Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Рязанской области
от 28.12.2023 N 808-р
Программа
"Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
Паспорт программы
Наименование программы |
"Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - региональная программа) |
Дата согласования проекта региональной программы Правительством Российской Федерации |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2015 г. N 173-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Рязанской области, ответственный за реализацию региональной программы |
министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области (далее - МТСЗН РО) |
Цель региональной программы |
создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Рязанскую область в целях дальнейшего социально-экономического и демографического развития региона |
Задачи региональной программы |
обеспечение компактного переселения соотечественников; увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в организациях среднего профессионального образования и высшего образования; закрепление переселившихся участников региональной программы в Рязанской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество |
Исполнители основных мероприятий региональной программы |
МТСЗН РО; государственное казенное учреждение Центр занятости населения Рязанской области (далее - ГКУ ЦЗН РО); представители органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области (по согласованию) |
Сроки и этапы реализации региональной программы |
2024 - 2026 годы |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
региональная программа финансируется за счет средств федерального и областного бюджетов. Объемы финансирования составляют 14783,5785 тыс. рублей, в том числе по годам: 2024 год - 6239,30175 тыс. рублей; 2025 год - 6405,81337 тыс. рублей; 2026 год - 2138,46338 тыс. рублей в том числе: объем средств федерального бюджета - 7541,2 тыс. рублей, из них: 2024 год - 3740,0 тыс. рублей; 2025 год - 3801,2 тыс. рублей; объем средств областного бюджета - 7242,3785 тыс. рублей, из них: 2024 год - 2499,30175 тыс. рублей; 2025 год - 2604,61337 тыс. рублей; 2026 год - 2138,46338 тыс. рублей |
Основные показатели эффективности региональной программы |
количество участников региональной программы и членов их семей, прибывших в Рязанскую область |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы |
реализация региональной программы позволит улучшить демографическую ситуацию в регионе за счет переселившихся соотечественников в трудоспособном возрасте на постоянное место жительства на территорию Рязанской области и вселить в регион по 500 соотечественников и членов их семей ежегодно |
1. Общая характеристика сферы реализации региональной программы
На территории Рязанской области на 1 января 2023 года проживало 1089 тыс. человек (2022 год - 1099 тыс. человек), из них:
- численность рабочей силы - 526,8 тыс. человек (2022 год - 520,8 тыс. человек);
- занятое население - 511,5 тыс. человек (2022 год - 500 тыс. человек).
Несмотря на улучшение в 2023 году по отношению к 2022 году социально-экономической ситуации в целом, в Рязанской области продолжается убыль населения.
Убыль населения Рязанской области за 8 месяцев 2023 года составила 3 904 человека. В демографическом развитии Рязанской области сохраняется процесс снижения численности населения (за 8 месяцев 2023 года естественная убыль населения 6 368 человек).
В 2023 году миграционные процессы частично компенсировали естественную убыль населения, в январе - августе 2023 года общий миграционный прирост населения области составил 2 464 человека. В 2022 году в аналогичном периоде наблюдалась миграционная убыль населения - 280 человек.
Развитие экономики Рязанской области в 2023 году, несмотря на продолжение влияния ограничительных мер, характеризовалось положительной динамикой большинства социально-экономических показателей:
индекс промышленного производства составил 106,8% к январю - сентябрю 2022 года;
- объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил в сумме 44 005,16 млн руб., или 136,0%, к январю - сентябрю 2022 года;
- оборот розничной торговли составил 209 571,2 млн руб., или 103,4%, к январю - сентябрю 2022 года;
- оборот общественного питания составил 8 715,1 млн руб., или 104,0%, к январю - сентябрю 2022 года.
Индекс потребительских цен в октябре 2023 года к декабрю 2022 года по Рязанской области находился на уровне 104,9%.
Среднемесячная заработная плата работников в январе - августе 2023 года составила 50,8 тыс. руб., или 114,6%, к январю - августу 2022 года.
В январе - сентябре 2023 года ситуация на рынке труда Рязанской области характеризовалась как стабильная. Среднегодовая численность граждан, зарегистрированных в ГКУ ЦЗН РО в качестве безработных, уменьшилась с 3,1 тыс. человек в 2022 году до 3,0 тыс. человек в 2023 году, численность рабочей силы составила 528,7 тыс. человек, или 48,5% от общей численности населения Рязанской области, в том числе 513,2 тыс. чел., или 97,1% рабочей силы, были заняты в экономике.
В течение 2023 года статус безработного был присвоен 5,0 тыс. человек, что на 21,6% меньше аналогичного показателя 2022 года, уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности рабочей силы в 2023 году был снижен по отношению к 2022 году и составил, 0,5%.
В январе - сентябре 2023 года работодателями было заявлено 15,6 тыс. вакансий, что на 24,3% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Вакансии были представлены во всех сферах деятельности.
