Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты государственной программы Камчатского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Камчатском крае"
(далее - Программа)
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Программы
1. Вопросы повышения качества жизни населения, безусловно, входят в число приоритетных направлений региональной политики по формированию устойчивого социально-экономического развития, базирующегося на принципах сохранения хрупких северных экосистем и их биологического разнообразия, использования в первую очередь возобновляемых природных ресурсов, внедрения безотходных технологий и технологий замкнутого цикла.
В связи с этим, Правительством Камчатского края выстраивается принципиально новая экономическая политика, направленная на развитие неисчерпаемых, возобновляемых ресурсов, с учетом сохранения экосистемы полуострова. Камчатка должна стать модельным регионом, обеспечивающим экономику замкнутого цикла. Приоритет здесь - добыча и переработка рыбы, логистика и доставка грузов, туризм - сферы, которые могут на долгие годы обеспечить благополучие Камчатки, не будучи основанными на исчерпаемых ресурсах.
2. Главной целью и приоритетным направлением политики в сфере экологической безопасности является предотвращение загрязнения компонентов природной среды (почв, вод и атмосферы), ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности, обеспечение сохранности природных ландшафтов и биоразнообразия Камчатского края.
По результатам анализа основных экологических показателей экологическую ситуацию в Камчатском крае в целом можно оценить, как благоприятную для проживания населения. Так, в регионе отсутствуют населенные пункты с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Вода, поступающая из подземных источников централизованного питьевого водоснабжения, соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.
3. Основными источниками антропогенного загрязнения приземного слоя атмосферы в населенных пунктах Камчатского края являются предприятия топливно-энергетического комплекса и автотранспорт: на долю последнего в 2022 году, как и годом ранее пришлось порядка 40,0 процентов от суммарного фактического выброса загрязняющих веществ в атмосферу от всех учтенных источников загрязнения.
Доля городского населения, проживающего в городах Камчатского края с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, как и годом ранее, составляет 0 процентов от населения региона.
При этом в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, наблюдается уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 495 тонн (с 44246 тонн до 43751 тонны). Показатель интенсивности фактических выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, в расчете на 1 жителя Камчатского края, наоборот, увеличился и составил 151,5 кг (в 2021 году - 141,34 кг, в 2020 году - 124,5 кг).
Наблюдаемая тенденция снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при росте количества автотранспортных средств может быть объяснена и комплексом реализуемых Правительством Камчатского края программных мероприятий, таких как: развитие транспортной инфраструктуры; организация дорожного движения, в том числе улучшение качества дорожного покрытия, расширение параметров ряда магистральных улиц, ввод в эксплуатацию транспортных развязок; улучшением технических характеристик транспортных средств в части приобретения машин с двигателями евростандарта; повышение качества применяемого топлива; перевод, хотя пока и незначительной, части автотранспорта на природные источники энергии.
4. В поверхностные водные объекты Камчатского края в 2022 году было сброшено 119,91 млн м 3 сточных вод, что незначительно (0,53 процента) выше объема сброса, предшествующего 2021 года (119, 27 млн м 3).
Объем сброса сточных вод в природные поверхностные водные объекты практически не изменился по сравнению с показателями предыдущего года.
Основными источниками загрязнения водных объектов в Камчатском крае по-прежнему являются предприятия жилищно-коммунального и энергетического комплекса, на долю которых приходится более 60 процентов общего объема сброса сточных вод, требующих очистки и почти 60 процентов массы загрязняющих веществ от общего количества сброса загрязняющих веществ по краю.
