г. Краснодар |
|
29 августа 2022 г. |
Дело N А53-35306/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Центральный рынок" (ИНН 6154061886, ОГРН 1026102578215) - Мазуровой Е.А. (доверенность от 25.01.2022), от заинтересованного лица - Контрольно-счетной палаты города Таганрога (ИНН 6154142172, ОГРН 1166196050085) - Угрениновой Е.А. (доверенность от 05.08.2022), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центральный рынок" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А53-35306/2021, установил следующее.
ОАО общество "Центральный рынок" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Контрольно-счетной палате города Таганрога (далее - КСП) о признании незаконным Распоряжения от 21.09.2021 N 37 "О проведении контрольного мероприятия" с Программой контрольного мероприятия по проверке полноты и своевременности поступления в бюджет города Таганрога доходов в виде дивидендов по акциям общества, принадлежащим муниципальному образованию "Город Таганрог" (требование уточнено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 03.02.2022, оставленным без изменения постановлением от 04.05.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы тем, что установленный действующими нормативными правовыми актами порядок назначения контрольного мероприятия, а также совершения необходимых действий, связанных с его проведением, в частности, уведомлением объекта проверки о его проведении, КСП соблюден.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты, полагая, что судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного судебного акта. Общество полагает, что оспариваемое им Распоряжение КСП с приложенной к нему программой проверочных мероприятий, выходит за пределы полномочий КСП, а предмет проверки направлен на контроль несуществующей обязанности общества по выплате дивидендов. При этом в качестве обоснования заявленного требования общество указало, что общими собраниями акционеров приняты решения не выплачивать дивиденды в спорных периодах.
В отзыве на кассационную жалобу КСП просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мероприятиях по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества от 01.07.1992 N 721. Общество является правопреемником муниципального предприятия "Центральный рынок", на праве предшествующего правопреемства по приватизации. В соответствии с пунктом 2.2 Устава учредителем общества при приватизации являлся Комитет по управлению имуществом города Таганрога. Уставный капитал общества составляет 26 395 рублей и делится на 26 395 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая, выпущенных в бездокументарной форме (пункт 4.1. Устава). Доля участия муниципального образования "Город Таганрог" в уставном капитале общества (опосредовано через Комитет по управлению имуществом города Таганрога) составляет 25,2%.
Судебные инстПлан работы КСП на год утверждается председателем КСП в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому периоду. Общие принципы, правила и процедуры планирования работы КСП устанавливаются Регламентом и соответствующим Стандартом организации деятельности КСП (часть 2 статьи 11 Положения о Контрольно-счетной палате). Планирование деятельности КСП осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Городской Думы города Таганрога, предложений и запросов председателя Городской Думы - главы города Таганрога. Поручения Городской Думы города Таганрога, предложения и запросы председателя Городской Думы - главы города Таганрога представляются в КСП в письменной форме до 1 декабря года, предшествующего планируемому периоду, для рассмотрения председателем Контрольно-счетной палаты и включения в годовой план. В случае не включения в план поручения (предложения, запроса) направляется мотивированный отказ (часть 3 статьи 11 Положения о Контрольно-счетной палате.
Председатель Городской Думы - глава города Таганрога Титаренко И.Н. письмом от 27.11.2020 РК 60.10/1155 направил предложения для формирования плана работы КСП на 2021 год, при этом одним из предложений являлось проведение контрольного мероприятия "Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет города Таганрога доходов в виде дивидендов по акциям ОАО "Центральный рынок", принадлежащим муниципальному образованию "Город Таганрог". Предложения, содержавшиеся в письме председателя Городской Думы - главы города Таганрога включены в проект плана работы КСП города Таганрога на 2021 год. При этом пунктом 1.10 плана работы запланировано проведение в III - IV квартале 2021 года контрольного мероприятия "Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет города Таганрога доходов в виде дивидендов по акциям ОАО "Центральный рынок", принадлежащим муниципальному образованию "Город Таганрог".
Указанный проект плана работы рассмотрен на заседании Коллегии 28.12.2020 (протокол N 23, решение N 23.2) (выписка из протокола и копия решения в приложении).
План работы на 2021 год утвержден председателем КСП от 28.12.2020 приказом N 24 и размещен на официальном портале Администрации города Таганрога в сети Интернет в разделе КСП https://tagaNcity.ru/uploads/documeNts/ksp/plaN_KSP_2021 ot 19.10.21.pdf.
На основании пункта 1.10 плана работы на 2021 год Распоряжением председателя КСП от 21.09.2021 N 37 назначено проведение с 30.09.2021 по 29.10.2021 (включительно) проверки полноты и своевременности поступления в бюджет города Таганрога доходов в виде дивидендов по акциям общества, принадлежащим муниципальному образованию "Город Таганрог" за 2019, 2020 и текущий период 2021 года. Приложением к данному Распоряжению являлась программа контрольного мероприятия, разработанная руководителем проверки - аудитором Угрениновой Е.А.
В адрес общества поступило уведомление от 22.09.2021 N 198/к о проведении контрольного мероприятия "Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет города Таганрога доходов в виде дивидендов по акциям АО "Центральный рынок", принадлежащим муниципальному образованию "Город Таганрог" за 2019 год - текущий период 2020 года".
18 октября 2021 года проведение контрольного мероприятия приостановлено распоряжением председателя КСП города Таганрога от 18.10.2021 N 43, о чем заявителю направлено уведомление от 18.10.2021 N 212/к.
