Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Сараевский муниципальный район
Рязанской области
от 11.12.2023 г. N 729
Муниципальная программа
муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области "Развитие культуры"
Паспорт
муниципальной программы муниципального образования - Сараевский муниципальный район
Наименование Программы |
Муниципальная программа муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области "Развитие культуры" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Отдел культуры администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области |
Разработчик Программы |
Отдел культуры администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области (далее - Отдел культуры) |
Основание для разработки Программы |
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1, - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", - Постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области", - Постановление Правительства Рязанской области от 29 октября 2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Развитие культуры "(с изменениями и дополнениями) - Постановление администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 05.08.2013 N 422 "О муниципальных программах муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области". |
Исполнители Программы |
Отдел культуры администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район; муниципальные бюджетные учреждения культуры муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области (далее - МБУК СМР) |
Цель (цели) Программы |
Целью Программы является обеспечение конституционного права населения муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества в сфере культуры. |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2026 годы. |
Перечень подпрограмм |
- Подпрограмма 1 "Развитие дополнительного образования детей в сфере культуры" (приложение N 1) - Подпрограмма 2 "Развитие культурного потенциала Сараевского муниципального района" (приложение N 2) - Подпрограмма 3 "Обеспечение условий реализации программы" (приложение N 3) |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования Программы составляет - 731 788,08508 тыс. руб., в том числе: за счет областного бюджета - за счет бюджета муниципального 49548,05781 тыс. руб. образования - 625 152,36813 тыс. руб. в 2021 году - 3271,22022 тыс. руб. в 2021 году - 90863,71719 тыс. руб. в 2022 году - 9496,24423 тыс. руб. в 2022 году - 99833,60698 тыс. руб. в 2023 году - 23235,59336 тыс. руб. в 2023 году - 99928,75548 тыс. руб. в 2024 году - 4480,000 00 тыс. руб в 2024 году - 110716,30416 тыс. руб. в 2025 году - 4515,000 00 тыс. руб . в 2025 году - 111746,30416 тыс руб. в 2026 году - 4550,0000 тыс.ру. в 2026 году - 112063,68016 тыс. руб. за счет федерального бюджета - 57087,65914 тыс. руб в 2021 году - 3363,83935 тыс.руб в 2022 году - 23682,45217 тыс.руб в 2023 году - 30041,36762 тыс.руб в 2024 году - 0 в 2025 году - 0 в 2026 году |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
Сараевский муниципальный район Рязанской области обладает богатым историко-культурным потенциалом. Историческое прошлое Сараевского муниципального района, выдающиеся люди Сараевского края, сложившиеся культурные традиции дают основу развития культуры в современных условиях.
Выделяются следующие проблемы в сфере культуры, решение которых будет осуществлено путем реализации Программы:
1. Проблема сохранения объектов культурного наследия.
Эта проблема всегда была актуальной, но сейчас она стоит особенно остро.
Комплекс историко-культурного наследия - это особый и очень важный ресурс социально-экономического развития страны. Сохранение и популяризация историко-культурного наследия является не только залогом туристской привлекательности как России в целом, так и каждого региона и района в частности, но и основой возрождения духовности, патриотизма, любви к Отечеству. Объекты культурного наследия включены во многие социальные процессы и являются источником духовного обогащения.
В настоящее время на территории муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области осуществляется государственная охрана 9 объектов культурного наследия, из них 1 - регионального значения, 8 - в списках выявленных.
В области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Сараевского муниципального района Рязанской области можно выделить следующие основные проблемы:
а) критическое состояние многих памятников.
Лишь 1 памятник Сараевского муниципального района Рязанской области находится в удовлетворительном состоянии и активно используется. 9 объектов не используются и находятся в аварийном или руинированном состоянии;
б) высокая степень разрушения зданий, приводит к возникновению реальной угрозы их утраты;
в) несоответствие условий содержания и использования зданий, памятников современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям;
г) процессы естественного старения объектов культурного наследия в значительной степени ускоряются в результате неблагоприятных климатических условий (длительность залегания снега и льда, высокая влажность и отсутствие должной защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции и др.;
д) утрата своеобразия историко-архитектурного облика в связи с интенсивным хозяйственным освоением исторических территорий.