В 2023 году наблюдается устойчивый рост количества вакансий (с 13 тыс. до 16 тыс. единиц) и численности работодателей, заявивших потребность в кадрах (с 1 тыс. до 1,1 тыс. единиц).
В среднем на 1 безработного в регионе приходится более 5 вакансий.
Потребность предприятий оборонно-промышленного комплекса в работниках составляет 1,8 тыс. человек, для реализации в регионе инвестиционных проектов до 2030 года необходимо привлечь еще 20 тыс. работников.
В условиях рекордно низкой численности безработных граждан и растущей потребности в трудовых ресурсах одним из источников сглаживания серьезных диспропорций рынка труда (в сегменте квалифицированного персонала) является привлечение иностранной рабочей силы.
Однако стоит отметить, что именно этот способ имеет ряд негативных последствий.
Во-первых, вывоз иностранными гражданами из региона заработанных денежных средств сдерживает увеличение платежеспособного спроса в Рязанской области.
Во-вторых, у многих иностранных граждан отсутствует желание интегрироваться в жизнь населения региона.
В-третьих, возникновение языковой, культурной и религиозной разобщенности может привести к росту социальной напряженности.
В-четвертых, в регион приезжают для работы низкоквалифицированные, малообразованные иностранные граждане.
В этой связи одним из наиболее рациональных решений является оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, что позволит уменьшить темпы сокращения численности населения региона, в том числе граждан трудоспособного возраста, а также снизить профессионально-квалификационный дисбаланс свободных рабочих мест на рынке труда региона.
С 2015 года по 2023 год реализация мероприятий региональной программы позволила обеспечить миграционный приток за счет привлечения на постоянное место жительства в регион порядка 15,5 тыс. соотечественников.
Региональной программой предусмотрены меры социальной поддержки соотечественников: оказание единовременной финансовой поддержки, которая может быть направлена на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, оказание амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи до получения соотечественником полиса обязательного медицинского страхования, переаттестацию ученых степеней, нострификацию дипломов и других документов об образовании участников региональной программы и членов их семей и др.
В целях формирования толерантного отношения к соотечественникам предполагается проведение через средства массовой информации разъяснительной работы с местным населением.
В качестве временной меры социальной поддержки для размещения соотечественников рассматриваются проживание в гостинице, а также возможность аренды жилья за счет собственных средств участника региональной программы и/или с использованием единовременной финансовой поддержки. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства участникам региональной программы предоставляются наряду с российскими гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Всем соотечественникам, нуждающимся в трудоустройстве, будет предоставлена возможность получения в ГКУ ЦЗН РО соответствующих государственных услуг. В случае отсутствия подходящей работы ГКУ ЦЗН РО будет организовано профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда региона, в том числе предпринимательской направленности.
Предусмотрено, что каждому соотечественнику, прибывшему на территорию Рязанской области в рамках региональной программы, будет оказана медицинская помощь в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на то, что территорией вселения определена вся Рязанская область, целесообразно ориентироваться при выборе населенного пункта на муниципальные образования со стабильной ситуацией на рынке труда (уровень регистрируемой безработицы не превышает среднеобластное значение в 1,5 раза).
Таким образом, существующая социальная инфраструктура региона способна обеспечить соотечественникам достойные условия проживания.
Порядки реализации мероприятий региональной программы определяются Правительством Рязанской области.
2. Цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) и срок реализации региональной программы
Цель региональной программы - создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Рязанскую область в целях дальнейшего социально-экономического и демографического развития региона.
Задачи региональной программы:
- обеспечение компактного переселения соотечественников;
- увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в организациях среднего профессионального образования и высшего образования;
- закрепление переселившихся участников региональной программы в Рязанской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.
Целевые показатели (индикаторы) реализации региональной программы
Цель региональной программы |
Целевой показатель (индикатор) региональной программы |
Единица измерения |
Плановый период (плановый показатель) |
||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Рязанскую область в целях ее дальнейшего социально-экономического и демографического развития |
численность переселившихся соотечественников (участников региональной программы и членов их семей) |
человек |
500 |
500 |
500 |
доля участников региональной программы, получивших единовременную финансовую поддержку на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, от общего количества участников региональной программы, в отношении которых принято решение о предоставлении единовременной финансовой поддержки |
% |
100 |
100 |
100 |
|
доля участников региональной программы и членов их семей, получающих профессиональное образование, обучающихся по программам переподготовки и повышения квалификации (сроком обучения не более 6 месяцев) в образовательных организациях Рязанской области, от общего количества участников региональной программы |
% |
2 |
2 |
2 |
Показатели численности участников региональной программы и объемы финансирования мероприятий региональной программы могут ежегодно корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации в Рязанской области.