5. Крупным объектом накопленного экологического ущерба в Камчатском крае является Козельский полигон захоронения пестицидов и ядохимикатов (далее - Полигон). Правительством Камчатского края проводится планомерная работа по его ликвидации и рекультивации. Так, во исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. от 13.11.2020 N ВА-П11-99пр сделано следующее:
1) в 2021 году разработана проектная документация по ликвидации и рекультивации Полигона (далее - проектная документация);
2) приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 09.06.2022 N 2078 по вышеуказанной проектной документации утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы;
3) проектная документация по ликвидации Полигона получила положительное заключение определения достоверности сметной стоимости от 14.10.2022 N 41-1-1-2-072767-2022 в Государственном автономном учреждении "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края";
4) с учетом полученных положительных заключений от всех определенных законодательством экспертиз Правительством Камчатского края письмом от 02.11.2022 N 01-03-16-5672 направлена комплектная заявка по установленной форме с приложением необходимых документов в Минприроды России на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Камчатского края на ликвидацию объекта негативного воздействия на окружающую среду Полигона в рамках федерального проекта "Генеральная уборка".
6. Ведущую роль в обеспечении устойчивости экологических систем и биосферы в целом играет биологическое разнообразие, которое также выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Надежно функционирующие экологические системы укрепляют устойчивость компонентов природной среды к негативным воздействиям и снижают ее уязвимость к природным и антропогенным катастрофам.
В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия в Камчатском крае проводится работа по развитию сети особо охраняемых природных территорий регионального значения.
7. В период 1970 - 1995 годов в Камчатском крае была создана многофункциональная сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) различных категорий, режима охраны и статуса, являющаяся и в настоящее время одной из значимых в стране. Специалисты оценивали ее как одну из наиболее результативных и эффективных региональных сетей ООПТ в стране, имеющую и в настоящее время решающее значение в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия региона, ключевых природных экосистем, в восстановлении и поддержании жизнеспособных популяций хозяйственно-ценных, редких и исчезающих видов животных и растений и среды их обитания.
В 2023 году сеть ООПТ Камчатского края включала 91 объект. При этом на 4 ООПТ федерального значения приходится 3,6 процентов, на 87 ООПТ регионального значения - 7,28 процентов территории края, что является достаточно высоким показателем.
Сеть ООПТ Камчатского края признана на международном уровне: шесть ООПТ разных категорий и статуса (Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник, Южно-Камчатский федеральный заказник имени Т.П. Шпиленка, природные парки "Быстринский", "Налычево", "Ключевской", "Южно-Камчатский"), занимающие в совокупности 3,79 млн га или 8,1 процентов площади земель Камчатского края (из 10,9 процентов от общей площади региона), включены в "Список Всемирного Культурного и Природного Наследия ЮНЕСКО" (номинация "Вулканы Камчатки"),
Смещение акцентов развития края в сторону всестороннего использования рекреационных ресурсов ООПТ позволит в полной мере реализовать в регионе новую экологическую повестку при осуществлении так называемого "зеленого" перехода в экономике, повысит имидж Камчатского края на международном уровне, а также будет способствовать устойчивому развитию и сохранению уникальной природы Дальнего Востока и Российской Федерации в целом.
8. Таким образом, на основании вышеизложенного, основными угрозами обеспечения экологической безопасности в Камчатском крае по-прежнему являются:
1) загрязнение природной среды при размещении отходов, проблема их утилизации, переработки хранения и захоронения;
2) наличие накопленного экологического ущерба в результате прошлой экономической деятельности и наличие экосистем, требующих экологической реабилитации;
3) неудовлетворительное качество питьевой воды, подаваемой в отдаленные населенные пункты Камчатского края. Загрязнение водных объектов полуострова из-за сброса неочищенных сточных вод, необходимость строительства новых и реконструкции действующих систем водоотведения и очистных сооружений;
4) загрязнение атмосферного воздуха, особенно Авачинской агломерации (г. Петропавловск-Камчатский - г. Елизово - ЗАТО Вилючинск);
5) необходимость развития системы ООПТ Камчатского края.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
9. Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в следующих стратегических документах:
1) Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
2) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
4) Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
5) Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 1458-р.
10. Настоящая Программа оказывает влияние на национальную цель развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" и ее целевой показатель, установленный Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", - ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.
11. Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений жителей Камчатского края и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
12. Основными приоритетами и целями в сфере сохранения биологического разнообразия являются:
1) формирование современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфере;
2) обеспечение долговременного сохранения природных экологических систем, видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира и местам их обитания;
3) повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия, формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, а также создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе ООПТ.
