Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Собрания депутатов
Катав-Ивановского муниципального района
от 20 октября 2022 г. N 290
Положение
об организации работы по опеке и попечительству в Катав-Ивановском муниципальном районе
Настоящее Положение об организации работы по опеке и попечительству в Катав-Ивановском муниципальном районе (далее - Положение) разработано на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Закона Челябинской области от 27.09.2007 N 202-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству", Закона Челябинской области от 23.08.2007 N 191-ЗО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Челябинской области", Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье", Устава Катав-Ивановского муниципального района и других нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности органов опеки и попечительства.
1. Понятия, применяемые в настоящем Положении
Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
ГРАЖДАНЕ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ (ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ) - недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, совершеннолетние дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
РЕБЕНОК - лицо в возрасте до 18 лет;
ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и интересов ребенка, обеспечивающих его полноценное физическое, психическое, нравственное и духовное развитие;
ДЕТИ-СИРОТЫ - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
ЛИЦА ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите;
БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИЙ - гражданин, который по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания;
НЕДЕЕСПОСОБНЫЙ - гражданин, признанный судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими;
ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫЙ - гражданин, ограниченный судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение;
ОПЕКА - форма устройства граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 14 лет, в целях защиты их прав и интересов;
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО - форма устройства граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет, в целях защиты их прав и интересов;
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) - приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях защиты их прав и интересов, в результате установления которой усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению;
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенного между уполномоченными органами и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
ОПРЕДЕЛЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЕ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях защиты их прав и интересов, при невозможности передать их на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью);
ПАТРОНАЖ - особая форма попечительства в виде регулярного (постоянного) оказания помощи в осуществлении и защите прав, исполнении обязанностей совершеннолетним дееспособным гражданам, нуждающимся в такой помощи по состоянию здоровья;
Иные формы устройства граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве), могут быть определены в соответствии с законодательством РФ и законодательством Челябинской области;
ОПЕКУНЫ И ПОПЕЧИТЕЛИ - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие опекунские или попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или признанных судом недееспособными;
ПОДОПЕЧНЫЕ - лица, в отношении которых установлена опека или попечительство.
2. Основные цели и задачи органов опеки и попечительства
1. Основной целью органов опеки и попечительства является всесторонняя защита прав и интересов граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве).
2. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
2.1. выявление, учет и избрание форм устройства граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве);
2.2. защита личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными);
2.3. контроль условий воспитания, образования и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2.4. контроль сохранности и управлением имущества граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2.5. надзор за деятельностью опекунов, попечителей;
2.6. реализация мер социальной поддержки граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве).
3. Органы опеки и попечительства Катав-Ивановского муниципального района
1. Органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Катав-Ивановском муниципальном районе (далее - органы опеки и попечительства), является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Катав-Ивановского муниципального района.
2. Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными (не полностью дееспособными), а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, возлагается на уполномоченную организацию "Управление социальной защиты населения Администрации Катав-Ивановского муниципального района" (далее - Управление), входящее в структуру администрации Катав-Ивановского муниципального района.
3. Управление взаимодействует с органами, службами и учреждениями, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимают участие в мероприятиях, осуществляемых органами опеки и попечительства по обеспечению прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке (попечительстве), а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
4. К органам, службам и учреждениям, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимают участие в мероприятиях, осуществляемых органами опеки и попечительства по обеспечению прав и интересов граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, относятся:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница г. Катав-Ивановск";
Управление образования администрации Катав-Ивановского муниципального района (далее - Управление образования) и образовательные учреждения;
органы управления и подразделения органов внутренних дел;
учреждения системы социальной защиты населения: муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения Катав-Ивановского муниципального района" (далее - КЦСОН); муниципальное казенное учреждение "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" Катав-Ивановского муниципального района (далее - Центр помощи детям); муниципальное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Катав-Ивановского муниципального района (далее - Центр);
иные органы, службы и учреждения.
4. Компетенция органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Катав-Ивановского муниципального района
1. К полномочиям администрации Катав-Ивановского муниципального района относятся:
1) утверждение муниципальных программ по вопросам опеки и попечительства;
2) обеспечение реализации муниципальных программ по вопросам опеки и попечительства;
3) координация работы по опеке и попечительству;
4) контроль за выполнением функций по опеке и попечительству Управлением;
5) издание постановлений и распоряжений в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными (не полностью дееспособными), - в части:
а) принятия решения о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;
6) принятия решения о назначении опекуна (попечителя) с его согласия, в том числе временно исполняющего обязанности (предварительная опека);
в) принятия решения об освобождении (отстранении) опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;
г) принятия решения о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении в психиатрическое или неврологическое учреждение;
д) выдачи разрешения на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества, в том числе обмену или дарению имущества, сдаче его внаем (аренду), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащего подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
б) издание постановлений и распоряжений в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, - в части:
а) принятия решения о назначении помощника с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж;
б) принятия решения об освобождении (отстранении) помощника от исполнения обязанностей;
7) издание постановлений и распоряжений в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в части:
а) временного исполнения обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе предварительной опеки (попечительства);
в) передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью;
г) принятия решения об освобождении (отстранении) опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей;
д) выдачи разрешения на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (аренду), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащего подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
е) выдачи согласия на заключение трудового договора с лицом, достигшим возраста 14 лет;
ж) выдачи разрешения на заключение трудового договора с лицом, не достигшим возраста 14 лет;
з) выдачи разрешения на раздельное проживание несовершеннолетнего с опекуном (попечителем);
8) издание постановлений и распоряжений в отношении несовершеннолетних, - в части:
а) выдачи предварительного разрешения на совершение сделок, в том числе отчуждения, недвижимого имущества, находящегося в собственности несовершеннолетнего, иного имущества несовершеннолетнего;
б) принятия решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (об эмансипации);
в) принятия решения о снижении брачного возраста;
г) принятия решения о самостоятельном (без сопровождения законных представителей) выезде несовершеннолетнего из Российской Федерации на срок свыше 3 месяцев;
д) принятия решения о немедленном отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
е) выдачи предварительного разрешения на изменение фамилии несовершеннолетнему.