Полагая, что Распоряжение от 21.09.2021 N 37 с Программой контрольного мероприятия по проверке полноты и своевременности поступления в бюджет города Таганрога доходов в виде дивидендов по акциям АО "Центральный рынок", принадлежащим муниципальному образованию "Город Таганрог" является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, к установленным по делу обстоятельства правильно применив статью 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 41, абзац 6 статьи 42, часть 2 статьи 265, абзац 7 части 1 статьи 266.1, статью 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 3 части 1 статьи 16, часть 1 статьи 34, часть 2 статью 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), часть 2 статьи 3, пункт 1 части 4 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), судебные инстанции обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом суды исходили из следующего.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Законом N 6-ФЗ, Законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований. Этой норме корреспондирует часть 2 статьи 3 Закона N 6-ФЗ, в соответствии с которой контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно части 1 статьи 1 Положения "О контрольно-счетной палате города Таганрога", утвержденного решением городской Думы города Таганрога от 17.02.2014 N 631 "Об образовании Контрольно-счетной палаты города Таганрога" (далее - Положение) и размещенного на официальном портале администрации в сети интернет в разделе КСП, последняя является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля администрации, образуемым городской Думой города Таганрога и ей подотчетным.
Как указано в абзаце 7 части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами муниципального финансового контроля являются хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах, каковым и является общество.
Статьей 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органа внешнего муниципального финансового контроля по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля наряду с контролем за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета и контролем за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета и контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Законом N 6-ФЗ.
В силу пункта 1 части 4 статьи 9 Закона N 6-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся неналоговые доходы, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При этом согласно абзацу 6 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся в том числе доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что выплата или не выплата дивидендов акционерным обществом по акциям, находящимся в муниципальной собственности, влияет на доходную часть бюджета муниципального образования.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении, в том числе организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Установив, что общество образовано в ходе приватизации муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок", то есть на базе муниципального имущества; задачей приватизации и внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал, является повышение эффективности использования такого имущества; целью приватизации муниципального имущества является получение в доход бюджета муниципального образования прибыли в виде дивидендов по акциям, суды обоснованно указали, что публичный интерес муниципального образования, имеющего долю в уставном капитале хозяйственного общества, состоит в исполнении доходной части бюджета, в данной ситуации за счет такого неналогового поступления, как дивиденды.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что дивиденды по акциям общества, принадлежащим муниципальному образованию "Город Таганрог", относятся к доходам от использования муниципального имущества, а КСП является органом, осуществляющим муниципальный финансовый контроль в городе Таганроге. Следовательно, назначение и проведение проверки полноты и своевременности поступления в бюджет города Таганрога доходов в виде дивидендов по акциям общества, принадлежащим муниципальному образованию "Город Таганрог", относится к полномочиям КСП.
Суды учли, что решением Городской Думы города Таганрога от 24.12.2019 N 48 "О бюджете муниципального образования "Город Таганрог" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" запланированы неналоговые поступления в бюджет в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городу Таганрогу на 2020 год в объеме 709,8 тыс. рублей, на плановый период 2021 и 2022 годов - 713,1 тыс. рублей и 716 тыс. рублей, соответственно (размещено в открытом доступе на официальном портале Администрации города Таганрога в сети Интернет в разделе "Документы")
Согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов отнесены налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся, в частности, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, относятся, в том числе, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами (статья 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Общество, как хозяйственное общество с участием публично-правового образования в его уставном капитале, в силу статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является объектом государственного финансового контроля, а КСП как орган внешнего государственного финансового контроля наделена полномочиями по контролю за исполнением областного бюджета, в том числе его доходной части.
Таким образом, установив, что проведение проверки назначено в рамках законодательно предоставленных КСП полномочий, на основании плана работы КСП на 2020, 2021 годы и оформлено Распоряжением с приложением программы проверочных мероприятий; о начале проверки общество уведомлено надлежащим образом, знало о проведении проверки, ее сроке; правоотношения между КСП и обществом регулируются нормами публичного права; КСП запрашивает документы не как акционер, а как орган муниципального финансового контроля и в объеме, необходимом для проведения проверки, сделали правильный вывод о том, что оспариваемое обществом Распоряжение не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Судебные инстанции проверили доводы общества о том, что мероприятие по проверке финансово-хозяйственной деятельности общества не имеет отношения к исполнению городского бюджета, подменяет ревизионные функции акционеров, запрошенные КСП документы выходят за пределы предмет проверки исполнения бюджета города Таганрога, и не соответствуют цели проверки полномочиям КСП и дали им надлежащую правовую оценку. Получил надлежащую оценку судов и довод общества о полномочиях КСП.
При этом, учитывая заявленное обществом требование, установив, что уведомление от 22.09.2021 N 198/к о проведении контрольного мероприятия "Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет города Таганрога доходов в виде дивидендов по акциям АО "Центральный рынок" получено обществом 22.09.2021, а с заявлением об оспаривании Распоряжения от 21.09.2021 N 37 общество обратилось в суд 27.01.2022, судебные инстанции указали на пропуск срока на обращение в суд с указанным заявлением и отсутствие ходатайства о его восстановлении, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А53-35306/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов отнесены налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся, в частности, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, относятся, в том числе, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами (статья 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Общество, как хозяйственное общество с участием публично-правового образования в его уставном капитале, в силу статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является объектом государственного финансового контроля, а КСП как орган внешнего государственного финансового контроля наделена полномочиями по контролю за исполнением областного бюджета, в том числе его доходной части."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2022 г. N Ф08-8255/22 по делу N А53-35306/2021