Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Вичуга
от 29.09.2023 г. N 851
Согласованы
Комиссией при администрации
городского округа Вичуга
по бюджетным проектировкам
на очередной финансовый год
и плановый период
Основные направления
бюджетной и налоговой политики городского округа Вичуга на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа Вичуга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов определены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.04.2021 года, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", прогнозом социально-экономического развития муниципального образования городского округа Вичуга на 2024 - 2026 годы, предполагающего развитие экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сформированы исходя из необходимости долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города, совершенствования бюджетного процесса, формирования резервов финансового обеспечения решения задач социально-экономического развития, включая содействие экономическому росту и инфраструктурному развитию, повышения качества предоставления муниципальных услуг и достижения национальных целей развития в рамках реализации региональных проектов.
Основные направления являются базой для формирования бюджета городского округа Вичуга на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов и определяют основные задачи и направления бюджетной и налоговой политики в части доходов, расходов, межбюджетных отношений, управления муниципальным долгом, контроля использования бюджетных средств. Целью основных направлений является определение подходов к формированию проекта бюджета городского округа Вичуга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета.
Бюджетная и налоговая политика города на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность целей и задач предыдущего планового периода и ориентирована на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами, обеспечивающими сохранение устойчивости бюджетной системы городского округа Вичуга.
Основные направления бюджетной и налоговой политики скорректированы относительно сформированных в предыдущих бюджетных циклах с учетом изменений законодательства.
1. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета городского округа Вичуга, решение текущих и перспективных задач наиболее эффективным способом, реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств.
Основополагающие цели при разработке основных направлений бюджетной и налоговой политики направлены на повышение уровня жизни населения, создание более комфортных условий для проживания, обеспечение стабильности и устойчивой работы объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в городском округе, дальнейшее развитие городского округа.
В 2023 году продолжается адаптация экономики к изменившимся внешним условиям, в том числе к введенным санкциям, и переход к новой модели экономического роста. На позитивный характер формирующихся тенденций решающее влияние оказывает реализация на государственном уровне комплекса мер, направленных на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, включая поддержку экономики и социальной сферы.
Вместе с тем в связи со сложившейся геополитической обстановкой и макроэкономической конъюнктурой продолжают сохраняться риски возникновения дополнительных расходов и недопоступления доходов бюджета. В целях минимизации указанных рисков повышается качество прогноза социально-экономического развития городского округа для объективной оценки показателей доходов и расходов, закладываемых при формировании бюджета.
По итогам 2022 года бюджетная система города сохранила устойчивость. Сбалансированность бюджета городского округа Вичуга в текущем году обеспечила реализацию принципов достоверности и реалистичности бюджетного плана. Оценка параметров бюджета за истекший период 2023 года показывает, что за 2023 год ожидается выход на показатели исполнения бюджета, близкие к планируемым.
Укрепление доходной базы бюджета и участие в региональных проектах позволило городу в 2022 и 2023 годах значительно улучшить состояние дорожного хозяйства, повысить надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения городского округа, укрепить материально-техническое состояние объектов социально-культурной сферы, осуществить ремонт Дворца культуры, общеобразовательных и дошкольных учреждений, благоустроить общественные и придомовые территории.
Таким образом, основные направления на долгосрочную перспективу сохранят преемственность реализуемых мер в предыдущие годы.
Основными целями бюджетной и налоговой политики по-прежнему останутся:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа с учетом текущей экономической ситуации;
нахождение оптимального соотношения между потребностями в бюджетных расходах и возможностями доходных источников;
качественное администрирование доходов и минимизации задолженности по налогам, поступающим в местный бюджет;
оптимизация расходных обязательств городского округа:
повышения эффективности бюджетных расходов;
финансовое обеспечение реализации приоритетных для города задач и снижение рисков неисполнения первоочередных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
эффективное управление муниципальным долгом для поддержания его на экономически безопасном уровне.
Формирование основных параметров бюджета городского округа Вичуга на основе обозначенных подходов позволит сохранить уровень долговой нагрузки на устойчивом уровне.
2. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет направлена на сохранение и развитие налоговой базы в сложившихся экономических условиях с учетом консервативной оценки доходного потенциала, с учетом рисков, своевременного реагирования на принимаемые государством меры.
В целом в налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
Еще одним приоритетом налоговой политики является обеспечение роста доходной части местного бюджета за счет повышения собираемости налогов и эффективности использования муниципального имущества в условиях сохраняющейся нестабильной экономической ситуации.
За счет расширения налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не были зарегистрированы за 2022 год и за 9 месяцев 2023 года вовлечено в налоговый оборот 157 земельных участков и объектов недвижимости.
