Решение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2023 г. N АКПИ23-949
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Кузьмичева С.И.
при секретаре Буринской А.А.
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панова Владимира Петровича о признании частично недействующим пункта 26 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила), действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2023 г. N 1226.
Приложением N 2 к Правилам определен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В пункте 26 1 приложения N 2 к Правилам приведена формула 23 1, по которой определяется размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении в случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета.
Согласно данной формуле размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (P i рассчитывается как сумма произведения повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5 (K пов ), объема потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенного исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-ом жилом помещении (), компонента на холодную воду, являющегося составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение) (T ХВ ), и произведения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом помещении, рассчитываемого как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (), компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение) (T Т/Э ).
Абзацем четвертым пункта 26 1 приложения N 2 к Правилам предусмотрено, что в г. Москве величина повышающего коэффициента увеличивается на величину, установленную органами государственной власти г. Москвы, не превышающую 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию.
Панов В.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 26 1 приложения N 2 к Правилам в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению повышающего коэффициента, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 454, статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Полагает, что оспариваемое в части положение нормативного правового акта необоснованно повышает плату за коммунальную услугу, чем нарушает его права. В обоснование требования ссылается на применение этого положения к нему при рассмотрении судами гражданского дела о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение.
Административный ответчик - Правительство Российской Федерации поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 31 октября 2023 г. N 13800-П16-ДГ), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Административный истец Панов В.П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Кордюкова Е.А. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров с учетом положений части 9 данной статьи.
В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 ЖК РФ.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила.
Нормативный правовой акт опубликован 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 22, ст. 3168, 1 июня 2011 г. в "Российской газете", N 116.
Пунктом 26 1 приложение N 2 к Правилам дополнено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603, размещенном 30 июня 2016 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru), опубликованном 4 июля 2016 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 27 (часть III), ст. 4501.
Таким образом, Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие. Порядок принятия и опубликования Правил и нормативного правового акта, дополнившего их оспариваемой нормой, соблюден и не оспаривается административным истцом.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1 статьи 13).
Положения приведенного федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения (часть 2 статьи 5).
Данным федеральным законом предусмотрена обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды и электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги, и определение объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета.
Правила, утвержденные во исполнение статьи 157 ЖК РФ, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Абзац третий пункта 42 Правил, подлежащий применению в нормативном единстве с формулами 4 1 (подпункт "а 1" пункта 4 приложения N 2 к Правилам) и 23 1 (пункт 26 1 приложения N 2 к Правилам) - в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, закрепляет порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам определяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире или нежилом помещении) и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Предусмотренный пунктом 26 1 приложения N 2 к Правилам порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора с применением повышающего коэффициента в полной мере соответствует положениям части 1 статьи 157 ЖКРФ.
При этом указанный коэффициент не применяется в случае отсутствия технической возможности для установки приборов учета, а также в случае, если обязанность по установке приборов учета электроэнергии возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию).
Предоставление в действующей редакции оспариваемым в части пунктом органам государственной власти г. Москвы возможности увеличить размер повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг в г. Москве является дискреционным полномочием Правительства Российской Федерации и прав административного истца в обозначенном им аспекте не нарушает.
Статьи 454, 456 ГК РФ, на которые ссылается административный истец, не регулируют особенности определения размера платы за коммунальные услуги и порядок ее расчета и не содержат предписаний, с которыми положения оспариваемого в части пункта могли бы вступать в противоречие.
Федерального закона или иного акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующего отношения, связанные с расчетом размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не имеется.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием и принятыми в его отношении судебными актами. Вместе с тем проверка судебных актов не может быть осуществлена в рамках рассмотрения данного административного дела.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Панова Владимира Петровича о признании частично недействующим пункта 26 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда РФ |
О.Н. Нефедов |
Судьи Верховного Суда РФ |
B.C. Кириллов |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2023 г. N АКПИ23-949
Опубликование:
-
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2024 г. N АПЛ24-132 настоящее решение оставлено без изменения