Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы,
Департамента труда и социальной
защиты населения города
Москвы, Департамента образования
и науки города Москвы
от 25 декабря 2023 г. N 1271/1238/1111
Приложение 1
к приказу Департамента труда
и социальной защиты населения города
Москвы, Департамента образования
и науки города Москвы, Департамента
здравоохранения города Москвы
от 11 июля 2022 г. N 666/591/668
Порядок
межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по выявлению, реагированию и организации работы в случаях суицидального поведения несовершеннолетних
1. Общие положения
1.1. Порядок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по выявлению, реагированию и организации работы в случаях суицидального поведения несовершеннолетних (далее - Порядок) определяет взаимодействие органов и учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, Департаменту образования и науки города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних с суицидальным поведением при выявлении данных случаев, реагировании и организации работы по ним на территории города Москвы.
1.2. Межведомственное взаимодействие по выявлению, реагированию и организации работы в случаях суицидального поведения несовершеннолетних координируется Межведомственным центром помощи детям с суицидальным поведением, сформированным на функциональной основе из числа сотрудников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы" и Центра помощи подросткам Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы".
1.3. Порядок разработан в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы в целях создания системы выявления, реагирования и организации работы в ситуациях, связанных с суицидальным поведением несовершеннолетних.
1.4. Участниками межведомственного взаимодействия являются:
1.4.1. Медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы:
- Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Станция скорой неотложной помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы (далее - ССиНМП им. А.С. Пучкова);
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ), в том числе отделы организации догоспитальной и амбулаторной помощи;
- медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие специализированную медицинскую помощь детскому населению в стационарных условиях.
1.4.2. Организации, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы (далее - ДОНМ):
- Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы" (далее - ГБУ ГППЦ ДОНМ);
- общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы (далее - учреждения ДОНМ).
1.4.3. Организации, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН):
- "Мои семейные центры" (далее - МСЦ);
- центры содействия семейному воспитанию (далее - ЦССВ).
1.5. Источниками выявления несовершеннолетнего с суицидальным поведением могут быть:
- правоохранительные органы;
- сотрудники ССиНМП им. А.С. Пучкова;
- сотрудники медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, оказывающих специализированную медицинскую помощь детскому населению в стационарных условиях;
- работники организаций, подведомственных ДОНМ;
- специалисты учреждений ДТСЗН.
1.6. К суицидальному поведению несовершеннолетнего относится:
- суицидальные мысли (мысли на тему собственной смерти);
- суицидальные намерения (осознанное решение покончить с собой, поиск и выбор способа, составление плана и/или назначение даты совершения самоубийства);
- суицидальные действия (осознанные преднамеренные действия, направленные на лишение себя жизни, результатом которых может стать завершенный суицид);
- самоповреждающее поведение, в том числе не носящее суицидальный характер, но являющееся потенциально опасным для жизни и здоровья ребенка (умышленное нанесение себе самоповреждений без суицидальных намерений).
2. Порядок взаимодействия в случае выявления суицидального поведения у несовершеннолетних
2.1. При выявлении суицидального поведения, в случае получения информации о суицидальном поведении несовершеннолетнего, в том числе при обращении законного представителя несовершеннолетнего с суицидальным поведением или несовершеннолетнего с суицидальным поведением старше 15 лет в образовательную организацию, сотрудник образовательной организации, получивший информацию о суицидальном поведении несовершеннолетнего, осуществляет действия в соответствии с Регламентом действий сотрудников образовательной организации в случае выявления обучающегося с суицидальным поведением (приложение 1 к настоящему Порядку).
