных образований,
участвующих в реализации мероприятий
по инфраструктурному обустройству
земельных участков, предназначенных
для бесплатного предоставления в
собственность многодетным семьям,
в рамках Государственной программы
Республики Калмыкия "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
жителей Республики Калмыкия"
Заявка
на участие в реализации мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям
Администрация ______________________________________________________
(наименование муниципального образования Республики Калмыкия)
заявляет о намерении участвовать в году в реализации мероприятий по
инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных для
бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, и
предлагает подписать Соглашение об условиях перечисления средств
республиканского бюджета на реализацию мероприятий, контроля за их
расходованием и отчетности об использовании этих средств на общую сумму
_________________________________________________________________________
(сумма заявки цифрами и прописью)
Настоящей заявкой администрация ____________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование муниципального образования Республики Калмыкия)
предоставляет уполномоченным лицам право получать соответствующие
разъяснения в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, органах
местного самоуправления и других организациях, упомянутых в
представленных документах.
________________________ _________ _____________________
(наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
"___" ____________ 20__ г.
Приложение N 2
к Правилам проведения отбора
муниципальных образований,
участвующих в реализации мероприятий
по инфраструктурному обустройству
земельных участков, предназначенных
для бесплатного предоставления в
собственность многодетным семьям,
в рамках Государственной программы
Республики Калмыкия "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
жителей Республики Калмыкия"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
__________________________________________________________
(муниципальное образование Республики Калмыкия)
1. Наименование администрации муниципального образования Республики
Калмыкия.
2. Лицо, уполномоченное представлять интересы перед государственным
заказчиком (фамилия, имя, отчество, должность в органах местного
самоуправления Республики Калмыкия, контактные телефоны, факс и адрес
электронной почты).
3. Основной государственный регистрационный номер администрации
муниципального образования, кем и когда зарегистрирован.
4. Наименование территориального органа Федерального казначейства
(в Республике Калмыкия) ИНН, КПП, ОКАТО, банковские реквизиты (р/с,
наименование банка, БИК).
5. Наименование органа, исполняющего бюджет муниципального
образования Республики Калмыкия.
6. Наличие муниципальной программы, в рамках которой в
установленном порядке утверждены мероприятия по инфраструктурному
обустройству земельных участков, предназначенных для бесплатного
предоставления в собственность многодетным семьям (наименование, кем и
когда утверждена).
7. Площадь земельного участка под застройку, га.
8. Категория земельного участка согласно кадастровому плану.
9. Вид сетей (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и
водоотведение), их протяженность и мощность.
10. Дата утверждения проектно-сметной документации (месяц, год).
11. Наличие технических условий на подключение к инженерным сетям
(перечислить имеющиеся).
12. Стоимость обеспечения земельного участка инженерной
инфраструктурой (тыс. руб.).
в том числе:
газоснабжение
электроснабжение
водоснабжение и водоотведение
прочие расходы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
12. Объем бюджетных средств (тыс. руб.), выделяемый в ____ году в
муниципальном образовании Республики Калмыкия для реализации мероприятий
по инфраструктурному обустройству земельных участков, предназначенных
для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям.
13. Объем запрашиваемых средств республиканского бюджета
(тыс. руб.).
14. Объем внебюджетных средств (тыс. руб.), который предполагается
привлечь для реализации мероприятий по инфраструктурному обустройству
земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в
собственность многодетным семьям в году.
15. Плановый срок строительства сетей (указанных в пункте 10).
16. Количество земельных участков, подлежащих инфраструктурному
обустройству по видам сетей (шт.).
________________________ ___________ ______________________
(наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
"___" ____________ 20__ г.
Ответственный исполнитель: ____________________________________
(ФИО, контактный телефон)
Приложение N 2
к Государственной программе
Республики Калмыкия "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
жителей Республики Калмыкия",
утвержденной постановлением
Правительства Республики Калмыкия
от 29 декабря 2018 г. N 421
Порядок
предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на период 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 992-р
1. Настоящий порядок устанавливает правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы (далее соответственно - иные межбюджетные трансферты, индивидуальная программа).
2. Главным распорядителем средств республиканского бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство).
3. Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств республиканского бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка.
4. Объем бюджетных ассигнований бюджета муниципальных образований на финансовое обеспечение расходных обязательств Республики Калмыкия, связанных с реализацией мероприятия индивидуальной программы, определяется исходя из необходимости достижения значений показателей результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
5. Условиями предоставления иного межбюджетного трансферта являются:
а) соответствие мероприятия, предусмотренного нормативными правовыми актами муниципального образования, на софинансирование которого осуществляется предоставление иного межбюджетного трансферта, мероприятию индивидуальной программы;
б) наличие в бюджете (сводной бюджетной росписи) муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства Республики Калмыкия, софинансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемого к предоставлению из республиканского бюджета иного межбюджетного трансферта.
6. Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством и муниципальным образованием Республики Калмыкия в форме электронного документа посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее именуется - Соглашение) по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В Соглашении предусматриваются:
а) размер предоставляемых иных межбюджетных трансфертов, порядок, условия и сроки их перечисления в бюджет муниципального образования Республики Калмыкия, а также объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования Республики Калмыкия на исполнение соответствующих расходных обязательств;
б) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Республики Калмыкия, предусмотренных в бюджете муниципального образования Республики Калмыкия, в целях софинансирования которого предоставляются иные межбюджетные трансферты;
в) реквизиты правового акта муниципального образования Республики Калмыкия об утверждении мероприятия, соответствующего мероприятию индивидуальной программы, в целях софинансирования которого предоставляются иные межбюджетные трансферты;
г) сроки и порядок представления в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетности об осуществлении расходов муниципального образования Республики Калмыкия, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты;
д) наименование органа местного самоуправления муниципального образования Республики Калмыкия, уполномоченного на осуществление функций по исполнению (координации исполнения) Соглашения со стороны муниципального образования Республики Калмыкия и представлению отчетности;
е) порядок осуществления контроля выполнения муниципальным образованием Республики Калмыкия обязательств, предусмотренных Соглашением;
ж) обязательство муниципального образования Республики Калмыкия по завершении осуществления мероприятия (в том числе по приемке выполнения соответствующих работ) до 31 декабря текущего года (за исключением работ, технологический цикл выполнения которых превышает указанный срок, а также случаев если индивидуальной программой предусмотрен другой срок);
з) обязательство муниципального образования Республики Калмыкия по обеспечению заключения контрактов на осуществление мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, в сроки, обеспечивающие своевременное достижение результатов реализации мероприятия индивидуальной программы;
и) плановые значения показателей реализации индивидуальной программы в отношении объектов местного значения и обязательство муниципального образования Республики Калмыкия по их достижению;
к) обязательство муниципального образования Республики Калмыкия по направлению средств бюджета муниципального образования (с учетом средств федерального и республиканского бюджетов) на цели предоставления иных межбюджетных трансфертов, в объеме не менее установленного индивидуальной программой;
л) обязательство муниципального образования Республики Калмыкия по возврату средств в республиканский бюджет в соответствии с настоящим Порядком;
м) ответственность сторон за нарушение условий Соглашения;
н) условие о вступлении в силу Соглашения;
о) информация о перечислении иных межбюджетных трансфертов после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования Республики Калмыкия после проверки документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета муниципального образования Республики Калмыкия;
п) иные положения, регулирующие порядок предоставления иного межбюджетного трансферта.
7. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов, а также продление сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления иных межбюджетных трансфертов оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы Республики Калмыкия, а также в случае существенного (более чем на 10 процентов) сокращения размера иных межбюджетных трансфертов.
8. Объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на финансирование расходного обязательства муниципального образования, софинансируемого за счет иных межбюджетных трансфертов, утверждается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов.
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходных обязательств муниципального образования, софинансирование которых будет осуществляться за счет иных межбюджетных трансфертов, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера предоставляемой иных межбюджетных трансфертов.
9. Перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в установленном порядке на счета территориального органа Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований.
10. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления иных межбюджетных трансфертов допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в республиканский бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов рассчитывается в соответствии с пунктом 18 Порядка формирования, предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16 октября 2017 г. N 353.
11. Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств:
- установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления;
- установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней, подтвержденное правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- наличие вступившего в законную силу в году предоставления иных межбюджетных трансфертов решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением.
Возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов муниципальных образований в республиканский бюджет, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов республиканского бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
12. В случае нецелевого использования иных межбюджетных трансфертов и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления иных межбюджетных трансфертов к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
13. Контроль соблюдения муниципальными образованиями условий и целей предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством.
Проверки соблюдения муниципальным образованием условий и целей предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляются Министерством и органом, уполномоченным на осуществление финансово-бюджетного контроля.
14. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки иных межбюджетных трансфертов подлежат возврату в доход республиканского бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае если неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов не перечислен в доход республиканского бюджета, он подлежит взысканию в доход республиканского бюджета в порядке, предусмотренном Министерством финансов Республики Калмыкия, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Приложение N 3
к Государственной программе
Республики Калмыкия "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
жителей Республики Калмыкия",
утвержденной постановлением
Правительства Республики Калмыкия
от 29 декабря 2018 г. N 421
Порядок
предоставления субсидии из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия на стимулирование программ развития жилищного строительства Республики Калмыкия в рамках регионального проекта "Жилье в Республике Калмыкия" государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия"
1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия на стимулирование программ развития жилищного строительства Республики Калмыкия в рамках регионального проекта "Жилье в Республике Калмыкия" государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия" (далее соответственно - Порядок, субсидии, региональный проект, проект по развитию территорий), цели и условия, предоставления и распределения субсидий между муниципальными образованиями Республики Калмыкия.
2. Главным распорядителем средств республиканского бюджета на предоставление субсидии является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство).
3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства Республики Калмыкия в рамках регионального проекта "Жилье в Республике Калмыкия" государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2018 г. N 421.
4. Условиями предоставления субсидии являются:
1) наличие нормативного правового акта муниципального образования, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
2) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи) бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства, софинансирование которого осуществляется из республиканского бюджета в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемого к предоставлению из республиканского бюджета субсидии;
3) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка.
5. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств республиканского бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 8 настоящего Порядка.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Республики Калмыкия устанавливается законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и (или) плановый период.
6. Объем бюджетных ассигнований республиканского бюджета на предоставление субсидии определяется, исходя из необходимости достижения значений показателей результатов государственной программы Республики Калмыкия.
7. Критериями отбора муниципального образования Республики Калмыкия для предоставления субсидии являются:
1) наличие утвержденного проекта планировки территории или решения о разработке проекта планировки территории;
2) наличие карты (фрагмента карты) планировочной структуры территории соответствующего муниципального образования с отображением границ территории проекта по развитию территорий, объектов капитального строительства, реализуемых в рамках регионального проекта;
3) наличие документов, подтверждающих планируемое строительство жилья в объеме, заявленном муниципальным образованием в рамках проекта по развитию территорий в очередном финансовом году (разрешений на строительство многоквартирных домов и (или) уведомлений о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства и (или) иных документов);
4) наличие описания проекта по развитию территорий с указанием наименования и срока реализации, общего объема и сроков ввода жилья в рамках проекта.
8. Субсидии могут быть направлены на следующие цели:
1) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на строительство и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов инженерной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий, а также на обеспечение такими объектами земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;
2) возмещение затрат (части затрат) на выплату платы концедента по концессионным соглашениям на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, заключенным в целях реализации проектов по развитию территорий;
3) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях реализации проектов по развитию территорий;
4) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в целях реализации проектов по развитию территорий, финансирование которых осуществлялось в рамках регионального проекта;
5) строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий;
6) строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в том числе магистральных сетей, в целях реализации проектов по развитию территорий.
9. При планировании направления субсидий на цели, предусмотренные подпунктами 4-6 пункта 8 настоящего Порядка, районными муниципальными образованиями Республики Калмыкия одновременно с заявкой в отношении каждого объекта капитального строительства представляются следующие сведения и документы:
1) наименование объекта капитального строительства, технологические параметры, сроки ввода в эксплуатацию;
2) размер бюджетных ассигнований, необходимых на финансирование строительства объекта капитального строительства;
3) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства;
4) документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка проектной документации является обязательной;
5) титульный список вновь начинаемых и (или) переходящих объектов капитального строительства, утвержденный заказчиком;
10. Субсидии муниципальным образованиям Республики Калмыкия за счет средств республиканского бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются на основании Соглашения заключаемого между Министерством и муниципальным образованием Республики Калмыкия с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Субсидии за счет средств республиканского бюджета (без участия средств из федерального бюджета) предоставляются на основании соглашения, заключенного в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Республики Калмыкия, содержащего следующие положения:
1) размер предоставляемой субсидии, цель, порядок, условия и сроки ее предоставления;
2) объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на реализацию расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
3) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
4) значения результатов использования субсидии;
5) обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидии;
6) права и обязанности сторон;
7) перечень объектов капитального строительства (с указанием мощности объекта, сроков строительства и сметной стоимости) и (или) объектов недвижимого имущества - в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению капитальных вложений;
8) обязательство муниципального образования по целевому использованию субсидии;
9) сроки и порядок представления муниципальным образованием отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии;
10) порядок осуществления контроля соблюдения муниципальным образованием условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных правилами предоставления субсидий и соглашением;
11) обязательства муниципального образования по возврату средств в республиканский бюджет в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
12) ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения о предоставлении субсидии;
13) условие о вступлении в силу соглашения.
11. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
несоответствие заявителя критерию отбора, установленному пунктом 7 настоящего Порядка;
несоответствие заявителя условиям отбора, установленным пунктом 4 настоящего Порядка;
предоставление неполного пакета документов.
12. Субсидия распределяется между бюджетами муниципальных образований Республики Калмыкия в соответствии с паспортом регионального проекта "Жилье в Республике Калмыкия" государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия".
13. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также продление сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев изменения значений целевых показателей регионального проекта "Жилье в Республике Калмыкия", а также в случае существенного (более чем на 10 процентов) сокращения размера субсидии.
14. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходных обязательств муниципального образования, софинансирование которых будет осуществляться за счет субсидии, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии.
15. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований в территориальных органах Федерального казначейства.
16. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по достижению значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующим# за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в республиканский бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле:
,
где:
V субсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в республиканский бюджет, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования, не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года;
m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования субсидии;
к - коэффициент возврата субсидии.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:
,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, определяется по следующей формуле:
,
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го результата использования субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го результата использования субсидии, установленное соглашением;
17. Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
18. Эффективность использования субсидии оценивается Министерством путем сравнения фактически достигнутых и плановых значений следующего результата использования субсидии, предусмотренных соглашением, - объем ввода жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации.
19. Не допускается предоставление субсидии на цели, указанные в подпунктах 1 - 3, 6 пункта 8 настоящего Порядка, в связи с реализацией мероприятий в отношении одного и того же объекта капитального строительства в пределах одного финансового года.
20. Ответственность за целевое использование субсидий, достоверность сведений, содержащихся в документах и отчетности, несут муниципальные образования Республики Калмыкия в соответствии с действующим законодательством.
21. Не использованный на 31 декабря текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в республиканский бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
22. Контроль за целевым использованием субсидии муниципальными образованиями осуществляется Министерством и органом, уполномоченным на осуществление финансово-бюджетного контроля.
23. В случае нецелевого использования субсидии районным муниципальным образованием Республики Калмыкия к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Приложение N 4
к Государственной программе
Республики Калмыкия "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
жителей Республики Калмыкия",
утвержденной постановлением
Правительства Республики Калмыкия
от 29 декабря 2018 г. N 421
Перечень
объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, реализуемых в рамках государственной программы Республики Калмыкия "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия"
N |
Наименование объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) и т.д. |
Мощность объекта |
Стоимость объекта (в ценах соответствующих лет) |
Срок ввода в эксплуатацию/приобретения объекта |
Объемы финансового обеспечения по годам, тыс. рублей |
||||||||
единица измерения (по ОКЕИ) |
значение |
Всего |
в том числе |
N |
N + 1 |
N + n |
всего |
||||||
Федеральный бюджет |
Республика некий бюджет |
Местный бюджет |
внебюджетные источники |
2024 |
2025 |
2026 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
12 |
13 |
1. |
Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в том числе: |
|
|
86 164,75 |
85 302,4 |
862,35 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1 |
Инженерные сети, расположенные по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, Восточная промзона, 5 проезд N 35 |
км |
Электроснабжение - 3, газоснабжение - 2,1, водопровод - 1,9, водоотведение - 1,9 |
86 164,75 |
85 302,4 |
862,35 |
0,0 |
0,0 |
2024 г. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. |
Строительство республиканского госпиталя ветеранов войн с центром гериатрии и реабилитации, Республика Калмыкия, г. Элиста, |
Койко/мест |
120 |
871 850,00 |
850 890,00 |
20 960,00 |
0,0 |
0,0 |
2024 г. |
516 390,00 |
0,0 |
0,0 |
516 390,00 |
3. |
Строительство бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения", Республика Калмыкия, г. Элиста |
Посещений чел./ день |
60 |
228 100,00 |
225 810,00 |
2 290,00 |
0,0 |
0,0 |
2024 г. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4. |
Комплексная застройка "Микрорайон "Молодежный" в г. Элиста Республики Калмыкия" |
км |
Электроснабжение - 1,66, водоснабжение - 3,141, водоотведение - 1,163, протяженность дороги - 2 |
495 704,00 |
495 704,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Инженерные сети - 2024 г. Дорога - 2025 г. |
159 028,47 |
147 848,39 |
72 527,14 |
379 404,00 |
|
Итого: |
|
|
1 681 818,75 |
1 657 706,4 |
24 112,35 |
0,0 |
0,0 |
|
675 418,47 |
147 848,39 |
72 527,14 |
895 794,0 |
".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2023 г. N 453 "О внесении изменения в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.