3. Основные мероприятия по реализации региональной программы
Региональная программа предусматривает комплекс мероприятий, способствующих оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, и направлена на создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, а также вовлечение их в профессиональную сферу.
Перечень основных мероприятий региональной программы
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
Ожидаемый результат |
Риск неисполнения |
|
начало |
окончание |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Основное мероприятие 1 "Профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования (сроком обучения не более 6 месяцев) участников подпрограммы и членов их семей в образовательных организациях, расположенных на территории Рязанской области" |
МТСЗН РО |
2024 год |
2026 год |
содействие в трудоустройстве 20 соотечественников, по востребованным профессиям (специальностям) на региональном рынке труда, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование |
отсутствие у соотечественников возможности получения профессии, востребованной на рынке труда региона |
Основное мероприятие 2 "Информационное обеспечение реализации подпрограммы" |
МТСЗН РО |
2024 год |
2026 год |
повышение уровня информированности соотечественников о реализации региональной программы |
отсутствие дополнительной возможности для удовлетворения спроса на рабочую силу в отраслях, испытывающих потребность в кадрах |
Основное мероприятие 3 "Оказание единовременной финансовой поддержки участникам подпрограммы на обустройство" |
МТСЗН РО |
2024 год |
2026 год |
материальная поддержка соотечественников, прибывших в рамках региональной программы |
снижение уровня жизни соотечественников |
Основное мероприятие 4 "Размещение на информационном ресурсе АИС "Соотечественники" информации о: а) уровне обеспеченности трудовыми ресурсами территорий вселения; б) возможности трудоустройства участников подпрограммы и членов их семей, включая занятия предпринимательской, сельскохозяйственной деятельностью или агропромышленным производством; в) возможности получения среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования; г) возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства соотечественников" |
МТСЗН РО |
2022 год |
2026 год |
повышение уровня информированности соотечественников о территории вселения |
- |
Перечень основных мероприятий подпрограммы включает в себя:
- основное мероприятие 1 "Профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования (сроком обучения не более 6 месяцев) участников региональной программы и членов их семей в образовательных организациях, расположенных на территории Рязанской области", в том числе мероприятия по направлению соотечественников на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования до признания их безработными;
- основное мероприятие 2 "Информационное обеспечение реализации региональной программы", в том числе мероприятия по:
информированию местного населения, соотечественников, проживающих за рубежом, о реализации подпрограммы, в том числе через средства массовой информации, издание памяток, буклетов и других информационных материалов;
расширению возможности доступа соотечественников к областному банку вакансий;
- основное мероприятие 3 "Оказание единовременной финансовой поддержки участникам региональной программы на обустройство", в том числе мероприятие по выплате единовременной материальной поддержки соотечественникам, которая может быть направлена на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, оказание амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи до получения соотечественником полиса обязательного медицинского страхования, переаттестацию ученых степеней, нострификацию дипломов и других документов об образовании участников региональной программы и членов их семей и др.;
- основное мероприятие 4 "Размещение на информационном ресурсе автоматизированная информационная система (далее - АИС) "Соотечественники" информации о:
- уровне обеспеченности трудовыми ресурсами территорий вселения;
- возможности трудоустройства участников региональной программы и членов их семей, включая занятия предпринимательской, сельскохозяйственной деятельностью или агропромышленным производством;
- возможности получения среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
- возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства соотечественников, в том числе мероприятия по формированию, обновлению и размещению информационно-справочных материалов о реализации региональной программы, возможностях трудоустройства и профессионального обучения на информационном портале АИС "Соотечественники" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Меры государственного регулирования:
уполномоченным органом по разработке и реализации региональной программы является МТСЗН РО;
координация деятельности исполнителей региональной программы осуществляется Межведомственной комиссией по оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, образованной распоряжением Губернатора Рязанской области от 13.06.2007 N 263-рг;
порядки реализации мероприятий региональной программы определяются Правительством Рязанской области.
Внутренний финансовый контроль и государственный финансовый контроль осуществляются в соответствии с положениями бюджетного законодательства.
Текущее управление реализацией региональной программы осуществляется заказчиком Программы.
Заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение региональной программы.
Перечень нормативных правовых актов, принятых и предполагаемых к утверждению в Рязанской области в целях реализации региональной программы
N п/п |
Вид нормативного правового акта, дата и номер |
Основные положения нормативного правового акта |
Исполнитель |
Ожидаемый срок принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Распоряжение Губернатора Рязанской области от 13.06.2007 N 63-рг |
о создании Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом |
МТСЗН РО |
- |
2. |
Распоряжение Губернатора Рязанской области от 02.08.2007 N 384-рг |
об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом |
МТСЗН РО |
- |
3. |
Постановление Правительства Рязанской области от 18.03.2015 N 46 |
об утверждении порядков по реализации отдельных мероприятий государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости" |
МТСЗН РО |
- |
4. Объемы финансовых ресурсов на реализацию региональной программы
Объемы финансирования региональной программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Финансово-экономическое обоснование мероприятий региональной программы
1. Профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования (сроком обучения не более 6 месяцев) участников региональной программы и членов их семей в образовательных организациях, расположенных на территории Рязанской области.