Одним из важных принципов эффективной налоговой политики является проведение оценки эффективности налоговых льгот и преференций, установленных муниципальным законодательством.
Применяемые стимулы в виде налоговых льгот (налоговых расходов) ежегодно анализируются с точки зрения их эффективности. Оценка налоговых расходов за 2021 год подтвердила их эффективность, целесообразность и востребованность, поскольку налоговые расходы соответствуют целям муниципальных программ города.
С учетом значительной доли льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством, во избежание роста выпадающих доходов бюджета города налоговая политика в плановом периоде не предусматривает предоставление новых налоговых льгот. В целях поддержки экономики и социальной поддержки граждан все действующие льготы сохранены.
В 2024 - 2026 годах продолжится работа по проведению оценки эффективности налоговых расходов города, отмене неэффективных налоговых льгот.
Формирование налоговых и неналоговых доходов на очередной финансовый год и на плановый период будет основываться на показатели прогноза социально-экономического развития городского округа Вичуга на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и на вступившие в силу, а также планируемые к принятию с 2024 года изменения федерального и регионального законодательства.
В основу формирования параметров бюджета по налоговым и неналоговым доходам принимаются прогнозы главных администраторов доходов. При этом прогнозные разработки осуществляются по каждому виду доходов главными администраторами доходов по утвержденным методикам прогнозирования поступлений доходов в бюджет.
При планировании доходов бюджета будет учитываться динамика начислений и поступлений платежей, ожидаемая оценка поступлений в текущем году, задолженность по доходам.
Структура доходов бюджета городского округа на 2024 год не изменится.
Основными доходными источниками останутся налог на доходы физических лиц, имущественные налоги, налоги на совокупный доход.
С 1 января 2023 года в России стал обязательным институт единого налогового счета (ЕНС), при котором вместо разных платежных документов на отдельные налоги налогоплательщики перечисляют общую сумму на единый налоговый счет в Казначействе, а налоговые органы сами распределяют их в счет уплаты всех налогов.
Заявленные преимущества для бюджетной системы страны конечно очевидны. Это:
равномерное распределение денежных средств по уровням бюджета; своевременность поступлений за счет сокращения невыясненных платежей;
сокращение сроков процедуры взыскания в отношении тех, кто злоупотребляет обязанностью по уплате налогов.
Однако старт ЕНС получился далеко не гладким. Многие налогоплательщики столкнулись с отражением в личных кабинетах необоснованной задолженности, много было технических сбоев, а самое главное возникли сложности со своевременным поступлением средств на счета муниципальных и региональных бюджетов. Введение единого налогового платежа привело к неравномерному поступлению налоговых доходов и создало некоторую напряженность при исполнении бюджета города. В первом квартале текущего года был существенный кассовый разрыв.
Установленный срок предоставления уведомлений и уплаты в рамках ЕНС 28 число - это самый конец месяца, что соответственно влияет на срок зачисления средств в бюджет, а если 28 число приходится на выходные дни, то перечисление средств вообще сдвигается. Наибольшие же риски для бюджета создает срок уплаты 28 декабря - он выпадает на предпоследний рабочий день года, что указывает на неисполнение в полном объеме расходов, а также на риски неисполненных доходных параметров бюджетов.
Кроме того, до введения ЕНС в бюджет практически ежедневно поступал налог на доходы физических лиц. С нововведением возникла достаточно серьезная проблема наполняемости бюджета города по статье НДФЛ. Ведь в структуре налоговых доходов бюджета города НДФЛ составляет более 60%. Введение системы единого налогового платежа негативно повлияло на доходы местного бюджета.
Необходимо дальнейшее совершенствование налогового законодательства с целью устранения выявленных проблем, в том числе в части сбалансированности бюджетов.
Основными целями налоговой политики остаются обеспечение полного и стабильного поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджет города.
Основными направлениями решения данной задачи являются:
повышение реалистичности прогнозирования и минимизация рисков несбалансированности при бюджетном планировании;
повышение качества взаимодействия с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов бюджета в целях повышения их ответственности за правильность исчисления, полноту и своевременность осуществления платежей в бюджет;
выявление причин неплатежей крупнейших недоимщиков и выработка рекомендаций по принятию мер к снижению образовавшейся задолженности;
оптимизация состава муниципальных налоговых преференций;
укрепление доходной базы бюджета города за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов;
повышение эффективности управления муниципальным имуществом.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
расширения налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы;
совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет;
взаимодействия органов местного самоуправления с налоговыми органами и другими администраторами доходов в целях повышения качества администрирования платежей и сокращения недоимки, усиление претензионной и исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
проведения оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых расходов бюджета,
совершенствования управления муниципальной собственностью (проведение работы по инвентаризации и оптимизации имущества казны муниципального образования городской округ Вичуга, повышение эффективности управления муниципальными финансовыми и материальными вложениями в уставные капиталы хозяйствующих субъектов);
отстаивания интересов муниципального образования при рассмотрении и обсуждении проектов региональных законов и проектов иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам налоговой и бюджетной политики.