5. Компетенция и функции Управления социальной защиты населения Администрации Катав-Ивановского муниципального района в сфере опеки и попечительства
Управление в соответствии с действующим законодательством осуществляет функции по опеке и попечительству в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными (не полностью дееспособными), а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, переданные в соответствии с Решением Собрания Катав-Ивановского муниципального района от 16 декабря 2021 года N 162 "О наделении Управления социальной защиты населения Администрации Катав-Ивановского муниципального района функциями по осуществлению государственных полномочий в сфере социальной защиты населения и решению вопросов местного значения с целью установления расходных обязательств Катав-Ивановского муниципального района".
6. Функции учреждений системы социальной защиты населения
1. КЦСОН содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, в учреждения социального обслуживания населения в части оказания консультативной помощи. Оказание консультативной помощи осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна (попечителя), другого законного представителя.
2. КЦСОН назначить уполномоченными по вопросу создания приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Катав-Ивановского муниципального района.
3. Центр помощи детям и Центр обеспечивают исполнение требований законодательства по содержанию, воспитанию и защите прав и интересов воспитанников.
4. Центр помощи детям реализует программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством Российской Федерации формах, в том числе адаптированных для лиц, желающих принять детей старшего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тренинговые (групповые) и индивидуальные формы подготовки, осуществляемые как на базе Учреждения, так и по месту проживания семьи.
5. Центр помощи детям осуществляет комплексное сопровождение замещающих семей.
6. Центр помощи детям организует постинтернатную адаптацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
7. Педагогические, медицинские, социальные работники и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, могут по поручению органов опеки и попечительства участвовать в осуществлении мероприятий по защите прав и интересов несовершеннолетних:
1) в подготовке документов, необходимых для установления социального статуса несовершеннолетнего;
2) в других мероприятиях, осуществляемых органами опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних.
7. Взаимодействие Управления социальной защиты населения Администрации Катав-Ивановского муниципального района с Управлением образования администрации Катав-Ивановского муниципального района и образовательными организациями
1. Управление при осуществлении функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних привлекает педагогических и других работников образовательных организаций к проведению мероприятий по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Управление образования и образовательные организации обеспечивают исполнение требований законодательства по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Должностные лица образовательных организаций, располагающие сведениями о выявленных детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также детях, находящихся в социально опасном положении, в обязательном порядке информируют органы опеки и попечительства.
4. Руководители образовательных учреждений, педагогические работники, социальные педагоги, психологи и другие специалисты образовательных учреждений, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию и образованию ребенка, участвуют по поручению органов опеки и попечительства в осуществлении мероприятий по защите прав и интересов несовершеннолетних:
1) в подготовке документов, необходимых для установления социального статуса несовершеннолетнего;
2) в проведении профилактической работы с неблагополучными семьями, в которых воспитываются несовершеннолетние; выявляют факты жестокого обращения с детьми;
3) в проведении обследования условий жизни и воспитания детей, родители которых не обеспечивают им надлежащее воспитание;
4) в других мероприятиях, осуществляемых органами опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних.
5. Социальные педагоги образовательных организаций:
1) оказывают помощь Управлению в выявлении лиц, желающих стать опекунами (попечителями) или усыновителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по запросу органов опеки и попечительства представляют информацию об учебе, поведении, занятости подопечных во внеурочное время, оказании различных видов помощи опекунам (попечителям), приемным родителям, проведении индивидуальной работы с подопечными, их опекунами (попечителями); изменении условий содержания, воспитания и проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях.
6. Сотрудники образовательных учреждений в необходимых случаях в соответствии с законодательством:
1) представляют по доверенности интересы несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях, в правоохранительных органах, суде и прокуратуре;
2) оказывают содействие специалистам отдела опеки и попечительства Управления в разрешении споров родителей по вопросам воспитания, определения места жительства детей (при раздельном проживании родителей), установления контактов ребенка с близкими родственниками, отобрания детей у родителей и других лиц, ограничения или лишения родительских прав, восстановления в родительских правах, а также консультируют опекунов (попечителей), приемных родителей по вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Педагогические работники Центра помощи детям и Центра могут:
1) посещать занятия воспитанников в образовательных организациях;
2) присутствовать на заседаниях педагогических советов, советов профилактики по вопросам, касающимся воспитанников;
3) участвовать в методической работе, организованной Управлением образования.
8. Взаимодействие Управления социальной защиты населения администрации Катав-Ивановского муниципального района с государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Районная больница г. Катав-Ивановск", органами управления и подразделениями органов внутренних дел, иными органами, службами и учреждениями.
Взаимодействие Управления социальной защиты при осуществлении функций по опеке и попечительству с ГБУЗ "Районная больница г. Катав-Ивановск", органами управления и подразделениями органов внутренних дел, иными органами, службами и учреждениями определяется действующим законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания депутатов Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области от 20 октября 2022 г. N 290 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.