2.2. При выявлении суицидального поведения, в том числе при обращении законного представителя несовершеннолетнего с суицидальным поведением или несовершеннолетнего с суицидальным поведением старше 15 лет в ГБУ ГППЦ ДОНМ:
- педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОНМ информирует законного представителя несовершеннолетнего о выявленных признаках суицидального поведения и мотивирует законного представителя несовершеннолетнего и/или несовершеннолетнего с суицидальным поведением старше 15 лет на обращение в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ;
- в случае возникновения ситуации, угрожающей жизни и здоровью несовершеннолетнего, педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОНМ незамедлительно осуществляет вызов бригады ССиНМП им. А.С. Пучкова;
- при выявлении признаков социального неблагополучия, которое может оказывать влияние на суицидальное поведение несовершеннолетнего, педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОНМ информирует заместителя директора ГБУ ГППЦ ДОНМ;
- заместитель директора ГБУ ГППЦ ДОНМ в соответствии с Регламентом межведомственного взаимодействия в сфере выявления социального неблагополучия детей и организации ИПР с несовершеннолетними и их законными представителями на территории города Москвы (приложение N 3 к протоколу заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 15 декабря 2022 г. N 04/22) направляет данную информацию письмом в МСЦ или ЦССВ, действующие в соответствии с Порядком организации работы по выявлению и учету случаев социального неблагополучия детей, утвержденным приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 19 июля 2021 г. N 730 "Об утверждении Порядка организации работы по выявлению и учету случаев социального неблагополучия".
2.3. При вызове бригады ССиНМП им. А.С. Пучкова законным представителем несовершеннолетнего с суицидальным поведением или самим несовершеннолетним с суицидальным поведением старше 15 лет:
специалисты ССиНМП им. А.С. Пучкова при необходимости осуществляют оказание скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи на месте, принимают решение о госпитализации в многопрофильную медицинскую организацию или Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ.
2.4. При выявлении суицидального поведения у несовершеннолетнего при наличии согласия законных представителей несовершеннолетнего с суицидальным поведением и/или несовершеннолетнего с суицидальным поведением, находящегося в многопрофильной стационарной медицинской организации:
- во время стационарного лечения по заявке заведующего отделением, где находится ребенок, осуществляется выездная консультация врачом-психиатром Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ;
- при экстренной ситуации осуществляется вызов специализированной бригады ССиНМП им. А.С. Пучкова для оценки психического статуса.
2.4.1. В случае выявления показаний для госпитализации в психиатрический стационар выписка из многопрофильной медицинской организации осуществляется путем перевода несовершеннолетнего в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ.
2.5. При выявлении суицидального поведения у несовершеннолетнего, в том числе при обращении законного представителя несовершеннолетнего с суицидальным поведением или самого несовершеннолетнего с суицидальным поведением старше 15 лет в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ:
- врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ в случае подтверждения во время первичной консультации суицидального поведения несовершеннолетнего с угрозой его жизни и здоровью, информирует об этом законных представителей несовершеннолетнего и мотивирует их на получение медицинской помощи;
- при согласии законных представителей несовершеннолетнего с суицидальным поведением и/или несовершеннолетнего с суицидальным поведением старше 15 лет на оказание медицинской помощи в Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ специализированная психиатрическая помощь оказывается в необходимом объеме (стационарно или амбулаторно до клинической стабилизации состояния);
- после выписки из стационара несовершеннолетний с суицидальным поведением продолжает получать психолого-психиатрическую помощь в Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ в необходимом объеме, также лечащий врач-психиатр мотивирует законных представителей несовершеннолетнего и/или несовершеннолетнего с суицидальным поведением старше 15 лет на получение психолого-педагогической помощи в ГБУ ГППЦ ДОНМ.
При получении согласия законного представителя несовершеннолетнего и/или несовершеннолетнего старше 15 лет информация о суицидальном поведении несовершеннолетнего и рекомендации по дальнейшему сопровождению передаются в ГБУ ГППЦ ДОНМ в день завершения стационарного и/или амбулаторного лечения.
При несогласии законных представителей несовершеннолетнего и/или несовершеннолетнего с суицидальным поведением старше 15 лет на оказание психиатрической медицинской помощи в Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ и при наличии угрозы жизни и здоровью указанная помощь оказывается в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
3. Порядок взаимодействия в случае завершенного суицида
3.1. При получении образовательной организацией от правоохранительных органов или законных представителей несовершеннолетнего информации о случае завершенного суицида:
3.1.1. Директор образовательной организации по факту получения информации о случае завершенного суицида обращается в службу неотложной психологической помощи ГБУ ГППЦ ДОНМ для планирования мероприятий по оказанию неотложной психологической помощи обучающимся, педагогам, родителям и близким суицидента.