Объем затрат на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования (сроком обучения не более 6 месяцев) участников региональной программы и членов их семей в образовательных организациях, расположенных на территории Рязанской области, (руб.):
Sprof = Bprof x Fprof,
где:
Sprof - объем затрат на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования (сроком обучения не более 6 месяцев) участников региональной программы и членов их семей в образовательных организациях, расположенных на территории Рязанской области, руб.;
Bprof - средняя стоимость профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования участника региональной программы, руб.;
Fprof - количество участников региональной программы, нуждающихся в профессиональном обучении и получении дополнительного профессионального образования, чел.;
Sprof в 2024 году - 337,5 тыс. руб. (33750,0 руб. x 10), чел., в том числе средства федерального бюджета - 132,0 тыс. руб.;
Sprof в 2025 году - 337,49999 тыс. руб. (33749,99 руб. x 10), чел., в том числе средства федерального бюджета - 132,0 тыс. руб.;
Sprof в 2026 году - 337,5 тыс. руб. (33750,0 руб. x 10), чел.;
Итого: 1012,49999 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 264,0 тыс. руб.
Предполагается, что нуждаться в профессиональном обучении и получении дополнительного профессионального образования будут не менее 2% от участников региональной программы и членов их семей ежегодно.
2. Информационное обеспечение реализации региональной программы.
Объем затрат на информационное обеспечение реализации региональной программы:
Sinf = (Binf x Finf) + Rinf + (Pinf x Kinf),
где:
Sinf - объем затрат на информационное обеспечение реализации подпрограммы, руб.;
Binf - средняя стоимость одной единицы тиража, руб.;
Finf - тираж, экземпляров;
Rinf - стоимость изготовления презентационно-рекламного видеоролика, руб.;
Pinf - стоимость проведения презентаций региональной программы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников подпрограммы, руб.;
Kinf - планируемое количество проведения презентаций.
Sinf в 2024 году - 515,30175 тыс. руб. (12,5 руб. x 1000 + 502,80175 руб. x 1);
Sinf в 2025 году - 532,18838 тыс. руб. (12,5 руб. x 1000 + 519,68838 руб. x 1);
Sinf в 2026 году - 532,18838 тыс. руб. (12,5 руб. x 1000 + 519,68838 руб. x 1);
Итого: 1579,67851 тыс. руб.
Планируется подготовка и издание буклетов "Памятка переселенцу" и "Программа переселения соотечественников в Рязанскую область" общим тиражом - 1000 единиц, из расчета средней стоимости одной единицы тиража не менее 12,5 руб.
Ежегодно планируется проводить не менее 1 презентации региональной программы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников подпрограммы.
3. Предоставление единовременной финансовой поддержки участникам региональной программы на обустройство.
Объем затрат на предоставление единовременной финансовой поддержки переселенцев:
Sfin = Rfin x Ffin + Rbanki,
где:
Sfin - объем затрат на предоставление единовременной финансовой поддержки (гарантий) участникам подпрограммы, руб.;
Rfin - размер единовременной финансовой поддержки участникам подпрограммы на обустройство, руб.;
Ffin - численность переселенцев, чел.;
Rbanki - оплата комиссионного вознаграждения кредитной организации (0,5% суммы произведенных выплат), руб.;
Sfin - объем затрат на предоставление единовременной финансовой поддержки (гарантий) участникам региональной программы, руб.;
Sfin в 2024 году - 5386,5 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 3608,0 тыс. руб.;
Sfin в 2025 году - 5536,125 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 3669,2 тыс. руб.;
Sfin в 2026 году - 1268,775 тыс. руб.;
Итого: 12191,4 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 7277,2 тыс. руб.
5. Оценка планируемой эффективности и риски реализации региональной программы
Эффективность реализации региональной программы по мероприятиям определяется по следующей формуле:
,
где:
En - эффективность реализации отдельного мероприятия региональной программы (%), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
Tfn - фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию региональной программы;
Tpn - плановое значение n-го индикатора (показателя);
n - номер индикатора (показателя) региональной программы.
Интегральная оценка эффективности реализации региональной программы определяется по формуле:
,
где:
E - эффективность реализации региональной программы (%);
En - эффективность реализации отдельного мероприятия региональной программы (%), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
n - номер индикатора (показателя) региональной программы;
N - количество индикаторов региональной программы.
