Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Департамента
торговли и услуг города Москвы
от 19.12.2023 N 543
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2024 год
I. Аналитическая часть
Текущее состояние деятельности по проведению контрольных (надзорных) мероприятий
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) контролируемыми лицами, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) и профилактические мероприятия по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, являются:
- организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу пива и напитков на его основе, сидра, пуаре и медовухи, имеющие подключение к ЕГАИС;
- организации и индивидуальные предприниматели, обязанные представлять декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По состоянию на 15 декабря 2023 г. розничную продажу алкогольной продукции в городе Москве осуществляют 5508 организаций на основании лицензий (12500 предприятий торговли и общественного питания), а также 4 172 зарегистрированных в Москве хозяйствующих субъектов, реализующих пиво и напитки на его основе.
В 2023 году контроль за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции производился с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В общей сложности в отношении контролируемых лиц было проведено 64 контрольных (надзорных) мероприятия, в том числе 61 - без взаимодействия и 3 - со взаимодействием, по результатам которых выявлено 24 нарушения обязательных требований.
В связи с поправками, внесенными в указанное выше постановление, в 2023 году появилась возможность проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по индикаторам риска нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции.
В рамках этой работы в августе 2023 года в ходе инспекционного визита было установлено, что лицензиат под видом предприятия общественного питания фактически организовал работу магазина, где велась торговля алкоголем навынос.
Арбитражный суд города Москвы квалифицировал такое нарушение, как деятельность хозяйствующего субъекта без соответствующей лицензии и привлек организацию к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 1,5 млн. рублей.
Аналогичное правонарушение было выявлено при проведении визита в сентябре 2023 года, когда было установлено, что лицензиат, не имея на это разрешения (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), в нарушение положений статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ проводил дегустации алкогольной продукции в торговом зале магазина. Арбитражным судом города Москвы также принято решение о привлечении контролируемого лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 1,5 млн. рублей.
В целях обеспечения выполнения указанных выше обязательных требований хозяйствующим субъектам объявлено 36 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, принято 10 решений о приостановлении действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Продолжена работа по пресечению нелегального оборота алкогольной продукции. За 2023 год возбуждено 378 дел об административных правонарушениях, связанных с розничной продажей алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а также без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота. Из нелегального оборота изъято более 240 тыс. ед. алкогольной продукции.
Работа по профилактике нарушений обязательных требований
В связи с введением моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий контрольная деятельность была фактически переориентирована на проведение профилактики нарушения норм законодательства.
В соответствии с распоряжением Департамента торговли и услуг города Москвы от 19.12.2022 N 252 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год" профилактические мероприятия были направлены на снижение количества нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В этой связи особое внимание уделялось информированию предпринимателей по наиболее актуальным вопросам в области розничной продажи алкогольной продукции.
На официальном сайте Департамента размещены и постоянно актуализируются нормативные правовые акты и программные документы, перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, информация о возможности получения консультаций и порядке досудебного обжалования решений КНО, доклады о результатах государственного контроля и правоприменительной практике, руководства по соблюдению обязательных требований, а также ответы на часто задаваемые вопросы, возникающие при работе на алкогольном рынке, иная информация.
Информация, связанная с соблюдением обязательных требований, в том числе к декларированию объемов розничной продажи алкогольной продукции, по мере необходимости размещалась в личных кабинетах Департамента и пользователей ЕГАИС на портале Росалкогольтабакконтроля и была доступна для ознакомления хозяйствующим субъектам алкогольного рынка.
В отчетном периоде активно использовались такие способы информирования, как направление в адрес участников алкогольного рынка, в первую очередь, впервые получивших лицензии, видео-инструкций и видео-презентаций по вопросам, связанным с соблюдением обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции.
За период январь - декабрь 2023 г. на Telegram-канале "Контроль и алкоголь в Москве" (https://t.me/kamdt), постоянными читателями которого является треть организаций, реализующих алкоголь, опубликовано 265 информационных сообщений, содержащих новостные материалы на темы, касающиеся правоприменительной практики в сфере розничного оборота алкоголя в Москве, в том числе:
- порядка государственного учёта алкогольной продукции в ЕГАИС и ГИС МТ "Честный знак";
- аспектов соблюдения требований к запрету продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, в местах ограничений, в ночное время;
- особенностей соблюдения лицензионных требований при перепланировке и изменении конфигурации помещений, соблюдении мест ограничения розничной продажи алкогольной продукции, проводившегося в 2022 - 2023 гг. эксперимента по разрешению реализации алкоголя в сезонных (летних) кафе;
- требований к маркировке, наличию сопроводительных документов на алкогольную продукцию, применению при ее продаже контрольно-кассовой техники;
и по целому ряду других вопросов.