3.1.2. Директор образовательной организации или уполномоченное им лицо, обеспечивает необходимые условия для работы выездной бригады специалистов службы неотложной психологической помощи ГБУ ГППЦ ДОНМ: предоставляет изолированное помещение для работы специалистов, получает от законных представителей несовершеннолетних информированные согласия на оказание обучающимся психолого-педагогической помощи.
3.1.3. По итогам работы специалистов службы неотложной психологической помощи ГБУ ГППЦ ДОНМ в образовательной организации директор образовательной организации или уполномоченное им лицо обеспечивает в полном объеме выполнение работниками образовательной организации рекомендаций, предоставленных специалистами службы неотложной психологической помощи ГБУ ГППЦ ДОНМ.
3.2. После получения информации о случае завершенного суицида несовершеннолетнего от дежурно-диспетчерской службы Департамента образования и науки города Москвы, директора образовательной организации или иного источника старший методист службы неотложной психологической помощи ГБУ ГППЦ ДОНМ:
- по факту получения информации связывается с директором образовательной организации с целью планирования мероприятий по оказанию неотложной психологической помощи обучающимся, педагогам, родителям и близким суицидента;
- после получения информации о случае завершенного суицида несовершеннолетнего организует выезд в образовательную организацию бригады специалистов службы неотложной психологической помощи ГБУ ГППЦ ДОНМ (выездная бригада).
3.3. Выездная бригада осуществляет мероприятия в соответствии с Алгоритмом работы выездной бригады неотложной психологической помощи на базе образовательной организации в случае кризисной ситуации (приложение 2 к настоящему Порядку).
3.4. При выявлении в ходе оказания неотложной психологической помощи членам семьи суицидента социального неблагополучия, которое может оказывать влияние на суицидальное поведение других несовершеннолетних членов семьи, заместитель директора ГБУ ГППЦ ДОНМ направляет данную информацию в МСЦ или ЦССВ, для дальнейшей организации работы в соответствии с Порядком организации работы по выявлению и учету случаев социального неблагополучия детей, утвержденным приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 19 июля 2021 г. N 730 "Об утверждении Порядка организации работы по выявлению и учету случаев социального неблагополучия".
Приложение 1
к Порядку межведомственного
взаимодействия органов
исполнительной власти
города Москвы по выявлению,
реагированию и организации
работы в случаях суицидального
поведения несовершеннолетних
Регламент
действий сотрудников образовательной организации в случае выявления обучающегося с суицидальным поведением
1. При выявлении признаков и/или поступлении информации, полученной в ходе беседы с обучающимся или его одноклассниками, от законных представителей несовершеннолетнего и из других источников о суицидальном поведении обучающегося сотрудник образовательной организации незамедлительно информирует классного руководителя обучающегося и заместителя директора по воспитанию и социализации образовательной организации о факте и обстоятельствах выявления суицидального поведения обучающегося.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2. По факту получения информации классный руководитель убеждается в физической безопасности обучающегося (ребенок находится рядом со взрослым: педагогическим работником, законным представителем), заполняет соответствующий критерий в Автоматизированной информационной системе (далее - АИС) "Электронный журнал и дневник" (далее - "ЭЖД") в разделе "Классный помощник" (далее - "КП"), вносит комментарий к критерию по структуре: кто выявил, что именно заметил, при каких обстоятельствах.