При реализации мероприятий региональной программы могут возникнуть риски, связанные с:
- отсутствием работы у соотечественников и их попаданием в категорию безработных граждан;
- несоответствием реальной квалификации или деятельности участника региональной программы квалификации или деятельности, заявленных в анкете соотечественника;
- недостаточной интеграцией соотечественников в социальную структуру населения Рязанской области;
- конкуренцией с местным населением по доступу к объектам социальной инфраструктуры;
- возрастанием нагрузки на бюджет Рязанской области в случае предоставления государственных и муниципальных услуг Рязанской области;
- ростом межнациональной напряженности;
- обособлением соотечественников путем создания на территории Рязанской области этносоциальных сообществ.
Для управления вышеуказанными рисками предусмотрены следующие мероприятия, направленные на их снижение:
- подбор подходящей работы для соотечественников посредством предоставления ГКУ ЦЗН РО государственной услуги "Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников";
- организация бесплатного профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, переподготовки, повышения квалификации (сроком обучения не более 6 месяцев) для не менее 2% прибывающих соотечественников ежегодно по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Рязанской области;
- реализация Комплексного плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в 2022 - 2025 годах на территории Рязанской области, утвержденного распоряжением Правительства Рязанской области от 17.03.2022 N 125-р, в целях формирования у местного населения толерантного отношения к соотечественникам;
- организация работы с соотечественниками по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- проведение мониторинга состояния рынка труда Рязанской области;
- установление требований к соотечественникам, участвующим в реализации региональной программы.
Соотечественник, участвующий в реализации региональной программы, должен соответствовать одному из следующих требований:
а) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", (далее - Государственная программа) в течение 2 последних лет постоянно проживать (пребывать) за рубежом, при этом в указанный период в стране проживания (пребывания) соотечественник не должен иметь длительного отсутствия занятости (более 6 месяцев);
б) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе не менее 2 лет проходить обучение по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования либо являться выпускником указанных образовательных организаций, находящихся на территории Рязанской области, с момента окончания обучения в которых прошло не более 6 месяцев;
в) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе в течение последних 24 месяцев непрерывно являться учредителем юридического лица, зарегистрированного и осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации. При этом указанным юридическим лицом в соответствии с законодательством о налогах и сборах в течение последних 12 месяцев до подачи соотечественником заявления об участии в Государственной программе должны быть уплачены налоги (за исключением осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов) на общую сумму не менее 100 тысяч рублей;
г) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе в течение последних 12 месяцев непрерывно являться учредителем юридического лица, зарегистрированного и осуществляющего деятельность на территории Рязанской области. При этом указанным юридическим лицом в соответствии с законодательством о налогах и сборах в течение последних 12 месяцев до подачи соотечественником заявления об участии в Государственной программе в консолидированный бюджет Рязанской области должны быть уплачены налоги (за исключением осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов) на общую сумму не менее 100 тысяч рублей;
д) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе являться индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Российской Федерации непрерывно не менее 2 лет до подачи заявления об участии в Государственной программе. При этом в течение последних 12 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе сумма уплаченных соотечественником налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должна составлять не менее 100 тысяч рублей;
е) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе являться индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Рязанской области непрерывно не менее года до подачи заявления об участии в Государственной программе. При этом в течение последних 12 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе сумма уплаченных соотечественником налогов и сборов, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должна составлять не менее 100 тысяч рублей;
ж) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе осуществлять на законных основаниях непрерывную, документально подтвержденную трудовую деятельность на территории Российской Федерации не менее 36 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе;
з) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе осуществлять на законных основаниях непрерывную, документально подтвержденную трудовую деятельность на территории Рязанской области не менее 12 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе;
и) являться на момент подачи заявления об участии в Государственной программе педагогическим работником организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Российской Федерации;
к) иметь медицинское образование и являться медицинским работником, осуществляющим документально подтвержденную трудовую деятельность в медицинской организации;
л) являться соотечественником, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанным беженцем на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, либо соотечественником, постоянно проживавшим на территории иностранного государства или территории из числа иностранных государств и территорий, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, прибывшим на территорию Российской Федерации и признанным беженцем на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, либо постоянно проживающим на территории иностранного государства или территории из числа иностранных государств и территорий, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, подавшим заявление об участии в Государственной программе в уполномоченный орган, указанный в пункте 37 Государственной программы, в стране своего постоянного проживания (пребывания) или гражданской принадлежности.
К соотечественникам, указанным в пункте "л", требования к профессиональному образованию и стажу работы не применяются.
6. Описание территории вселения для привлечения соотечественников
Географическое положение и административное устройство
Рязанская область расположена в центре Европейской части России, входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района Российской Федерации. Площадь территории Рязанской области составляет 39,6 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность с севера на юг около 225 км, с запада на восток - около 250 км.