Параметры налоговых и неналоговых доходов могут быть изменены в случае уточнения показателей социально-экономического развития города, уточнения прогнозов поступлений доходов главными администраторами доходов бюджета и внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
3. Основные направления бюджетной политики
Целью бюджетной политики является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета городского округа Вичуга на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик бюджета города на 2024-годы.
Важнейший приоритет в бюджетной политике в сфере расходов социальные расходы города.
Повышение рационального и эффективного использования имеющихся бюджетных средств остается приоритетной задачей бюджетной политики городского округа Вичуга, актуальность задачи сохраняется как необходимое условие для обеспечения сбалансированности местного бюджета.
Расходы бюджета городского округа будут сформированы с учетом обеспечения безусловного исполнения действующих обязательств, оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов исходя из следующих основных подходов:
1) в качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2024 - 2026 годы принимаются бюджетные ассигнования, утвержденные решением городской Думы городского округа Вичуга седьмого созыва от 22.12.2022 N 47 "О бюджете городского округа Вичуга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" с учетом внесенных изменений.
Базовые объемы на 2026 год принимаются равным базовым объемам 2025 года.
2) бюджетные ассигнования бюджета городского округа на 2024 - 2026 годы должны определяться исходя из необходимости финансового обеспечения в приоритетном порядке:
- исполнения публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат;
- обеспечения целевых показателей по выплате заработной платы отдельных категорий работников в отраслях социальной сферы, попадающих под "майские" указы Президента РФ;
- обеспечения оплаты труда с учетом положений Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
- индексация расходов муниципальных учреждений в части оплаты коммунальных услуг;
- расходов на оплату коммунальных услуг, рассчитанных исходя из планируемой индексации регулируемых цен и тарифов на продукцию (услуги) отраслей инфраструктурного сектора
3) уточнение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета;
4) уточнение бюджетных ассигнований на обслуживание муниципального долга;
5) обеспечение бюджетными ассигнованиями на софинансирование мероприятий в рамках реализации национальных проектов, федеральных проектов, региональных проектов.
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть предусмотрены условно утверждаемые расходы на 2025 и 2026 годы.
Кроме того, в прогнозируемой ситуации ограниченности финансовых ресурсов предложения главных распорядителей по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на 2024 - 2026 годы, по которым отсутствует прямая обязанность по их увеличению, включаются в проект бюджета после дополнительной проработки возможности увеличения доходов бюджета для их финансирования. При этом долевое участие города в реализации государственных программ области должно быть финансово обеспечено.
При формировании бюджета городского округа необходимо обеспечить финансированием действующие расходные обязательства. Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности, социально-экономической значимости и возможных сроков и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов, ключевыми требованиями должны стать бережливость и максимальная отдача.
Исходя из поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов и значительным объемом долговых обязательств, а также учитывая сложную экономическую ситуацию, связанную с внешними санкциями в отношении нашей страны, бюджетная политика на 2024 - 2026 годы будет направлена на:
определение основных параметров бюджета городского округа Вичуга исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета;
первоочередное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств;
увеличения доли программных расходов в общем объеме расходов бюджета города;
определение четких приоритетов использования бюджетных средств с учетом текущей экономической ситуации: при планировании бюджетных ассигнований следует детально оценивать содержание муниципальных программ городского округа, соразмерив объемы их финансового обеспечения с реальными возможностями бюджета городского округа;
обеспечение выполнения ключевых и целевых показателей муниципальных программ, преемственность показателей достижения определенных целей, обозначенных в муниципальных программах, целям и задачам, обозначенным в государственных программах (национальных проектах), для обеспечения их увязки;
проведение политики рационального использования бюджетных средств в совокупности с осуществлением мер по оптимизации бюджетных расходов и снижением неэффективных трат бюджета города;
оптимизация контрактной системы в части совершенствования процедур организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
продолжение реализации инициативных проектов в целях прямого вовлечения населения в решение приоритетных социальных проблем местного уровня;
привлечение дополнительных межбюджетных трансфертов из областного бюджета в бюджет города в максимально возможном объеме;
применение механизма казначейского сопровождения расчетов по исполнению муниципальных контрактов (договоров, соглашений), по субсидиям, предоставляемым из областного бюджета;
концентрация финансовых средств для участия в национальных проектах, направленных на развитие экономической и социальной сфер города;
реализация мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей, порядка, сроков отчетности установленных при их предоставлении;
планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;
недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь, по заработной плате и социальным выплатам;
эффективное управление свободными остатками средств местного бюджета и муниципальных учреждений;
обеспечение прозрачности и открытости бюджета городского округа Вичуга путем размещения информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, состав которой установлен Министерством финансов Российской Федерации, а также размещение информации на официальном сайте администрации городского округа Вичуга в разделе "Бюджет для граждан".