1.2.1. По согласованию с заместителем директора по воспитанию и социализации образовательной организации по факту поступления информации о суицидальном поведении обучающегося связывается с его законными представителями, приглашает по возможности обоих законных представителей для личной беседы, на которой аргументировано мотивирует законных представителей на получение медицинской помощи в Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ:
- при выявлении суицидальных мыслей в сочетании с самоповреждающим поведением - в течение трех рабочих дней;
- при выявлении суицидальных мыслей без самоповреждающего поведения или самоповреждающего поведения, не представляющего прямую угрозу жизни и здоровья без суицидальных мыслей - в течение пяти рабочих дней;
- при выявлении у обучающегося суицидальных действий или намерений - незамедлительно, путем вызова бригады ССиНМП им. А.С. Пучкова по телефону 103, в том числе в случае отсутствия согласия законных представителей несовершеннолетнего с суицидальным поведением или несовершеннолетнего с суицидальным поведением старше 15 лет;
- при наличии актуальной для ребенка психотравмирующей ситуации - в тот же день по факту выявления.
1.3. В случае направления обучающегося на стационарное лечение, классный руководитель обучающегося с суицидальным поведением поддерживает связь с его законными представителями не реже одного раза в неделю в период его госпитализации и реабилитации.
1.4. В случае, если обучающийся не госпитализирован и продолжает посещать образовательную организацию, классный руководитель ежедневно заполняет раздел "Наблюдение" в разделе "КП" АИС "ЭЖД" по списку признаков для критерия (чек-лист).
Заполнение чек-листа возможно в течение учебного года.
1.5. В течение 48 часов с момента выявления обучающегося с суицидальными намерениями, организует психологическую диагностику окружения обучающегося в образовательной организации с привлечением специалистов ГБУ ГППЦ ДОНМ с целью выявления обучающихся, имеющих суицидальные намерения или проявляющих интерес к суицидальной тематике.
1.6. При выявлении других обучающихся в классе, имеющих суицидальное поведение, классный руководитель организует с ними работу по настоящему Регламенту.
1.7. Сотрудники образовательной организации принимают участие в разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения обучающегося в соответствии с рекомендациями и с участием специалистов ГБУ ГППЦ ДОНМ.
1.8. Классный руководитель координирует педагогическую поддержку обучающегося с суицидальным поведением в школе: дополнительное образование с учетом интересов и способностей обучающегося, индивидуальные занятия, участие в мероприятиях с использованием ресурсов школы и города, а также работу с классом и педагогическим коллективом в случае выявления признаков буллинга, нарушенных коммуникаций.
1.9. Совместно с педагогом-психологом образовательной организации классный руководитель ежедневно оценивает динамику состояния обучающегося. В случае отрицательной динамики по факту выявления информирует заместителя директора по воспитанию и социализации, анализирует причины, информирует ГБУ ГППЦ ДОНМ и при необходимости организует встречу с законными представителями с целью мотивирования на обращение за специализированной медицинской помощью в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ.
2. В случае выявления факторов, влияющих на суицидальное поведение (критерий "Родители (законные представители) несовершеннолетнего систематически злоупотребляют спиртными напитками, употребляют наркотические и психотропные вещества без назначения врача, что может оказывать существенное влияние на исполнение ими родительских обязанностей", или в случаях, когда родители (законные представители) используют методы дисциплинирования, способные нанести вред развитию несовершеннолетнего, эмоционально отвергают ребенка и/или игнорируют, и/или унижают, и/или оскорбляют, и/или запугивают), классный руководитель заполняет соответствующий критерий в разделе "КП" АИС "ЭЖД" для подключения межведомственного ресурса правоохранительных органов и ДТСЗН в зависимости от уровня реагирования по критерию для оказания помощи.