Основные особенности климата Рязанской области определяются ее положением в средней части Русской равнины. Сравнительная удаленность от Атлантики и арктических морей определяет умеренную континентальность климата, проявляющуюся в 30-градусной разнице температур между зимой и летом. Средняя температура января - 10°С, июля + 20°С. В год в среднем выпадает 500 мм осадков (25 - 30% - в виде снега).
В состав региона входят 29 муниципальных образований: 4 города областного подчинения (Рязань, Касимов, Сасово, Скопин), 25 районов (Александро-Невский, Ермишинский, Захаровский, Кадомский, Касимовский, Клепиковский, Кораблинский, Милославский, Михайловский, Пителинский, Пронский, Путятинский, Рыбновский, Ряжский, Рязанский, Сапожковский, Сараевский, Сасовский, Скопинский, Спасский, Старожиловский, Ухоловский, Чучковский, Шацкий, Шиловский).
В административном центре - г. Рязани - проживает 523,2 тыс. человек. Численность населения Рязанской области составляет порядка 1088,9 тыс. человек (по данным на 1 января 2023 года).
Рязанская область - одна из плотно населенных и хорошо освоенных областей России. Средняя плотность населения - 28 человек на квадратный километр, в том числе сельского - 7,6. Доля городского населения составляет 71,4%.
Промышленность
Промышленное производство составляет основу экономики региона и формирует 29,6% валового регионального продукта. Доля работающих в промышленности составляет 28,0% от занятых в экономике в целом.
В последние годы темпы роста в промышленности превышают среднероссийские показатели. Один из главных факторов обеспечения опережающего роста - использование предприятиями всех доступных мер поддержки федерального и регионального уровня.
Индекс промышленного производства в январе - сентябре 2023 года составил 106,8% к уровню 2022 года, в том числе по видам экономической деятельности:
- добыча полезных ископаемых - 89,3% (доля 0,3% в общем объеме отгрузки промышленной продукции);
- обрабатывающие производства - 108,9% (доля 88,7% в общем объеме отгрузки промышленной продукции);
- обеспечение электроэнергией, газом и паром кондиционирование воздуха - 113,2% (доля 8,9% в общем объеме отгрузки промышленной продукции);
- водоснабжение водоотведение, организация сбора и утилизации отходов - 86,8% (доля 2,0% в общем объеме отгрузки промышленной продукции).
За период с 2018 года с учетом отраслевой специализации региона, имеющихся научно-технических заделов, при поддержке центра кластерного развития Государственного Фонда развития промышленности Рязанской области сформировано 11 кластеров: 9 региональных, 2 межрегиональных.
Всего участниками кластеров стали 149 предприятий и организаций региона, а также 5 образовательных организаций.
В настоящее время промышленный потенциал Рязанской области в значительной степени формируют следующие виды экономической деятельности: производство пищевых продуктов, производство электронных и оптических изделий, производство нефтепродуктов, производство лекарственных средств, производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
Наиболее крупные промышленные предприятия: АО "Государственный Рязанский приборный завод", ПАО Завод "Красное Знамя", АО "Рязанский радиозавод", АО "РКБ "Глобус", АО "РНПК", ООО "Скопинфарм", ООО "ФОРТ", филиал ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - Рязанская ГРЭС, Рязанский филиал ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", ООО "Завод Технофлекс", ООО "Завод Техно", ООО "Серебрянский цементный завод".
Агропромышленность
Рязанская область является агропромышленным регионом, который обладает необходимой сырьевой базой для развития сельскохозяйственного производства и расположен в 180 км от Москвы - крупнейшего рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
Регион располагает 1,1% от площади сельскохозяйственных угодий Российской Федерации. Общий земельный фонд сельхозпредприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, составляет 2 467,3 тыс. га, в том числе сельхозугодия занимают 2 272,9 тыс. га, пашня - 1 439,5 тыс. га, кормовые угодья - 799,3 тыс. га.
В области функционируют 217 сельскохозяйственных предприятий, 274 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 294,3 тыс. личных подсобных хозяйств.
Основные отрасли сельского хозяйства Рязанской области: молочное скотоводство, свиноводство, яичное птицеводство, производство зерна, масличных культур и кормопроизводство.
За 2022 год произведено продукции сельского хозяйства 113,8 млрд рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 116,5% к уровню 2021 года. Удельный вес продукции растениеводства в общей стоимости сельскохозяйственной продукции составил 61,6%, животноводства - 38,4% (в 2021 году - 65,1% и 34,9% соответственно).
В хозяйствах всех категорий на 1 ноября 2023 года поголовье крупного рогатого скота составило 175,1 тыс. голов, из него коров 74,0 тыс. голов, поголовье свиней - 342,3 тыс. голов, овец и коз - 50,3 тыс. голов, поголовье птицы в сельскохозяйственных организациях составило 5 561 тыс. голов. За 10 месяцев 2023 года в хозяйствах всех категорий произведено 93,5 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (112,7% к соответствующему периоду 2022 года), 525,9 тыс. тонн молока (105,3%), 1 125,6 млн штук яиц (122,8%).