е) остается нерешенной проблема регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр).
В свою очередь, отсутствие правоустанавливающих документов на объекты культурного наследия препятствует органу государственной охраны осуществлять полноценные контрольно-надзорные мероприятия, направленные на выявление, пресечение, предупреждение и профилактику случаев нарушений законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия.
2. Проблемы в области искусства и народного творчества Сараевского муниципального района.
В Сараевском муниципальном районе наблюдается рост числа мероприятий, проведенных муниципальными культурно-досуговыми учреждениями. От базового 2017 года к 2020 году планируется увеличение количества посещений мероприятий до 251 на 1000 человек населения области, а к 2026 году - до 278.
Сараевский муниципальный район - уникальный заповедник народной культуры, народно-поэтических традиций, художественных промыслов и ремесел. Сохранение, возрождение и развитие самобытной культуры, народных промыслов, традиционного жизненного уклада, этнографического материала - вот одно из важнейших направлений деятельности клубных учреждений.
Учреждение культурно-досугового типа - центр социально-культурной жизни сельского поселения, муниципального образования. Его деятельность по приобщению населения к культуре остается самой массовой, традиционной, демократичной, доступной.
В Сараевском муниципальном районе работают 33 клубных учреждений. В этих учреждениях культуры действуют 321 клубных формирований с числом участников 3557 человек, это: хоровые, хореографические, театральные коллективы, оркестры народных инструментов, фольклорные коллективы, коллективы изобразительного искусства, коллективы, занимающиеся народными промыслами.
Из общего числа клубных формирований в Сараевском муниципальном районе насчитывается 26 любительских объединений и клубов по интересам, с числом участников 532 человека.
3. Проблемы в области библиотечного дела.
Библиотечная сеть Сараевского муниципального района насчитывает 30 библиотек: 1 центральная, 1 детская библиотека, 28 расположены в сельской местности. Ежегодно их посещают 135 750 человек, книговыдача составляет 300 700 экземпляров. Охвачено библиотечным обслуживанием в настоящее время 81% населения.
Ежегодно библиотеки Сараевского муниципального района ведут работу, содействующую повышению их социальной и коммуникативной функции, роли в развитии культурной, образовательной, информационной инфраструктуры района. Но наряду с определенными достижениями существует ряд проблем, сдерживающих их дальнейшее развитие:
1) недостаточные темпы информатизации библиотек.
Данный вопрос чрезвычайно актуален в связи с формированием единого российского информационного пространства. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 июля 2010 года региональные и муниципальные публичные библиотеки должны быть обеспечены компьютерным оборудованием и программным обеспечением, широкополосным подключением их к сети Интернет, в том числе для доступа к национальному библиотечному ресурсу, к 1 января 2023 года.
В настоящее время в Сараевском муниципальном районе имеют компьютерное оборудование 30 библиотек (100%), доступ к сети Интернет - 30 библиотек (100%);
2) неудовлетворительное состояние фондов большинства библиотек района.
На текущий момент в Сараевском муниципальном районе книгообеспеченность на 1 жителя в среднем составляет 12 экз. Норматив - 12 экз.
Обновляемость фонда в среднем по библиотекам района составляет 1.5%. Норматив обновляемости 5% в год.
Ежегодно объем книжных фондов библиотек района уменьшается на 500 экземпляров.
Главная причина такого положения с книжными фондами - очень низкий уровень финансирования. Приток изданий в фонды библиотек осуществляется в основном за счет федеральных трансфертов;
3) сохранение библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны.
Данное направление - один из приоритетов государственной политики в области развития библиотечного дела.
Реализуемая с 1998 года Концепция национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации впервые позволила системно подойти к решению дорогостоящей задачи сохранения библиотечных фондов и дала реальные результаты. Однако ее успешная реализация не может кардинально изменить общую ситуацию с сохранностью библиотечных фондов в России. При нынешних объемах финансирования работа в данном направлении будет осуществляться десятилетиями. За это время погибнут многие книжные ценности и носители информации, которых общество лишится навсегда;
4) неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек.
Большинство зданий и помещений библиотек района не отвечает современным требованиям к обслуживанию читателей и к хранению фондов. Из 30 учреждений требуют капитального ремонта 4.
