Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
Арамильского
городского округа
от 11.01.2024 N 9
Муниципальная программа
"Социальная поддержка населения Арамильского городского округа до 2028 года"
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная программа "Социальная поддержка населения Арамильского городского округа до 2028 года"
Муниципальная программа "Социальная поддержка населения Арамильского городского округа до 2028 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с основными стратегическими документами в области социальной политики и в рамках полномочий органов местного самоуправления:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями");
- Закон Свердловской области от 09.10.2009 N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг";
- Закон Свердловской области от 19.11.2008 N 105-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг";
- Закон Свердловской области от 29.10.2007 N 135-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг";
- Закон Свердловской области от 21.12.2015 N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы";
- постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2014 N 23-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Доступная среда";
- постановление Правительства Свердловской области от 01.12.2009 N 1732-ПП "О Порядке предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг";
- постановление Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 5-ПП "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Порядка распределения субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не распределенных между местными бюджетами законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год";
- постановление Правительства Свердловской области от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761"
- постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации";
- постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 689-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению субъекта Российской Федерации";
- постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы, осуществляющих работу в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа";
- постановление Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 306-ПП "Об утверждении порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям Свердловской области";
- постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2027 года" (с изменениями и дополнениями);
- постановление Правительства Свердловской области от 07.11.2019 N 761-ПП "Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года" (с изменениями и дополнениями);
- Стратегия социально-экономического развития Арамильского городского округа на период до 2030 года, утвержденная Решением Думы Арамильского городского округа от 25.12.2018 N 47/1;
- постановление Администрации Арамильского городского округа от 20.01.2023 N 22 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета Арамильского городского округа социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, действующим на территории Арамильского городского округа".
Оказание мер социальной поддержки населению - полномочие регионального уровня.
Совместная работа Территориального Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 25 и Администрации Арамильского городского округа постоянно развивается, внедряются новые социальные технологии и методы оказания помощи нуждающимся гражданам.
Подпрограмма 1. Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения
Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты этого лица.
В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
На 25.09.2023 на территории Арамильского городского округа проживает 1 470 человек с группой инвалидности, в том числе:
- инвалидов-колясочников - 42 чел.;
- детей-инвалидов - 124 чел.;
- инвалидов с нарушением зрения - 35 чел.;
- инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата - 49 чел.;
- инвалидов с нарушением слуха - 32 чел.;
- инвалидов с детства - 97 чел.;
- инвалидов по общему заболеванию - 1 091 человек.
Наиболее уязвимыми при взаимодействии с городской средой жизнедеятельности являются инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (инвалиды-колясочники), инвалиды с дефектом органов зрения, инвалиды с дефектами органов слуха.
С учетом требований Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 (далее - Конвенция), а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - Международная классификация) доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Таким образом, важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности в части обеспечения доступности: в здания, в транспорт, школы, жилые дома, медицинские учреждения и др.; к информационным, коммуникационным и другим службам, включая электронные и экстренные службы.
В целях обеспечения доступности среды в Арамильском городском округе в 2020 - 2023 годах работа строилась в соответствии с мероприятиями подпрограммы "Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения в Арамильском городском округе" муниципальной программы "Социальная поддержка населения Арамильского городского округа до 2024 года", утвержденной постановлением Администрации Арамильского городского округа от 20.11.2019 N 727:
- активно велась работа по паспортизации приоритетных объектов;
- проведены мероприятия по созданию условий информационной и физической доступности: вновь построенные здания оборудованы пандусами, поручнями и перилами; элементами доступности оснащены учреждения культуры, административные здания, отдельные организации торговли и жилые дома.
Меры, предпринимаемые органами местного самоуправления Арамильского городского округа в предыдущие годы, не решили проблему доступности в полном объеме. Основной причиной этого стало отсутствие комплексного подхода к решению этой важнейшей социальной задачи.
Наиболее проблемным как в целом в Российской Федерации, так и в Арамильском городском округе, в частности, является то, что условия доступности обеспечиваются, главным образом, при строительстве новых объектов, а также устранение (в ходе нового строительства, реконструкции и ремонта) физических барьеров, мешающих доступности зданий.
