г. Краснодар |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А32-54650/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Чехов" (ИНН 6123013240, ОГРН 1046123004960) - Саркисян Д.Г. (доверенность от 15.08.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чехов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2022 по делу N А32-54650/2021, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, г. Краснодар в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "Чехов" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 12.04.2022 (с учетом исправительного определения от 11.04.2022), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.06.2022, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, замены административного штрафа на предупреждение.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.04.2022 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.2022, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель указывает на наличие оснований применения положения части 4 статьи 2.1 Кодекса в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в законную силу 06.04.2022) (далее - Закон N 70-ФЗ), полагая, что общество не подлежит административной ответственности за допущенное правонарушение, поскольку постановлением управления от 02.12.2021 N 423 директор общества Чехов Гаврил Гаврилович также привлечен к административной ответственности за данное правонарушение в виде 20 тыс. рублей штрафа, им уплачен назначенный штраф. Кроме того, заявитель считает, что судебные акты приняты без учета документов, представленных в суд обществом 12.04.2022.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании решения от 10.11.2021 N 93р-18-2021 КНМ 23210041000101333187 13.11.2021 в 10 ч. 30 мин. управление провело внеплановый инспекционный визит в торговом объекте общества по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Островского, вблизи ярмарочной площади, в ходе которого установлены нарушения требований технических регламентов в части процессов хранения и реализации пищевой продукции, создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, допущенные обществом, а именно: в оборот, посредством оформления ценников, введена молочная продукция, не соответствующая образцам по качеству (обезличенная) - не имеющая маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законодательством, в том числе о ее изготовителе, датах изготовления, сроках годности, условиях хранения:
- сметана в количестве 96 штук, расфасованная в пластиковую тару по 0,5 кг по цене 100 рублей за 1 единицу, на общую сумму 9600 рублей;
- масло подсырное в количестве 10 штук, расфасованное в пищевую пленку, по цене 540 рублей за 1 кг на общую сумму 5400 рублей, что является нарушением части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Наличие нарушения зафиксировано в акте инспекционного визита от 13.11.2021 N 83, протоколе осмотра от 13.11.2021 с материалами фотосъемки, протоколе ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 13.11.2021, а также письменных объяснениях сотрудника общества - продавца Иващенко Е.В. от 13.11.2021.
По факту выявленного нарушения управление составило протокол об административном правонарушении от 16.11.2021 N 029777 в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом, что подтверждается представленной в материалы дела телеграммой от 13.11.2021, а также ходатайством общества от 16.11.2021 N 46 о составлении протокола административного правонарушения в отсутствие представителя общества.
На основании части 2 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
В силу части 2 статьи 14.43 Кодекса действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 600 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности, субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в области технического регулирования, выразившемся в реализации молочной продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 021/2011 в силу отсутствия маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законодательством, в том числе о ее изготовителе, датах изготовления, сроках годности, условиях хранения, руководствуясь положениями статьи 14.43 Кодекса, статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статей 3, 26.1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 2, 4, 10, 17 ТР ТС 021/2011, суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 Кодекса.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в Кодекс, который дополнен частью 4 статьи 2.1 и статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" (пункты 1 и 3 Закона N 70-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 Кодекса при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В апелляционной жалобе общество ссылалось на то, что представило суду первой инстанции копию выписки из Единого реестра субъектов малого предпринимательства, которая не получила оценки в решении суда, а также на обратную силу положений Закона N 70-ФЗ, в том числе касающихся вины юридического лица в случае, если его должностное лицо привлечено к административной ответственности. В подтверждение своих доводов общество приложило к апелляционной жалобе копию выписки из Единого реестра субъектов малого предпринимательства вместе с информацией системы "Мой арбитр" от 17.03.2022 о приеме документов от общества, а также копию постановления управления от 02.12.2021 N 423 о привлечении должностного лица общества Чехова Гаврила Гавриловича к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Обстоятельства того, является ли общество субъектом малого предпринимательства, не исследованы ни в решении суда первой инстанции, ни в постановлении суда апелляционной инстанции; доводы общества о наличии оснований для применения части 4 статьи 2.1 Кодекса в редакции Закона N 70-ФЗ не проверены судом апелляционной инстанции. Не исследовано, привлечено ли должностное лицо общества к административной ответственности за то же самое деяние, что послужило основанием для обращения в суд в рассматриваемом деле, или нет; соблюдены ли иные условиях для освобождения юридического лица к административной ответственности, предусмотренные частью 4 статьи 2.1 Кодекса; следовательно, не решен вопрос о том, подлежат ли изменения, внесенные в Кодекс Законом N 70-ФЗ, применению в рассматриваемом случае или нет. Размер санкции определен обществу судом первой инстанции в размере 150 тыс. рублей штрафа, что применительно к части 1 статьи 4.1.2 Кодекса в редакции Закона N 70-ФЗ для ответственности субъектов малого предпринимательства, включенных по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, больше санкции, установленной в части 2 статьи 14.43 Кодекса для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом суд кассационной инстанции принимает во внимание размещенное в "Картотеке арбитражных дел" определение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2022 об отсрочке исполнения обществом решения суда по данному делу до 06.10.2022.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции не может считаться законным и обоснованным и, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, рассмотреть заявленные обществом доводы, исследовать и оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2022 по делу N А32-54650/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обстоятельства того, является ли общество субъектом малого предпринимательства, не исследованы ни в решении суда первой инстанции, ни в постановлении суда апелляционной инстанции; доводы общества о наличии оснований для применения части 4 статьи 2.1 Кодекса в редакции Закона N 70-ФЗ не проверены судом апелляционной инстанции. Не исследовано, привлечено ли должностное лицо общества к административной ответственности за то же самое деяние, что послужило основанием для обращения в суд в рассматриваемом деле, или нет; соблюдены ли иные условиях для освобождения юридического лица к административной ответственности, предусмотренные частью 4 статьи 2.1 Кодекса; следовательно, не решен вопрос о том, подлежат ли изменения, внесенные в Кодекс Законом N 70-ФЗ, применению в рассматриваемом случае или нет. Размер санкции определен обществу судом первой инстанции в размере 150 тыс. рублей штрафа, что применительно к части 1 статьи 4.1.2 Кодекса в редакции Закона N 70-ФЗ для ответственности субъектов малого предпринимательства, включенных по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, больше санкции, установленной в части 2 статьи 14.43 Кодекса для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом суд кассационной инстанции принимает во внимание размещенное в "Картотеке арбитражных дел" определение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2022 об отсрочке исполнения обществом решения суда по данному делу до 06.10.2022."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 августа 2022 г. N Ф08-7877/22 по делу N А32-54650/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2056/2023
19.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16398/2022
25.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7877/2022
11.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7468/2022
12.04.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-54650/2021