Приложение 2
к Порядку межведомственного
взаимодействия органов
исполнительной власти
города Москвы по выявлению,
реагированию и организации
работы в случаях суицидального
поведения несовершеннолетних
Алгоритм работы
выездной бригады неотложной психологической помощи на базе образовательной организации в случае кризисной ситуации
N |
Мероприятие |
Время проведения |
Ответственный, способ взаимодействия |
1. |
Связь с представителем администрации школы с целью установления потребностей образовательной организации (далее - ОО) в неотложной психологической помощи, первичного планирования мероприятий по оказанию неотложной психологической помощи участникам образовательного процесса. |
По факту получения информации о наступлении кризисной ситуации в ОО (смерть обучающегося, попытка суицида). |
Старший методист СНПП ППЦ, телефонный звонок. |
2. |
Первичная консультация представителя администрации с целью уточнения актуальных обстоятельств происшествия, уточнения и согласования расписания проведения мероприятий и информирования о мерах соблюдения норм информационной безопасности в рамках кризисной ситуации и специфике оказания экстренной психологической помощи. |
В день получения информации о кризисной ситуации в ОО или на следующий день по согласованию с администрацией школы. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
3. |
Расширенная групповая профилактическая беседа с обучающимися с целью предупреждения негативных последствий стресса, оказание психологической помощи обучающимся, вовлеченным в кризисную ситуацию. Выявление "группы риска", детей наиболее тяжело переживающих данную ситуацию в силу особенностей индивидуального развития или степени вовлеченности в кризисную ситуацию. |
В день получения информации о кризисной ситуации в ОО или на следующий день. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
4. |
Индивидуальное консультирование обучающихся. |
В день получения информации о кризисной ситуации в ОО или на следующий день. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
5. |
Групповая консультация для педагогов с целью информирования и повышения профессиональной компетентности в следующих вопросах: 5.1. Психологическая поддержка обучающихся в кризисной ситуации. 5.2. Особенности поведенческих и эмоциональных проявлений обучающихся в кризисной ситуации. 5.3. Соблюдение норм информационной безопасности в режиме кризисной ситуации и после ее разрешения. 5.4. Возможности оказания психологической поддержки участникам образовательного процесса. 5.5. Роль и профессиональная позиция педагога в вопросах развития социальной адаптивности обучающихся, переживающих кризисную ситуацию. |
В день получения информации о кризисной ситуации в ОО или на следующий день. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
6. |
Индивидуальное консультирование педагогов с целью оказания психологической поддержки в рамках кризисной ситуации и методической помощи по вопросам психологической поддержки учащихся в кризисной ситуации. |
В день получения информации о кризисной ситуации в ОО и/или в следующие 1-2 дня. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
7. |
Групповая консультация для законных представителей с целью информирования и повышения педагогической компетентности в следующих вопросах: 7.1. Психологическая поддержка в семье подростков, переживающих кризисную ситуацию. 7.2. Особенности поведенческих и эмоциональных проявлений у подростков, переживающих острый стресс. 7.3. Соблюдение норм информационной безопасности в режиме кризисной ситуации и после ее разрешения. 7.4. Возможности получения психологической помощи. 7.5. Роль семьи и позиции близких взрослых в формировании социальной адаптивности подростка и его отношения к обстоятельствам кризисной ситуации. Обязательное условие - присутствие представителя администрации школы. |
В день получения информации о кризисной ситуации в ОО (оптимальный вариант) или в тот же день, когда проводится групповая работа с обучающимися. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
8. |
Индивидуальное консультирование законных представителей с целью оказания психологической поддержки в рамках кризисной ситуации и консультативной помощи по вопросам психологической поддержки ребенка в семье. |
В день получения информации о кризисной ситуации в ОО и/или в следующие 1-2 дня. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
9. |
Сопровождение траурных мероприятий с целью оказания психологической помощи обучающимся, педагогам и законным представителям, принимающим участие в траурных мероприятиях (проводится в случае организации участия обучающихся администрацией школы). |
Во время траурных мероприятий. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
10. |
Итоговая встреча с представителем администрации с целью передачи информации: - о детях группы риска; возможности оказания им психологической помощи в ГБУ ГППЦ ДОНМ; - предоставление рекомендаций по педагогической поддержке детей, переживающих кризис; - планирование дальнейшего взаимодействия с ГБУ ГППЦ ДОНМ. Информация о детях группы риска может быть передана директору ОО или иному назначенному ответственному лицу. |
В последний день работы в рамках алгоритма. |
Руководитель выездной бригады, выезд. |
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департамента образования и науки г. Москвы, Департамента... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.