Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 декабря 2023 г. N 03-07-07/120014
Вопрос: ИП, осуществляющий деятельность по оказанию услуг общественного питания (основной ОКВЭД - 56.10) и применяющий общую систему налогообложения, согласно абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ освобожден от уплаты НДС.
С 01.01.2024 применение льготы по НДС для организаций общепита возможно только при условии соблюдения ИП размера среднемесячных выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в 2023 г. и, соответственно, отражённых в расчёте по страховым взносам за 2023 г., на уровне не ниже размера начисленной заработной платы в субъекте РФ, в налоговые органы которого ИП представляет расчет по страховым взносам (Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
Размер среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ по виду экономической деятельности по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" определяется Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, на основании следующих федеральных статистических наблюдений:
1) Форма N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников"
2) Форма N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников".
3) Форма N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
4) Форма N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия".
На основании вышеуказанных статистических наблюдений, согласно Методике расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях и у ИП (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) (утв. Федеральной службой государственной статистики от 14 апреля 2016 г. N 188), расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени, что предусматривает использование при расчете средней численности работников списочного состава.
В то же время в письме Министерства Финансов РФ от 14 февраля 2023 г. N 03-07-07/12084 относительно размера среднемесячных выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, определяемого ИП и организациями для возможности применения льготы по НДС на основании абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, даны следующие разъяснения:
В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев предыдущего календарного года), определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Фактическое количество таких физических лиц определяется на основании расчета по страховым взносам, форма которого утверждена приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@, как количество физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры и в отношении которых в разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам показатели по строкам графы 150 "База для исчисления страховых взносов в пределах единой предельной величины" превышают в каждом месяце показатели по строкам графы 160 "в том числе по гражданско-правовым договорам ".
При этом показатель среднесписочной численности по итогам каждого отчетного и расчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев и календарного года), указываемый в титульном листе расчета по страховым взносам, для среднемесячного размера выплат, определяемого в соответствии с вышеуказанными абзацами подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не используется, поскольку данный показатель не отражает фактическую численность работников по итогам каждого месяца.
Таким образом, наблюдается расхождение методологий расчета среднемесячной заработной платы Федерального органа Государственной статистики (исходя из среднесписочной численности) и Минфина России (исходя из количества физических лиц, которым начислялись выплаты).
Вопрос:
- Можно ли использовать в качестве показателя, определяющего количество физических лиц, которым начислялись выплаты в соответствующем месяце, данные, указанные в строке "Среднесписочная численность (чел.)" расчета по страховым взносам?
- Если нельзя, то как ИП рассчитать среднемесячную заработную плату сотрудника, не отработавшего полную норму рабочего времени, установленного производственным календарем, используя расчет по страховым взносам, форма которого утверждена приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@, и в отношении которого в разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам показатели по строкам графы 150 "База для исчисления страховых взносов в пределах единой предельной величины" превышают в каждом месяце показатели по строкам графы 160 "в том числе по гражданско-правовым договорам"?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу определения среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, сообщает следующее.
На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 539-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 1 января 2024 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) при соблюдении ряда условий, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
Согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представлен расчет по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение), определяется путем деления средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений за указанный период на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам. Величина средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам, определяемой исходя из данных расчетов по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение), на показатель среднесписочной численности работников.
Таким образом, в целях применения с 1 января 2024 года освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного вышеуказанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, при определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, используется показатель среднесписочной численности работников, который указывается в титульном листе расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период, утвержденного приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях применения с 2024 г. оказывающими услуги общепита ИП освобождения от НДС при определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлиц, используется показатель среднесписочной численности работников, указываемый в титульном листе расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 декабря 2023 г. N 03-07-07/120014
Опубликование:
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 18 марта 2024 г. N 6