Причинами этого являются:
1) высокая финансовая затратность мероприятий,
2) отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;
3) отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Необходимо, в первую очередь, оснастить (или реконструировать имеющееся оснащение) специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов следующие объекты социальной инфраструктуры:
- административные здания и сооружения;
- объекты культуры;
- объекты и учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты населения;
- объекты и сооружения транспортного обслуживания населения: объекты автомобильного транспорта, обслуживающие население, остановки всех видов транспорта.
Для создания инвалидам условий беспрепятственного доступа к физическому окружению предполагается использование следующих приспособлений и оборудования:
- визуальная и звуковая информация (вывески, таблички, электронные табло);
- оборудование санитарно-бытовых помещений;
- пандусы и поручни при входах в здания, у остановок маршрутных транспортных средств, мест высадки и посадки пассажиров;
- указатели мест бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки.
Проведение паспортизации приоритетных объектов осуществляется при согласовании с общественными организациями инвалидов в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" в целях формирования перечня конкретных мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
По результатам проведенной работы составлен реестр приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, разработаны планы мероприятий по адаптации и созданию условий доступности приоритетных объектов.
Кроме физической доступности инвалиды нуждаются также в преодолении психологических барьеров, создании благоприятного психологического климата в обществе, обеспечении доступа к информации.
С этой целью Администрацией Арамильского городского округа осуществляется тесное взаимодействие с Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 25. В еженедельном режиме в специальной рубрике газеты "Арамильские вести" осуществляется публикация различных информационных материалов для инвалидов, пенсионеров и других социальных групп населения. Аналогичные материалы размещаются также на официальном интернет-сайте Арамильского городского округа.
Открыт и успешно функционирует Арамильский филиал ГБУ Свердловской области "МФЦ" (далее - Центр), где максимально решен вопрос доступности как в сам Центр, так и к современным условиям контактирования с различными службами.
Обеспечена доступность детей-инвалидов к образовательным ресурсам. Создается доступная среда в учреждениях: объекты образования оснащаются приспособлениями и средствами, позволяющими обеспечить доступность образовательного объекта (подъемники, пандусы, санитарные комнаты, сенсорные комнаты и проч.):
- по состоянию на 01.09.2023 года в образовательных учреждениях обучается 269 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 58 - в детском саду, 211 - в школах) и 84 ребенка-инвалида (в школах - 58 детей, в детских садах - 26);
- детям, нуждающимся в особых образовательных программах, предоставляется такая возможность: в школах реализуются адаптированные программы. Программа разрабатывается индивидуально для ребенка на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида). Обучение осуществляется как в группах (классах коррекционной направленности), так и по индивидуальному учебному маршруту;
- по медицинским показаниям детям-инвалидам, детям с ОВЗ предоставляется возможность обучения индивидуально, в том числе - на дому. В 2022 - 2023 учебном году в такой форме обучалось 18 детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- с целью обеспечения условий физического развития такой категории детей приобретается специальное спортивное оборудование в детские сады;
- в учреждениях дополнительного образования организованы кружки и студии для детей с особыми образовательными потребностями;
- проводятся конкурсы для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья под общей темой "Мы можем всё!";
- детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется двухразовое бесплатное питание, бесплатные путевки в оздоровительные лагеря;
- детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность публичных выступлений, организовываются научно-практические конференции, где дети представляют и защищают свои проекты.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что формирование доступной среды для инвалидов в Арамильском городском округе находится на недостаточном уровне. Обеспечение доступности среды в Арамильском городском округе для людей с ограниченными возможностями здоровья достигается, главным образом, за счет создания условий в части обеспечения доступности к информационным, коммуникационным ресурсам, а также обеспечения доступности к социальным программам и социальным услугам. Наиболее "слабым местом" в создании доступной среды для инвалидов является обеспечение условий доступа в здания, в помещения жилых домов для инвалидов-колясочников и малоподвижных групп населения, а также не сформирована доступность дорог для инвалидов, включая оборудование пешеходных переходов, установку светофоров со звуковым сопровождением.