Проблемы проведения государственного контроля и профилактических мероприятий, новации законодательства, касающиеся контрольной деятельности, соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции и декларированию обсуждались с представителями сетевых предприятий торговли и общественного питания на проведенных Департаментом тематических "круглых столах".
Для участников алкогольного рынка подготовлено и размещено 40 видеоконсультаций по вопросам, актуальным для участников алкогольного рынка.
Департаментом совместно с Главконтролем города Москвы продолжена работа по совершенствованию разделов, связанных с розничной продажей алкогольной продукции, Государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль". В рамках этой работы разработан комплекс из 24 тестов, посредством которых контролируемое лицо может самостоятельно определить, насколько его бизнес соответствует действующему законодательству. Тестирование может пройти любой предприниматель, зарегистрировавший Личный кабинет на платформе "Открытый контроль", после идентификации и аутентификации через сайт госуслуг.
Тесты содержат вопросы, характерные для данного вида деятельности контролируемого лица (наличие зоны ограничения, договоров аренды, соблюдение требований к площади помещения, применение кассовой техники, подключение к ЕГАИС, наличие документов на алкоголь, соблюдение режима продажи алкоголя и т. п.), по которым хозяйствующий субъект самостоятельно выявляет нарушения и принимает решения по их устранению.
Значительное место в профилактике правонарушений сохраняется за традиционными методами информирования и консультирования предпринимателей по проблемам, возникающим при реализации алкогольной продукции.
За отчетный период для хозяйствующих субъектов проведено 647 консультирования посредством телефонной связи, на личных приемах, при ответах на обращения и в онлайн-чатах.
Активно используется такая форма профилактики правонарушений, как вынесение хозяйствующим субъектам предостережения о необходимости соблюдения действующего законодательства. В текущем периоде в адрес хозяйствующих субъектов, реализующих алкоголь, было направлено свыше 4 тыс. предостережений, в том числе 2048 - о необходимости своевременного представления деклараций, 1063 - о недопустимости нарушения порядка учета в ЕГАИС, 915 - о соблюдении требований при организации выездного обслуживания, 309 - о необходимости соблюдения иных обязательных и лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции.
В условиях действия моратория на проведение мероприятий по контролю (надзору) в 2023 году профилактический визит продолжает оставаться наиболее эффективным инструментом взаимодействия с предпринимательскими структурами в целях доведения до них информации о требованиях законодательства. С января по декабрь 2023 года был проведено около 700 профилактических визитов, из них более 200 - посредством видео-конференц-связи. При этом визиты проводились как для организаций, впервые получивших лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в течение календарного года, так и для компаний, осуществляющих свою деятельность на рынке на протяжении многих лет (по их заявкам).
По поручению Правительства Российской Федерации в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы города Москвы, организовано размещение информации о последствиях незаконного производства, приобретения, хранения, перевозки или сбыта, а также опасности потребления нелегальной и суррогатной алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Предварительные итоги программы профилактики 2023 года
Программа профилактики, утвержденная распоряжением Департамента на 2023 год, выполнена полностью.
Отчетными показателями результативности и эффективности Программы в 2023 году являются:
1. Процент выполнения мероприятий, предусмотренных Программой профилактики в текущем году.
2. Доля выданных предостережений к общему количеству хозяйствующих субъектов, нарушивших обязательные требования к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Показатель 1 определяется соотношением количества проведенных мероприятий к общему количеству запланированных мероприятий при целевом значении в 100%.
Программой профилактики в 2023 году предусмотрено объявление 3600 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, проведение 700 обязательных профилактических визитов и 600 консультирований.
По состоянию на середину декабря в адрес хозяйствующих субъектов, реализующих алкоголь, фактически направлено 4335 предостережений, проведено 668 профилактических визитов и 647 консультирований.
Таким образом, количество предостережений и консультирований в настоящее время уже соответствует целевому значению на 2023 год, а число проведенных профилактических визитов достигнет целевого значения к концу текущего года.
Показатель 2 определяется соотношением количества выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований к количеству хозяйствующих субъектов, нарушивших обязательные требования к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В 2023 году его целевое значение также составило 100%.
Характеристика выявленных в 2023 году проблем, на решение которых направлена программа профилактики на 2024 год
Анализ соответствия деятельности контролируемых лиц индикаторам риска, а также правоприменительной практики показал, что одним из актуальных вопросов алкогольного рынка в 2023 году являются попытки контролируемых лиц после получения разрешений на реализацию алкоголя изменить вид деятельности.
Таким примером является факт, описанный в решении Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2023 по делу N А40-228917/23-122-1774.
Как следует из материалов дела, организация в 2022 году получила лицензию на продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия было установлено, что в предприятии общественного питания фактически отсутствовал зал обслуживания, а алкогольная продукция продавалась только навынос.
Таким образом, хозяйствующий субъект изначально не планировал осуществлять лицензируемый вид деятельности и открывать по данному адресу магазин.
