В соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с последующими изменениями), от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 года N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения", на основании статей 27, 44 Устава городского округа города Вологды постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной системе оповещения населения городского округа города Вологды.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете "Вологодские новости" и размещению на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исполняющий обязанности |
С.Н. Бурков |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Администрации
города Вологды
от 28.12.2023 N 2246
Положение
о муниципальной системе оповещения городского округа города Вологды
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной системе оповещения городского округа города Вологды (далее - МСОН) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с последующими изменениями), законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 года N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 года N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание, реконструкцию и поддержание в состоянии постоянной готовности МСОН.
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к МСОН, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от ЧС органами управления и силами ГО и Вологодским городским звеном территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС области (далее - ВГЗ ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по МСОН.
1.4. МСОН включается в систему управления ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН) - это элемент МСОН, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до ВГЗ ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. В местах массового пребывания людей используется КСЭОН (специализированные технические средства оповещения и информирования населения).
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении ЧС и правилах поведения населения.
1.7. На территории городского округа города Вологды на базе Единой дежурной диспетчерской службы города Вологды (далее - ЕДДС) созданы МСОН и КСЭОН.
Границами зоны действия МСОН являются административные границы городского округа города Вологды.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.8. Создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности МСОН и КСЭОН осуществляется Административным департаментом Администрации города Вологды совместно с муниципальным казенным учреждением "Центр гражданской защиты города Вологды" (далее - МКУ "ЦГЗ г. Вологды") в рамках комплекса мероприятий по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации ЧС.
1.9. МСОН должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 (далее - Приказ N 578/365).
На МСОН оформляется паспорт в соответствии с приложением N 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному Приказом N 578/365.
2. Назначение и основные задачи МСОН
2.1. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
2.2. Основной задачей МСОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ВГЗ ТП РСЧС;
сил ГО и ВГЗ ТП РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, состав которых указан в постановлении Главы города Вологды от 07 июня 2004 года N 1830 "О создании объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Вологды" (с последующими изменениями), и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории городского округа города Вологды.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ВГЗ ТП РСЧС.
3. Порядок задействования систем оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению МСОН планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами ГО и защиты населения (планами ГО) и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ВГЗ ТП РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Мэра города Вологды, Главы города Вологды, организаций (собственников объектов), на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, а также органов управления и сил ГО и ВГЗ ТП РСЧС.
3.3. Решение на задействование МСОН принимается Мэром города Вологды.
Руководители ликвидации ЧС по согласованию с Администрацией города Вологды и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматизированном режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов по решению Мэра города Вологды.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования МСОН.
В автоматическом режиме функционирования МСОН включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от системы оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия ЕДДС, ответственной за включение (запуск) МСОН.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) МСОН осуществляется ЕДДС с автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
оперативный дежурный дежурной смены ЕДДС осуществляет включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данной системы в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования МСОН - автоматизированный.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного дежурной смены ЕДДС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых ЧС готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ВГЗ ТП РСЧС совместно с ЕДДС.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Вологды (далее - КЧС и ОПБ).
3.8. Порядок действий оперативного дежурного ЕДДС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации.
3.9. Администрация города Вологды, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности систем оповещения населения
4.1. Поддержание МСОН в готовности организуется и осуществляется Административным департаментом Администрации города Вологды совместно с МКУ "ЦГЗ г. Вологды".
4.2. Готовность МСОН достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования МСОН;
наличием оперативного дежурного ЕДДС, ответственного за включение (запуск) МСОН, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на МСОН технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности МСОН;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, реконструкции, совершенствованию МСОН.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности МСОН организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности МСОН с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию МСОН без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения Вологодской области проверке подлежит МСОН и КСЭОН (далее - комплексные проверки готовности).
Комплексные проверки готовности проводятся два раза в год Комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории городского округа города Вологды, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности МСОН и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы Комиссией проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности МСОН оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности МСОН, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному Приказом N 578/365, а также уточняется паспорт МСОН.
Технические проверки готовности к задействованию МСОН и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей оперативным дежурным ЕДДС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска МСОН.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от ЧС в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону ЧС, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания, реконструкции и использования МСОН устанавливаются Административным департаментом Администрации города Вологды.
4.5. Требования, изложенные в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному Приказом N 578/365, должны быть выполнены в ходе совершенствования действующей МСОН.
Вывод из эксплуатации действующей МСОН осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
Порядок создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения определяются постановлением Администрации города Вологды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Вологды от 28 декабря 2023 г. N 2246 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения городского округа города Вологды"
Опубликование:
газета "Вологодские новости", 12 января 2024 г. N 1