В рамках реализации Программы в части обеспечения доступности среды для инвалидов и маломобильных групп населения необходимо:
1) реализовать необходимые мероприятия по определению приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, выполнив обследование и паспортизацию этих объектов;
2) провести техническое обследование зданий на соответствие требованиям доступности с последующей инвентаризацией и паспортизацией объектов, и формированием карт доступности;
3) создать систему координации деятельности по преобразованию среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов и контроля за соблюдением нормативных требований по обеспечению их доступа к объектам социальной инфраструктуры;
4) организовать систему информационной поддержки деятельности по созданию условий для преобразования среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов;
5) определить объем необходимых средств для выполнения работ по доступности объектов, зданий, сооружений при строительстве новых и реконструкции существующих объектов;
6) разработать, апробировать и внедрить систему мониторинга потребностей инвалидов, их удовлетворенности качеством и количеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг;
7) осуществлять положительно зарекомендовавшие себя мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов;
8) создать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов средствами общественного и индивидуального транспорта, в том числе с помощью кресел-колясок;
9) осуществлять информационную поддержку деятельности по созданию условий для преобразования среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов;
10) обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и информации;
11) осуществлять мониторинг реализации программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Решение проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов позволит им иметь свободу выбора в реализации своих жизненных потребностей и осуществлении конституционных прав, что будет способствовать их полноценному участию в жизни Арамильского городского округа.
Подпрограмма 2. Поддержка деятельности общественных объединений, действующих на территории Арамильского городского округа, и отдельных категорий граждан
Общественные объединения сегодня - неотъемлемая часть общества, реальная движущая сила социальных преобразований современности. Их возрастающая роль в развитии и становлении гражданского общества требует от органов местного самоуправления дальнейшего совершенствования основных форм, методов и принципов взаимодействия с ними при решении вопросов местного значения. Общественные организации являются одним из способов реализации инициатив населения и играют важную роль в решении проблем местных сообществ. Во-первых, местные общественные объединения (организации) всех видов - это площадка широкого использования культурного потенциала жителей города для решения вопросов местного значения в тех сферах деятельности, где они работают. Во-вторых, существенный источник информации о проблемах и запросах жителей. В то же время местные общественные объединения могут быть средством доведения важной информации от органов местного самоуправления до населения. В-третьих, это важное средство разрешения выявленных проблем, самореализации гражданами собственных запросов.
На территории Арамильского городского округа в 2023 году осуществляет свою деятельность 13 общественных объединений (организаций), тесно взаимодействующих с Администрацией Арамильского городского округа:
1. Арамильская городская общественная организация инвалидов, сирот и членов семей погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны "Надежда" (далее - АГООИ "Надежда"). Статус организации - юридическое лицо.
2. Арамильское отделение Свердловской областной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров (далее - Совет ветеранов). Статус организации - юридическое лицо.
3. Местная мусульманская религиозная организация махалля "Изге Ил" (Благословенный край) Арамильского городского округа Свердловской области Регионального духовного управления мусульман Свердловской области (Екатеринбургский Муфтият) в составе Центрального духовного управления мусульман России (далее - МРО "Изге Ил"). Статус организации - юридическое лицо.
4. Свердловское региональное отделение Всероссийской организации "Союз добровольцев России" (далее - СРОО ВОО "Союз добровольцев России"). Статус организации - юридическое лицо.
5. Свердловская региональная общественная организация социальной поддержки населения "Патриоты Урала" (далее - СРОО СПН "Патриоты Урала"). Статус организации - юридическое лицо.
6. Хуторское казачье общество "Арамильская слобода" (далее - ХКО "Арамильская слобода"). Статус организации - юридическое лицо.
7. Свердловская региональная общественная организация "Армейская федерация самбо". Статус организации - юридическое лицо.
8. Автономная некоммерческая организация Спортивный клуб боевых единоборств Сысертского района Свердловской области "Максер" (далее - АНО СК "Максер"). Статус организации - юридическое лицо.
9. Автономная некоммерческая культурно-просветительская организация "Возрождение". Статус организации - юридическое лицо.
10. Автономная некоммерческая организация "Центр социальной поддержки граждан "Семейное тепло" (далее - АНО "Семейное тепло"). Статус организации - юридическое лицо.
11. Общественное движение мам, воспитывающих детей-инвалидов "Особый ребенок". Статус организации - не юридическое лицо.
12. Общественное движение "Моя большая семья". Статус организации - не юридическое лицо.
13. Арамильское отделение Екатеринбургской городской местной организации Всероссийского общества слепых (далее - ВОС). Статус организации - не юридическое лицо.