Объем производства молока, яиц, зерна, картофеля, овощей удовлетворяет потребности региона, часть продукции поставляется в другие субъекты Российской Федерации.
Крупнейшими сельскохозяйственными организациями в регионе являются ООО "ОКА МОЛОКО", АО "Окское", ООО "Вердазернопродукт", ООО "Авангард", ООО "Вакинское Агро".
Пищевая и перерабатывающая промышленность региона объединяет более 190 предприятий.
Деятельность предприятий пищевой отрасли направлена на обеспечение потребности населения в основных видах продовольственных товаров, увеличение объемов переработки сельскохозяйственной продукции, повышение конкурентоспособности продукции осуществляется за счет расширения ассортимента и улучшения качества продуктов. Среди них ООО "Русские мельницы", ООО Агромолкомбинат "Рязанский", ООО "Астон Крахмало-Продукты", ПАО "Красный Октябрь" (филиал "Производство N 2 в г. Рязани" ), ООО "Лина".
Малый и средний бизнес
Одним из приоритетов социально-экономической политики региона является развитие предпринимательской деятельности. В Рязанской области создана нормативно-правовая база, регулирующая развитие предпринимательства, реализуются региональные и муниципальные программы, действуют организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, такие как Гарантийный фонд Рязанской области, Микрофинансовая организация - Рязанский областной фонд поддержки малого предпринимательства, АНО "Центр бизнеса Рязанской области".
В Рязанской области сохраняется положительная тенденция развития малого и среднего предпринимательства.
Представители малого бизнеса работают во всех сферах экономики региона. Малые и средние предприятия создают новые рабочие места, увеличивают налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
В структуре малых предприятий (без микропредприятий) наибольшее количество приходится на розничную и оптовую торговлю - 27,2%, обрабатывающие производства - 19,8%, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг - 19,0%, строительство - 13,8%, сельское хозяйство - 7,6%, на долю остальных - 12,6%.
Доля малых предприятий, работающих в реальном секторе экономики, в общей численности предприятий малого бизнеса составляет 48,4%.
Доля среднесписочной численности работников, занятых в сфере малого бизнеса, в общей численности работников всех организаций Рязанской области составляет 53,4%.
Достижению таких результатов способствует реализация мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса: действуют законы Рязанской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Рязанской области" и "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Рязанской области", работает Комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Рязанской области, аналогичные комиссии действуют во всех муниципальных образованиях.
Инвестиции
Одним из обязательных условий социально-экономического развития региона является активизация инвестиционных процессов. Инвестиции гарантируют способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
В январе - сентябре 2023 года темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий, составил 102,3% по сравнению с периодом январь - сентябрь 2022 года.
В настоящее время в Рязанской области реализуется порядка 95 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 270 млрд рублей, при их реализации ожидается создание более 20 тыс. рабочих мест.
Правительство Рязанской области системно работает над созданием привлекательных условий ведения инвестиционной деятельности в регионе. Одним из основополагающих элементов данной работы является региональное инвестиционное законодательство.
Действует Закон Рязанской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области", который направлен на создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов и устанавливает выгодные условия дополнительно к федеральным гарантиям инвестиционной деятельности.
Активно применяется инвестиционный налоговый вычет, постепенно расширяются направления его использования от инвестиционных инициатив участников национального проекта "Производительность труда" до проектов в промкластерах, технопарках и промпарках, создания производств импортозамещающей продукции и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
С применением режима участника РИП - регионального инвестиционного проекта - создано самое крупное в России производство цветных и чернографитовых карандашей, производство покровной почвы, субстратов и гуминовых удобрений на основе торфа, создаются производства нетканого стеклохолста и теплоизоляционных панелей.
Перспективной является работа по заключению соглашений о защите и поощрении капитальных вложений, сформирована необходимая региональная нормативная база для внедрения этого механизма.
АО "Корпорация развития Рязанской области" (далее - Корпорация) - специализированная организация по работе с инвесторами - сопровождает проекты в режиме "одного окна" и организует взаимодействие инвестора с профильными министерствами и ведомствами, муниципальными органами и ресурсоснабжающими организациями.
Кроме того, Корпорация создает комплексную инвестиционную инфраструктуру. Флагманский проект в данном направлении деятельности Корпорации - индустриальный (промышленный) парк "Рязанский", на площадке которого уже реализуется 16 инвестиционных проектов с объемом инвестиций около 35 млрд рублей и созданием порядка 11 тыс. рабочих мест.
