Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 декабря 2023 г. N 03-07-11/119805
Вопрос: Настоящим ООО (далее - Общество) просит в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ дать письменное разъяснение по вопросу налогообложения НДС операций по реализации лома и отходов черных металлов после внесения изменений в ОКВЭД 2 и ОКПД 2.
Приказом Росстандарта от 22.09.2023 N 917-ст с 1 ноября 2023 года вводятся Изменения 59/2023 в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 и Изменение 91/2023 ОКПД 2 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - Изменения).
Согласно Изменениям ОКВЭД 38.32.3 "Обработка отходов и лома черных металлов", будет переименована в "Утилизация лома и отходов черных металлов во вторичное сырье", ОКВЭД 38.32.4 "Обработка отходов и лома цветных металлов" будет переименована в "Утилизация отходов и лома цветных металлов во вторичное сырье", а все определения лома и отходы черных и (или) цветных металлов будут заменены на сырье вторичное. Так, например, "Лом и отходы стальные" заменены на "Сырье вторичное стальное", "Лом и отходы меди" заменено на "Сырье вторичное меди" и др.
В соответствии с действующим законодательством, при реализации лома и отходов черных и цветных металлов налоговая база определяется налоговыми агентами - покупателями металлолома (п. 8 ст. 161 НК РФ). Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ, или нет.
Продавец лома и отходов черных и цветных металлов, плательщик НДС, при реализации металлолома организации или предпринимателю налог не исчисляет. На договорную стоимость сдаваемого лома без НДС он выставляет счет-фактуру, указав в графе 7 "НДС исчисляется налоговым агентом", и регистрирует его в книге продаж (ст. 168 НК РФ).
В разд. 3 декларации по НДС операции по реализации металлолома Продавцами не отражаются, а отражаются в книге продаж и соответственно в разд. 9 налоговой декларации по НДС (Письмо ФНС России от 19.04.2018 N СД-4-3/7484@).
Покупатель металлолома исчисляет НДС по расчетной ставке 20/120 из договорной цены с учетом налога и, если является плательщиком НДС, принимает налог к вычету (ст. 171, 172 НК РФ, Письмо Минфина России от 06.03.2018 N 03-07-11/14162).
Просим разъяснить порядок исчисления и уплаты НДС в отношении сырья вторичного, содержащего черные и цветные металлы, после вступления в силу указанных выше изменений в ОКВЭД 2 и ОКПД 2.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации вторичного сырья, содержащего черные и цветные металлы, сообщает.
Согласно абзацу первому пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) лома и отходов черных и цветных металлов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом НДС. При этом налоговая база, указанная в абзаце первом данного пункта 8 статьи 161 Кодекса, определяется налоговыми агентами.
Пунктом 1 статьи 11 Кодекса предусмотрено, что понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Понятие лома и отходов черных и цветных металлов, в отношении операций по реализации которых налог на добавленную стоимость исчисляет их покупатель (получатель), Кодексом не предусмотрено.
В то же время статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что ломом и отходами цветных и (или) черных металлов признаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Учитывая изложенное, в случае если товары соответствуют понятию лома и отходов черных и цветных металлов, установленному вышеуказанным Федеральным законом, то при реализации этих товаров обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на налогового агента - покупателя таких товаров.
Одновременно отмечаем, что разъяснения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) к компетенции Минфина России не относятся.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если товары соответствуют понятию лома и отходов черных и цветных металлов, то при реализации этих товаров обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на покупателя.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 декабря 2023 г. N 03-07-11/119805
Опубликование:
-