По направлениям деятельности вышеперечисленные организации представлены следующим образом:
- социальная направленность - ВОС, АГООИ "Надежда", Совет ветеранов, СРОО СПН "Патриоты Урала", "Особый ребенок", "Моя большая семья", АНО "Семейное тепло";
- организация досуга людей пожилого возраста - АГООИ "Надежда", Совет ветеранов, ВОС;
- патриотическая направленность - Совет ветеранов, СРОО СПН "Патриоты Урала", СРОО ВОО "Союз добровольцев России", Хуторское казачье общество "Арамильская слобода", Свердловская региональная общественная организация "Армейская федерация самбо";
- общественно - политическая деятельность - Совет ветеранов, СРОО СПН "Патриоты Урала", СРОО ВОО "Союз добровольцев России"; АГООИ "Надежда";
- культурно-национальная деятельность - МРО "Изге Ил", Хуторское казачье общество "Арамильская слобода";
- формирование здорового образа жизни - Свердловская региональная общественная организация "Армейская федерация самбо", АНО СК "Максер".
Опыт работы общественных организаций в Арамильском городском округе показывает, что по мере развития общественных объединений (организаций), общественного самоуправления формы и методы взаимодействия совершенствуются и приобретают системный характер, что оказывает положительное влияние на укрепление основ демократического гражданского общества.
Вместе с тем, в Арамильском городском округе, в сфере взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями (организациями) имеются проблемы:
- низкий профессиональный уровень представителей общественных объединений (организаций);
- отсутствие, среди населения города, престижа работы в негосударственных общественных объединениях (организациях),
- неустойчивая материальная база общественных объединений (организаций);
- недостаточная информированность населения о работе общественных объединений (организаций) и, как следствие, жители округа не так активно участвуют в работе и в жизни общественных организаций.
Решение проблем взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями (организациями) программным методом будет способствовать совершенствованию форм и методов работы, улучшению взаимодействия власти и общественных структур, осуществлению последовательной социально-ориентированной работы, повышению эффективности реализации планов.
В рамках реализации Программы в части поддержки деятельности общественных организаций необходимо:
1. Сохранить и развивать взаимодействие органов местного самоуправления Арамильского городского округа и общественных объединений (организаций) в Арамильском городском округе в реализации социально-значимых мероприятий (проектов);
2. Создать условия для реализации инновационных, интересных проектов общественных объединений (организаций) для Арамильского городского округа;
3. Создать условия для увеличения количества участников общественных объединений (организаций);
4. Внедрить разработанные механизмы материальной, методической и юридической поддержки деятельности общественных объединений (организаций);
5. Информировать население о работе общественных объединений (организаций).
Подпрограмма 3. Социальная поддержка населения в форме субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан-получателей мер социальной поддержки и условия предоставления этих мер определены федеральным и областным законодательством.
Меры социальной поддержки граждан, предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения населения денежными доходами. Использование этого инструмента, как следует из данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, способствует снижению численности населения Арамильского городского округа с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Отдел по начислению субсидий и компенсаций МКУ "Центр бухгалтерского сопровождения органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Арамильского городского округа" организует работу по предоставлению мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат:
1) компенсации отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Развитие системы социальной поддержки населения на период до 2028 года направлено на решение основных задач:
1) своевременное предоставление мер социальной поддержки;
2) совершенствование механизма предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
3) внедрение цифровой трансформации при предоставлении государственной услуги.
2. Основные цели и задачи, для решения которых принимается Муниципальная программа "Социальная поддержка населения Арамильского городского округа до 2028 года"
Программа представлена тремя подпрограммами, каждая из которых определяет цель, задачи, обеспечивающие ее достижение, а также целевые показатели реализации каждой из подпрограмм и Программы в целом.
Цели и задачи Программы, а также целевые показатели ее реализации представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Мероприятия по реализации Муниципальной программы "Социальная поддержка населения Арамильского городского округа до 2028 года"
В целях реализации Программы и выполнения поставленных задач разработан План мероприятий, приведенный в приложении N 3 к настоящей Программе.
Программа ориентирована на получение результатов и предполагает проведение мониторинга проводимых мероприятий, оценки хода ее выполнения и результатов по разработанным критериям (целевым показателям).
Реализация мероприятий Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Свердловской области и нормативными правовыми актами Арамильского городского округа.
Внесение изменений в Программу осуществляется во исполнение поручений Главы Арамильского городского округа, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.