Рязанская область стала одним из пилотных регионов, который в 2022 году внедрил все элементы Регионального инвестиционного стандарта 2.0, что позволило сократить сроки реализации основных этапов инвестиционных проектов на 20 - 30%. Ускорены административные процедуры, налажено взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, модернизирована инвестиционная карта региона.
Инвестиционная декларация и инвестиционный маркетплейс Рязанской области вошли в число лучших практик регионов.
Потребительский рынок
В 2023 году в области работает более 12,7 тыс. предприятий потребительского рынка. Сохраняются и развиваются малые форматы торговли: действуют более 2,1 тыс. нестационарных и мобильных торговых объектов, 8 рынков и 89 ярмарок во всех муниципальных образованиях области, где производители напрямую реализуют свою продукцию.
По итогам января - сентября 2023 года оборот розничной торговли составил 209,6 млрд рублей, что на 3,4% выше уровня соответствующего периода 2022 года.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 51,8%, непродовольственных товаров - 48,2%.
За 9 месяцев 2023 года населению Рязанской области оказано платных услуг на сумму 52,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,4% больше, чем в соответствующем периоде 2022 года.
За период январь - сентябрь 2023 года индекс потребительских цен к декабрю 2022 года составил 103,9%, в том числе на продовольственные товары - 101,3%, непродовольственные товары - 101,5%, услуги - 100,9%.
Для недопущения дефицита и необоснованного роста цен в Рязанской области ведется работа с торговыми организациями по увеличению продаж продукции местных товаропроизводителей, расширению ярмарочной торговли, развитию конкурентной среды.
Финансы
Исполнение доходной части консолидированного бюджета Рязанской области на 01.11.2023 составило 93,1 млрд рублей, из них на долю налоговых и неналоговых поступлений приходится 68,5 млрд рублей, или 73,6% общего объема доходов.
Наибольший удельный вес в составе налоговых и неналоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц (22,8 млрд рублей), налог на прибыль организаций (18,2 млрд рублей), налоги на имущество (8,2 млрд рублей), акцизы (9,4 млрд рублей).
Безвозмездные поступления в доходной части консолидированного бюджета составили 24,6 млрд рублей, или 26,4% от общего объема доходов.
Исполнение расходной части консолидированного бюджета Рязанской области за этот же период 2023 года сложилось в сумме 87,6 млрд рублей, из них расходы на образование составили 24,4 млрд рублей, на социальную политику 16,7 млрд рублей, национальную экономику 20,3 млрд рублей.
Бюджетная обеспеченность региона составила 97,8%.
Образование
В настоящее время в регионе сформирована развитая инфраструктура системы образования, включающая в себя 725 образовательных организаций: 298 дошкольных образовательных организаций и 102 дошкольные группы обеспечивают общедоступное дошкольное образование (100% от общего числа детей в возрасте от 3 до 7 лет).
Общее образование в Рязанской области предоставляют 297 общеобразовательных организаций, в том числе 290 муниципальных школ, 7 негосударственных.
Среднее профессиональное образование обеспечивают 28 колледжей и техникумов.
На территории Рязанской области предоставляется право на получение общедоступного и бесплатного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Здравоохранение
На территории Рязанской области в 2023 году медицинскую помощь оказывают 47 медицинских организаций. В их число входят областная клиническая больница, областная детская клиническая больница, 5 городских больниц, 5 межрайонных медицинских центров, центральные межрайонные (районные) больницы, 2 психиатрические больницы, областной госпиталь для ветеранов войн, родильный дом, перинатальный центр, амбулаторно-поликлинические организации, стоматологические поликлиники, диспансеры.
Кроме того, имеются следующие медицинские организации: дом ребенка, станция переливания крови, станция скорой медицинской помощи; медицинские организации особого типа: консультативно-диагностический центр, медицинский информационно-аналитический центр, бюро судебно-медицинской экспертизы, медицинский центр "Резерв", ГКУ РО "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения", ГАУ Рязанской области "Рязань-Фармация", ОГБПОУ "Рязанский медицинский колледж". Численность врачей в системе здравоохранения Рязанской области на 01.11.2023 составляет 5,391 тыс. человек.
Уровень жизни населения
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в январе - сентябре 2023 года увеличилась по сравнению с аналогичном периодом 2022 года на 14,4% и составила 50 865,2 рублей. Увеличение среднемесячной заработной платы обеспечено за счет ее повышения как в реальном секторе экономики, так и в бюджетной сфере.
За отчетный период отмечен рост заработной платы в большинстве видов экономической деятельности: производство текстильных изделий - на 17,0%; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения - на 17,6%; производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, - на 32,8%; складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность - на 16,7% и др.
На повышение номинальной начисленной заработной платы в регионе повлияло поэтапное повышение и доведение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до установленного соотношения к средней заработной плате по Рязанской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Рязанской области от 28 декабря 2023 г. N 808-р Об утверждении программы "Оказание содействия добровольному... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.