13. Основным приоритетом и целью государственной политики в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды является представление потребителям своевременной и достоверной гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также по эффективному и безопасному проведению работ, связанных с активными воздействиями на метеорологические процессы, на базе современной техники и технологий.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
14. Для достижения цели по повышению уровня экологической безопасности граждан, сохранению природных систем и рациональному использованию природных ресурсов Программой предусмотрены следующие задачи:
1) ликвидация объекта негативного воздействия на окружающую среду;
2) оценка цунамиопасности участка побережья Авачинского залива Тихоокеанского побережья Камчатского края от устья р. Халактырка до оз. Котельного;
3) внедрение Плана адаптации к изменениям климата Камчатского края;
4) реализация Плана мероприятий по исполнению Соглашения о взаимодействии от 27.07.2021 между Росгидрометом и Правительством Камчатского края;
5) реализация полномочий Камчатского края по ведению Красной книги Камчатского края, в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 14.04.2009 N 174-П "О Красной книге Камчатского края";
6) обеспечение охраны, регулирование использования ландшафтного и биологического разнообразия ООПТ регионального значения;
7) организация туризма на ООПТ регионального значения;
8) создание эффективной системы профилактики, предотвращения и реагирования на нарушения природоохранного законодательства;
9) расширение сырьевой базы для производства местных строительных материалов;
10) защита населения Камчатского края от негативного воздействия паводковых вод;
11) сохранение биологического разнообразия, обеспечение рационального использования и воспроизводства объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, и среды его обитания, в Камчатском крае.
15. Решение поставленных задач обеспечивается посредством реализации комплекса мероприятий, предусмотренных ведомственными проектами "Ликвидация объектов негативного воздействия на окружающую среду", "Комплексная оценка тенденций изменения климата в Камчатском крае, включая определение и оценку климатических рисков, а также потенциального возможного ущерба от их воздействия, с учетом региональных особенностей и в долгосрочной перспективе", "Охрана и использование охотничьих ресурсов и осуществление государственного охотничьего надзора" и комплексами процессных мероприятий:
1) осуществление государственного экологического мониторинга;
2) поддержка и развитие ООПТ регионального значения в Камчатском крае;
3) экологическое просвещение населения, формирование экологической культуры;
4) обеспечение реализации мероприятий по осуществлению государственного экологического надзора на территории Камчатского края;
5) воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых;
6) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Камчатского края;
7) сохранение биологического разнообразия, обеспечение рационального использования и воспроизводства объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, и среды его обитания, в Камчатском крае.
16. В рамках поставленных задач к 2030 году будут достигнуты следующие основные показатели:
1) ликвидирован объект негативного воздействия на окружающую среду (Полигон);
2) разработана карта цунамирайонирования Камчатского края;
3) установлены 3 автоматизированных гидрологических комплекса на реках Камчатского края (р. Палана (ГО "поселок Палана"), р. Энычаваям (СП "село Таловка"), р. Оклан (СП "село Оклан");
4) выпущен тираж третьего издания Красной книги Камчатского края;
5) проведено 1000 эколого-просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня экологических знаний и формирование экологической культуры населения Камчатского края;
6) в два раза увеличится количество посетителей региональных ООПТ и достигнет 50 тысяч человек;
7) прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийные материалы, строительный камень) категорий АВС1 + С2 составит 15 миллионов кубических метров;
8) протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления составит 8,5 километров;
9) доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности составит 36,6 процентов;
10) на территориях 5 населенных пунктов возведены защитные противопаводковые насыпи;
11) для 25 населенных пунктов Камчатского края определены и установлены границы зон затопления, подтопления;
12) доля площади охотничьих угодий, в отношении которых внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, к общей площади охотничьих угодий составит 100 процентов.
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
17. Приоритеты региональной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности направлены на достижение целей государственной политики, определенных в:
1) Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
2) Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П.
18. Программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В соответствии с указанной целью в Программе определена задача "Ликвидация объекта негативного воздействия на окружающую среду", в рамках которой запланировано к реализации мероприятие по ликвидации Полигона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.