Все участники бюджетного процесса при исполнении бюджета городского округа Вичуга должны полагаться на отлаженные бюджетные процедуры и высокий уровень бюджетной дисциплины.
Главным распорядителям средств бюджета необходимо проводить систематический ведомственный контроль в отношении подведомственных им учреждений и получателей межбюджетных трансфертов, принимать бюджетные обязательства только в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.
Все решения в процессе исполнения бюджета городского округа должны приниматься и реализовываться максимально оперативно, а принятие бюджетных обязательств должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Основные направления бюджетной и налоговой политики в области управления муниципальным долгом
Основные направления долговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом городского округа Вичуга.
При подготовке основных направлений долговой политики учтены положения основных направлений бюджетной и налоговой политики города на 2024 - 2026 годы, а также результаты проведенной эффективной долговой политики в 2022 - 2023 годах.
За счет привлечения остатков средств на единый счет бюджета городского округа Вичуга с казначейских счетов и предоставленного в июле 2022 года из областного бюджета бюджету городского округа Вичуга бюджетного кредита в целях погашения рыночных долговых обязательств (кредита от кредитной организации) резко сократились расходы бюджета на обслуживание муниципального долга (более 6 млн. в год ежегодно). Используя вышеуказанные механизмы, позволило городу не привлекать краткосрочные кредиты коммерческих банков и избежать расходов на оплату процентов по ним.
В планируемом периоде характер и направления долговой политики продолжат определять условия договора, заключенного между Департаментом финансов Ивановской области и администрацией городского округа Вичуга (далее - Договор). Согласно Договора, бюджетный кредит предоставлен бюджету городского округа Вичуга сроком на пять лет под 0,1 проценты годовых и погашением равными долями, начиная с 2025 года.
Безусловным приоритетом для городского округа Вичуга является выполнение всех обязательств, принятых по полученному из областного бюджета бюджетному кредиту. В этой связи одной из основных задач, является необходимость выполнения условия заключенного Договора: обеспечение привлечения в городской бюджет кредитов от кредитных организаций, исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых. В случае невыполнения ограничений, установленных Договором, мы должны быть готовы к финансовым санкциям со стороны Департамента финансов Ивановской области - досрочному возврату бюджетного кредита.
Исходя из прогноза поступления доходов местного бюджета, в среднесрочной перспективе в качестве источника финансирования дефицита бюджета города, сохранятся кредиты кредитных организаций. Поэтому на ближайшие три года первоочередной задачей является обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения городом обязательств по погашению муниципального долга и его обслуживанию.
Взвешенная долговая политика будет продолжена путем:
обеспечения потребностей бюджета города в заемном финансировании при поддержании приемлемых уровней риска и стоимости заимствований;
выполнения своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга;
обеспечения не превышения показателя соотношения объема муниципального долга к общему объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений в соответствующем финансовом году;
возможности оптимизации структуры долговых обязательств, исключающей их неисполнение;
эффективного управления остатками на едином счете бюджета, включая привлечение и возврат средств муниципальных учреждений городского округа.
Важное место в достижении целей долговой политики занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации.
Основными рисками при управлении муниципальным долгом могут являться:
- риск не достижения планируемых объемов поступлений доходов бюджета города, поскольку недопоступление доходов потребует поиск альтернативных источников для выполнения расходных и долговых обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
- риск привлечения коммерческих кредитов для выполнения расходных обязательств;
- риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политика города, является осуществление достоверного прогнозирования доходов, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств городским округом Вичуга.
Долговая политика городского округа Вичуга в 2024 году и плановом периоде 2025 - 2026 годов, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета городского округа Вичуга посредством эффективного управления муниципальным долгом.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа Вичуга Ивановской области от 29 сентября 2023 г. N 851 "Об основных направлениях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.