Библиотеки района испытывают острый недостаток площадей, что ведет к "штабелированию" и порче фондов. Это делает их недоступными для читателей, увеличивает количество отказов на выдачу литературы.
Большинство библиотек (40%) не оборудовано пожарной (охранной) сигнализацией. В этих учреждениях существует опасность утраты библиотечного фонда и угрозы для пребывания людей, особенно в крупных библиотеках, отличающихся массовым посещением;
5) старение библиотечных кадров и невысокий уровень их профессиональной подготовки.
4. Проблемы в области музейного дела.
В Сараевском муниципальном районе музейная деятельность представлена 1 Сараевским районным краеведческим музеем, который является важнейшим культурно-просветительским, научно-образовательным центром.
В своем фонде музей хранит более 780 единиц музейных предметов основного фонда, из них более 80% публично представлены в экспозициях и выставках.
Условия хранения музейных предметов часто неудовлетворительные. Нет специально построенных, оснащенных современным оборудованием фондохранилищ (депозитариев). Все музейные ценности хранятся в приспособленных помещениях, в которых трудно обеспечить нормы температурно-влажностного, пылевого, светового и биологического режимов хранения. Музей оснащен охранно-пожарной сигнализацией.
Общее число строений, в которых находится музей - 2.
Еще одной крупной проблемой является недостаточное материально-техническое оснащение музейной деятельности. Часто речь идет об отсутствии элементарных средств обеспечения сохранности предметов. Выявляется дефицит фондового оборудования, стеллажей, сейфов, измерительных приборов, без которых невозможно вести мониторинг режимов хранения, вычислительной техники, без которой невозможно автоматизировать учет, оцифровывать музейные предметы, внедрять современные методики учета культурных ценностей.
Музей не имеет полноценных экспозиций, что снижает показатель посещаемости музея.
Проведение мероприятий позволит создать оптимальные условия для совершенствования деятельности музея по всем направлениям, обеспечения сохранности и безопасности музейных фондов.
5. Проблемы в области художественного образования.
Художественное образование занимает важное место в сфере культуры и искусства Сараевского муниципального района, по сути, являясь той основой, которая обеспечивает ее развитие, достижения, постоянный приток новых творческих кадров, воспитанных на лучших отечественных традициях.
В Сараевском муниципальном районе функционирует 1 детская школа по различным видам искусств. На начало 2022 - 2023 учебного года процент охвата детского населения Сараевского муниципального района в возрасте 7 - 15 лет работой школы искусств составил 12%. С 1 сентября 2017 года переход детской школы искусств на предпрофессиональные программы повлекло изменения в методике расчета показателя: доля детей, охваченных программами дополнительного образования в области искусств, рассчитывается от общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет. К последнему 2026 году реализации Программы по данному показателю планируется достичь уровня вовлеченности детей в программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности - 13%.
Все вышеуказанные проблемы планируется решать программно-целевым методом.
В процессе реализации Программы будут созданы условия для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры на территории Сараевского муниципального района. Предстоит обеспечить модернизацию организаций искусства, художественного образования, досуговых учреждений в сфере культуры и искусства, развить новые организационно-правовые формы организаций в этой сфере, механизмы поддержки традиционной народной культуры, фестивальной и выставочной деятельности.
Процессы, происходящие в Сараевском муниципальном районе, свидетельствуют, что культура района становится активным участником социально-культурной жизни, положительно влияет на социально-экономическое развитие, усиление ее роли в жизни населения района.
Программа охватывает главные направления отрасли, нацелена на достижение социально значимых результатов и эффективности использования бюджетных средств.
Решение указанных проблем программно-целевым методом реализовывалось в ранее действующих программах - районной целевой программе "Культура Сараевского района на 2006 - 2010 годы", долгосрочной целевой программе "Культура Сараевского района на 2010 - 2014 годы", однако в полной мере цель программ достигнута не была, в связи с чем возникла необходимость проблемы, обозначенные выше, решать в рамках настоящей Программы.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы составляет 731 788,08508 тыс. руб.
в том числе:
за счет областного бюджета - 49548,05781 тыс. руб. |
за счет бюджета муниципального образования - 625152,36813 тыс. руб. |
за счет федерального бюджета - 57087,65914 тыс. руб. |
в 20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.