Данный умысел может быть сопряжен с действующими запретами для предприятий торговли, связанными с продажей алкоголя рядом с образовательными организациями или торговлей им в ночное время.
Согласно действующему законодательству для предприятий общественного питания требования к режиму работы не применяются, а максимальное расстояние до входа в учебные заведения составляет не 100 (как для магазинов), а всего 25 метров.
Аналогично обстоит дело с проведением в предприятиях торговли дегустаций. Исходя из совокупности положений ст. 16 и 18 Федерального закона N 171-ФЗ, услуги, связанные с созданием условий для употребления алкогольной продукции в месте, где она была приобретена, являются характерными исключительно для имеющих соответствующую лицензию предприятий общественного питания. Распитие алкогольной продукции в иных (общественных) местах законом не допускается.
Учитывая это, при осуществлении своей деятельности контролируемым лицам необходимо учесть, что распитие алкогольной продукции возможно только в отведенных для этого местах (залах обслуживания посетителей) и при обязательном наличии для этого соответствующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Еще одной проблемой на алкогольном рынке остаётся соблюдение порядка учета алкогольной продукции.
В 2023 году допущено около 2 тыс. нарушений, связанных с несвоевременным представлением или уклонением от предоставления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции предприятиями, осуществляющими ее реализацию при оказании услуг общественного питания, а также зарегистрированными в г. Москве хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную продажу пива и напитков на его основе, сидра, пуаре, медовухи. В этой связи контролируемым лицам направлено 2048 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В ноябре 2023 года от Росалкогольтабакконтроля поступила информация о 331 контролируемом лице, которое только за период с 01.07.2023 по 30.09.2023 допустило 1647 нарушений обязательных требований, связанных с учетом алкогольной продукции в ЕГАИС.
Учитывая положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" контролируемым лицам, осуществляющим деятельность на алкогольном рынке города Москвы, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В целях принятия мер по профилактике такого рода правонарушений Департаментом в 2023 году было направлено контролируемым лицам свыше 1 тыс. предостережений. Также вопросы, связанные с соблюдением обязательных требований к декларированию объемов розничной продажи алкогольной продукции, ведению своевременного учета закупки, хранения и реализации алкогольной продукции в ЕГАИС неоднократно обсуждались с представителями бизнес-сообщества на проводимых Департаментом "круглых столах" и тематических чатах на платформе Telegram.
В этой связи необходимо постоянное информирование и консультирование бизнеса по вопросам неукоснительного соблюдения сроков внесения информации в ЕГАИС, установленных приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По-прежнему актуальным остается вопрос розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания. Согласно Федеральному закону N 171-ФЗ организации общественного питания, имеющие соответствующие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, вправе продавать алкогольную продукцию только заказчику услуги по выездному обслуживанию. Услуга должна оказываться в соответствии с порядком уведомления о проведении такого мероприятия (постановление Правительства РФ от 23.12.2020 N 2232), а также соответствии места его проведения, установленным данным законом требованиям.
Продажа алкогольной продукции неустановленному кругу лиц в рамках такой деятельности законодательством не допускается и влечет за собой административную ответственность по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
В целях снижения рисков нарушения обязательных требований в 2023 году контролируемым лицам по этому направлению деятельности было направлено 915 предостережений.
Одной из основных причин обращений жителей города в Департамент остается вопрос, связанный с розничной продажей алкогольной продукции вблизи организаций, осуществляющих образовательную, медицинскую и иную деятельность. Зачастую хозяйствующие субъекты не учитывают, что указанный запрет распространяется в том числе и на продажу пива (пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), т.е. алкоголя, для продажи которого не требуется наличие лицензии. Данное обстоятельство в ряде случаев не принимается во внимание предпринимателями и при проведении перепланировки предприятия торговли или общественного питания, что приводит к изменению условий, при которых была выдана лицензия, и отнесению адреса расположения объекта к местам ограничения продажи алкогольной продукции.
Вышеуказанные вопросы в течение года неоднократно освещались на telegram-канале "Контроль и алкоголь в Москве", а также обсуждались на "Круглом столе" с представителями бизнеса.
II. Основные цели и задачи проведения профилактической работы на 2024 год
Целями работы по профилактике правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2024 году остается:
1. Снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям за счет роста уровня информированности хозяйствующих субъектов алкогольного рынка, совершенствования информационной среды, использования современных каналов распространения информации.
2. Создание условий для осуществления хозяйствующими субъектами возможности самоконтроля и самодиагностики соблюдения обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
3. Дальнейшая цифровизация контрольной деятельности, переход на преимущественно электронное взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение анализа информации о деятельности контролируемых лиц, позволяющий своевременно реагировать на действия, сопровождающиеся риском нарушения обязательных требований, использование для этих целей механизма объявления предостережений.
2. Повышение уровня информированности контролируемых лиц посредством проведения добровольных и обязательных профилактических визитов, бесед о целях и содержании новых видов профилактических мероприятий, а также об изменениях действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Постоянное совершенствование системы информирования и консультирования хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения требований к реализации алкоголя с использованием современных методов коммуникации, самодиагностики (самообследования) с использованием платформы "Открытый контроль".
4. Обеспечение целевого показателя "Цифровой зрелости" контроля соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции.
5. Дальнейшее развитие системы досудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов контроля.
III. Перечень профилактических мероприятий в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, сроки (периодичность) их проведения в 2024 году
Для достижения целей профилактики правонарушений в сфере розничного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции Департамент в 2024 году проводит следующие виды профилактических мероприятий:
Мероприятие |
Форма проведения |
Срок (периодичность) проведения |
Ответственные структурные подразделения |
1. Информирование. |
1.1. Размещение и поддержание в актуальном состоянии сведений по вопросам соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на официальном сайте Департамента, в личном кабинете на портале Росалкогольтабакконтроля, в ГИС "Открытый контроль". |
В течение года. |
Сектор анализа эффективности контрольных мероприятий Управления государственного контроля. Отдел мониторинга безопасности и профилактики правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции Управления государственного контроля. Сектор декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления продовольственной безопасности. |
1.2. Размещение информации о действующих обязательных требованиях, ответственности за их нарушение и осуществлении регионального государственного контроля в каналах Telegram. |
В течение года. |
||
1.3. Размещение на официальном сайте Департамента и других информационных ресурсах информации о последствиях незаконного приобретения, хранения и сбыта алкогольной продукции. |
В течение года. |
Управление государственного контроля. |
|
1.4. Размещение на официальном сайте Департамента и других информационных ресурсах информации об опасностях и последствиях потребления нелегальной и суррогатной алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
В течение года. |
Управление государственного контроля. |
|
2. Обобщение правоприменительной практики. |
2.1. Подготовка доклада, включающего обобщение и анализ осуществления Департаментом регионального государственного контроля, выявление причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований. |
Утверждается правовым актом Департамента не позднее 20 мая 2024 г. и размещается на официальном сайте в срок не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения. |
Сектор анализа эффективности контрольных мероприятий Управления государственного контроля. Сектор декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления продовольственной безопасности. |
2.2. Обобщение и анализ правоприменительной практики соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. | |||
3. Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. |
3.1. Направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В 2024 году контролируемым лицам планируется направить не менее 3200 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. |
В течение года. |
Отдел мониторинга безопасности и профилактики правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции Управления государственного контроля. Сектор декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления продовольственной безопасности. |
3.2. Рассмотрение возражений на направленные предостережения. |
В течение 20 рабочих дней со дня получения возражения. |
||
4. Консультирование. |
4.1. Проведение консультаций предпринимателей посредством видеоконференц-связи, на личных приемах, в ходе проведения профилактических визитов и контрольных (надзорных) мероприятий, по телефону, по письменным обращениям по следующим вопросам: - соблюдение обязательных требований; порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; - применение мер ответственности. В 2024 году планируется провести не менее 600 консультаций контролируемых лиц. |
В течение года. |
Управление государственного контроля. Сектор декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления продовольственной безопасности. |
4.2. Размещение на официальном сайте Департамента и в ГИС "Открытый контроль" разъяснений по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей. |
В течение года. |
||
5. Самообследование. |
5.1. Информирование контролируемых лиц о возможности проведения самообследования в ходе мероприятий по консультированию, а также при направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. |
В течение года. |
Отдел мониторинга безопасности и профилактики правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции Управления государственного контроля. |
6. Профилактический визит. |
6.1. Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности. Обязательный профилактический визит проводится в отношении организаций, получивших лицензию на розничную продажу алкогольной продукции (розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) в течение одного года. Также предусмотрено проведение профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц. По предварительным оценкам в 2024 году планируется провести 500 профилактических визитов. |
В течение года. |
Отдел мониторинга безопасности и профилактики правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции Управления государственного контроля. |
IV. Показатели результативности и эффективности Программы на 2024 год
Отчетные показатели результативности и эффективности Программы в 2024 году:
1. Доля выполнения мероприятий, предусмотренных Программой профилактики в текущем году. Определяется соотношением количества проведенных мероприятий к общему количеству запланированных мероприятий (целевое значение - 100%).
2. Доля выданных предостережений к общему количеству хозяйствующих субъектов, нарушивших обязательные требования к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Определяется соотношением количества выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований к количеству хозяйствующих субъектов, нарушивших обязательные требования к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (целевое значение - 100%).
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Департамента торговли и услуг г. Москвы от 19 декабря 2023 г. N 543 "Об утверждении Программы профилактики рисков... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.